Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODELLING OF PROCESSES OF FORMATION OF LIFE ORIENTATIONS IN STUDENTS

Dolgova V.I. 1
1 Chelyabinsk State Pedagogical University
The article discusses the peculiarities of life orientations in youth: an active focus on the future; emotive aimed at solving the long task - the meaning of life; change of world view; marginality; interest in moral issues, humanistic values; the dissonance between the life orientations of students and their orientation training. The structural components of life orientations: cognitive, behavioral and reflective. With these three components of the model created by Tri-modal psychological and pedagogical program, including the information block (lectures, poster presentations, demonstration videos); analysis unit (discussion, essays); Practical (playing exercises, simulations); The program is implemented in the course of a special course "Formation life orientations at students-psychologists in the educational process". The simulation of processes of formation of life orientations students of the faculty of psychology is based on the complex psychological and pedagogical conditions that contribute to the creation of the university environment of creative activity, comfortable psychological state of self-development of the student, the formation of cognitive, behavioral and reflective of life orientations components. Formation of the LSS students of psychology faculty is teaching system. It is a combination of interrelated properties, methods, and processes that are necessary for the organization of a planned and purposeful pedagogical interaction. All the workshops of this interaction have a common structure: 1. The introductory part of the practical training always starts with the feedback and was aimed at creating a positive attitude to the work of the participants in the group, and an atmosphere of trust. Students shared their impressions about their own experiences, moods, feelings. 2. Announcement of the upcoming target group work. 3. Introduction of the rules and norms of the group. 4. The main part includes methods, techniques and technology, aimed at the realization of the goal of practical lessons. 5. The final part - summing up the results of the work. It provides feedback, reflection, self-assessment going on, exchange of opinions, experience, integration, consolidation of the positive state, goodbye.
the meaning of life orientation
life orientations special meaning
sense components of life orientation
cognitive component
a reflective component
a behavioral component
tri-modal program information block
the analytical unit
the bottom block surveillance program.

Анализ исследований, посвященных проблеме формирования смысложизненных ориентаций (далее СЖО), можно условно разделить на две группы. Авторы работ первой группы, рассматривая смысл как интегративную основу личности, продолжают заложенную К. Юнгом и А. Адлером традицию, согласно которой принципиальной особенностью человека является его направленность на поиск и реализацию смысла. Вторая группа подходов рассматривает смысл как структурный элемент процессов сознания и деятельности человека.

При рассмотрении проблемы формы (структуры) и содержания по отношению к феномену смысла жизни получены данные, которые позволяют несколько сместить акценты в сторону большего равноправия формы и содержания: форма (структура) не обязательно лишь консервативное, устаревшее начало, которое должно быть побеждено новым содержанием. Изменения могут накапливаться именно в структуре, что постепенно ведет к изменению содержания целого. Поиск и становление смысла жизни во многом обусловлены характером личностной подготовки студента к этому процессу.

Именно студенчество – это мобильная социальная система, целью существования которой является организация саморазвивающейся личности, способной участвовать в материальном и духовном производстве, а высшая школа является ключевым звеном в осуществлении многоступенчатой системы подготовки специалистов и выступает той развивающей средой, где происходит формирование и развитие СЖО [8].

Моделированию процессов формирования смысложизненных ориентаций у студентов предшествовало изучение процессов развития и становления индивидуальности в период ранней взрослости [3]; особенностей СЖО студентов-психологов [1]; жизненных перспектив [2]; и результатов диагностики СЖО будущих психологов [4].

Профессиональное становление задаёт элементы когнитивного компонента СЖО, признающего достоинство и ценность каждой личности. При таком общении возникает общность целей, радостей, порой неудач. Духовные условия обучающей среды могут в ней и отсутствовать. Если ценностями признается лидерство, соперничество, самоутверждение, отрицание авторитетов, и на этой основе строятся отношения между людьми, тогда вряд ли можно рассчитывать на взаимопонимание, доверие, поддержку. В таком случае внутреннее единство, духовная связь участников процесса обучения не возникнет, что лишает человека важного для него духовного питания, которым он и живет [9, с. 146].

