Важной составной частью системы образования является школьное образование как основа, определяющая дальнейшее обучение и воспитание молодого поколения. География относится к одной из тех наук, которые прошли длительный и сложный путь исторического развития. В современных условиях географическое образование представляет собой целостную систему естественных и общественных научных направлений, объединенных территориально-пространственным аспектом исследования.
Международная хартия географического образования, принятая Международным Географическим Союзом в 1992 году, обращает внимание на то, что «право на образование включает право на высокий уровень географического образования». В рекомендациях ЮНЕСКО по образованию в XXI веке география названа в числе четырех ключевых общечеловеческих областей знания наряду с философией, историей и иностранными языками.
В России в условиях модернизации образования должно уделяться большое внимание обновлению содержания и повышению качества школьного географического образования. В то же время не следует отказываться от богатого географо-образовательного наследия, которое новое поколение учителей получило от таких известных исследователей, как П.П. Семенов-Тянь-Шанский, А.И. Воейков, Л.С. Берг, А.С. Барков, В.В. Докучаев, Д.Н.Анучин, М.М. Голубчик, В.М. Гохман, Н.Н. Баранский, В.П. Максаковский, А.В. Даринский, Ю.Г. Саушкин, Н.Н. Колосовский, И.А. Ветвер, И.П. Герасимов, В.Т. Богучарсков, Н.С. Касимов и др. Актуальность проблемы и темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена возникновением такой образовательной ситуации, которая сформировалась на фоне регионализации и экологизации школьного образования. На преодоление экологического кризиса путем формирования экологического сознания через расширение сферы деятельности учащихся по изучению и сохранению окружающей среды своей местности акцентируют внимание многие современные педагоги и психологи, причем обращение к означенной проблематике отмечается достаточно давно. Так, на симпозиуме педагогов в Будапеште еще в 1976 г. среди целей экологического просвещения было определено: «Экологическое краеведение в процессе внеклассных занятий школьников», а в «Программе ООН по окружающей среде» от 1977 года один из принципов гласит: «использовать различные учебные условия и широкий диапазон педагогических подходов в образовании по вопросам окружающей среды и на этой основе строить практическую деятельность и непосредственный опыт». Еще через десятилетие в Москве в 1987 году на Международном конгрессе, проходившем под эгидой ЮНЕСКО-ЮНЕП, в числе задач стояла «разработка адаптированных к различным условиям учебных программ, дидактических материалов, руководств и пособий». На конференции в Рио-де-Жанейро (июнь 1992 г.) внимание вновь акцентируется на решение задач, направленных на формирование экологически подготовленной личности через вовлечение школьников в местные и региональные исследования состояния окружающей среды. Для этого странам было рекомендовано готовить кадры. Краеведческий материал наряду с наглядностью и отражением в местном материале глобальных географических процессов и явлений создает благодатную основу для воспитания любви к родной природе, земле, своему краю. С познания родных мест начинается любовь к Родине, так как она связывается с чувством любви к тому милому уголку земли, где ты родился, сделал первые шаги, начал познавать азбуку жизни. Куда бы ни забросила судьба человека, это чувство не покидает его. В своей основе краеведческий материал должен отражать типичные, характерные стороны природы, населения, хозяйства края, служит основой для формирования географического мышления. Чтобы люди ценили и любили природу, необходимо учить их этому с самого детства, со школьной скамьи, и в первую очередь на уроках географии и краеведения. Цель данной статьи обосновать методические подходы к эколого-географическому образованию и воспитанию учащихся на примере организации школьной краеведческой работы в Верхнеуслонском муниципальном районе РТ.
Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи:
- изучить труды ученых-педагогов по выбранной проблематике, ознакомиться с опытом практикующих учителей, занимающихся организацией и руководством учебно- и научно-исследовательской работы учащихся;
- выявить сущность и формы организации эколого-географического образования и воспитания школьников;
- дать комплексную эколого-географическую характеристику Верхнеуслонского района Республики Татарстан как объекта школьного краеведческого исследования;
- разработать и апробировать методические разработки тематических мероприятий по материалам краеведческой работы школьников в Верхнеуслонском муниципальном районе РТ.
