Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REGIONAL STUDIES FOCUS ECOGEOGRAPHICAL EDUCATION AND TRAINING STUDENTS VERKHNEUSLONSKY MR RT

Vinogradov V.Y. 1 Tyurin A.V. 1 Gibadullin R.Z. 2
1 FSGFEI HPE Federal State Government-Funded Educational Institution of Higher Professional Education, Kazan national research technical university named after A.N. Tupolev - KAI
2 Kazan State Agrarian University
In this article we examined the organization of school local history, observations of students during extracurricular work on geography, determined the place of local history in the system of geographical natural science and its practical significance, studied experience of local history research in the area of the Republic of Tatarstan Verkhneuslonsky. As part of the eco-geographical regional studies of land it has great potential for the development of research competencies for education in a person responsible attitude to their native land, which is based on solid knowledge and moral guidelines. Regional studies for decades has traditionally been considered an important complex discipline dealing with all phenomena and objects surrounding a man with a very early age. Therefore, you should never neglect its capabilities to address the most important educational tasks – education and upbringing of the citizen.
natural-geographical area
research competence
education and training.

Важной составной частью системы образования является школьное образование как основа, определяющая дальнейшее обучение и воспитание молодого поколения. География относится к одной из тех наук, которые прошли длительный и сложный путь исторического развития. В современных условиях географическое образование представляет собой целостную систему естественных и общественных научных направлений, объединенных территориально-пространственным аспектом исследования.

Международная хартия географического образования, принятая Международным Географическим Союзом в 1992 году, обращает внимание на то, что «право на образование включает право на высокий уровень географического образования». В рекомендациях ЮНЕСКО по образованию в XXI веке география названа в числе четырех ключевых общечеловеческих областей знания наряду с философией, историей и иностранными языками.

В России в условиях модернизации образования должно уделяться большое внимание обновлению содержания и повышению качества школьного географического образования. В то же время не следует отказываться от богатого географо-образовательного наследия, которое новое поколение учителей получило от таких известных исследователей, как П.П. Семенов-Тянь-Шанский, А.И. Воейков, Л.С. Берг, А.С. Барков, В.В. Докучаев, Д.Н.Анучин, М.М. Голубчик, В.М. Гохман, Н.Н. Баранский, В.П. Максаковский, А.В. Даринский, Ю.Г. Саушкин, Н.Н. Колосовский, И.А. Ветвер, И.П. Герасимов, В.Т. Богучарсков, Н.С. Касимов и др. Актуальность проблемы и темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена возникновением такой образовательной ситуации, которая сформировалась на фоне регионализации и экологизации школьного образования. На преодоление экологического кризиса путем формирования экологического сознания через расширение сферы деятельности учащихся по изучению и сохранению окружающей среды своей местности акцентируют внимание многие современные педагоги и психологи, причем обращение к означенной проблематике отмечается достаточно давно. Так, на симпозиуме педагогов в Будапеште еще в 1976 г. среди целей экологического просвещения было определено: «Экологическое краеведение в процессе внеклассных занятий школьников», а в «Программе ООН по окружающей среде» от 1977 года один из принципов гласит: «использовать различные учебные условия и широкий диапазон педагогических подходов в образовании по вопросам окружающей среды и на этой основе строить практическую деятельность и непосредственный опыт». Еще через десятилетие в Москве в 1987 году на Международном конгрессе, проходившем под эгидой ЮНЕСКО-ЮНЕП, в числе задач стояла «разработка адаптированных к различным условиям учебных программ, дидактических материалов, руководств и пособий». На конференции в Рио-де-Жанейро (июнь 1992 г.) внимание вновь акцентируется на решение задач, направленных на формирование экологически подготовленной личности через вовлечение школьников в местные и региональные исследования состояния окружающей среды. Для этого странам было рекомендовано готовить кадры. Краеведческий материал наряду с наглядностью и отражением в местном материале глобальных географических процессов и явлений создает благодатную основу для воспитания любви к родной природе, земле, своему краю. С познания родных мест начинается любовь к Родине, так как она связывается с чувством любви к тому милому уголку земли, где ты родился, сделал первые шаги, начал познавать азбуку жизни. Куда бы ни забросила судьба человека, это чувство не покидает его. В своей основе краеведческий материал должен отражать типичные, характерные стороны природы, населения, хозяйства края, служит основой для формирования географического мышления. Чтобы люди ценили и любили природу, необходимо учить их этому с самого детства, со школьной скамьи, и в первую очередь на уроках географии и краеведения. Цель данной статьи обосновать методические подходы к эколого-географическому образованию и воспитанию учащихся на примере организации школьной краеведческой работы в Верхнеуслонском муниципальном районе РТ.

Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи:

  • изучить труды ученых-педагогов по выбранной проблематике, ознакомиться с опытом практикующих учителей, занимающихся организацией и руководством учебно- и научно-исследовательской работы учащихся;
  • выявить сущность и формы организации эколого-географического образования и воспитания школьников;
  • дать комплексную эколого-географическую характеристику Верхнеуслонского района Республики Татарстан как объекта школьного краеведческого исследования;
  • разработать и апробировать методические разработки тематических мероприятий по материалам краеведческой работы школьников в Верхнеуслонском муниципальном районе РТ.