Элементы рефлексивного компонента: самопонимание, саморегуляция, самопознание, самооценка, наличие цели особенны важно, так как наряду с возможностью неадекватно отражать жизненный смысл в его личностном воплощении дают возможность изменения (в том числе произвольного) личностного смысла в процессе деятельности [5]. Потребность найти смысл жизни появляется только у тех, кто поднялся на уровень рефлексии относительно своей жизни как целого [6].

Поведенческий компонент связан с реализацией ценностных отношений в поведении личности и реализуется в процессе саморегуляции. Рассматривая проблему смысла, значения явлений, людей, событий в жизни человека, С.Л. Рубинштейн видел функцию ценностей в регуляции поведения. В ходе жизни происходит переоценка ценностей, что является закономерным результатом самой диалектики жизни человека, перестройки его взаимоотношений с миром и другими людьми [10, с. 89]. В поведенческий компонент входят следующие элементы: гибкость в поведении, спонтанность, самоуважение, самопринятие, социальные контакты, сохранение своей индивидуальности, компетентность во времени.

Взаимосвязи между компонентами и их взаимная обусловленность определяют устойчивость и управляемость целого в актуальной ситуации. Эти взаимосвязи обеспечивает метод моделирования как создание идеальной, с точки зрения научных данных, модели организации и условий функционирования какого-либо процесса или какой-либо ее части.

Взаимосвязи всех трех компонентов интегрирует совокупность многих образований (мотивация учения, способность к рефлексии, формирование собственной картины мира, целеполагание, личностные ценности).

Проведенный анализ привел нас к созданию психолого-педагогической программы формирования СЖО студентов факультета психологии. Цель программы – формировать смысложизненные ориентации студентов факультета психологии. Задачи: 1. Формировать систему знаний о смысле жизни, смысложизненных ориентациях студентов факультета психологии. 2. Повысить уровень СЖО студентов факультета психологии посредством психолого-педагогической коррекции когнитивного, рефлексивного и поведенческого компонентов. 3. Способствовать формированию личностной ориентации и интереса в профессии, мотивации в развитии личностных и профессионально необходимых качеств, готовности к деятельности.

Тематическое содержание проведенного моделирования процессов формирования СЖО у студентов (на пример студентов факультета психологии) представлено в таблице.

Тематическое содержание проведенного моделирования процессов формирования СЖО

Тематическое содержание

Лекции

Самостоятельная работа

Лабораторная работа

Модуль 1. Формирование когнитивного компонента СЖО у студентов-психологов

4

2

4

Модуль 2 Формирование рефлексивного компонента СЖО у студентов-психологов

2

2

2

Модуль 3. Формирование поведенческого компонента СЖО у студентов-психологов

2

8

2

Итого: 28 ч.

8

12

8

 

Особенности реализации Модуля 1 (Формирование когнитивного компонента СЖО у студентов-психологов) связаны с теоретическими представлениями о феномене смысла жизни; о психологических составляющих смысла жизни и его формально-динамических характеристиках («инертности» смысла жизни, «масштабов» смысла жизни, динамики и иерархии смыслов); о взаимосвязях уровней СЖО и профессиональной деятельности. На лабораторных занятиях проходит выявление у студентов уровневых показателей СЖО до и после окончания проведения занятий программы. Например, в план лабораторных занятий включены такие виды учебной деятельности, как диагностическое исследование когнитивного, рефлексивного, поведенческого компонентов СЖО и диагностическое исследование общего показателя осмысленности жизни студентов.

Модуль 2 (Формирование рефлексивного компонента СЖО студентов факультета психологии) раскрывает способности к рефлексии, роль рефлексии в обретении смысла жизни, целеполагание как важнейший механизм саморегуляции. Лабораторные занятия по формированию рефлексивного компонента СЖО посвящены осознанию участниками своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе; ориентированы на осознание участниками своих жизненных целей в профессиональной деятельности. Особенностью этого педагогического взаимодействия стало развитие жизненных целей; осознание перспектив дальнейшего профессионального, личностного роста и своего места в мире (рефлексия чувств); разрушение прежних стереотипов неадекватного самовосприятия; формирование навыков оптимального общения и умений самоанализа профессиональной деятельности.

