Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТИПИЗАЦИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ

Дусева Н.Ю. 1 Петрякова С.В. 1
1 ФГКОУ ВО Волгоградская академия МВД России
В статье рассматриваются понятия «дистанционное обучение», «мультимедийные технологии», «электронные образовательные ресурсы». Возможности современных электронных образовательных ресурсов позволяют реализовать основные принципы личностно-ориентированного подхода в образовании, воспитании и развитии обучающихся. К основным типам ЭОР авторы относят: текстографические, гипертекстовые, видео и звуковые, мультимедийные ресурсы. Наиболее эффективными с точки зрения восприятия информации являются мультимедийные продукты, так как они сочетают в себе несколько различных типов электронных образовательных ресурсов. Проведенный анализ электронных образовательных ресурсов показывает, что их типизация может быть определена поставленными педагогическими целями и соответствующими методиками электронного обучения, в рамках которых проектируется электронная образовательная среда, отдающая приоритет повышению индивидуализации обучения, развития базы для самостоятельного обучения.
дистанционное обучение
информационно-телекоммуникационные технологии
электронные образовательные ресурсы
мультимедийные образовательные ресурсы.
1. Виноградова Т.С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации // Человек и образование. - 2012. - № 2. - С. 92-97.
2. Доброва Л.В. Поэтапное формирование информационной компетентности студентов – будущих инженеров на различных ступенях общей и профессиональной подготовки // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - № 4. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14051 (дата обращения: 08.06.2016).
3. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин) : монография. – Астрахань : ЦНТЭП, 1999. - 364 с.
4. Киселев Б.Г. Архитектура электронного учебника / Образовательный центр «КУДИЦ» [Электронный ресурс]. - URL: http://education.kudits.ru/homeandschool (дата обращения: 08.06.2016).
5. Компьютерная графика, программы для работы с графикой и технологии FLASH [Электронный ресурс]. - URL: http://www.flashmulti.ru/multimedia.htm (дата обращения: 02.06.2016).
6. Красильникова В.А. Концепция компьютерной технологии обучения. - Оренбург : ОГУ, 2008. – 42 с.
7. Малюкова Г.Н., Соломахина И.А. Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку // Первое сентября [Электронный ресурс]. - URL: http://festival.1september.ru/articles/212523/ (дата обращения: 06.06.2016).
8. Муцурова З.М. Сущность и классификация электронных образовательных ресурсов // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2 (51). – С. 221-222.
9. Соболева А.В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 119-123.

Современные требования к повышению качества образования в области  компьютерных технологий и  интернет-ресурсов  характеризуются  рациональным использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) в сочетании с традиционными образовательными средствами.

Информационно-телекоммуникационные технологии (ИКТ) обучения — это совокупность методов, приемов, способов, средств, которые создают педагогические условия для обеспечения целенаправленности процесса обучения, самообучения и самоконтроля на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, интерактивного программно-методического обеспечения, моделирующего часть функций педагога по представлению, передаче информации и управлению познавательной личностно ориентированной деятельностью обучающегося [6].

Средства ИКТ способствуют развитию личностных качеств личности, вариативности и индивидуализации школьного образования. Современные  ИКТ обеспечивают учащимся активное, творческое овладение изучаемым предметом, позволяют изложить материал на новом, качественно более высоком уровне. Их применение открывает широкие возможности в организации учебного процесса и является основой дистанционного обучения (организация процесса обучения при опосредованном взаимодействии педагогического работника и обучающегося посредством современных ИКТ).

Современные электронные  образовательные ресурсы (ЭОР) являются одним из самых перспективных направлений информатизации учебного процесса. Успешность применения ИКТ в образовании зависит от многих факторов: финансово-экономических возможностей образовательных организаций; аппаратно-программного обеспечения; уровня информационной культуры участников процесса образования.

К основным типам ЭОР можно отнести: текстографические, гипертекстовые,  видео- и звуковые,  мультимедийные ресурсы [8].

Статическое представление информации (текст) представляет собой организующее звено мультимедиапродукта, которое обеспечивает большую часть его информационного наполнения. Текстовая информация – это упорядоченный набор предложений, выражающих некоторую мысль, зафиксированную на материальном носителе. В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, внешний облик и внутренний мир и т.д.) [9].

