Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Назарова О.Б. 1 Масленникова О.Е. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
В условиях информатизации всех сфер деятельности улучшение процессов жизненного цикла автоматизированных систем определяет функционирование любого предприятия и повышает важность формирования определенной компетентности выпускников вузов IТ-направлений. В статье представлен технологический уровень работ по реализации модели будущего аналитика, проектировщика, разработчика в области информационных систем на основе принципа преемственности в цепочке «компетенция – дисциплина – компетенция — дисциплина». Акцент в работе сделан на моделировании структуры и содержания «идеального» учебного плана по направлению «Прикладная информатика» для формирования соответствующих компетенций по видам деятельности (проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, аналитическая, научно-исследовательская) в течение всего периода обучения на основе принципа преемственности. Таким способом студент приобретает целостную картину, выходя на решение комплексных предметных задач своей будущей профессиональной деятельности.
преемственность дисциплин
фактор
ит-специалист в области информационных систем; образовательный стандарт
профессиональный стандарт
межпредметная координация.
1. Давлеткиреева Л.З., Махмутов М.М. Теоретические аспекты применения информационно-предметной среды для профессиональной подготовки будущих специалистов по информационным технологиям//Сибирский педагогический журнал. — 2009, № 5. — С. 78–91.
2. Давлеткиреева Л.З. Информационно-предметная среда в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в университете: монография /Л. З. Давлеткиреева; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО «Магнитогорский гос. ун-т». — Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т, 2008. — 141 с.
3. Каменева Г.А., Савва Л.И., Бондаренко Т.А., Каменева А.Е Реализация компетентностной парадигмы образования посредством внедрения проектного подхода в вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. — Т. 8. № 2. — С. 88–99.
4. Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г., Белоусова И.Д. К вопросу о формировании требований к результатам обучения IТ-специалистов в системе непрерывного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9672.
5. Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г. Исследование уровней формирования результатов обучения в системе профессионального образования Челябинской области / И.Г. Овчинникова, Л.В. Курзаева //Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России : сб. докладов по материалам Девятой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (31 октября — 1 ноября 2012 г.). – Кн. III. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2012. – С. 228–237.
6. Курзаева Л.В. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности будущих IТ-специалистов / Л.В. Курзаева, Л.И. Савва // Сибирский педагогический журнал. — Новосибирск, 2008. — № 7. — С. 53–63.
7. Курзаева Л.В. Инструменты сопряжения требований системы профессионального образования и рынка труда к конкурентоспособности ИТ-специалиста / Л.В. Курзаева // II Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании XXI века (ИТО-XXI)»: сборник научных трудов. Т. 1. – М.: НИЯУ «МИФИ», 2012. – С. 37 – 40.
8. Лисьев Г.А., Попова И.В. Технологии поддержки принятия решений
// Г.А. Лисьев, И.В. Попова. – М., 2011. – 133 с.
9. Петеляк В.Е. О некоторых системных недостатках программы подготовки инженерно-технических кадров в рамках объявленной политики модернизации страны // Современные проблемы науки и образования: материалы XLIX Внутривузовской науч. конф. преподавателей МаГУ; Министерство образования и науки Российской Федерации; ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» // Под ред. З. М. Уметбаева, П. Ю. Романова, Т. В. Саляевой. Магнитогорск: издательство Магнитогорского государственного университета, 2011. – С. 259–260.
10. Савва Л.И. Социализация студентов в профессиональном образовании: монография // Под ред. Л.И. Савва. – М.: Изд. дом Академии Естествознания, 2012. – 300 с.
11. Совершенствование системы информационно-аналитической поддержки научных исследований в высшей школе на основе технологии открытых систем / Гаврилова (Попова) И.В., Попова Е.В., Чернова Е.В., Зленко И.В. // Магнитогорск, 2010. – 121 с.
12. Чусавитин М.О., Чусавитина Г.Н., Курзаева Л.В. Разработка модели компетентности будущих учителей информатики и ИКТ в области обеспечения информационной безопасности // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 10-13. — С. 2991–2995.
13. Чусавитина Г.Н. Риски использования e-learning в процессе подготовки ИТ-специалистов / Г.Н. Чусавитина, Е.В. Зеркина, И.В. Попова // Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Прикладная информатика» на основе инновационных технологий и E-Learning III Российская научно-методическая конференция. 2007. – С. 264–271.

Стремительное развитие информационных технологий в части совершенствования процессов жизненного цикла автоматизированных систем (создание, внедрение, сопровождение) все больше определяет функционирование любого предприятия в целом и повышает значимость формирования требуемых компетенций у выпускника университета: общекультурных; общепрофессиональных и профессиональных, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом. Именно профессиональные компетенции определяют степень готовности IТ-специалиста по информационным системам выполнять те или иные виды трудовой деятельности, определенные профессиональным стандартом, разработанным в 2014 г. по инициативе Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) и представляющим с позиций работодателя набор профессиональных характеристик, на которые должны ориентироваться вузы при подготовке специалистов в указанной области [1, 2].