Объектом исследования нами был определён учебно-воспитательный процесс в средних общеобразовательных учреждениях, предметом же исследования явился учебно-методический комплекс мер, направленных на эколого-географическое образование и воспитание школьников в рамках урочной и внеурочной краеведческой работы. Краеведение как знание о родных местах зародилось в далеком прошлом. У всех народов сведения о природе, истории передавались из поколения в поколение. Научно краеведение начало развиваться с середины XVIII века. Идея комплексного изучения своего края принадлежала М.В. Ломоносову, составившему и разославшему в разные регионы анкету с вопросами по экономике, географии, истории, культуре. На основе этих анкет Ломоносов издал труд «Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской Империи». С середины XVIII в. организуются академические экспедиции по изучению регионов страны, в результате чего появляются естественно-географические описания этих мест и труды, посвященные их истории. В этот период открываются начальные училища, а в 1788 г. выходит пакет документов о введении этого предмета в учебные заведения [1]. Своеобразным толчком к составлению краеведческих исторических трудов стало издание «Истории государства российского» Н.М. Карамзина. В начале XIX века получают распространение такие жанры, как описание путевых впечатлений, путеводители, очерки о памятниках старины. Появляются институты, университеты, научные общества, которые начинают проводить научные исследования, организуют экспедиции. От Герцена и декабристов пошла традиция участия политических ссыльных в изучении края своей ссылки. Позднее среди сосланных народников оказались организаторы научных экспедиций, периодических изданий, музеев (в основном в Сибири и на севере европейской части России). Много сделано для развития краеведения Русским географическим обществом. Под руководством П.П. Семенова-Тян-Шанского были подготовлены многотомные издания: «Географо-статистический словарь Российской Империи» и «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». На рубеже XIX–XX столетий получило распространение и само понятие «краеведение» (до 1917 г. – «родиноведение»).
К 1917 г. краеведение занимало немалое место в культурной и общественной жизни больших и малых городов. После Февральской революции многие краеведы проявили большую самоотверженность в спасении, охране и использовании памятников истории и культуры (особенно имений, частных коллекций). А затем они активно включились в краеведческую деятельность послереволюционных лет: организацию музеев, архивов, библиотек [1]. Отсутствие в Казани специального исследовательского учреждения не давало возможности развернуть работу в краеведческой сфере. В постановлении об организации ТНИИКС (Татарский научно-исследовательский институт культурного строительства), в частности, отмечалось, что остро стоит вопрос о необходимости усиления научно-исследовательской работы и в области культурного строительства. В составе научно-исследовательского учреждения планировалось открыть четыре отделения: а) педолого-педагогическое; б) по изучению местного края; в) языка, литературы и искусства; г) социалистического быта. Но как бы не развивалась система краеведческой исследовательской работы, существует справедливая уверенность, что включение регионального компонента образования позволяет активизировать эколого-краеведческую деятельность, влечет за собой создание авторских программ, отвечающих Государственному Стандарту образования, адаптированных для конкретной территории, отвечающих запросам учащихся. В общеобразовательной школе всестороннее познание своего края должно быть отражено в официальных программах школьных предметов, в том числе и географии. На основе такой программы в Республике Татарстан и может быть осуществлен региональный географический компонент. Основным итогом деятельности СКР стала долговременная программа «Краеведение», направленная на развитие краеведческой работы в России, и ряд целевых программ.
Перед современным краеведением стоят следующие задачи:
– изучение и охрана природы края;
– изучение истории и культуры края;
– выявление и охрана местных памятников культуры и старины;
– пропаганда знаний о крае;
– организация выставок, музеев, лекториев, экскурсий [1].
История показывает, что в России, начиная с XVIII века и до 20-х гг. ХХ века, отдельные экологические вопросы рассматривались в рамках преподавания естествознания. Затем информация экологического характера сообщалась школьникам в основном в связи с обучением их основам сельскохозяйственного производства. Начиная с 30-х гг., экологическое просвещение осуществлялось в процессе биологического образования школьников. С 80-х гг. формируется система собственно экологического образования школьников. В конце 90-х гг. под влиянием объективных факторов начались научные дискуссии о дальнейших стратегиях отечественного экологического образования, поиск нетрадиционных подходов [4,5,6]. Значение творческой, поисковой деятельности в реализации личностного потенциала школьников, в создании благоприятных условий для активной исследовательской деятельности учащихся как в школе на уроке, так и вне урока раскрывается в публикациях A.B. Усовой (1986) [5], Н.В. Добрецовой (1994) [4], Е.В. Шикова (1995) [7] и др. Для повышения результативности образования учителям необходимо постоянно находиться в поиске новых элементов в обучении и воспитании, улучшать содержательную и методическую составляющие педагогического процесса. Ознакомление учащихся с современным уровнем науки, приобщение к самостоятельному исследованию является важной задачей текущего этапа развития школы. Ученые отмечают, что имеющийся в настоящее время опыт организации и проведения исследовательской работы в образовательной системе России свидетельствует о позитивных возможностях дальнейшего развития и совершенствования этого вида учебной и учебно-профессиональной деятельности. При реализации краеведческого принципа в обучении исследовательский метод выступает как обязательный. В сельской школе имеется большая возможность для организации эколого-краеведческой исследовательской деятельности, так как в ближайшем окружении расположены различные природные и антропогенные ландшафты, поэтому нет необходимости организовывать специальные выезды, затрачивать на них отдельное время. Программы и пособия для изучения своего населенного пункта и района предполагается разрабатывать на местах силами учителей и учащихся, как условие выполнения школьной программы по географии [6]. Для решения этой задачи требуется использование приемов получения, оформления, представления результатов. Для использования приемов учащимся необходимо владеть специальными исследовательскими умениями. Однако, как отмечается в работе Сергеевой Н.