Модуль 3 (Формирование поведенческого компонента представлений о смысложизненных ориентациях студентов факультета психологии) призван расширить представления о поведении самоактуализирующейся личности, показать роль самопринятия и самоуважения в самореализации личности, агрессивность как естественное проявление человеческой природы, роль спонтанности личности и других поведенческих характеристик личности в её развитии.

Программа реализована в ходе спецкурса «Формирование смысложизненных ориентаций у студентов-психологов в образовательном процессе». В ходе спецкурса студенты сами выработали психолого-педагогические рекомендации по формированию мотивации учения; развитию воли и самостоятельности; развитию навыков целеполагания и прогнозирования, ценностных ориентаций; развитию рефлексивности и собственной картины мира; профессиональному самоопределению; духовному развитию и духовным условиям обучающей среды.

Все практические занятия имели единую структуру: 1. Вводная часть практических занятий всегда начиналась с обратной связи и была направлена на создание положительного настроя участников на работу в группе и атмосферы доверия. Студенты делились своими впечатлениями о собственных переживаниях, настроении, чувствах. 2. Оглашение цели предстоящей групповой работы. 3. Введение правил и норм группы. 4. Основная часть включала в себя методы, приемы и техники, направленные на реализацию цели практического занятия. 5. Заключительная часть – подведение итогов работы. Осуществлялась обратная связь, рефлексия, собственная оценка происходящему, обмен мнениями, интеграция опыта, закрепление позитивного состояния, прощание.

Работа включала упражнения, развивающие рефлексию, навыки целеполагания, мотивацию достижения, ценностные ориентации. В работе использовались деловые и ролевые игры.

Покажем подробнее на примере развития рефлексивного творческого потенциала студентов как проходили формирующие занятия. Они были посвящены осознанию участниками своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе; ориентированы на осознание участниками своих жизненных целей в профессиональной деятельности. Развивающие упражнения проводились в течение трех занятий, четыре этапа одного из них покажем здесь: 1. Представление ведущего, оглашение цели работы. 2. Знакомство: участники озвучивают свои имена, зачем они здесь, в группе, на факультете психологии. 3. Введение правил и норм групповой работы. 4. Упражнение «Самопрезентация».

Цель: сориентироваться в профессиональном самоопределении участников, смысложизненных ориентациях, поделиться профессиональными интересами. Инструкция: «Представьте, что Вы встретились через 7-10 лет на конференции; определитесь в течение 5 минут, кто Вы, чем занимаетесь, какова тема Вашего выступления». Затем – каждый по кругу делает презентацию себя и темы в течение 1 минуты. Вопросы для обратной связи: «Что было с Вами, кто из выступавших участников запомнился и в связи с чем (что откликнулось?».

Другие упражнения: «Алгоритм картины будущего» своей целью имеет создание стратегического плана жизни на ближайшие 5 лет и мотивирующего девиза на ближайшие 2 месяца; упражнение «Пожелание друг другу». Цель: осуществление обратной связи в процессе групповой работы. Это упражнение выполняется на последнем занятии, все участники пишут друг другу письма с пожеланием успехов в профессиональной деятельности. После того как прочитаны все письма, ведущий приглашает участников в круг для совместной конструктивной рефлексии всех пожеланий.

Таким образом, проведенное моделирование процессов формирования СЖО студентов факультета психологии основывается на комплексе психолого-педагогических условий, которые способствуют созданию в вузе среды творческой деятельности, комфортного психологического состояния для саморазвития студента, формированию когнитивного, рефлексивного и поведенческого компонентов СЖО.

Формирование СЖО студентов факультета психологии является педагогической системой. Она представляет собой сочетание взаимосвязанных свойств, методов и процессов, которые необходимы для организации планомерного и целенаправленного педагогического взаимодействия.