Цель высшего профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе. Модель выпускника высшего учебного заведения должна учитывать: 1) требования, вытекающие из экономики, основанной на знаниях; 2) психологические представления о структуре трудовой деятельности; 3) формирующийся подход к оценке качества образования на основе компетенции выпускника [5].
Воздействие компетентностного подхода на формирование новой оценочной культуры является важнейшим вопросом, который предполагает переход от оценки знаний к оцениванию компетенций.
В настоящее время некоторые авторы отмечают, что наиболее трудной задачей для преподавателя является выбор показателей и критериев оценки. Показатель представляет собой формализованное описание оцениваемых основных (ключевых) параметров процесса (алгоритма) или результата деятельности. Критерий – признак, на основании которого проводится оценка по показателю. Показатели отвечают на вопрос, что является свидетельством качества объекта оценивания. Критерии позволяют дать оценку этому качеству [1].
Приведем пример разработки показателей и критериев сформированности компетенций у обучающихся академических бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», по дисциплине «Физиология физкультурно-спортивной деятельности».
Целью изучения дисциплины является знание физиологических основ тренировки и освоение методик определения, оценки функционального состояния человека при физкультурно-спортивной деятельности по морфологическим признакам и физиологическим показателям с учетом пола и возраста.
По этому направлению ФГОС ВО [3] определены следующие компетенции, которые частично формируются на дисциплине «Физиология физкультурно-спортивной деятельности»:
ОПК-1 способность определять анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста;
ОПК-5 способность оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, технику выполнения физических упражнений;
ПК-8 способность использовать знания об истоках и эволюции формирования теории спортивной тренировки, медико-биологических и психологических основах и технологии тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенических основах деятельности в сфере физической культуры и спорта.
В соответствии с этим изучение дисциплины направлено на приобретение бакалавром:
- знаний физиологических особенностей физкультурно-спортивной деятельности; физиологических основ развития физических качеств, тренировки и оздоровительной физической культуры с учетом пола и возраста обучающихся;
- умений определения физиологическими методами функционального состояния человека при физкультурно-спортивной деятельности; оценивания по морфологическим признакам и изменениям физиологических показателей функционального состояния человека при физкультурно-спортивной деятельности с учетом пола и возраста;
- опыта деятельности (владений) самостоятельного выбора методов определения физиологических особенностей и проведения оценки функционального состояния при физкультурно-спортивной деятельности с учетом пола и возраста; способности использовать знания физиологических основ тренировки в избранном виде спорта.
В соответствии с компетентностным подходом [1] предметом оценивания являются результаты обучения – компетенции. Объектом оценки выступают продукт и (или) процесс деятельности (выполнение заданий, подготовка реферата, разработка рекомендаций и т.д.). Руководствуясь данным положением, нами определены показатели сформированности выбранных компетенций, критерии оценивания по уровню усвоения и средства оценивания, некоторые примеры приведены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели и критерии оценивания компетенции ОПК-1 при изучении дисциплины «Физиология физкультурно-спортивной деятельности»
Показатели |
Критерии |
Средства оценивания |
||
Уровень освоения |
||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
|
Перечисление и объяснение физиологических особенностей, механизмов влияния на организм человека физкультурно-спортивной деятельности с учетом пола и возраста |
Менее 70 %, студент знает особенности, но не понимает физиологические механизмы и не использует физиологическую терминологию |
70–85 %, студент знает особенности, понимает физиологические механизмы, но не использует физиологическую терминологию |
Более 85 %, студент знает особенности, понимает физиологические механизмы и использует физиологическую терминологию |
Тест / Устный опрос |
Определение функциональных изменений организма человека при физкультурно-спортивной деятельности |
Студент подобрал инструментарий, но не сумел произвести измерения и рассчитать показатель |
Студент подобрал инструментарий, сумел произвести измерения, но не смог рассчитать показатель |
Студент подобрал инструментарий, сумел произвести измерения, смог рассчитать показатель |
Практические задания |
Анализ изменений организма человека при физкультурно-спортивной деятельности и разработка рекомендаций их регулирования |
Рекомендации охватывают не все виды изменений и не указывают формы регулирования |
Рекомендации охватывают не все виды изменений и адекватные формы регулирования |
Рекомендации охватывают все виды изменений и адекватные формы регулирования |
Практико-ориентированные задачи и экспертная оценка рекомендаций |
Контрольно-оценочные материалы – средства, позволяющие отслеживать ход учения и выполнения профессионального действия путем сопоставления полученных результатов с заданными образцами, к ним относят: вопрос, задание, тестовое задание, задачи, упражнения. Контрольно-оценочные материалы бывают:
- репродуктивные, связанные с воспроизведением информации в виде, в котором она излагалась в учебном издании или преподавателем;
- стереотипные, представляющие собой выполнение работы по образцу;
- творческие, предполагающие самостоятельное отыскание способа выполнения условия задания [2].
