Анализ исследований, посвященных проблеме формирования смысложизненных ориентаций (далее СЖО), можно условно разделить на две группы. Авторы работ первой группы, рассматривая смысл как интегративную основу личности, продолжают заложенную К. Юнгом и А. Адлером традицию, согласно которой принципиальной особенностью человека является его направленность на поиск и реализацию смысла. Вторая группа подходов рассматривает смысл как структурный элемент процессов сознания и деятельности человека.
При рассмотрении проблемы формы (структуры) и содержания по отношению к феномену смысла жизни получены данные, которые позволяют несколько сместить акценты в сторону большего равноправия формы и содержания: форма (структура) не обязательно лишь консервативное, устаревшее начало, которое должно быть побеждено новым содержанием. Изменения могут накапливаться именно в структуре, что постепенно ведет к изменению содержания целого. Поиск и становление смысла жизни во многом обусловлены характером личностной подготовки студента к этому процессу.
Именно студенчество – это мобильная социальная система, целью существования которой является организация саморазвивающейся личности, способной участвовать в материальном и духовном производстве, а высшая школа является ключевым звеном в осуществлении многоступенчатой системы подготовки специалистов и выступает той развивающей средой, где происходит формирование и развитие СЖО [8].
Моделированию процессов формирования смысложизненных ориентаций у студентов предшествовало изучение процессов развития и становления индивидуальности в период ранней взрослости [3]; особенностей СЖО студентов-психологов [1]; жизненных перспектив [2]; и результатов диагностики СЖО будущих психологов [4].
Профессиональное становление задаёт элементы когнитивного компонента СЖО, признающего достоинство и ценность каждой личности. При таком общении возникает общность целей, радостей, порой неудач. Духовные условия обучающей среды могут в ней и отсутствовать. Если ценностями признается лидерство, соперничество, самоутверждение, отрицание авторитетов, и на этой основе строятся отношения между людьми, тогда вряд ли можно рассчитывать на взаимопонимание, доверие, поддержку. В таком случае внутреннее единство, духовная связь участников процесса обучения не возникнет, что лишает человека важного для него духовного питания, которым он и живет [9, с. 146].
Элементы рефлексивного компонента: самопонимание, саморегуляция, самопознание, самооценка, наличие цели особенны важно, так как наряду с возможностью неадекватно отражать жизненный смысл в его личностном воплощении дают возможность изменения (в том числе произвольного) личностного смысла в процессе деятельности [5]. Потребность найти смысл жизни появляется только у тех, кто поднялся на уровень рефлексии относительно своей жизни как целого [6].
Поведенческий компонент связан с реализацией ценностных отношений в поведении личности и реализуется в процессе саморегуляции. Рассматривая проблему смысла, значения явлений, людей, событий в жизни человека, С.Л. Рубинштейн видел функцию ценностей в регуляции поведения. В ходе жизни происходит переоценка ценностей, что является закономерным результатом самой диалектики жизни человека, перестройки его взаимоотношений с миром и другими людьми [10, с. 89]. В поведенческий компонент входят следующие элементы: гибкость в поведении, спонтанность, самоуважение, самопринятие, социальные контакты, сохранение своей индивидуальности, компетентность во времени.
Взаимосвязи между компонентами и их взаимная обусловленность определяют устойчивость и управляемость целого в актуальной ситуации. Эти взаимосвязи обеспечивает метод моделирования как создание идеальной, с точки зрения научных данных, модели организации и условий функционирования какого-либо процесса или какой-либо ее части.
Взаимосвязи всех трех компонентов интегрирует совокупность многих образований (мотивация учения, способность к рефлексии, формирование собственной картины мира, целеполагание, личностные ценности).
Проведенный анализ привел нас к созданию психолого-педагогической программы формирования СЖО студентов факультета психологии. Цель программы – формировать смысложизненные ориентации студентов факультета психологии. Задачи: 1. Формировать систему знаний о смысле жизни, смысложизненных ориентациях студентов факультета психологии. 2. Повысить уровень СЖО студентов факультета психологии посредством психолого-педагогической коррекции когнитивного, рефлексивного и поведенческого компонентов. 3. Способствовать формированию личностной ориентации и интереса в профессии, мотивации в развитии личностных и профессионально необходимых качеств, готовности к деятельности.
Тематическое содержание проведенного моделирования процессов формирования СЖО у студентов (на пример студентов факультета психологии) представлено в таблице.
Тематическое содержание проведенного моделирования процессов формирования СЖО
Тематическое содержание |
Лекции |
Самостоятельная работа |
Лабораторная работа |
Модуль 1. Формирование когнитивного компонента СЖО у студентов-психологов |
4 |
2 |
4 |
Модуль 2 Формирование рефлексивного компонента СЖО у студентов-психологов |
2 |
2 |
2 |
Модуль 3. Формирование поведенческого компонента СЖО у студентов-психологов |
2 |
8 |
2 |
Итого: 28 ч. |
8 |
12 |
8 |
Особенности реализации Модуля 1 (Формирование когнитивного компонента СЖО у студентов-психологов) связаны с теоретическими представлениями о феномене смысла жизни; о психологических составляющих смысла жизни и его формально-динамических характеристиках («инертности» смысла жизни, «масштабов» смысла жизни, динамики и иерархии смыслов); о взаимосвязях уровней СЖО и профессиональной деятельности. На лабораторных занятиях проходит выявление у студентов уровневых показателей СЖО до и после окончания проведения занятий программы. Например, в план лабораторных занятий включены такие виды учебной деятельности, как диагностическое исследование когнитивного, рефлексивного, поведенческого компонентов СЖО и диагностическое исследование общего показателя осмысленности жизни студентов.