Объектом исследования нами был определён учебно-воспитательный процесс в средних общеобразовательных учреждениях, предметом же исследования явился учебно-методический комплекс мер, направленных на эколого-географическое образование и воспитание школьников в рамках урочной и внеурочной краеведческой работы. Краеведение как знание о родных местах зародилось в далеком прошлом. У всех народов сведения о природе, истории передавались из поколения в поколение. Научно краеведение начало развиваться с середины XVIII века. Идея комплексного изучения своего края принадлежала М.В. Ломоносову, составившему и разославшему в разные регионы анкету с вопросами по экономике, географии, истории, культуре. На основе этих анкет Ломоносов издал труд «Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской Империи». С середины XVIII в. организуются академические экспедиции по изучению регионов страны, в результате чего появляются естественно-географические описания этих мест и труды, посвященные их истории. В этот период открываются начальные училища, а в 1788 г. выходит пакет документов о введении этого предмета в учебные заведения [1]. Своеобразным толчком к составлению краеведческих исторических трудов стало издание «Истории государства российского» Н.М. Карамзина. В начале XIX века получают распространение такие жанры, как описание путевых впечатлений, путеводители, очерки о памятниках старины. Появляются институты, университеты, научные общества, которые начинают проводить научные исследования, организуют экспедиции. От Герцена и декабристов пошла традиция участия политических ссыльных в изучении края своей ссылки. Позднее среди сосланных народников оказались организаторы научных экспедиций, периодических изданий, музеев (в основном в Сибири и на севере европейской части России). Много сделано для развития краеведения Русским географическим обществом. Под руководством П.П. Семенова-Тян-Шанского были подготовлены многотомные издания: «Географо-статистический словарь Российской Империи» и «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». На рубеже XIX–XX столетий получило распространение и само понятие «краеведение» (до 1917 г. – «родиноведение»).

К 1917 г. краеведение занимало немалое место в культурной и общественной жизни больших и малых городов. После Февральской революции многие краеведы проявили большую самоотверженность в спасении, охране и использовании памятников истории и культуры (особенно имений, частных коллекций). А затем они активно включились в краеведческую деятельность послереволюционных лет: организацию музеев, архивов, библиотек [1]. Отсутствие в Казани специального исследовательского учреждения не давало возможности развернуть работу в краеведческой сфере. В постановлении об организации ТНИИКС (Татарский научно-исследовательский институт культурного строительства), в частности, отмечалось, что остро стоит вопрос о необходимости усиления научно-исследовательской работы и в области культурного строительства. В составе научно-исследовательского учреждения планировалось открыть четыре отделения: а) педолого-педагогическое; б) по изучению местного края; в) языка, литературы и искусства; г) социалистического быта. Но как бы не развивалась система краеведческой исследовательской работы, существует справедливая уверенность, что включение регионального компонента образования позволяет активизировать эколого-краеведческую деятельность, влечет за собой создание авторских программ, отвечающих Государственному Стандарту образования, адаптированных для конкретной территории, отвечающих запросам учащихся. В общеобразовательной школе всестороннее познание своего края должно быть отражено в официальных программах школьных предметов, в том числе и географии. На основе такой программы в Республике Татарстан и может быть осуществлен региональный географический компонент. Основным итогом деятельности СКР стала долговременная программа «Краеведение», направленная на развитие краеведческой работы в России, и ряд целевых программ.

Перед современным краеведением стоят следующие задачи:

– изучение и охрана природы края;

– изучение истории и культуры края;

– выявление и охрана местных памятников культуры и старины;

– пропаганда знаний о крае;

– организация выставок, музеев, лекториев, экскурсий [1].

