Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ СОЗДАНИИ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (НА ПРИМЕРЕ «ФИЗИОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»)

Самойлова Г.В. 1 Чучалина А.И. 1 Замчий Т.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»
С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью выпускника решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, умений и опыта, а основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование компетенций. Воздействие компетентностного подхода на формирование новой оценочной культуры является важнейшим вопросом, который предполагает переход от оценки знаний к оцениванию компетенций. В системе высшего профессионального образования в настоящее время особое внимание должно уделяться методике диагностики знаний, умений и опыта деятельности обучающихся, выбору контрольно-оценочных материалов, а методическая подготовка педагога, должна выйти на новый уровень развития профессионального образования. В статье приводятся примеры выбора показателей и критериев оценки; контрольно-оценочных материалов и заданий из фонда оценочных средств по дисциплине «Физиология физкультурно-спортивной деятельности» для академических бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура».
контрольно-оценочные материалы.
фонд оценочных средств учебной дисциплины
показатели и критерии оценки
компетентносный подход
1. Балановская Л.Г. Оценивание качества самостоятельной работы студентов в соответствии с компетентностным подходом // Физкультурное образование Сибири: научно-методический журнал. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. – № 1 (33). – С. 10-17.
2. Волкова А. С. Контрольно-оценочный материал как средство контроля профессиональных знаний и умений. Методическое пособие (07.02.2015). – Электронный ресурс. – Режим доступа. – URL http://проф-обр.рф/load/24-1-0-880.
3. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 935 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33796). – Электронный ресурс. – Режим доступа. – URL http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/49_03_01_Fisra.pdf.
4. Таламова И.Г. Рабочая тетрадь по физиологии спорта: учебное пособие / И.Г. Таламова, Л.П. Черапкина, Ю.В. Корягина. – Омск: Изд-во Сибгуфк, 2010. – 88 с.
5. Юшкова В.В. Компетентностные модели как системный ресурс повышения качества образования / Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: Сборник докладов V-й Международной научной заочной конференции Ч. I. Педагогические науки / В.В. Юшкова, Ю.А. Шихов. – Липецк: Издательский центр «Гравис», 2011. – С. 247-249.

Цель высшего профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе. Модель выпускника высшего учебного заведения должна учитывать: 1) требования, вытекающие из экономики, основанной на знаниях; 2) психологические представления о структуре трудовой деятельности; 3) формирующийся подход к оценке качества образования на основе компетенции выпускника [5].

Воздействие компетентностного подхода на формирование новой оценочной культуры является важнейшим вопросом, который предполагает переход от оценки знаний к оцениванию компетенций.

В настоящее время некоторые авторы отмечают, что наиболее трудной задачей для преподавателя является выбор показателей и критериев оценки. Показатель представляет собой формализованное описание оцениваемых основных (ключевых) параметров процесса (алгоритма) или результата деятельности. Критерий – признак, на основании которого проводится оценка по показателю. Показатели отвечают на вопрос, что является свидетельством качества объекта оценивания. Критерии позволяют дать оценку этому качеству [1].

Приведем пример разработки показателей и критериев сформированности компетенций у обучающихся академических бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», по дисциплине «Физиология  физкультурно-спортивной  деятельности».

Целью изучения дисциплины является знание физиологических основ тренировки и освоение методик определения, оценки функционального состояния человека при физкультурно-спортивной деятельности по морфологическим признакам и  физиологическим показателям с учетом пола и возраста.

По этому направлению ФГОС ВО [3] определены следующие компетенции, которые частично формируются на дисциплине «Физиология  физкультурно-спортивной деятельности»:

ОПК-1 способность определять анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста;

ОПК-5 способность оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, технику выполнения физических упражнений;

ПК-8 способность использовать знания об истоках и эволюции формирования теории спортивной тренировки, медико-биологических и психологических основах и технологии тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенических основах деятельности в сфере физической культуры и спорта.

