Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ

Долгова В.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Челябинский государственный педагогический университет»
В статье обсуждаются особенности формирования смысложизненных ориентаций в юности: активная устремленность в будущее; эмоционально окрашенная направленность на решение отдаленной задачи – смысла жизни; переоценка ценностей; маргинальность; интерес к моральным проблемам, гуманистическим ценностям; диссонанс между смысложизненными ориентациями студентов и направленностью их профессиональной подготовки. Определены структурные компоненты смысложизненных ориентаций: когнитивный, рефлексивный и поведенческий. С учетом этих трех компонентов модели создана психолого-педагогическая трехмодульная программа, включающая информационный блок (лекции, стендовые доклады, демонстрация видеофильмов); аналитический блок (дискуссии, сочинения); практический (игровые упражнения, моделирование ситуаций). Программа реализована в ходе спецкурса «Формирование смысложизненных ориентаций у студентов-психологов в образовательном процессе». Проведенное моделирование процессов формирования смысложизненных ориентаций студентов факультета психологии основывается на комплексе психолого-педагогических условий, которые способствуют созданию в вузе среды творческой деятельности, комфортного психологического состояния для саморазвития студента, формированию когнитивного, рефлексивного и поведенческого компонентов смысложизненных ориентаций. Формирование смысложизненных ориентаций студентов факультета психологии является педагогической системой. Она представляет собой сочетание взаимосвязанных свойств, методов и процессов, которые необходимы для организации планомерного и целенаправленного педагогического взаимодействия. Все практические занятия этого взаимодействия имели единую структуру: 1. Вводная часть практических занятий всегда начиналась с обратной связи и была направлена на создание положительного настроя участников на работу в группе и атмосферы доверия. Студенты делились своими впечатлениями о собственных переживаниях, настроении, чувствах. 2. Оглашение цели предстоящей групповой работы. 3. Введение правил и норм группы. 4. Основная часть включала в себя методы, приемы и техники, направленные на реализацию цели практического занятия. 5. Заключительная часть – подведение итогов работы. Осуществлялась обратная связь, рефлексия, собственная оценка происходящему, обмен мнениями, интеграция опыта, закрепление позитивного состояния, прощание.
смысложизненные ориентации
особенности смысложизненных ориентаций
компоненты смысложизненных ориентаций
когнитивный компонент
рефлексивный компонент
поведенческий компонент
трехмодульная программа
информационный блок
аналитический блок
практический блок
программа наблюдения.
1. Арап А.Э. Особенности СЖО студентов-психологов // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 5 (57). – С. 132-134.
2. Бенедик И.В. Жизненные перспективы студентов-психологов // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 50-2. – С. 182-189.
3. Гришина Н.В., Погребицкая В.Е., Салитова М.В. Развитие и становление индивидуальности в период ранней взрослости: студенты-психологи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2008. – № 4. – С. 277-288.
4. Дидык Н.М. Диагностика СЖО будущих психологов // International scientific review. – 2016. – № 2 (12). – С. 307-308.
5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М. : Смысл, 2003. – 488 с.
6. Обуховский К. Психология влечений человека. – М. : Прогресс, 1972. – 247 с.
7. Рубинштейн С.Л. Человек и мир (отрывки из рукописи) // Методологические и теоретические проблемы психологии. – М. : Наука, 1969. – 363 с.
8. Тесля Е.Б. Формирование смыслов профессиональной деятельности будущих педагогов // Педагогическое образование и наука. – 2005. – № 5. – С. 43-44.
9. Тулькибаева Н.Н., Климентьева Н.Н. Духовное развитие школьников в учебно-воспитательном процессе: концепция, ее применение : монография. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. – 339 с.
10. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избранные труды. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. – 768 с.

Анализ исследований, посвященных проблеме формирования смысложизненных ориентаций (далее СЖО), можно условно разделить на две группы. Авторы работ первой группы, рассматривая смысл как интегративную основу личности, продолжают заложенную К. Юнгом и А. Адлером традицию, согласно которой принципиальной особенностью человека является его направленность на поиск и реализацию смысла. Вторая группа подходов рассматривает смысл как структурный элемент процессов сознания и деятельности человека.

При рассмотрении проблемы формы (структуры) и содержания по отношению к феномену смысла жизни получены данные, которые позволяют несколько сместить акценты в сторону большего равноправия формы и содержания: форма (структура) не обязательно лишь консервативное, устаревшее начало, которое должно быть побеждено новым содержанием. Изменения могут накапливаться именно в структуре, что постепенно ведет к изменению содержания целого. Поиск и становление смысла жизни во многом обусловлены характером личностной подготовки студента к этому процессу.

