Современные требования к повышению качества образования в области компьютерных технологий и интернет-ресурсов характеризуются рациональным использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) в сочетании с традиционными образовательными средствами.
Информационно-телекоммуникационные технологии (ИКТ) обучения — это совокупность методов, приемов, способов, средств, которые создают педагогические условия для обеспечения целенаправленности процесса обучения, самообучения и самоконтроля на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, интерактивного программно-методического обеспечения, моделирующего часть функций педагога по представлению, передаче информации и управлению познавательной личностно ориентированной деятельностью обучающегося [6].
Средства ИКТ способствуют развитию личностных качеств личности, вариативности и индивидуализации школьного образования. Современные ИКТ обеспечивают учащимся активное, творческое овладение изучаемым предметом, позволяют изложить материал на новом, качественно более высоком уровне. Их применение открывает широкие возможности в организации учебного процесса и является основой дистанционного обучения (организация процесса обучения при опосредованном взаимодействии педагогического работника и обучающегося посредством современных ИКТ).
Современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) являются одним из самых перспективных направлений информатизации учебного процесса. Успешность применения ИКТ в образовании зависит от многих факторов: финансово-экономических возможностей образовательных организаций; аппаратно-программного обеспечения; уровня информационной культуры участников процесса образования.
К основным типам ЭОР можно отнести: текстографические, гипертекстовые, видео- и звуковые, мультимедийные ресурсы [8].
Статическое представление информации (текст) представляет собой организующее звено мультимедиапродукта, которое обеспечивает большую часть его информационного наполнения. Текстовая информация – это упорядоченный набор предложений, выражающих некоторую мысль, зафиксированную на материальном носителе. В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, внешний облик и внутренний мир и т.д.) [9].
Отдельным видом текстовых данных следует считать гипертекст. Определение «гипертекст» появилось в 1965 году. Т. Нельсон использовал термин для обозначения «текста, ветвящегося или выполняющего действия по запросу». Обычный текст имеет линейное (последовательное) прочтение символов и знаков. Гипертекст отличается узловыми переходами между различными текстами, допускающими варианты выбора читаемых сведений или последовательности их прочтения.
Видео- и аудиоданные образуют динамическое представление информации. Аудиоряд является элементом, включающим речь, музыку, звуковые спецэффекты (шум, гром, скрип и т.д.). Видеоряд по сравнению с аудиорядом является более емким элементом и включает в себя графику, фото- и иные изображения, то есть обеспечивает многомодальное восприятие информации.
Статические и динамические свойства информации обеспечивают выполнение мультимедийными ресурсами образовательной (восприятие и накопление сведений), управленческой (роль и место информационных процессов в обучении) и организаторской (совершенство структуры и эффективности затрат на разработку информационного ресурса) функций.
Мультимедиа — это интерактивные (диалоговые) системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статическими изображениями и текстами. Под этим термином понимается одновременное воздействие на пользователя по нескольким информационным каналам. При этом пользователю, как правило, отводится активная роль. Другими словами, мультимедиа — это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) статические и динамические типы данных [5]. Примером компьютерного программного обеспечения, поддерживающего технологию мультимедиа, являются MS PowerPoint, MovieMaker, iMovie.
Использование мультимедийных интерактивных средств в обучении обусловлено данными многолетних исследований (И.В. Роберт, М.А. Гуриев) о влиянии аудиовизуального ряда на усвоение и воспроизведение полученной информации. Комбинация визуального (зрительного) и аудиовоздействия (слухового) в процессе получения новой информации приводит к возможности запоминания и воспроизведения вновь изученного материала. Следовательно, использование мультимедиапродуктов при получении новых знаний обеспечивает активацию внимания, эффективное усвоение и последующее воспроизведение полученных сведений.
Мультимедиа создает условия формирования информационной и коммуникационной компетенций. В педагогике принято разделение на формы обучения: пассивная, где студент выступает в роли «объекта» обучения; активная, где студент выступает «субъектом» обучения; интерактивная, при которой происходит взаимодействие всех участников процесса обучения. Интерактивная форма на основе мультимедиа (экранные презентации, цифровые и видеоролики, гипертексты и веб-сайты) интенсифицирует изложение нового материала. Визуализация и интерактивность мультимедийных технологий активизирует познавательную деятельность обучающегося и развивает алгоритмический стиль мышления.
Информационные компетенции представляют собой требования к подготовке обучающихся, заключающиеся в умении находить, отбирать, извлекать необходимую ему информацию. Информационная компетентность будущего специалиста неразрывно связана с владением современными информационными и телекоммуникационными технологиями, и ее формирование в первую очередь должно осуществляться с использованием методик, основанных на использовании компьютерной техники.
Формирование информационных компетенций обучающихся включает следующие этапы:
- использование информационных технологий для формирования новых знаний, умений и способов деятельности;
- проявление творчества в реализации задач профессиональной деятельности, умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
- готовность к поиску решения проблем, к их творческому преобразованию;
- практический опыт осуществления известных способов информационной деятельности, воплощенных в умениях и навыках;
- способность применять информационные технологии для решения профессиональных задач в конфликтных ситуациях или условиях неопределенности [2].
