Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

REALIZATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH AT CREATION FUND OF ESTIMATED MEANS OF THE SUBJECT MATTER (ON THE EXAMPLE OF "PHYSIOLOGY OF SPORTS ACTIVITY")

Samoylova G.V. 1 Chuchalina A.I. 1 Zamchiy T.P. 1
1 Siberian State University of Physical Education and Sport
From the standpoint of the competency approach is determined by the level of education of the graduate the ability to solve problems of varying complexity on the basis of existing knowledge, skills and experience, and the main direct result of the formation of educational activity becomes competencies. The impact of the competency approach to the formation of a new culture of appraisal is a crucial issue, which involves the transition from knowledge assessment to assessment of competencies. The system of higher education at the present time, special attention should be paid to the method of diagnostic knowledge and the experience of the learners, the choice of control and evaluation of materials and methodical preparation of the teacher, should reach a new level of professional education. The article gives examples of the selection of indicators and evaluation criteria; control and evaluation of materials and tasks of fund assets valuation on the discipline "Physiology of sports activity" for academic bachelors in preparation 49.03.01 "Physical culture".
competence-based approach
indicators and criteria of an assessment
fund of estimated means of a subject matter
standard control tasks and materials.

Цель высшего профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе. Модель выпускника высшего учебного заведения должна учитывать: 1) требования, вытекающие из экономики, основанной на знаниях; 2) психологические представления о структуре трудовой деятельности; 3) формирующийся подход к оценке качества образования на основе компетенции выпускника [5].

Воздействие компетентностного подхода на формирование новой оценочной культуры является важнейшим вопросом, который предполагает переход от оценки знаний к оцениванию компетенций.

В настоящее время некоторые авторы отмечают, что наиболее трудной задачей для преподавателя является выбор показателей и критериев оценки. Показатель представляет собой формализованное описание оцениваемых основных (ключевых) параметров процесса (алгоритма) или результата деятельности. Критерий – признак, на основании которого проводится оценка по показателю. Показатели отвечают на вопрос, что является свидетельством качества объекта оценивания. Критерии позволяют дать оценку этому качеству [1].

Приведем пример разработки показателей и критериев сформированности компетенций у обучающихся академических бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», по дисциплине «Физиология  физкультурно-спортивной  деятельности».

Целью изучения дисциплины является знание физиологических основ тренировки и освоение методик определения, оценки функционального состояния человека при физкультурно-спортивной деятельности по морфологическим признакам и  физиологическим показателям с учетом пола и возраста.

По этому направлению ФГОС ВО [3] определены следующие компетенции, которые частично формируются на дисциплине «Физиология  физкультурно-спортивной деятельности»:

ОПК-1 способность определять анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста;

ОПК-5 способность оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, технику выполнения физических упражнений;

ПК-8 способность использовать знания об истоках и эволюции формирования теории спортивной тренировки, медико-биологических и психологических основах и технологии тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенических основах деятельности в сфере физической культуры и спорта.

В соответствии с этим изучение дисциплины направлено на приобретение бакалавром:

  • знаний физиологических особенностей физкультурно-спортивной деятельности; физиологических основ развития физических качеств, тренировки и оздоровительной физической культуры с учетом пола и возраста обучающихся;
  • умений определения физиологическими методами функционального состояния человека при физкультурно-спортивной деятельности; оценивания по морфологическим признакам и изменениям физиологических показателей функционального состояния человека при физкультурно-спортивной деятельности с учетом пола и возраста;
  • опыта деятельности (владений) самостоятельного выбора методов определения физиологических особенностей и проведения оценки функционального состояния при физкультурно-спортивной деятельности с учетом пола и возраста; способности использовать знания физиологических основ тренировки в избранном виде спорта.

В соответствии с компетентностным подходом [1] предметом оценивания являются результаты обучения – компетенции. Объектом оценки выступают продукт и (или) процесс деятельности (выполнение заданий, подготовка реферата, разработка рекомендаций и т.д.). Руководствуясь данным положением, нами определены показатели сформированности выбранных компетенций, критерии оценивания по уровню усвоения и средства оценивания, некоторые примеры приведены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели и критерии оценивания компетенции ОПК-1 при изучении дисциплины «Физиология  физкультурно-спортивной  деятельности»

Показатели

Критерии

Средства оценивания

Уровень освоения

Низкий

Средний

Высокий

 

Перечисление и объяснение физиологических особенностей,  механизмов  влияния на организм человека физкультурно-спортивной деятельности с учетом пола и возраста

Менее 70 %, студент знает

особенности, но не понимает физиологические механизмы и не использует физиологическую терминологию

70–85 %,

студент знает особенности, понимает физиологические механизмы, но не использует физиологическую терминологию

Более 85 %, студент знает особенности, понимает физиологические механизмы и использует физиологическую терминологию

Тест / Устный опрос

Определение функциональных  изменений организма человека при физкультурно-спортивной деятельности

Студент подобрал инструментарий, но не сумел произвести измерения и рассчитать показатель

Студент подобрал инструментарий, сумел произвести измерения, но не смог рассчитать показатель

Студент подобрал инструментарий, сумел произвести измерения, смог рассчитать показатель

Практические задания

Анализ изменений организма человека при физкультурно-спортивной деятельности и разработка

рекомендаций их регулирования

Рекомендации охватывают не все виды изменений и не указывают формы регулирования

Рекомендации охватывают не все виды изменений и адекватные формы регулирования

Рекомендации охватывают все виды изменений и адекватные формы регулирования

Практико-ориентированные задачи и экспертная оценка рекомендаций

 

Контрольно-оценочные материалы – средства, позволяющие отслеживать ход учения и выполнения профессионального действия путем сопоставления полученных результатов с заданными образцами, к ним относят: вопрос, задание, тестовое задание, задачи, упражнения. Контрольно-оценочные материалы бывают:

  • репродуктивные, связанные с воспроизведением информации в виде, в котором она излагалась в учебном издании или преподавателем;
  • стереотипные, представляющие собой выполнение работы по образцу;
  • творческие, предполагающие самостоятельное отыскание способа выполнения условия задания [2].