Отдельным видом текстовых данных следует считать гипертекст. Определение «гипертекст» появилось  в 1965 году.  Т. Нельсон использовал термин   для обозначения «текста, ветвящегося или выполняющего действия по запросу». Обычный текст имеет линейное (последовательное) прочтение символов и знаков.  Гипертекст отличается  узловыми переходами между различными текстами, допускающими варианты выбора читаемых сведений или последовательности их прочтения.

Видео- и аудиоданные образуют динамическое представление информации. Аудиоряд является элементом, включающим речь, музыку, звуковые спецэффекты (шум, гром, скрип и т.д.). Видеоряд по сравнению с аудиорядом является более емким элементом и включает в себя графику, фото- и иные изображения, то есть обеспечивает многомодальное  восприятие информации.

Статические и динамические свойства информации обеспечивают выполнение мультимедийными ресурсами  образовательной (восприятие и накопление сведений), управленческой (роль и место информационных процессов в обучении) и организаторской (совершенство структуры и эффективности затрат на разработку информационного ресурса) функций.

Мультимедиа — это интерактивные (диалоговые) системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статическими изображениями и текстами. Под этим термином понимается одновременное воздействие на пользователя по нескольким информационным каналам. При этом пользователю, как правило, отводится активная роль. Другими словами, мультимедиа — это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) статические и динамические типы данных [5]. Примером компьютерного программного обеспечения, поддерживающего технологию мультимедиа, являются MS PowerPoint, MovieMaker, iMovie.

Использование мультимедийных интерактивных средств в обучении обусловлено данными многолетних исследований (И.В. Роберт, М.А. Гуриев) о влиянии аудиовизуального ряда на усвоение  и воспроизведение полученной информации. Комбинация визуального (зрительного) и аудиовоздействия (слухового) в процессе получения новой информации приводит к возможности запоминания и воспроизведения вновь изученного материала. Следовательно, использование мультимедиапродуктов при получении новых знаний обеспечивает активацию внимания, эффективное усвоение и последующее воспроизведение полученных сведений.

Мультимедиа создает условия формирования информационной и коммуникационной компетенций. В педагогике принято разделение на формы обучения: пассивная, где студент выступает в роли «объекта» обучения; активная, где студент выступает «субъектом» обучения; интерактивная, при которой происходит взаимодействие всех участников процесса обучения. Интерактивная форма на основе мультимедиа (экранные презентации, цифровые и видеоролики, гипертексты и веб-сайты) интенсифицирует изложение нового материала. Визуализация и интерактивность мультимедийных технологий  активизирует познавательную деятельность обучающегося и развивает алгоритмический стиль мышления.

Информационные компетенции представляют собой требования к подготовке обучающихся, заключающиеся в умении находить, отбирать, извлекать необходимую ему информацию. Информационная компетентность будущего специалиста неразрывно связана с владением современными информационными и телекоммуникационными технологиями, и ее формирование в первую очередь должно осуществляться с использованием методик, основанных на использовании компьютерной техники.

Формирование информационных компетенций обучающихся включает следующие этапы:

- использование информационных технологий для формирования новых знаний, умений и способов деятельности;

- проявление творчества в реализации задач профессиональной деятельности, умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;

-  готовность к поиску решения проблем, к их творческому преобразованию;

 - практический опыт осуществления известных способов информационной деятельности, воплощенных в умениях и навыках;

- способность применять информационные технологии для решения профессиональных задач в конфликтных ситуациях или условиях неопределенности [2].

Наиболее доступными из мультимедийных средств и широко используемыми на сегодняшний день для формирования информационной компетенции являются электронные учебники, мультимедийные презентации и различного рода программы-тренажеры.

«Электронный учебник (ЭУ) - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи» [3].

Существуют различные классификации электронных учебников.

1. По типу организации и способу доставки обучающемуся мультимедийные учебники бывают трех видов:

·                    на CD-ROM (в сопровождении или без печатного приложения);

·                    на сайтах Интернета без печатного приложения;

·                    на CD-ROM, но с привязкой к некоторым интернет-сайтам, с печатным приложением или без такового [7].

2.  С точки зрения представления информации электронные учебники можно разделить на следующие виды:

·                    сетевые электронные учебники (представляются на серверах в сетях);

·                    локальные электронные учебники (хранятся на съемных носителях информации).

