Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPING CHARACTERISTICS OF STUDENT’S COMPETITIVE PERSONALITY WHILE STUDYING AT HIGHER SCHOOL

Rakhuba L.F. 1 Petrusevich A.A. 2
1 Siberian State Automobile and Highway Academy
2 Omsk State Pedagogical University
Results of theoretical analysis of characteristics which contribute to student’s competitive personality and so are expedient to be developed are presented. A complex of such characteristics on the basis of investigating competitive specialist’s activity structure is defined. This complex includes two groups of characteristics, those providing an adequate interpersonal interaction in competitive environment, and those facilitating professional self development in this environment. In the article components of structural functional model of developing characteristics of student’s competitive personality in the process of studying humanities are shown. Results of experimental work on developing these characteristics are given. The data obtained prove the effectiveness of the model proposed.
competitive personality
characteristics of student’s competitive personality
development
self development
criteria
development model
studying process.

В настоящее время в связи с современными условиями, а также перспективами социально-экономического развития России, отраженными в положениях федеральных документов, составляющих нормативно-правовую базу развития российской системы высшего образования [6; 7; 9 и др.], в обществе и науке происходит переосмысление и трансформация требований к результатам профессиональной подготовки в вузах. Все чаще оценка ее качества связывается с обеспечением развития конкурентоспособной личности студента. Это обусловлено переходом Росси к рыночной модели экономики и развитием конкурентной профессиональной среды.

 В современных психолого-педагогических исследованиях наблюдается значительный интерес к проблеме развития у студентов качеств конкурентоспособной личности. Решение этой проблемы, по мнению ученых, может в целом способствовать повышению качества профессиональной вузовской подготовки и, в частности, может обеспечить реальную конкурентоспособность будущих специалистов.     

В современных исследованиях представлены различные классификации качеств конкурентоспособной личности, которые необходимо развивать у студентов в процессе обучения в вузе. Например, В.И. Андреев выделяет десять приоритетных, стержневых качеств личности, определяющих ее конкурентоспособность: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, лидерство, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту (успеху) и высокому качеству продукта своего труда [1].

Н.В. Корнейченко выделяет четыре группы качеств личности, обеспечивающих ее конкурентоспособность: 1) деловые качества; 2) качества, характеризующие отношение к другим людям; 3) качества, характеризующие отношение к жизни; 4) индивидуальные качества, повышающие самооценку [3]. По мнению Н.В. Третьяковой, конкурентоспособность, как свойство личности, обеспечивают индивидуальные личностные качества (твердость характера, инициативность, самостоятельность суждений и др.) и профессионально-задаваемые свойства (готовность к профессиональному риску, способность к самообразованию, умение рефлексировать и др.) [8].

В исследовательской литературе также ведется речь о способности личности к самоорганизации, профессиональной самоорганизации как основе ее конкурентоспособности [2]. Профессиональная самоорганизация при этом проявляется в умении личности осознанно и целенаправленно «самодостраивать» значимые составляющие структуры личности. Исследователи выделяют акмеологические составляющие личности конкурентоспособного специалиста (к примеру, нацеленность на саморазвитие, наличие персональной модели развития профессиональной карьеры и др.) [4]. В качестве условий, обеспечивающих конкурентоспособность личности, рассматриваются способность к саморегуляции, самообразованию и самосовершенствованию [5].

Таким образом, разнообразие взглядов на определение качеств конкурентоспособной личности свидетельствует о значительном интересе исследователей и об актуальности соответствующей научной проблемы. С учетом этого нами было проведено исследование, направленное на выделение комплекса качеств конкурентоспособной личности студента на основе анализа структуры деятельности конкурентоспособного специалиста.

В результате проведенного исследования нами были выделены две группы качеств конкурентоспособной личности, соответствующие структурным компонентам деятельности конкурентоспособного специалиста. К первой группе качеств были отнесены качества, обеспечивающие адекватное межличностное взаимодействие в конкурентной среде. Это достигается за счет социальной направленности в деятельности, способности эффективно действовать «относительно Других». Вторую группу составили качества, обеспечивающие профессиональное саморазвитие личности в конкурентной среде, которое достигается в процессе постановки и реализации разноуровневых целей профессионально-личностного саморазвития в данной среде. В этой связи наиболее значимые характеристики личности связаны с ее рефлексивностью, целеустремленностью, стремлением и способностью к саморазвитию, способностью к самоорганизации деятельности.