Наиболее доступными из мультимедийных средств и широко используемыми на сегодняшний день для формирования информационной компетенции являются электронные учебники, мультимедийные презентации и различного рода программы-тренажеры.
«Электронный учебник (ЭУ) - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи» [3].
Существуют различные классификации электронных учебников.
1. По типу организации и способу доставки обучающемуся мультимедийные учебники бывают трех видов:
· на CD-ROM (в сопровождении или без печатного приложения);
· на сайтах Интернета без печатного приложения;
· на CD-ROM, но с привязкой к некоторым интернет-сайтам, с печатным приложением или без такового [7].
2. С точки зрения представления информации электронные учебники можно разделить на следующие виды:
· сетевые электронные учебники (представляются на серверах в сетях);
· локальные электронные учебники (хранятся на съемных носителях информации).
3. С точки зрения ориентации на учебный процесс электронные учебники подразделяются на:
· электронные учебники, содержащие в себе сведения традиционных печатных пособий и используемые в рамках традиционных форм обучения;
· электронные учебники, содержащие интерактивные компоненты и используемые как элемент самостоятельного изучения курса;
· электронные учебники для дистанционного обучения, рассчитанные на самостоятельное изучение курса и виртуальное общение с преподавателем [4].
Помимо электронных учебников и пособий, популярным образовательным продуктом является мультимедийная презентация. Использование мультимедийных презентаций находит отражение практически во всех формах и методах проведения учебных занятий:
1. При изучении нового материала (иллюстрация разнообразными наглядными средствами).
2. При закреплении новой темы (оформление отдельным слайдом заданий для обучающихся).
3. Для проведения дополнительных занятий (изучение учебного материала, изложенного в презентации, самостоятельно отстающими или отсутствующими обучающимися).
4. В качестве дополнительного материала к занятиям для углубления знаний.
5. При оценке самостоятельных работ обучающихся (визуальный контроль результатов).
6. Для решения задач обучающего характера (работа с рисунками, таблицами).
7. Для эмоциональной разгрузки (смена деятельности в виде просмотра презентации как видео, но с возможностью в любой промежуток времени остановить просмотр и обсудить изученный материал).
8. Для оформления результата проекта (обучающиеся в рамках исследования оформляют мультимедийную презентацию как заключительный отчет) [1].
Другим перспективным направлением электронных средств обучения на мультимедийной основе является обучающая программа-тренажер. Спектр обучающих программ разнообразен: от тренажеров освоения навыка работы с клавиатурой до технологии «виртуальная реальность».
Ко всем тренажерам предъявляются следующие требования:
- интерфейс обучающего ресурса должен максимально соответствовать реальным системам (если тренажер смоделирован для развития навыка вождения автомобиля, то инструментальный набор средств управления соответствует реальному автомобилю);
- обучающая система должна быть гибкой (несколько вариантов «сценария» обучения за счет изменения педагогическим работником вводных данных);
- программа-тренажер должна анализировать и определять уровень подготовки обучающегося.
Технология «виртуальная реальность» воспроизводит синтетическое трехмерное пространство, помещает туда образ пользователя и реализует с пользователем интерактивное взаимодействие. Используя специальные устройства (системы отслеживания движения тела (Motion camture), перчатки виртуальной реальности (Wired Gloves), шлемы виртуальной реальности и др.), обучающийся может синхронизировать свои действия в реальности и киберпространстве. К преимуществам использования технологий виртуальной реальности можно отнести:
- воссоздание хода реальных событий в режиме реального времени (отработка алгоритма действий);
- снижение материальных расходов для проведения практических занятий (замена реального оборудования виртуальным);
- прогнозирование результатов выполнения реальных операций.
Еще одной мультимедийной технологией в обучении является «дополненная реальность». Это технология совмещения на экране нескольких независимых и несоотносимых пространств: реальных объектов, окружающих обучающегося в жизни, и виртуальных - созданных с использованием компьютерных технологий. Уже сейчас существуют устройства, например страницы учебника, со встроенными трехмерными моделями по теме изучения. Современные мобильные устройства обучающихся позволяют производить совмещение цифровых данных и изображения реального мира, что позволяет получить мощный набор инструментов для многомодального представления информации.
Использование перечисленных мультимедийных продуктов (электронных учебников, презентаций, тренажеров) открывает принципиально новые методологические подходы в образовании, а также позволяет сделать дистанционное образование конкурентоспособным по отношению к традиционным формам проведения учебных занятий. К возможностям мультимедиатехнологий в обучении можно отнести:
- повышение наглядности представления информации;
- повышение интерактивности созданных программных средств;
- создание виртуальной среды недоступной реальности;
- увеличение эмоционально-психологической нагрузки обучающегося;
- создание программных средств коррекционной педагогики;
- озвучивание и «оживление» объекта.
Проведенный анализ мультимедийных технологий в обучении показывает, что их типизация может быть определена поставленными педагогическими целями и соответствующими методиками электронного обучения, в рамках которых проектируется электронная образовательная среда, отдающая приоритет повышению индивидуализации обучения, развития базы для самостоятельного обучения.