История показывает, что в России, начиная с XVIII века и до 20-х гг. ХХ века, отдельные экологические вопросы рассматривались в рамках преподавания естествознания. Затем информация экологического характера сообщалась школьникам в основном в связи с обучением их основам сельскохозяйственного производства. Начиная с 30-х гг., экологическое просвещение осуществлялось в процессе биологического образования школьников. С 80-х гг. формируется система собственно экологического образования школьников. В конце 90-х гг. под влиянием объективных факторов начались научные дискуссии о дальнейших стратегиях отечественного экологического образования, поиск нетрадиционных подходов [4,5,6]. Значение творческой, поисковой деятельности в реализации личностного потенциала школьников, в создании благоприятных условий для активной исследовательской деятельности учащихся как в школе на уроке, так и вне урока раскрывается в публикациях A.B. Усовой (1986) [5], Н.В. Добрецовой (1994) [4], Е.В. Шикова (1995) [7] и др. Для повышения результативности образования учителям необходимо постоянно находиться в поиске новых элементов в обучении и воспитании, улучшать содержательную и методическую составляющие педагогического процесса. Ознакомление учащихся с современным уровнем науки, приобщение к самостоятельному исследованию является важной задачей текущего этапа развития школы. Ученые отмечают, что имеющийся в настоящее время опыт организации и проведения исследовательской работы в образовательной системе России свидетельствует о позитивных возможностях дальнейшего развития и совершенствования этого вида учебной и учебно-профессиональной деятельности. При реализации краеведческого принципа в обучении исследовательский метод выступает как обязательный. В сельской школе имеется большая возможность для организации эколого-краеведческой исследовательской деятельности, так как в ближайшем окружении расположены различные природные и антропогенные ландшафты, поэтому нет необходимости организовывать специальные выезды, затрачивать на них отдельное время. Программы и пособия для изучения своего населенного пункта и района предполагается разрабатывать на местах силами учителей и учащихся, как условие выполнения школьной программы по географии [6]. Для решения этой задачи требуется использование приемов получения, оформления, представления результатов. Для использования приемов учащимся необходимо владеть специальными исследовательскими умениями. Однако, как отмечается в работе Сергеевой Н.В. «Эколого-краеведческое содержание учебной исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы», анализ литературы и беседы с учителями показали трудности в организации исследований в условиях сельской школы. Чтоб занятия не приняли форму получения готовой информации от учителя, необходимо пересмотреть подход к осуществлению учебного процесса, а именно – организовать получение знаний непосредственно из реальных источников информации с помощью специальных умений в условиях эколого-краеведческой деятельности. Умения и навыки, которыми овладевают учащиеся в процессе эколого-краеведческой деятельности, связаны с работой над различными источниками информации: архивными материалами, периодической печатью, литературными источниками, воспоминаниями старожилов, непосредственными наблюдениями, порой даже ощущениями. Не вызывает сомнений наличие у учителей потребности в дополнительных знаниях по проблеме организации эколого-краеведческих исследований. Трудности в организации исследований учащихся связаны с отсутствием учебно-методического обеспечения, которое нуждается в разработке и апробировании в условиях обновления содержания образования, с отсутствием знаний о системе управления мотивами изучения родного края [3,4,5,6]. По-прежнему актуальными остаются вопросы использования краеведческого принципа обучения в общеобразовательных учреждениях. Программы средней школы предлагают только направления эколого-краеведческой работы, а содержание, объем и формы изучения родного края каждый учитель определяет самостоятельно. В связи с тем, что при использовании краеведческого принципа исследовательский прием является основным, неизбежно возникает проблема конструирования содержания и способов эколого-краеведческой учебной исследовательской деятельности. Чтобы формирование исследовательских умений у учащихся осуществлялось эффективно, необходимо в процессе организации краеведческой деятельности обеспечить творческую, обучающую среду, актуализирующую, стимулирующую исследовательскую деятельность, вовлечь учащихся в краеведческую деятельность через систему исследовательских заданий на теоретических, практических занятиях и полевой практике. Кроме того, необходимо разработать и внедрить в краеведческую работу определенную систему дидактических условий, а дидактические средства обучения должны содержать теоретическую базу, диагностику уровня географических и экологических знаний.

Задачи: расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ, физкультуре; сформировать знания, умения, навыки в краеведческой работе; содействовать гармоничному развитию личности школьника; совершенствовать духовные и физические потребности; формировать жизненную самостоятельность и деловые качества; формирование гуманного отношения к окружающей среде; воспитание патриотизма, любви к родному краю; создать условия для социальной адаптации и профессионального самоопределения. Мы рассматриваем школьное краеведение как систему. Системный подход, наряду с педагогической эффективностью школьного краеведения, позволяет установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и методы его проведения. Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый педагогом в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества. В этой связи наиболее эффективными мы считаем такие формы краеведческой работы:

  • наблюдения учащихся за природными явлениями и процессами в своей местности;
  • природоведческие и производственные экскурсии;
  • индивидуальные занятия с учащимися по изучению и описанию природных и других объектов или сторон и особенностей;
  • организация работы учащихся с архивными документами, научными статьями, работами;
  • классные часы по краеведческим темам;
  • проведение полевых исследований;
  • встречи с местными и приглашенными краеведами, сотрудниками музеев.

В республике хорошо развита промышленность, функционируют крупные предприятия, плотность заселения высокая, вследствие этого велика техногенная нагрузка на окружающую среду. Без системной работы по экологическому надзору и обеспечению рационального природопользования мы потеряем все конкурентные преимущества и инвестиционную привлекательность республики, – заявил Минниханов Р.Н., Президент республики Татарстан. – Среда обитания занимает особое место и в принятой в республике Стратегии – 2030. Этот год в Татарстане объявлен Годом водоохранных зон. Татарстан – один из самых многоводных регионов в округе.

Заключение

В связи с вышесказанным в рамках школьного краеведения можно ставить интересные задачи по выработке экскурсионных маршрутов по своему муниципальному району, который весьма богат объектами и событиями. Все экскурсионные маршруты могут быть апробированы в своей работе школьниками и педагогами. Такие мероприятия способствуют сплочению детского коллектива, помогают педагогу сблизиться, и сдружиться с ребятами, научить и донести до школьников необходимые умения, знания, навыки в наиболее доступной форме, приобрести массу новых положительных эмоций и впечатлений. Они являются стимулом к дальнейшему изучению определенной темы, саморазвитию и самосовершенствованию.