Именно студенчество – это мобильная социальная система, целью существования которой является организация саморазвивающейся личности, способной участвовать в материальном и духовном производстве, а высшая школа является ключевым звеном в осуществлении многоступенчатой системы подготовки специалистов и выступает той развивающей средой, где происходит формирование и развитие СЖО [8].

Моделированию процессов формирования смысложизненных ориентаций у студентов предшествовало изучение процессов развития и становления индивидуальности в период ранней взрослости [3]; особенностей СЖО студентов-психологов [1]; жизненных перспектив [2]; и результатов диагностики СЖО будущих психологов [4].

Профессиональное становление задаёт элементы когнитивного компонента СЖО, признающего достоинство и ценность каждой личности. При таком общении возникает общность целей, радостей, порой неудач. Духовные условия обучающей среды могут в ней и отсутствовать. Если ценностями признается лидерство, соперничество, самоутверждение, отрицание авторитетов, и на этой основе строятся отношения между людьми, тогда вряд ли можно рассчитывать на взаимопонимание, доверие, поддержку. В таком случае внутреннее единство, духовная связь участников процесса обучения не возникнет, что лишает человека важного для него духовного питания, которым он и живет [9, с. 146].

Элементы рефлексивного компонента: самопонимание, саморегуляция, самопознание, самооценка, наличие цели особенны важно, так как наряду с возможностью неадекватно отражать жизненный смысл в его личностном воплощении дают возможность изменения (в том числе произвольного) личностного смысла в процессе деятельности [5]. Потребность найти смысл жизни появляется только у тех, кто поднялся на уровень рефлексии относительно своей жизни как целого [6].

Поведенческий компонент связан с реализацией ценностных отношений в поведении личности и реализуется в процессе саморегуляции. Рассматривая проблему смысла, значения явлений, людей, событий в жизни человека, С.Л. Рубинштейн видел функцию ценностей в регуляции поведения. В ходе жизни происходит переоценка ценностей, что является закономерным результатом самой диалектики жизни человека, перестройки его взаимоотношений с миром и другими людьми [10, с. 89]. В поведенческий компонент входят следующие элементы: гибкость в поведении, спонтанность, самоуважение, самопринятие, социальные контакты, сохранение своей индивидуальности, компетентность во времени.

Взаимосвязи между компонентами и их взаимная обусловленность определяют устойчивость и управляемость целого в актуальной ситуации. Эти взаимосвязи обеспечивает метод моделирования как создание идеальной, с точки зрения научных данных, модели организации и условий функционирования какого-либо процесса или какой-либо ее части.

Взаимосвязи всех трех компонентов интегрирует совокупность многих образований (мотивация учения, способность к рефлексии, формирование собственной картины мира, целеполагание, личностные ценности).

Проведенный анализ привел нас к созданию психолого-педагогической программы формирования СЖО студентов факультета психологии. Цель программы – формировать смысложизненные ориентации студентов факультета психологии. Задачи: 1. Формировать систему знаний о смысле жизни, смысложизненных ориентациях студентов факультета психологии. 2. Повысить уровень СЖО студентов факультета психологии посредством психолого-педагогической коррекции когнитивного, рефлексивного и поведенческого компонентов. 3. Способствовать формированию личностной ориентации и интереса в профессии, мотивации в развитии личностных и профессионально необходимых качеств, готовности к деятельности.

Тематическое содержание проведенного моделирования процессов формирования СЖО у студентов (на пример студентов факультета психологии) представлено в таблице.

Тематическое содержание проведенного моделирования процессов формирования СЖО

Тематическое содержание

Лекции

Самостоятельная работа

Лабораторная работа

Модуль 1. Формирование когнитивного компонента СЖО у студентов-психологов

4

2

4

Модуль 2 Формирование рефлексивного компонента СЖО у студентов-психологов

2

2

2

Модуль 3. Формирование поведенческого компонента СЖО у студентов-психологов

2

8

2

Итого: 28 ч.

8

12

8

 

Особенности реализации Модуля 1 (Формирование когнитивного компонента СЖО у студентов-психологов) связаны с теоретическими представлениями о феномене смысла жизни; о психологических составляющих смысла жизни и его формально-динамических характеристиках («инертности» смысла жизни, «масштабов» смысла жизни, динамики и иерархии смыслов); о взаимосвязях уровней СЖО и профессиональной деятельности. На лабораторных занятиях проходит выявление у студентов уровневых показателей СЖО до и после окончания проведения занятий программы. Например, в план лабораторных занятий включены такие виды учебной деятельности, как диагностическое исследование когнитивного, рефлексивного, поведенческого компонентов СЖО и диагностическое исследование общего показателя осмысленности жизни студентов.