Для определения соответствия или несоответствия знаний, умений, опыта деятельности студента целям и задачам обучения нами создан фонд оценочных средств по дисциплине «Физиология физкультурно-спортивной деятельности», ниже приведены контрольно-оценочные материалы.
Репродуктивные контрольно-оценочные материалы:
- Устный опрос осуществляется по вопросам, например, при изучении темы «Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности» из раздела «Физиологические основы мышечной деятельности» студентам необходимо дать определение предстартового состояния, перечислить разновидности и объяснить их физиологические механизмы.
- Для проверки знаний студентов и оценки способности определять физиологические основы развития физических качеств, применяются тестовые задания: первого уровня, закрытого типа, требующие выполнения деятельности по узнаванию изучаемого объекта.
- «Выбор одного правильного ответа из двух и более предложенных студентам альтернатив».
Физические качества человека – это:
- Средства повышения эффективности процессов восстановления.
- Двигательная активность.
- Отдельные стороны двигательных способностей человека.
- Перемещение тела или его частей в пространстве.
- «Соответствие при сопоставлении понятия и определения» (табл. 2).
Таблица 2
А |
выносливость |
а |
способность человека совершать движения в максимально короткий срок |
Б |
сила |
б |
способность человека длительно выполнять без снижения эффективности |
В |
ловкость |
в |
способность человека развивать максимальное напряжение при сокращении мышц |
|
|
г |
способность человека выполнять координационные движения |
Найдите СООТВЕТСТВИЕ физического качества и его определения второго уровня, открытого типа, требующие выполнения деятельности по воспроизведению изучаемого объекта, «тестовые задания на дополнение».
Дополните предложение и впишите недостающее слово:
Способность человека совершать движения в максимально короткий срок – физическое качество________________.
Стереотипные контрольно-оценочные материалы – для оценки умений студентов определять и оценивать физиологическими методами функциональное состояние человека при физкультурно-спортивной деятельности, используются практические задания, которые представлены в рабочей тетради [4], разработанной преподавателями СибГУФК. Например, при изучении темы «Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности» проводится лабораторная работа с применением интерактивной формы обучения (работа в малых группах, по направляющему тексту) «Определение функциональных изменений организма человека после разминки». Цель лабораторной работы – определить особенности функциональных изменений в организме человека после выполнения разминки и сравнить их с состоянием покоя и после основной работы. Для этого используется оборудование: степ-платформа, тонометр, секундомер. В ходе лабораторной работы студенты группы выбирают «испытуемого» из числа группы, у него регистрируются показатели кислородтранспортной системы (частота сердечных сокращений – ЧСС, артериальное давление – А/Д, частота дыхательных движений – ЧДД) в покое. Испытуемому предлагается экспериментальная физическая нагрузка (восхождение на степ-платформу в максимально быстром темпе в течение 4–5 минут), которая выполняется дважды, первая из них является разминкой. Интервал отдыха между первой и второй нагрузками не более 10 минут. Измерение всех вышеуказанных показателей проводится сразу же после окончания работы (разминки и основной нагрузки). Результаты заносятся в протокол. По показателям (ЧСС, А/Д, ЧДД) студенты должны по образцу рассчитать показатели пульсового давления – ПД, среднее артериальное давление – А/Д сред, минутный объем кровотока – МОК и минутный объем дыхания – МОД (формулы использовали на предыдущих занятиях), сравнить изменения функций кислородтранспортной системы по сдвигам и сделать вывод о функциональных изменениях организма человека после разминки.
Творческие контрольно-оценочные материалы. При изучении темы «Физиологическая характеристика развития физических качеств» студентам предлагаются практико-ориентированные задачи (или кейсы), например:
Определите абсолютные величины максимального потребления кислорода МПК после выполнения упражнения степ-теста по данным, представленным в таблице и номограмме Астранда.
Таблица 3
Рассчитайте относительные величины МПК и оцените по уровню величин, общую физическую работоспособность людей.
Пол |
Возраст |
Вес |
ЧСС в покое |
ЧСС в конце теста |
Абс. МПК |
Отн. МПК
|
Уровень МПК |
мужчина |
35 |
85 |
70 |
150 |
|
|
|
женщина: |
25 |
70 |
75 |
146 |
|
|
|
женщина |
40 |
90 |
80 |
170 |
|
|
|
Проанализируйте таблицу и объясните с чем связано различие в показателях МПК, на основе полученных данных разработайте рекомендации для людей с предложенными данными по тренировке физического качества выносливость.
Оценить предложенные рекомендации может преподаватель и/или группа студентов по разработанным критериям оценки в табл. 1.
Представленные выше контрольно-оценочные материалы могут быть внедрены в систему дистанционного обучения СДО Moodle. Это увеличит интерактивность электронных средств обучения, приведет к повышению познавательной активности, усилению мотивации к учебной и самостоятельной работе студентов физкультурного вуза.
Таким образом, изменение требований к результатам освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ВО меняет результативно-целевую основу образования и требует внедрения компетентностного подхода при выборе показателей и критериев оценки сформированности компетенций, создании фонда оценочных средств и контрольно-оценочных материалов.