В настоящее время при организации образовательного процесса смоделирована, построена и успешно работает цепочка: «компетенция – дисциплина – компетенция – дисциплина», с одной стороны, а с другой — используются разнообразные интерактивные формы, методы и средства для проведения учебных занятий и организации самостоятельной работы студентов (метод CASEов, проектный метод, круглые столы, квазипрофессиональные задачи и др.) [3].

Обозначенные стороны образовательного процесса направлены на формирование той или иной компетенции у студента университета в рамках образовательной программы и реализуются в целом ряде дисциплин, предполагая их тесную взаимосвязь на основе преемственности: в учебном плане, в принципах постановки проектных задач, в различного рода практико-ориентированных занятиях, включая лабораторные и курсовые работы, учебные и производственные практики и т.п. Преемственность дисциплин во многом определяет полноту формирования требуемых компетенций, выступая одним из значимых факторов повышения эффективности как самого процесса формирования компетенций, так и образовательного процесса в целом [10]. При этом студент в процессе обучения приобретает целостную картину по ряду курсов, особенно специальных, выходя на решение комплексных предметных задач своей будущей профессиональной деятельности. Актуальность проблемы преемственности в построении учебных дисциплин образовательной программы для эффективного формирования компетенций IТ-специалиста вообще и в области информационных систем (ИС) в частности обусловлена:

1) возрастанием потребности инновационной экономики страны, социальной сферы, государственного управления в квалифицированных IТ-кадрах;

2) определением четких требований работодателей от государственных и частных структур к уровню готовности IТ-специалиста по информационным системам выполнять те или иные виды трудовой деятельности, отраженные в профессиональном стандарте;

3) повышением значимости участия работодателей в образовательном процессе для профессионального становления бакалавров и магистров;

4) необходимостью межпредметной координации в рамках образовательной программы [4, 5].

Современные социально-экономические условия требуют от вузов поиска новых способов и инструментов повышения эффективности работы образовательной организации (ОО). Профессиональное развитие бакалавров и магистров становится значимым фактором, так как повышение качества образования, с одной стороны, и конкурентоспособности выпускников российских образовательных организаций для новой «экономики знаний», с другой — становятся приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования. Потребность общества в опережающей направленности подготовки IТ-специалистов, способных решать профессиональные задачи в условиях информатизации всех сфер общества, сталкивается с недостаточной готовностью вузов к практической реализации данной функции. Следует констатировать, что социально-экономический заказ на подготовку IТ-специалистов, в том числе в области информационных систем, не может быть выполнен из-за недостаточного уровня их профессиональной компетентности [9].

Таким образом, цель исследования – демонстрация возможной реализации принципа преемственности как фактора повышения эффективности процесса формирования компетенций IТ-специалиста в области информационных систем через определение причин, влияющих на решение обозначенной проблемы.

В качестве рабочей гипотезы исследования было определено положение о том, что соблюдение принципа преемственности в построении учебных дисциплин для формирования компетенций IТ-специалиста в области информационных систем является значимым фактором эффективности этого процесса и реализуется в большей степени за счет управляющей роли образовательного стандарта и высокой квалификации профессорско-преподавательского состава.

Логика исследования предполагала проведение работ на следующих уровнях: теоретическом, моделирующем и технологическом.

Ключевыми позициями теоретического и моделирующего уровней стали следующие положения.

«Фактор» рассматривается как «возможность» (источник, средство, условие, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели отдельно взятого лица, общества в определенной области). Установлено, что педагогические возможности принципа преемственности в формировании компетенций IТ-специалиста в области информационных систем, степень его влияния на эффективность данного процесса заложены в образовательном стандарте, а результат в виде трудовых функций отражен в профессиональном стандарте. В рамках проводимого ранее исследования экспертами были определены такие факторы эффективности образовательного процесса, как: «Мониторинг (19,1%)», «Образовательные технологии (17,5%)», «ППС, обучающиеся (20,7%)», «Информационно-образовательная среда (ИОС) (15,9%)», а также «Преемственность дисциплин (26,6 %)». Именно последний из перечисленных факторов рассматривается нами в качестве ключевого, поскольку (это показала и экспертная оценка) преемственность в построении дисциплин во многом определяет полноту формирования требуемых компетенций по направлению подготовки и одновременно влияет как на сам процесс формирования компетенций, так и на образовательный процесс в целом.

В контексте данного исследования были установлены три основных направления реализации преемственности: через грамотно продуманную последовательность выстраивания в учебном плане (порядка изучения студентами) дисциплин направления подготовки в течение всего образовательного процесса; через содержание учебного материала, а также методы его изучения. При этом выдвигалось положение о том, что если преемственность рассматривается в узком конкретном контексте, в пределах какого-то одного звена (внутри курса, образовательной программы), то она проявляется в виде разного рода связей (межпредметная координация). Если рассматривают преемственность в обучении (содержании, формах, методах), то здесь она проявляется в виде общего дидактического или педагогического принципа, который предусматривает систематичность, последовательность, доступность, прочность, научность, осознанность подачи и освоения учебного материала.