Для определения соответствия или несоответствия знаний, умений, опыта деятельности студента целям и задачам обучения нами создан фонд оценочных средств по дисциплине «Физиология физкультурно-спортивной деятельности», ниже приведены контрольно-оценочные материалы.

Репродуктивные контрольно-оценочные материалы:

  • Устный опрос осуществляется по вопросам, например, при изучении темы «Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности» из раздела «Физиологические основы мышечной деятельности» студентам необходимо дать определение предстартового состояния, перечислить разновидности и объяснить их физиологические механизмы.
  • Для проверки знаний студентов и оценки способности определять физиологические основы развития физических качеств, применяются тестовые задания: первого уровня, закрытого типа, требующие выполнения деятельности по узнаванию изучаемого объекта.
  • «Выбор одного правильного ответа из двух и более предложенных студентам альтернатив».

Физические качества человека – это:

  1. Средства повышения эффективности процессов восстановления.
  2. Двигательная активность.
  3. Отдельные стороны двигательных способностей человека.
  4. Перемещение тела или его частей в пространстве.
  • «Соответствие при сопоставлении понятия и определения» (табл. 2).

Таблица 2

А

выносливость

а

способность человека совершать движения в максимально короткий срок

Б

сила

б

способность человека длительно выполнять без снижения эффективности

В

ловкость

в

способность человека развивать максимальное напряжение при сокращении мышц

 

 

г

способность человека выполнять координационные движения

Найдите СООТВЕТСТВИЕ физического качества и его определения второго уровня, открытого типа, требующие выполнения деятельности по воспроизведению изучаемого объекта, «тестовые задания на дополнение».

Дополните предложение и впишите недостающее слово:

Способность человека совершать движения в максимально короткий срок – физическое качество________________.

Стереотипные контрольно-оценочные материалы – для оценки умений студентов определять и оценивать физиологическими методами функциональное состояние человека при физкультурно-спортивной деятельности, используются практические задания, которые представлены в рабочей тетради [4], разработанной  преподавателями СибГУФК. Например, при изучении темы «Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности» проводится лабораторная работа с применением интерактивной формы обучения (работа в малых группах, по направляющему тексту) «Определение функциональных  изменений организма человека после разминки». Цель лабораторной работы – определить особенности функциональных изменений в организме человека после выполнения разминки и сравнить их с состоянием покоя и после основной работы. Для этого используется оборудование: степ-платформа, тонометр, секундомер. В ходе лабораторной работы студенты группы выбирают «испытуемого» из числа группы, у него регистрируются показатели кислородтранспортной системы (частота сердечных сокращений – ЧСС, артериальное давление – А/Д, частота дыхательных движений – ЧДД) в покое. Испытуемому предлагается экспериментальная физическая нагрузка (восхождение на степ-платформу в максимально быстром темпе в течение 4–5 минут), которая выполняется дважды, первая из них является разминкой. Интервал отдыха между первой и второй нагрузками не более 10 минут. Измерение всех вышеуказанных показателей проводится сразу же после окончания работы (разминки и основной нагрузки). Результаты заносятся в протокол. По показателям (ЧСС, А/Д, ЧДД) студенты должны по образцу рассчитать показатели пульсового давления – ПД, среднее артериальное давление – А/Д сред, минутный объем кровотока – МОК и минутный объем дыхания – МОД (формулы использовали на предыдущих занятиях), сравнить изменения функций кислородтранспортной системы по сдвигам и сделать вывод о функциональных изменениях организма человека после разминки.

Творческие контрольно-оценочные материалы. При изучении темы «Физиологическая характеристика развития физических качеств» студентам предлагаются практико-ориентированные задачи (или кейсы), например:

Определите абсолютные величины максимального потребления кислорода МПК после выполнения упражнения степ-теста по данным, представленным в таблице и номограмме Астранда.

Таблица 3

Рассчитайте относительные величины МПК и оцените по уровню величин, общую физическую работоспособность людей.

Пол

Возраст

Вес

ЧСС

в покое

ЧСС в конце теста

Абс.

МПК

Отн.

МПК

 

Уровень МПК

мужчина

35

85

70

150

 

 

 

женщина:

25

70

75

146

 

 

 

женщина

40

90

80

170

 

 

 

Проанализируйте таблицу и объясните с чем связано различие в показателях МПК, на основе полученных данных разработайте рекомендации для людей с предложенными данными по тренировке физического качества выносливость.

Оценить предложенные рекомендации может преподаватель и/или группа студентов по разработанным критериям оценки в табл. 1.

Представленные выше контрольно-оценочные материалы могут быть внедрены в систему дистанционного обучения СДО Moodle. Это увеличит интерактивность электронных средств обучения, приведет к повышению познавательной активности, усилению мотивации к учебной и самостоятельной работе студентов физкультурного вуза.

Таким образом, изменение требований к результатам освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ВО меняет результативно-целевую основу образования и требует внедрения компетентностного подхода при выборе показателей и критериев оценки сформированности компетенций, создании фонда оценочных средств и контрольно-оценочных материалов.