Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RESEARCH AND EDUCATION CLUSTER MODEL AS A SINGLE SYSTEM CONTINUOUS INCLUSIVE SPACE

Muller O.Y. 1 Rasskazov F.D. 1
1 Surgut State University
In the article the expediency of using of cluster approach in education with creation of inclusive educational environment in conditions of northern town was analyzed.During the modelling of the educational area with parameters authors got the inclusive vertical that is a hierarchic structure that includes different educational institutions that cooperate together. The structure of the cluster model of constant educational area demonstrates cooperation of educational institutions of the all levels, from kindergartens to universities with including the organisations that provide the professional activity.Integration, communication and coordination of educational institutions to the educational cluster will cause increasing of efficiency of the system of professional education and the cluster approach gives advantages against other approaches and becomes a very important mechanism of realization of new educational policy.
inclusive education
disabled
educational vertical
educational area
cluster model

Приоритетами государственной политики в части коррекционной педагогики согласно концепции модернизации образования в Российской Федерации являются постепенный переход к инклюзивному образованию и социализация детей с особыми образовательными потребностями. С целью достижения равноправия в области получения образования в период демократизации социальных отношений и построения социального государства в Российской Федерации формируется и продвигается система инклюзивного образования. Понятие «инклюзия» включается в социально-культурное пространство России как более высокий новый уровень социального равенства. Инклюзивная образовательная парадигма предполагает объединение в образовательном пространстве детей вне зависимости от их физического или психического здоровья, от уровня развития, от этнической, религиозной, половой принадлежности или же от социально-экономического статуса их семьи.

Существующие теоретические представления о процессе инклюзивного образования отличаются многообразием. Ученые рассматривают проблемы инклюзивного образования и воспитания, начиная еще с дошкольного периода, обосновывают перспективы инклюзивного образования, разрабатывают принципы формирования отечественной системы совместного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном и школьном периодах. Так, интенсивно работает в этом направлении исследовательская группа академика РАО Н.Н. Малофеева Института коррекционной педагогики. Однако большинство работ посвящены вопросам медико-социальной и психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и при этом недостаточно представлены важнейшие аспекты их образования и социальной адаптации как проблемы, которую необходимо решать комплексно в условиях воспитательных и образовательных учреждений.

Условия для решения данной проблемы создаются в рамках инклюзивного образования, которое в настоящее время интенсивно изучается, получает разносторонние обоснования, встраивается в существующие образовательные модели и адаптируется в различных формах.

Ряд работ обсуждают направление развития образования на решение, в том числе и задач социальной адаптации ребенка, что достигается через особую организацию образовательного пространства.

Педагогическая наука рассматривает различные определения понятия «образовательное пространство»:

  • разработанный и внедренный в педагогическую практику комплекс факторов формирования личности;
  • физическое пространство, где сформирован ряд определенных связей и отношений, а также действуют системы развития и социализации личности и развиваются социально значимые компетенции;
  • отдельная нормированная организационная образовательная структура, в рамках которой созданы специальные благоприятные для развития личности условия;
  • главный фактор социальной адаптации детей;
  • единая комплексная образовательная система, обеспечивающая возможности всестороннего развития личности;
  • иерархия специфических компонентов, различающихся по содержанию и по комплексности решаемых в рамках данной иерархии педагогических задач.

Проанализировав приведенные определения, мы можем утверждать, что все они описывают образовательное пространство как целостную многокомпонентную иерархическую структуру, которая выполняет определенные функции по воспитанию и образованию личности в заданных педагогических координатах. Образовательное пространство характеризуется рядом признаков, таких как наличие содержания, гибкой или жесткой структуры и протяженности, а также организованность. Специфическими признаками образовательного пространства является степень его доступности, множественность субъектов, разноуровневая вариативность.

Следовательно, при моделировании инклюзивного образовательного пространства предусматривается целенаправленная систематическая деятельность педагогических коллективов, а также субъектов этой деятельности – учащихся и их родителей по психологической поддержке и разностороннему развитию учащихся, по их социально-педагогической адаптации в данном образовательном пространстве.

При проведении моделирования образовательного пространства с заданными параметрами нами получена инклюзивная образовательная вертикаль, которая представляет собой иерархическую структуру, включающую разноуровневые образовательные учреждения, гибко взаимодействующие между собой [5].

Интеграция, объединение и координация образовательных учреждений в научно-образовательный кластер будут способствовать повышению эффективности системы профессионального образования, а кластерный подход дает неоспоримые преимущества перед другими подходами и становится стратегически важным механизмом реализации новой образовательной политики.

В последние годы концепция кластеризации представляет собой один из элементов государственного управления в мире. В России, например, развитие территориально-производственных кластеров является значимым направлением, намеченным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. В 2011 году на государственном уровне был провозглашен кластерный принцип подготовки кадров с целью максимального приближения деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования к потребностям научной, социальной и производственной областей народного хозяйства.

