После присоединения России к Болонскому процессу изменились подходы к подготовке специалистов, произошла смена парадигмы – от приобретения профессиональной квалификации, обучения профессии к формированию специалиста с развитыми коммуникативными способностями, способного справляться с разнообразными ситуациями, возникающими в процессе трудовой деятельности. Модель выпускника, описываемую через ЗУНы (подготовка студента через заданные заранее знания, умения, навыки) сменил компетентностный подход в подготовке специалиста.
Ориентация на компетентностный подход позволила разработать профессиональные компетенции, включающие в себя не только знания, умения, навыки, но и систему сформированных ценностных ориентаций, способность к профессиональному росту, личностное отношение, личную ответственность за качество труда и принятие решений не только в стандартных, типовых, но и незапланированных ситуациях, опыт самостоятельной деятельности и коммуникативную культуру [1; 7].
В связи с изменением концепции обучения и внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), предусматривающего выпуск специалиста с квалификацией «Врач общей практики», существенно повысились требования к уровню теоретической и практической подготовки специалистов, которую необходимо закрепить и оценить при проведении преддипломной практики студентов.
На выпускающих кафедрах основной научно-методической задачей у выпускников является создание механизма формирования профессиональных компетенций. Значительная роль в процессе формирования профессиональной компетентности студентов отводится ее практической составляющей, которая реализуется в ходе учебных и производственных практик в медицинских учреждениях.
Среди практических навыков, которые потребуются выпускнику медицинского вуза уже в первый день работы на этапе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), можно выделить: навыки общения с пациентом и навыки работы с медицинской документацией (заполнение амбулаторной карты, листка нетрудоспособности, выписка рецептов, заполнение санаторно-курортной справки и санаторно-курортной карты, направления на госпитализацию, направления в МСЭ, заполнение информирования согласия пациента).
Во время практики закрепляются следующие навыки медицинской, профилактической и реабилитационной деятельности [2-5]:
- распознавание наиболее распространенных в амбулаторной практики клинических синдромов;
- постановка клинических диагнозов в ПМСП;
- использование МКБ – 10;
- ведение пациентов разных возрастных и социальных групп – лиц пожилого и старческого возраста, беременных женщин и др.;
- организация и оказание реабилитационной помощи пациентам в условиях ПМСП;
- оказание медицинской помощи при наиболее распространенных неотложных и угрожающих жизни состояниях (в том числе шок, кома, остановка сердца, базовая и расширенная сердечно-легочная реанимация);
- правила назначения и использования медикаментозных средств в условиях ПМСП;
- профилактика заболеваний и укрепление здоровья: выявление и коррекция факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний, вакцинации, проведение диспансеризации и диспансерного наблюдения пациентов в ПМСП;
- организация и оказание паллиативной помощи инкурабельным пациентам в условиях ПМСП;
- этика и деонтология в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и родственниками.
Преддипломная практика организуется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. N 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» [6]. Преддипломная производственная практика в качестве помощника врача ПМСП предусматривает наличие достаточного количества клинических баз, заключения договоров с соответствующими амбулаторно-поликлиническими учреждениями. Основными требованиями при прохождении преддипломной практики являются: ведение структурированного дневника с ежедневной фиксацией работы, под контролем наставника; наличие перечня освоенных навыков; характеристики, подписанные руководителем медицинской организацией. Аттестация после завершения практики включает в себя: предоставление дневника, выполненной творческой работы (описание клинического случая, презентация, реферат, санитарный бюллетень, памятка для пациента и т.п.), результатов компьютерного тестирования и собеседование.
Преддипломная практика у студентов 6 курса лечебного факультета, основанная на отработке профессиональных компетенций врача, будет проводиться в июне перед Государственной аттестацией. Продолжительность практики составит 2 недели (12 рабочих дней) с ежедневным 6-часовым рабочим днем. Планируется работа студентов в первичном звене здравоохранения с оказанием амбулаторно-поликлинической помощи населению. Работая в поликлинике с различными специалистами (терапевтом, хирургом, неврологом, окулистом, ЛОР-врачом и др.), выпускники смогут отточить полученные знания и реализовать профессиональные компетенции [8; 9].
На 6 курсе Саратовского государственного медицинского университета выпускается порядка 400 студентов лечебного факультета. Планируется, что из них около 300 студентов будет проходить практику в поликлиниках города и 100 человек пройдут практику по месту жительства. Следовательно, для обеспечения рационального прохождения практики студентам необходимо предоставить 15-20 баз (поликлиник), при учете, что на базе будет работать от 16 до 20 студентов.