Модуль 2 (Формирование рефлексивного компонента СЖО студентов факультета психологии) раскрывает способности к рефлексии, роль рефлексии в обретении смысла жизни, целеполагание как важнейший механизм саморегуляции. Лабораторные занятия по формированию рефлексивного компонента СЖО посвящены осознанию участниками своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе; ориентированы на осознание участниками своих жизненных целей в профессиональной деятельности. Особенностью этого педагогического взаимодействия стало развитие жизненных целей; осознание перспектив дальнейшего профессионального, личностного роста и своего места в мире (рефлексия чувств); разрушение прежних стереотипов неадекватного самовосприятия; формирование навыков оптимального общения и умений самоанализа профессиональной деятельности.

Модуль 3 (Формирование поведенческого компонента представлений о смысложизненных ориентациях студентов факультета психологии) призван расширить представления о поведении самоактуализирующейся личности, показать роль самопринятия и самоуважения в самореализации личности, агрессивность как естественное проявление человеческой природы, роль спонтанности личности и других поведенческих характеристик личности в её развитии.

Программа реализована в ходе спецкурса «Формирование смысложизненных ориентаций у студентов-психологов в образовательном процессе». В ходе спецкурса студенты сами выработали психолого-педагогические рекомендации по формированию мотивации учения; развитию воли и самостоятельности; развитию навыков целеполагания и прогнозирования, ценностных ориентаций; развитию рефлексивности и собственной картины мира; профессиональному самоопределению; духовному развитию и духовным условиям обучающей среды.

Все практические занятия имели единую структуру: 1. Вводная часть практических занятий всегда начиналась с обратной связи и была направлена на создание положительного настроя участников на работу в группе и атмосферы доверия. Студенты делились своими впечатлениями о собственных переживаниях, настроении, чувствах. 2. Оглашение цели предстоящей групповой работы. 3. Введение правил и норм группы. 4. Основная часть включала в себя методы, приемы и техники, направленные на реализацию цели практического занятия. 5. Заключительная часть – подведение итогов работы. Осуществлялась обратная связь, рефлексия, собственная оценка происходящему, обмен мнениями, интеграция опыта, закрепление позитивного состояния, прощание.

Работа включала упражнения, развивающие рефлексию, навыки целеполагания, мотивацию достижения, ценностные ориентации. В работе использовались деловые и ролевые игры.

Покажем подробнее на примере развития рефлексивного творческого потенциала студентов как проходили формирующие занятия. Они были посвящены осознанию участниками своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе; ориентированы на осознание участниками своих жизненных целей в профессиональной деятельности. Развивающие упражнения проводились в течение трех занятий, четыре этапа одного из них покажем здесь: 1. Представление ведущего, оглашение цели работы. 2. Знакомство: участники озвучивают свои имена, зачем они здесь, в группе, на факультете психологии. 3. Введение правил и норм групповой работы. 4. Упражнение «Самопрезентация».

Цель: сориентироваться в профессиональном самоопределении участников, смысложизненных ориентациях, поделиться профессиональными интересами. Инструкция: «Представьте, что Вы встретились через 7-10 лет на конференции; определитесь в течение 5 минут, кто Вы, чем занимаетесь, какова тема Вашего выступления». Затем – каждый по кругу делает презентацию себя и темы в течение 1 минуты. Вопросы для обратной связи: «Что было с Вами, кто из выступавших участников запомнился и в связи с чем (что откликнулось?».

Другие упражнения: «Алгоритм картины будущего» своей целью имеет создание стратегического плана жизни на ближайшие 5 лет и мотивирующего девиза на ближайшие 2 месяца; упражнение «Пожелание друг другу». Цель: осуществление обратной связи в процессе групповой работы. Это упражнение выполняется на последнем занятии, все участники пишут друг другу письма с пожеланием успехов в профессиональной деятельности. После того как прочитаны все письма, ведущий приглашает участников в круг для совместной конструктивной рефлексии всех пожеланий.

Таким образом, проведенное моделирование процессов формирования СЖО студентов факультета психологии основывается на комплексе психолого-педагогических условий, которые способствуют созданию в вузе среды творческой деятельности, комфортного психологического состояния для саморазвития студента, формированию когнитивного, рефлексивного и поведенческого компонентов СЖО.

Формирование СЖО студентов факультета психологии является педагогической системой. Она представляет собой сочетание взаимосвязанных свойств, методов и процессов, которые необходимы для организации планомерного и целенаправленного педагогического взаимодействия.


Библиографическая ссылка

Долгова В.И. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25085 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674