В настоящее время в связи с современными условиями, а также перспективами социально-экономического развития России, отраженными в положениях федеральных документов, составляющих нормативно-правовую базу развития российской системы высшего образования [6; 7; 9 и др.], в обществе и науке происходит переосмысление и трансформация требований к результатам профессиональной подготовки в вузах. Все чаще оценка ее качества связывается с обеспечением развития конкурентоспособной личности студента. Это обусловлено переходом Росси к рыночной модели экономики и развитием конкурентной профессиональной среды.
В современных психолого-педагогических исследованиях наблюдается значительный интерес к проблеме развития у студентов качеств конкурентоспособной личности. Решение этой проблемы, по мнению ученых, может в целом способствовать повышению качества профессиональной вузовской подготовки и, в частности, может обеспечить реальную конкурентоспособность будущих специалистов.
В современных исследованиях представлены различные классификации качеств конкурентоспособной личности, которые необходимо развивать у студентов в процессе обучения в вузе. Например, В.И. Андреев выделяет десять приоритетных, стержневых качеств личности, определяющих ее конкурентоспособность: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, лидерство, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту (успеху) и высокому качеству продукта своего труда [1].
Н.В. Корнейченко выделяет четыре группы качеств личности, обеспечивающих ее конкурентоспособность: 1) деловые качества; 2) качества, характеризующие отношение к другим людям; 3) качества, характеризующие отношение к жизни; 4) индивидуальные качества, повышающие самооценку [3]. По мнению Н.В. Третьяковой, конкурентоспособность, как свойство личности, обеспечивают индивидуальные личностные качества (твердость характера, инициативность, самостоятельность суждений и др.) и профессионально-задаваемые свойства (готовность к профессиональному риску, способность к самообразованию, умение рефлексировать и др.) [8].
В исследовательской литературе также ведется речь о способности личности к самоорганизации, профессиональной самоорганизации как основе ее конкурентоспособности [2]. Профессиональная самоорганизация при этом проявляется в умении личности осознанно и целенаправленно «самодостраивать» значимые составляющие структуры личности. Исследователи выделяют акмеологические составляющие личности конкурентоспособного специалиста (к примеру, нацеленность на саморазвитие, наличие персональной модели развития профессиональной карьеры и др.) [4]. В качестве условий, обеспечивающих конкурентоспособность личности, рассматриваются способность к саморегуляции, самообразованию и самосовершенствованию [5].
Таким образом, разнообразие взглядов на определение качеств конкурентоспособной личности свидетельствует о значительном интересе исследователей и об актуальности соответствующей научной проблемы. С учетом этого нами было проведено исследование, направленное на выделение комплекса качеств конкурентоспособной личности студента на основе анализа структуры деятельности конкурентоспособного специалиста.
В результате проведенного исследования нами были выделены две группы качеств конкурентоспособной личности, соответствующие структурным компонентам деятельности конкурентоспособного специалиста. К первой группе качеств были отнесены качества, обеспечивающие адекватное межличностное взаимодействие в конкурентной среде. Это достигается за счет социальной направленности в деятельности, способности эффективно действовать «относительно Других». Вторую группу составили качества, обеспечивающие профессиональное саморазвитие личности в конкурентной среде, которое достигается в процессе постановки и реализации разноуровневых целей профессионально-личностного саморазвития в данной среде. В этой связи наиболее значимые характеристики личности связаны с ее рефлексивностью, целеустремленностью, стремлением и способностью к саморазвитию, способностью к самоорганизации деятельности.
Поскольку профессионально-личностное становление человека представляет собой длительный и сложный процесс, который реализуется на протяжении всего профессионального пути человека, на этапе вузовской подготовки представляется целесообразным обеспечить ценностно-смысловую основу профессионального становления личности, приобретение и развитие ее субъектного опыта, развитие соответствующих умений учебной деятельности, что могло бы составить основу для саморазвития студента как конкурентоспособной личности, основу для саморазвития им качеств конкурентоспособной личности.