Поскольку профессионально-личностное становление человека представляет собой длительный и сложный процесс, который реализуется на протяжении всего профессионального пути человека, на этапе вузовской подготовки представляется целесообразным обеспечить ценностно-смысловую основу профессионального становления личности, приобретение и развитие ее субъектного опыта, развитие соответствующих умений учебной деятельности, что могло бы составить основу для саморазвития студента как конкурентоспособной личности, основу для саморазвития им качеств конкурентоспособной личности.

В рамках исследования педагогических условий развития качеств конкурентоспособной личности студента нами была разработана структурно-функциональная модель процесса развития конкурентоспособной личности студента в процессе изучения гуманитарных дисциплин. В состав модели вошли следующие взаимосвязанные компоненты:

- целевой, выполняющий ориентационную функцию, раскрывающий организационно-педагогические условия и конкретизирующий задачи обучения, направленного на развитие конкурентоспособной личности студента;

- содержательный, отражающий механизмы реализации педагогического потенциала гуманитарных дисциплин в развитии у студентов качеств конкурентоспособной личности;

- деятельностный, представляющий этапы организации процесса обучения на основе комплекса дидактических средств, способствующих развитию качеств конкурентоспособной личности студента;

- результативный, характеризующий проявления личности студента в обучении как результат процесса ее саморазвития.

В результате теоретического анализа мы пришли к выводу, что развитие у обучающегося качеств конкурентоспособной личности проявляется в том, что студент оказывается способным взять на себя ответственность за достижение своего определенного «качественного состояния», он готов осуществлять «здоровую самооценку» (Г.А. Цукерман), объективно оценивать и понимать «место» своего результата, достижения, с точки зрения его социальной ценности, в системе «социально-учебных» отношений («я среди других»). В процессе обучения такого студента характеризует стремление действовать осознанно и целенаправленно, ориентируясь на внешние требования к своей деятельности, на поставленные цели обучения. Его отличает стремление глубже понять ситуации учебного взаимодействия, готовность учитывать интересы и потребности партнера по учебному взаимодействию. Развитие конкурентоспособной личности в процессе обучения также характеризует способность и готовность обучающегося осуществлять самоуправление своей учебной активностью, распределенной во времени, для достижения долгосрочных целей обучения, целей саморазвития как конкурентоспособной личности.

С целью проверки разработанной модели процесса развития качеств конкурентоспособной личности студента была проведена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проводился мониторинг показателей развития у обучающихся соответствующих личностных качеств в процессе обучения. Результативность экспериментальной работы оценивалась на основе трех критериев (когнитивного, мотивационно-ценностного и операционально-деятельностного), позволяющих получить представление о динамике показателей разных сфер личности студента, о целостном процессе ее саморазвития (табл. 1).

Таблица 1    

Критерии и показатели развития качеств конкурентоспособной личности студента  

Критерии

Показатели

 
 

Когнитивный

Сформированность знаний, необходимых для саморазвития качеств конкурентоспособной личности.

 

Мотивационно-ценностный

Личностная значимость саморазвития качеств конкурентоспособной личности.

 

Операционально-деятельностный

Организация действий, направленных на саморазвитие качеств конкурентоспособной личности студента.

 

 

В ходе опытно-экспериментальной работы в процессе обучения обеспечивалась реализация следующих организационно-педагогических условий, необходимых для развития качеств конкурентоспособной личности студента: создание рефлексивной образовательной среды, моделирующей социальный контекст деятельности конкурентоспособной личности; деятельностно-ориентированный характер целей обучения, обеспечивающий возможность развития у студента опыта самоорганизации процесса личностного саморазвития, процесса достижения долгосрочных целей обучения; субъект-субъектные отношения преподавателя и обучающегося в общей целевой среде, создающие условия для саморазвития студентом опыта межличностного учебного взаимодействия; обеспечение информирующего характера контроля в обучении, поддерживающее автономность студента и способствующее развитию его субъектности в процессе обучения.   