В соответствии с этим изучение дисциплины направлено на приобретение бакалавром:

  • знаний физиологических особенностей физкультурно-спортивной деятельности; физиологических основ развития физических качеств, тренировки и оздоровительной физической культуры с учетом пола и возраста обучающихся;
  • умений определения физиологическими методами функционального состояния человека при физкультурно-спортивной деятельности; оценивания по морфологическим признакам и изменениям физиологических показателей функционального состояния человека при физкультурно-спортивной деятельности с учетом пола и возраста;
  • опыта деятельности (владений) самостоятельного выбора методов определения физиологических особенностей и проведения оценки функционального состояния при физкультурно-спортивной деятельности с учетом пола и возраста; способности использовать знания физиологических основ тренировки в избранном виде спорта.

В соответствии с компетентностным подходом [1] предметом оценивания являются результаты обучения – компетенции. Объектом оценки выступают продукт и (или) процесс деятельности (выполнение заданий, подготовка реферата, разработка рекомендаций и т.д.). Руководствуясь данным положением, нами определены показатели сформированности выбранных компетенций, критерии оценивания по уровню усвоения и средства оценивания, некоторые примеры приведены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели и критерии оценивания компетенции ОПК-1 при изучении дисциплины «Физиология  физкультурно-спортивной  деятельности»

Показатели

Критерии

Средства оценивания

Уровень освоения

Низкий

Средний

Высокий

 

Перечисление и объяснение физиологических особенностей,  механизмов  влияния на организм человека физкультурно-спортивной деятельности с учетом пола и возраста

Менее 70 %, студент знает

особенности, но не понимает физиологические механизмы и не использует физиологическую терминологию

70–85 %,

студент знает особенности, понимает физиологические механизмы, но не использует физиологическую терминологию

Более 85 %, студент знает особенности, понимает физиологические механизмы и использует физиологическую терминологию

Тест / Устный опрос

Определение функциональных  изменений организма человека при физкультурно-спортивной деятельности

Студент подобрал инструментарий, но не сумел произвести измерения и рассчитать показатель

Студент подобрал инструментарий, сумел произвести измерения, но не смог рассчитать показатель

Студент подобрал инструментарий, сумел произвести измерения, смог рассчитать показатель

Практические задания

Анализ изменений организма человека при физкультурно-спортивной деятельности и разработка

рекомендаций их регулирования

Рекомендации охватывают не все виды изменений и не указывают формы регулирования

Рекомендации охватывают не все виды изменений и адекватные формы регулирования

Рекомендации охватывают все виды изменений и адекватные формы регулирования

Практико-ориентированные задачи и экспертная оценка рекомендаций

 

Контрольно-оценочные материалы – средства, позволяющие отслеживать ход учения и выполнения профессионального действия путем сопоставления полученных результатов с заданными образцами, к ним относят: вопрос, задание, тестовое задание, задачи, упражнения. Контрольно-оценочные материалы бывают:

  • репродуктивные, связанные с воспроизведением информации в виде, в котором она излагалась в учебном издании или преподавателем;
  • стереотипные, представляющие собой выполнение работы по образцу;
  • творческие, предполагающие самостоятельное отыскание способа выполнения условия задания [2].

Для определения соответствия или несоответствия знаний, умений, опыта деятельности студента целям и задачам обучения нами создан фонд оценочных средств по дисциплине «Физиология физкультурно-спортивной деятельности», ниже приведены контрольно-оценочные материалы.

Репродуктивные контрольно-оценочные материалы:

  • Устный опрос осуществляется по вопросам, например, при изучении темы «Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности» из раздела «Физиологические основы мышечной деятельности» студентам необходимо дать определение предстартового состояния, перечислить разновидности и объяснить их физиологические механизмы.
  • Для проверки знаний студентов и оценки способности определять физиологические основы развития физических качеств, применяются тестовые задания: первого уровня, закрытого типа, требующие выполнения деятельности по узнаванию изучаемого объекта.
  • «Выбор одного правильного ответа из двух и более предложенных студентам альтернатив».

Физические качества человека – это:

  1. Средства повышения эффективности процессов восстановления.
  2. Двигательная активность.
  3. Отдельные стороны двигательных способностей человека.
  4. Перемещение тела или его частей в пространстве.
  • «Соответствие при сопоставлении понятия и определения» (табл. 2).