В рамках исследования педагогических условий развития качеств конкурентоспособной личности студента нами была разработана структурно-функциональная модель процесса развития конкурентоспособной личности студента в процессе изучения гуманитарных дисциплин. В состав модели вошли следующие взаимосвязанные компоненты:
- целевой, выполняющий ориентационную функцию, раскрывающий организационно-педагогические условия и конкретизирующий задачи обучения, направленного на развитие конкурентоспособной личности студента;
- содержательный, отражающий механизмы реализации педагогического потенциала гуманитарных дисциплин в развитии у студентов качеств конкурентоспособной личности;
- деятельностный, представляющий этапы организации процесса обучения на основе комплекса дидактических средств, способствующих развитию качеств конкурентоспособной личности студента;
- результативный, характеризующий проявления личности студента в обучении как результат процесса ее саморазвития.
В результате теоретического анализа мы пришли к выводу, что развитие у обучающегося качеств конкурентоспособной личности проявляется в том, что студент оказывается способным взять на себя ответственность за достижение своего определенного «качественного состояния», он готов осуществлять «здоровую самооценку» (Г.А. Цукерман), объективно оценивать и понимать «место» своего результата, достижения, с точки зрения его социальной ценности, в системе «социально-учебных» отношений («я среди других»). В процессе обучения такого студента характеризует стремление действовать осознанно и целенаправленно, ориентируясь на внешние требования к своей деятельности, на поставленные цели обучения. Его отличает стремление глубже понять ситуации учебного взаимодействия, готовность учитывать интересы и потребности партнера по учебному взаимодействию. Развитие конкурентоспособной личности в процессе обучения также характеризует способность и готовность обучающегося осуществлять самоуправление своей учебной активностью, распределенной во времени, для достижения долгосрочных целей обучения, целей саморазвития как конкурентоспособной личности.
С целью проверки разработанной модели процесса развития качеств конкурентоспособной личности студента была проведена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проводился мониторинг показателей развития у обучающихся соответствующих личностных качеств в процессе обучения. Результативность экспериментальной работы оценивалась на основе трех критериев (когнитивного, мотивационно-ценностного и операционально-деятельностного), позволяющих получить представление о динамике показателей разных сфер личности студента, о целостном процессе ее саморазвития (табл. 1).
Таблица 1
Критерии и показатели развития качеств конкурентоспособной личности студента
Критерии |
Показатели |
|
Когнитивный |
Сформированность знаний, необходимых для саморазвития качеств конкурентоспособной личности. |
|
Мотивационно-ценностный |
Личностная значимость саморазвития качеств конкурентоспособной личности. |
|
Операционально-деятельностный |
Организация действий, направленных на саморазвитие качеств конкурентоспособной личности студента. |
В ходе опытно-экспериментальной работы в процессе обучения обеспечивалась реализация следующих организационно-педагогических условий, необходимых для развития качеств конкурентоспособной личности студента: создание рефлексивной образовательной среды, моделирующей социальный контекст деятельности конкурентоспособной личности; деятельностно-ориентированный характер целей обучения, обеспечивающий возможность развития у студента опыта самоорганизации процесса личностного саморазвития, процесса достижения долгосрочных целей обучения; субъект-субъектные отношения преподавателя и обучающегося в общей целевой среде, создающие условия для саморазвития студентом опыта межличностного учебного взаимодействия; обеспечение информирующего характера контроля в обучении, поддерживающее автономность студента и способствующее развитию его субъектности в процессе обучения.
Реализация организационно-педагогических условий, способствующих развитию у обучающихся качеств конкурентоспособной личности студента, осуществлялась посредством разработанного комплекса дидактических средств. Данный комплекс был представлен учебными ситуациями, специально организуемыми преподавателем в процессе учебного взаимодействия со студентами, а также соответствующими разноуровневыми учебными задачами и средствами контроля процесса и результата их решения. В ходе учебного взаимодействия студенты осуществляли всесторонний анализ данных учебных ситуаций, что обеспечивало возможность их саморазвития как субъектов межличностного учебного взаимодействия, субъектов профессионально-личностного саморазвития.
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы были получены данные, отражающие уровни развития качеств конкурентоспособной личности студента у обучающихся контрольных и экспериментальных групп (табл. 2).