Были также уточнены характерные признаки преемственности как дидактического принципа: 1) поступательность (последовательность) и согласованность содержания, форм и методов дидактического процесса на одном образовательном уровне в рамках образовательной программы (ОП); 2) поступательность и согласованность обучения на различных образовательных уровнях, что позволяет сохранить полноту сформированных профессиональных компетенций как результат предыдущего уровня образования и обеспечить возможность их дальнейшего развития.

В результате моделирующего этапа исследования была построена диаграмма причинно-следственных связей, цель которой определялась как «Преемственность в построении дисциплин».

Получены следующие результаты экспертной оценки. Для регулирования управляющих воздействий на преемственность в построении дисциплин с целью повышения эффективности процесса формирования компетенций IТ-специалиста в области информационных систем необходимо руководствоваться образовательным стандартом (28,12%), опираться на квалифицированный профессорско-преподавательский состав и достойный уровень подготовки обучающихся (20,31%), учитывать прописанные в профессиональном стандарте трудовые функции (18,75%), реализовывать межпредметную координацию (17,19%) с использованием информационно-образовательной среды (15,63%) [18].

Результаты технологического уровня исследования позволили продемонстрировать трансформацию нескольких профессиональных компетенций (ПК) будущего IТ-специалиста в области ИС по дисциплинам, изучаемым в ходе его подготовки в вузе.

Анализ профессионального стандарта специалиста по ИС и образовательного стандарта по направлению подготовки «Прикладная информатика» показал, что основная цель вида профессиональной деятельности, определенная в профессиональном стандарте, и область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата, представленная в образовательном стандарте, практически идентичны, а именно: выполнение работ по созданию, модификации, внедрению и сопровождению информационных систем. Этот факт только подтверждает тенденцию к сближению вузов и работодателей в части формирования единых требований, которые выливаются в перечень трудовых функций профессионального стандарта и набор профессиональных компетенций образовательного стандарта соответственно [6, 7, 8, 11].

Таким образом, учебный план по образовательной программе «Прикладная информатика» разработан с учетом такой последовательности дисциплин, которая позволит полностью сформировать соответствующие компетенции по видам деятельности (проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, аналитическая, научно-исследовательская) в течение всего периода обучения на основе принципа преемственности.

Примером успешной реализации цепочки «компетенция – дисциплина – компетенция – дисциплина» является «протягивание» профессиональных компетенций через различные дисциплины. Для наглядности были выбраны три компетенции из различных видов деятельности: проектной, производственно-технологической и аналитической, определенные образовательным стандартом (рис. 1). Авторы ставили своей целью продемонстрировать последовательность формирования способностей выпускника:

- проводить описание прикладных процессов и информационного обеспечения решения прикладных задач (ПК-7);

- осуществлять инсталляцию и настройку параметров программного обеспечения ИС (ПК-13);

- анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для создания и модификации ИС (ПК-22).

Рис. 1. Формирование профессиональных компетенций в дисциплинах образовательной программы

Важно, что формирование обозначенных компетенций должно осуществляться в рамках различных дисциплин в течение всего периода обучения, начиная с вводных курсов и заканчивая специальными дисциплинами.

Развитие работ на технологическом уровне требовало от авторов ответа на вопрос: «Каким образом возможно методически реализовать принцип преемственности на структурном и содержательном уровнях образовательного процесса?» Для этого были смоделированы структура и содержание «идеального» учебного плана по направлению «Прикладная информатика» для формирования соответствующих компетенций по видам деятельности (проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, аналитическая, научно-исследовательская) в течение всего периода обучения на основе принципа преемственности.

Остается открытым вопрос развития содержания компетенций от дисциплины к дисциплине, от одного уровня подготовки к другому [12, 13].

Организация и проведение педагогического эксперимента позволят использовать алгоритм создания «идеального» учебного плана и устанавливать содержательную преемственность дисциплин, тем самым повышая уровень профессионального развития бакалавров прикладной информатики.

В этом ключе предполагаются поиск и реализация механизмов решения следующих перспективных направлений: поддержка высокой учебной мотивации студентов, поощрение их активности и самостоятельности; расширение возможностей обучения и самообучения; отслеживание индивидуального прогресса обучающегося, достигнутого им в процессе получения образования; оценка его образовательных достижений. Это возможно за счет разработки специализированного информационного обеспечения образовательной среды, включающего электронное портфолио преподавателя и студента, электронные учебно-методические комплексы с использованием дистанционных образовательных технологий [6, 7, 12].


Библиографическая ссылка

Назарова О.Б., Масленникова О.Е. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25630 (дата обращения: 25.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074