Реализация организационно-педагогических условий, способствующих развитию у обучающихся качеств конкурентоспособной личности студента, осуществлялась посредством разработанного комплекса дидактических средств. Данный комплекс был представлен учебными ситуациями, специально организуемыми преподавателем в процессе учебного взаимодействия со студентами, а также соответствующими разноуровневыми учебными задачами и средствами контроля процесса и результата их решения. В ходе учебного взаимодействия студенты осуществляли всесторонний анализ данных учебных ситуаций, что обеспечивало возможность их саморазвития как субъектов межличностного учебного взаимодействия, субъектов профессионально-личностного саморазвития.

В результате проведенной опытно-экспериментальной работы были получены данные, отражающие уровни развития качеств конкурентоспособной личности студента у обучающихся контрольных и экспериментальных групп (табл. 2).

Таблица 2

Динамика развития у обучающихся качеств конкурентоспособной личности студента в опытно-экспериментальной работе 

 

Группы

Высокий уровень,

% студентов

Средний уровень,

% студентов

Низкий уровень,

% студентов

Начало

 ОЭР

Конец

ОЭР

Начало

ОЭР

Конец

ОЭР

Начало

ОЭР

Конец

ОЭР

Когнитивный критерий

КГ

5

15

45

55

50

30

ЭГ

5

45

40

55

55

0

Мотивационно-ценностный критерий

КГ

5

5

45

55

50

40

ЭГ

5

35

50

55

45

10

Операционально-деятельностный критерий

КГ

0

15

45

40

55

45

ЭГ

0

45

55

55

45

0

 

Сравнительный анализ полученных данных по когнитивному критерию показывает, что в ходе опытно-экспериментальной работы в экспериментальных группах произошел более значительный (от 30 до 50%) рост количества студентов с высоким уровнем знаний, необходимых для саморазвития конкурентоспособной личности. При этом в экспериментальных группах, в отличие от контрольных групп, к концу эксперимента наблюдалось отсутствие студентов с низким уровнем знаний о конкурентоспособности личности. Снижение количества студентов с низким уровнем знаний в экспериментальных группах составило в среднем 55%. Изменения, наблюдаемые в контрольных группах, состояли в менее выраженном увеличении доли студентов со средним (на 20%) и высоким (на 10%) уровнем знаний, а также в менее значительном (от 10 до 30%) снижении доли студентов с низким уровнем знаний, необходимых для саморазвития конкурентоспособной личности.

Полученные в ходе мониторинга данные также показывают, что в конце эксперимента в экспериментальных группах значительно снизилась доля студентов с низким уровнем выраженности личностной значимости саморазвития качеств конкурентоспособной личности, в среднем на 35%. В контрольных группах соответствующее снижение составило 10%. В экспериментальных группах, в отличие от контрольных групп, наблюдался рост количества студентов с высоким уровнем исследуемого показателя. В контрольных группах количество обучающихся с высоким уровнем выраженности данного показателя не изменилось.

Данные, полученные в ходе исследования по операционально-деятельностному критерию, свидетельствуют о том, что в экспериментальных группах к концу эксперимента наблюдалось более значительное количество обучающихся со средним и высоким уровнем выраженности исследуемых показателей, чем в контрольных группах. Рост количества этих студентов в экспериментальных группах произошел за счет значительного снижения доли обучающихся с низким уровнем проявления качеств конкурентоспособной личности студента в обучении. В контрольных группах заметна менее выраженная положительная динамика данных показателей.

Сравнивая представленные данные, можно сделать вывод, что в целом положительная динамика показателей развития качеств конкурентоспособной личности оказалась выраженной в большей степени у студентов, обучавшихся в условиях специального педагогического воздействия. В целом проведенный эксперимент показал, что студенты экспериментальных групп в большей степени, по сравнению с обучающимися контрольных групп, начали осознавать и реализовывать действия, направленные на развитие качеств конкурентоспособной личности студента в процессе обучения. Это проявилось, в частности, в том, что они начали самостоятельно действовать более адекватно в ситуациях учебного взаимодействия, в большей степени ориентироваться на партнера по учебному взаимодействию, более адекватно и целенаправленно организовывать свою учебную деятельность, проявлять большую степень активности и инициативности в процессе обучения, направленность на развитие себя как конкурентоспособной личности.

На основании представленных результатов исследования нами был сделан вывод о результативности разработанной модели процесса развития качеств конкурентоспособной личности студента в процессе изучения гуманитарных дисциплин.