Таблица 2

А

выносливость

а

способность человека совершать движения в максимально короткий срок

Б

сила

б

способность человека длительно выполнять без снижения эффективности

В

ловкость

в

способность человека развивать максимальное напряжение при сокращении мышц

 

 

г

способность человека выполнять координационные движения

Найдите СООТВЕТСТВИЕ физического качества и его определения второго уровня, открытого типа, требующие выполнения деятельности по воспроизведению изучаемого объекта, «тестовые задания на дополнение».

Дополните предложение и впишите недостающее слово:

Способность человека совершать движения в максимально короткий срок – физическое качество________________.

Стереотипные контрольно-оценочные материалы – для оценки умений студентов определять и оценивать физиологическими методами функциональное состояние человека при физкультурно-спортивной деятельности, используются практические задания, которые представлены в рабочей тетради [4], разработанной  преподавателями СибГУФК. Например, при изучении темы «Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности» проводится лабораторная работа с применением интерактивной формы обучения (работа в малых группах, по направляющему тексту) «Определение функциональных  изменений организма человека после разминки». Цель лабораторной работы – определить особенности функциональных изменений в организме человека после выполнения разминки и сравнить их с состоянием покоя и после основной работы. Для этого используется оборудование: степ-платформа, тонометр, секундомер. В ходе лабораторной работы студенты группы выбирают «испытуемого» из числа группы, у него регистрируются показатели кислородтранспортной системы (частота сердечных сокращений – ЧСС, артериальное давление – А/Д, частота дыхательных движений – ЧДД) в покое. Испытуемому предлагается экспериментальная физическая нагрузка (восхождение на степ-платформу в максимально быстром темпе в течение 4–5 минут), которая выполняется дважды, первая из них является разминкой. Интервал отдыха между первой и второй нагрузками не более 10 минут. Измерение всех вышеуказанных показателей проводится сразу же после окончания работы (разминки и основной нагрузки). Результаты заносятся в протокол. По показателям (ЧСС, А/Д, ЧДД) студенты должны по образцу рассчитать показатели пульсового давления – ПД, среднее артериальное давление – А/Д сред, минутный объем кровотока – МОК и минутный объем дыхания – МОД (формулы использовали на предыдущих занятиях), сравнить изменения функций кислородтранспортной системы по сдвигам и сделать вывод о функциональных изменениях организма человека после разминки.

Творческие контрольно-оценочные материалы. При изучении темы «Физиологическая характеристика развития физических качеств» студентам предлагаются практико-ориентированные задачи (или кейсы), например:

Определите абсолютные величины максимального потребления кислорода МПК после выполнения упражнения степ-теста по данным, представленным в таблице и номограмме Астранда.

Таблица 3

Рассчитайте относительные величины МПК и оцените по уровню величин, общую физическую работоспособность людей.

Пол

Возраст

Вес

ЧСС

в покое

ЧСС в конце теста

Абс.

МПК

Отн.

МПК

 

Уровень МПК

мужчина

35

85

70

150

 

 

 

женщина:

25

70

75

146

 

 

 

женщина

40

90

80

170

 

 

 

Проанализируйте таблицу и объясните с чем связано различие в показателях МПК, на основе полученных данных разработайте рекомендации для людей с предложенными данными по тренировке физического качества выносливость.

Оценить предложенные рекомендации может преподаватель и/или группа студентов по разработанным критериям оценки в табл. 1.

Представленные выше контрольно-оценочные материалы могут быть внедрены в систему дистанционного обучения СДО Moodle. Это увеличит интерактивность электронных средств обучения, приведет к повышению познавательной активности, усилению мотивации к учебной и самостоятельной работе студентов физкультурного вуза.

Таким образом, изменение требований к результатам освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ВО меняет результативно-целевую основу образования и требует внедрения компетентностного подхода при выборе показателей и критериев оценки сформированности компетенций, создании фонда оценочных средств и контрольно-оценочных материалов.


Библиографическая ссылка

Самойлова Г.В., Чучалина А.И., Замчий Т.П. РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ СОЗДАНИИ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (НА ПРИМЕРЕ «ФИЗИОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ») // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25055 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674