3. С точки зрения ориентации на учебный процесс электронные учебники подразделяются на:

·                    электронные учебники, содержащие в себе сведения традиционных печатных пособий и используемые в рамках традиционных форм обучения;

·                    электронные учебники, содержащие интерактивные компоненты и используемые как элемент самостоятельного изучения курса;

·                    электронные учебники для дистанционного обучения, рассчитанные на самостоятельное изучение курса и виртуальное общение с преподавателем [4].

Помимо электронных учебников и пособий, популярным образовательным  продуктом является мультимедийная презентация. Использование мультимедийных презентаций находит отражение практически во всех формах и методах проведения учебных занятий:

1.  При изучении нового материала  (иллюстрация разнообразными наглядными средствами).

2.  При закреплении новой темы (оформление отдельным слайдом заданий для обучающихся).

3.  Для проведения дополнительных занятий (изучение учебного материала, изложенного в презентации, самостоятельно отстающими или отсутствующими обучающимися).

4.     В качестве дополнительного материала  к занятиям для углубления знаний.

5. При оценке самостоятельных работ обучающихся (визуальный контроль результатов).

6.   Для решения задач обучающего характера (работа с рисунками,  таблицами).

7. Для  эмоциональной разгрузки (смена деятельности в виде просмотра презентации как видео, но с возможностью в любой промежуток времени остановить просмотр и обсудить изученный материал).

8.  Для оформления результата проекта (обучающиеся в рамках исследования оформляют мультимедийную презентацию как заключительный отчет) [1].

Другим перспективным направлением электронных средств обучения на мультимедийной основе является обучающая программа-тренажер.  Спектр обучающих программ разнообразен: от  тренажеров освоения навыка работы с клавиатурой до технологии «виртуальная реальность».

Ко всем тренажерам предъявляются следующие требования:

- интерфейс обучающего ресурса должен максимально соответствовать реальным  системам (если тренажер смоделирован для развития навыка вождения автомобиля, то инструментальный набор средств управления соответствует реальному автомобилю);

- обучающая система должна быть гибкой (несколько вариантов «сценария» обучения за счет изменения педагогическим работником вводных данных);

- программа-тренажер должна анализировать и определять уровень подготовки обучающегося.

Технология «виртуальная реальность» воспроизводит синтетическое трехмерное пространство, помещает туда образ пользователя и реализует с пользователем интерактивное взаимодействие. Используя специальные устройства (системы отслеживания движения тела (Motion camture), перчатки виртуальной реальности (Wired Gloves), шлемы виртуальной реальности и др.), обучающийся может синхронизировать свои действия в реальности и киберпространстве. К преимуществам использования технологий виртуальной реальности можно отнести:

- воссоздание хода реальных событий в режиме реального времени (отработка алгоритма действий);

- снижение материальных расходов для проведения практических занятий (замена реального оборудования виртуальным);

- прогнозирование результатов выполнения реальных операций.

Еще одной мультимедийной технологией в обучении является «дополненная реальность». Это технология совмещения на экране нескольких  независимых и несоотносимых пространств: реальных объектов, окружающих обучающегося в жизни, и виртуальных - созданных  с использованием компьютерных технологий. Уже сейчас существуют устройства, например страницы учебника, со встроенными трехмерными моделями по теме изучения. Современные мобильные устройства обучающихся позволяют производить совмещение цифровых данных и изображения реального мира, что позволяет получить мощный  набор инструментов для многомодального представления информации.

Использование перечисленных мультимедийных продуктов (электронных учебников, презентаций, тренажеров) открывает принципиально новые методологические подходы в образовании, а также позволяет сделать дистанционное образование конкурентоспособным по отношению к традиционным формам проведения учебных  занятий. К возможностям мультимедиатехнологий в обучении можно отнести:

- повышение наглядности представления информации;

- повышение интерактивности созданных программных средств;

- создание виртуальной среды недоступной реальности;

- увеличение эмоционально-психологической нагрузки обучающегося;

- создание программных средств коррекционной педагогики;

- озвучивание и «оживление» объекта.

Проведенный анализ мультимедийных технологий в обучении показывает, что их типизация может быть определена поставленными педагогическими целями и соответствующими методиками электронного обучения, в рамках которых проектируется электронная образовательная среда, отдающая приоритет повышению индивидуализации обучения, развития базы для самостоятельного обучения.


Библиографическая ссылка

Дусева Н.Ю., Петрякова С.В. ТИПИЗАЦИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25026 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674