В. «Эколого-краеведческое содержание учебной исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы», анализ литературы и беседы с учителями показали трудности в организации исследований в условиях сельской школы. Чтоб занятия не приняли форму получения готовой информации от учителя, необходимо пересмотреть подход к осуществлению учебного процесса, а именно – организовать получение знаний непосредственно из реальных источников информации с помощью специальных умений в условиях эколого-краеведческой деятельности. Умения и навыки, которыми овладевают учащиеся в процессе эколого-краеведческой деятельности, связаны с работой над различными источниками информации: архивными материалами, периодической печатью, литературными источниками, воспоминаниями старожилов, непосредственными наблюдениями, порой даже ощущениями. Не вызывает сомнений наличие у учителей потребности в дополнительных знаниях по проблеме организации эколого-краеведческих исследований. Трудности в организации исследований учащихся связаны с отсутствием учебно-методического обеспечения, которое нуждается в разработке и апробировании в условиях обновления содержания образования, с отсутствием знаний о системе управления мотивами изучения родного края [3,4,5,6]. По-прежнему актуальными остаются вопросы использования краеведческого принципа обучения в общеобразовательных учреждениях. Программы средней школы предлагают только направления эколого-краеведческой работы, а содержание, объем и формы изучения родного края каждый учитель определяет самостоятельно. В связи с тем, что при использовании краеведческого принципа исследовательский прием является основным, неизбежно возникает проблема конструирования содержания и способов эколого-краеведческой учебной исследовательской деятельности. Чтобы формирование исследовательских умений у учащихся осуществлялось эффективно, необходимо в процессе организации краеведческой деятельности обеспечить творческую, обучающую среду, актуализирующую, стимулирующую исследовательскую деятельность, вовлечь учащихся в краеведческую деятельность через систему исследовательских заданий на теоретических, практических занятиях и полевой практике. Кроме того, необходимо разработать и внедрить в краеведческую работу определенную систему дидактических условий, а дидактические средства обучения должны содержать теоретическую базу, диагностику уровня географических и экологических знаний.
Задачи: расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ, физкультуре; сформировать знания, умения, навыки в краеведческой работе; содействовать гармоничному развитию личности школьника; совершенствовать духовные и физические потребности; формировать жизненную самостоятельность и деловые качества; формирование гуманного отношения к окружающей среде; воспитание патриотизма, любви к родному краю; создать условия для социальной адаптации и профессионального самоопределения. Мы рассматриваем школьное краеведение как систему. Системный подход, наряду с педагогической эффективностью школьного краеведения, позволяет установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и методы его проведения. Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый педагогом в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества. В этой связи наиболее эффективными мы считаем такие формы краеведческой работы:
- наблюдения учащихся за природными явлениями и процессами в своей местности;
- природоведческие и производственные экскурсии;
- индивидуальные занятия с учащимися по изучению и описанию природных и других объектов или сторон и особенностей;
- организация работы учащихся с архивными документами, научными статьями, работами;
- классные часы по краеведческим темам;
- проведение полевых исследований;
- встречи с местными и приглашенными краеведами, сотрудниками музеев.
В республике хорошо развита промышленность, функционируют крупные предприятия, плотность заселения высокая, вследствие этого велика техногенная нагрузка на окружающую среду. Без системной работы по экологическому надзору и обеспечению рационального природопользования мы потеряем все конкурентные преимущества и инвестиционную привлекательность республики, – заявил Минниханов Р.Н., Президент республики Татарстан. – Среда обитания занимает особое место и в принятой в республике Стратегии – 2030. Этот год в Татарстане объявлен Годом водоохранных зон. Татарстан – один из самых многоводных регионов в округе.
Заключение
В связи с вышесказанным в рамках школьного краеведения можно ставить интересные задачи по выработке экскурсионных маршрутов по своему муниципальному району, который весьма богат объектами и событиями. Все экскурсионные маршруты могут быть апробированы в своей работе школьниками и педагогами. Такие мероприятия способствуют сплочению детского коллектива, помогают педагогу сблизиться, и сдружиться с ребятами, научить и донести до школьников необходимые умения, знания, навыки в наиболее доступной форме, приобрести массу новых положительных эмоций и впечатлений. Они являются стимулом к дальнейшему изучению определенной темы, саморазвитию и самосовершенствованию.
Библиографическая ссылка
Виноградов В.Ю., Тюрин А.В., Гибадуллин Р.З. КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВЕРХНЕУСЛОНСКОГО МР РТ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25604 (дата обращения: 14.10.2024).