Модуль 2 (Формирование рефлексивного компонента СЖО студентов факультета психологии) раскрывает способности к рефлексии, роль рефлексии в обретении смысла жизни, целеполагание как важнейший механизм саморегуляции. Лабораторные занятия по формированию рефлексивного компонента СЖО посвящены осознанию участниками своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе; ориентированы на осознание участниками своих жизненных целей в профессиональной деятельности. Особенностью этого педагогического взаимодействия стало развитие жизненных целей; осознание перспектив дальнейшего профессионального, личностного роста и своего места в мире (рефлексия чувств); разрушение прежних стереотипов неадекватного самовосприятия; формирование навыков оптимального общения и умений самоанализа профессиональной деятельности.
Модуль 3 (Формирование поведенческого компонента представлений о смысложизненных ориентациях студентов факультета психологии) призван расширить представления о поведении самоактуализирующейся личности, показать роль самопринятия и самоуважения в самореализации личности, агрессивность как естественное проявление человеческой природы, роль спонтанности личности и других поведенческих характеристик личности в её развитии.
Программа реализована в ходе спецкурса «Формирование смысложизненных ориентаций у студентов-психологов в образовательном процессе». В ходе спецкурса студенты сами выработали психолого-педагогические рекомендации по формированию мотивации учения; развитию воли и самостоятельности; развитию навыков целеполагания и прогнозирования, ценностных ориентаций; развитию рефлексивности и собственной картины мира; профессиональному самоопределению; духовному развитию и духовным условиям обучающей среды.
Все практические занятия имели единую структуру: 1. Вводная часть практических занятий всегда начиналась с обратной связи и была направлена на создание положительного настроя участников на работу в группе и атмосферы доверия. Студенты делились своими впечатлениями о собственных переживаниях, настроении, чувствах. 2. Оглашение цели предстоящей групповой работы. 3. Введение правил и норм группы. 4. Основная часть включала в себя методы, приемы и техники, направленные на реализацию цели практического занятия. 5. Заключительная часть – подведение итогов работы. Осуществлялась обратная связь, рефлексия, собственная оценка происходящему, обмен мнениями, интеграция опыта, закрепление позитивного состояния, прощание.
Работа включала упражнения, развивающие рефлексию, навыки целеполагания, мотивацию достижения, ценностные ориентации. В работе использовались деловые и ролевые игры.
Покажем подробнее на примере развития рефлексивного творческого потенциала студентов как проходили формирующие занятия. Они были посвящены осознанию участниками своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе; ориентированы на осознание участниками своих жизненных целей в профессиональной деятельности. Развивающие упражнения проводились в течение трех занятий, четыре этапа одного из них покажем здесь: 1. Представление ведущего, оглашение цели работы. 2. Знакомство: участники озвучивают свои имена, зачем они здесь, в группе, на факультете психологии. 3. Введение правил и норм групповой работы. 4. Упражнение «Самопрезентация».
Цель: сориентироваться в профессиональном самоопределении участников, смысложизненных ориентациях, поделиться профессиональными интересами. Инструкция: «Представьте, что Вы встретились через 7-10 лет на конференции; определитесь в течение 5 минут, кто Вы, чем занимаетесь, какова тема Вашего выступления». Затем – каждый по кругу делает презентацию себя и темы в течение 1 минуты. Вопросы для обратной связи: «Что было с Вами, кто из выступавших участников запомнился и в связи с чем (что откликнулось?».
Другие упражнения: «Алгоритм картины будущего» своей целью имеет создание стратегического плана жизни на ближайшие 5 лет и мотивирующего девиза на ближайшие 2 месяца; упражнение «Пожелание друг другу». Цель: осуществление обратной связи в процессе групповой работы. Это упражнение выполняется на последнем занятии, все участники пишут друг другу письма с пожеланием успехов в профессиональной деятельности. После того как прочитаны все письма, ведущий приглашает участников в круг для совместной конструктивной рефлексии всех пожеланий.
Таким образом, проведенное моделирование процессов формирования СЖО студентов факультета психологии основывается на комплексе психолого-педагогических условий, которые способствуют созданию в вузе среды творческой деятельности, комфортного психологического состояния для саморазвития студента, формированию когнитивного, рефлексивного и поведенческого компонентов СЖО.
Формирование СЖО студентов факультета психологии является педагогической системой. Она представляет собой сочетание взаимосвязанных свойств, методов и процессов, которые необходимы для организации планомерного и целенаправленного педагогического взаимодействия.
Библиографическая ссылка
Долгова В.И. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25085 (дата обращения: 02.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.25085