Развивая систему образования посредством кластерного подхода, субъекты образовательного кластера укрепляют партнерские связи, оказывают взаимовлияние друг на друга, усиливая преимущества, как отдельных элементов, так и кластера в целом [7]. Следовательно, образовательный кластер представляется единством совместно функционирующих в интересах достижения единой цели субъектов, взаимодействующих на основе гибкой системы договорных отношений, которыми определены иерархические связи и регулирующие нормы [1]. В целом, кластерный подход в образовательной сфере предполагает наличие следующих обязательных ключевых составляющих:

  • нормативно-правовая база функционирования компонентов кластера;
  • наличие единой общей цели;
  • прозрачные механизмы взаимного функционирования организаций-субъектов кластера;
  • общие технологии управления и актуализации кластерного подхода.

Наиважнейшим критерием в определении научно-образовательного кластера является наличие для всех его компонентов единой общей цели, что может на практике быть выражено в совместных научно-образовательных и социально-образовательных проектах, при выполнении которых появляются дополнительные качества, в частности, формируются новые профессиональные и социальные компетенции как у обучающихся, так и у обеспечивающих функционирование включенных в кластер организаций лиц [3]. Сотрудничество в пределах кластера организовано на базе принципов соблюдения социальной этики, добровольности, с соблюдением взаимных интересов, при взаимном развитии возможностей.

В рамках предлагаемого кластера преподаватель вникает в механизмы его работы, проходя последовательно ряд этапов профессиональной подготовки к работе в формате кластерного подхода в условиях реализации требований инклюзивной образовательной среды:

1. Сетевая парадигма деятельности системы – кластера образовательных учреждений при сохранении их единой специализации – общий вид деятельности (образовательная) при различиях в специализации охваченных кластером государственных и негосударственных образовательных и вспомогательных учреждений (спортивные, медицинские организации, учреждения дополнительного образования, органы социального и психологического сопровождения и пр.).

2. Продуктивное сотрудничество как ведущий способ взаимодействия между всеми образовательными и вспомогательными организациями, входящими в состав кластера.

3. Потребность в непрерывном поддержании высокого уровня инновационной активности предполагает, что в деятельность кластера вовлечены представители научного сообщества, способные к креативной работе по созданию инновационных изменений технологического, медицинского и педагогического характера в деятельности образовательных организаций при координирующей роли Центра инклюзивного образования на базе университета.

Рис. 1. Формализованное изображение научно-образовательного кластера

Рис. 1, иллюстрирующий идею образовательного кластера, раскрывает общность локализации и сферы деятельности включенных в кластер учреждений, подчеркивая взаимосвязи и взаимодополняемость инновационных, медицинских и образовательных учреждений – отделений кластера.

С целью создания эффективно действующей системы развития профессионального мастерства нами была проанализирована целесообразность использования кластерного подхода в образовании при создании инклюзивной образовательной среды в условиях северного города [3]. Успешная реализация инклюзивного образования становится возможной на основе кластерной модели развития инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (рис. 2). Такая модель предполагает способ взаимодействия образовательных учреждений, которые осуществляют инклюзивное образование. Деятельность данной модели планируется, организуется и координируется Центром инклюзивного образования. Особенность его координирующей деятельности состоит в том, что его эффективная реализация будет возможна при условии сотрудничества образовательных учреждений (Детский сад – Школа – ССуз – Вуз). При создании непрерывной образовательной вертикали эти учреждения способны осуществить на практике системный подход к проблеме включения детей с особыми образовательными потребностями в социум. Такой подход возможен путем организации команды специалистов и педагогов каждого образовательного учреждения, готовых работать в едином ключе интегративного образования [6]. С другой стороны, выполнение требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [2], эффективное предоставление образовательных услуг стимулирует к поиску различных форм взаимодействия с научным сообществом, внедрению инноваций. Высокий уровень инновационной активности предполагает участие представителей научного сообщества в деятельности образовательных организаций.

Рис. 2. Структура кластерной модели непрерывного инклюзивного образовательного пространства

Представленная на рисунке 2 структура кластерной модели непрерывного образовательного пространства иллюстрирует тесное взаимодействие воспитательно-образовательных учреждений всех уровней, начиная с учреждения дошкольного образования до учреждения высшего профессионального образования с участием организаций, обеспечивающих дальнейшую профессиональную деятельность. Субъектами инклюзивной образовательной вертикали являются учащиеся с особыми образовательными потребностями, их родители, а также педагогический и тьюторский состав образовательных организаций. Партнерами, оказывающими поддержку субъектам инклюзивной образовательной вертикали, представляются общественные организации, государство в лице департамента образования, а также работодатели.

Описываемая кластерная модель основана на ряде принципов построения инклюзивного образовательного пространства, среди которых принципы главенства социализации, индивидуализации (учет потребностей каждого учащегося), интегративности педагогического сопровождения субъектов, принцип толерантности и ценностного отношения к субъектам интегративной структуры непрерывного инклюзивного образовательного пространства.

Таким образом, предлагаемое нами развитие инклюзивной образовательной среды на основе кластерного подхода позволяет проанализировать состояние инклюзивной среды в г. Сургуте, наличие общих признаков кластера, степень их развитости и обосновать необходимость создания центра инклюзивной образовательной среды в университете. Объединение ресурсов и усилий коллективов отдельных учреждений в рамках кластера позволит расширить возможности получения качественных образовательных услуг лицам с особыми образовательными потребностями, обеспечит реализацию инклюзивного образования, выступающего одной из форм альтернативного обучения, а также разрешит ряд организационно-педагогических проблем.