Таблица 2
Динамика развития у обучающихся качеств конкурентоспособной личности студента в опытно-экспериментальной работе
Группы |
Высокий уровень, % студентов |
Средний уровень, % студентов |
Низкий уровень, % студентов |
|||
Начало ОЭР |
Конец ОЭР |
Начало ОЭР |
Конец ОЭР |
Начало ОЭР |
Конец ОЭР |
|
Когнитивный критерий |
||||||
КГ |
5 |
15 |
45 |
55 |
50 |
30 |
ЭГ |
5 |
45 |
40 |
55 |
55 |
0 |
Мотивационно-ценностный критерий |
||||||
КГ |
5 |
5 |
45 |
55 |
50 |
40 |
ЭГ |
5 |
35 |
50 |
55 |
45 |
10 |
Операционально-деятельностный критерий |
||||||
КГ |
0 |
15 |
45 |
40 |
55 |
45 |
ЭГ |
0 |
45 |
55 |
55 |
45 |
0 |
Сравнительный анализ полученных данных по когнитивному критерию показывает, что в ходе опытно-экспериментальной работы в экспериментальных группах произошел более значительный (от 30 до 50%) рост количества студентов с высоким уровнем знаний, необходимых для саморазвития конкурентоспособной личности. При этом в экспериментальных группах, в отличие от контрольных групп, к концу эксперимента наблюдалось отсутствие студентов с низким уровнем знаний о конкурентоспособности личности. Снижение количества студентов с низким уровнем знаний в экспериментальных группах составило в среднем 55%. Изменения, наблюдаемые в контрольных группах, состояли в менее выраженном увеличении доли студентов со средним (на 20%) и высоким (на 10%) уровнем знаний, а также в менее значительном (от 10 до 30%) снижении доли студентов с низким уровнем знаний, необходимых для саморазвития конкурентоспособной личности.
Полученные в ходе мониторинга данные также показывают, что в конце эксперимента в экспериментальных группах значительно снизилась доля студентов с низким уровнем выраженности личностной значимости саморазвития качеств конкурентоспособной личности, в среднем на 35%. В контрольных группах соответствующее снижение составило 10%. В экспериментальных группах, в отличие от контрольных групп, наблюдался рост количества студентов с высоким уровнем исследуемого показателя. В контрольных группах количество обучающихся с высоким уровнем выраженности данного показателя не изменилось.
Данные, полученные в ходе исследования по операционально-деятельностному критерию, свидетельствуют о том, что в экспериментальных группах к концу эксперимента наблюдалось более значительное количество обучающихся со средним и высоким уровнем выраженности исследуемых показателей, чем в контрольных группах. Рост количества этих студентов в экспериментальных группах произошел за счет значительного снижения доли обучающихся с низким уровнем проявления качеств конкурентоспособной личности студента в обучении. В контрольных группах заметна менее выраженная положительная динамика данных показателей.
Сравнивая представленные данные, можно сделать вывод, что в целом положительная динамика показателей развития качеств конкурентоспособной личности оказалась выраженной в большей степени у студентов, обучавшихся в условиях специального педагогического воздействия. В целом проведенный эксперимент показал, что студенты экспериментальных групп в большей степени, по сравнению с обучающимися контрольных групп, начали осознавать и реализовывать действия, направленные на развитие качеств конкурентоспособной личности студента в процессе обучения. Это проявилось, в частности, в том, что они начали самостоятельно действовать более адекватно в ситуациях учебного взаимодействия, в большей степени ориентироваться на партнера по учебному взаимодействию, более адекватно и целенаправленно организовывать свою учебную деятельность, проявлять большую степень активности и инициативности в процессе обучения, направленность на развитие себя как конкурентоспособной личности.
На основании представленных результатов исследования нами был сделан вывод о результативности разработанной модели процесса развития качеств конкурентоспособной личности студента в процессе изучения гуманитарных дисциплин.
Библиографическая ссылка
Рахуба Л.Ф., Петрусевич А.А. РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25555 (дата обращения: 13.12.2024).