Со всеми главными врачами поликлиник, принимающих участие в проведении преддипломной практики студентов, будут заключены договора.
Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, будут назначаться руководители практики из числа профессорско-преподавательского состава кафедры поликлинической терапии, и руководители практики из числа работников поликлиник.
В обязанности руководителя практики от организации входит:
- составить рабочий график (план) проведения практики;
- разработать индивидуальные задания для студентов, выполняемые в период практики;
- провести распределение студентов по рабочим местам и видам работ в организации;
- осуществлять контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ФГОС;
- оказывать методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к творческой работе, проводимой в ходе преддипломной практики;
- оценивать результаты прохождения практики студентами.
Руководитель практики от профильной организации (поликлиники):
- согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики;
- предоставляет рабочие места студентам;
- обеспечивает безопасные условия прохождения практики студентам, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
- проводит инструктаж студентов по технике безопасности, ознакомлению с требованиями охраны труда, правилами внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности [6].
При проведении практики в профильной организации руководителем практики от организации и руководителем практики от профильной организации составляется совместный рабочий график (план) проведения практики.
Направление на практику оформляется распорядительным актом руководителя организации или иного уполномоченного им должностного лица с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией или профильной организацией, а также с указанием вида и срока прохождения практики.
Основная работа студентов будет проходить с участковым врачом-терапевтом, также они смогут отработать свои профессиональный компетенции, работая с кардиологом, неврологом, хирургом, окулистом, эндокринологом, ЛОР-врачом, что позволить приобрести навыки работы врача общей практики.
В результате освоения программы и прохождения преддипломной производственной практики у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-2);
- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК- 3);
- способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-4);
- готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5);
- способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-6);
- готовностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-7);
- готовностью к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8).
Выпускник программы специалитета должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
- готовностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2);
- способностью использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности (ОПК-3);
- способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок (ОПК-5);
- готовностью к ведению медицинской документации (ОПК-6);
- готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественно-научных понятий и методов при решении профессиональных задач (ОПК-7);
- готовностью к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач (ОПК-8);
- способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач (ОПК-9);
- готовностью к обеспечению организации ухода за больными и оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи (ОПК-10);
- готовностью к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи (ОПК-11).
Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета.
Медицинская деятельность:
- способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
- способностью и готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения (ПК-2);
- способностью и готовностью к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
- способностью и готовностью к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения (ПК-4);
- готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5);
- способностью к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-6);
- готовностью к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека (ПК-7);
- способностью к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами (ПК-8);
- готовностью к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара (ПК-9);
- готовностью к оказанию медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи (ПК-10);
- готовностью к участию в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (ПК-11);
- готовностью к ведению физиологической беременности, приему родов (ПК-12);
- готовностью к участию в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе к участию в медицинской эвакуации (ПК-13);
- готовностью к определению необходимости применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-14);
- готовностью к обучению пациентов и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний (ПК-15);
- готовностью к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни (ПК-16).
Организационно-управленческая деятельность:
- способностью к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-17),
- готовностью к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-18);
- способностью к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-19).
Научно-исследовательская деятельность:
- готовностью к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины (ПК-20);
- способностью к участию в проведении научных исследований (ПК-21);
- готовностью к участию во внедрении новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан (ПК-22).
За время прохождения практики студенту необходимо будет выполнить творческую работу (кейс-стади) в виде клинического случая с представлением на зачет презентации с разбором больного. При работе над кейсом студенту будет необходимо изучить дополнительную литературу, проанализировать клиническую ситуацию, разобраться в сути проблемы, решить поставленную задачу (диагностика, лечение и ведение пациента по стандартным требованиям). Выступление студентов с презентацией позволит провести обмен полученными результатами, погрузить студентов в клиническую ситуацию, сформировать эффект умножения знания.
Вся проделанная работа (согласно программе практики) отражается в дневнике студента, который представляется на зачет. Дневник подписывается врачом, заведующим отделением или ответственным по практике и главным врачом поликлиники. Оценка работы студента в организации отражается в характеристике студента, которая подписывается заведующим отделением и главным врачом. Дневник и характеристика заверяются печатью учреждения.
Зачет с оценкой сдается в последние два дня практики на кафедре поликлинической терапии с использованием фонда оценочных средств для проведения аттестации студентов по преддипломной практике. Фонды оценочных средств созданы с учетом общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должны овладеть студенты. Зачет включает в себя собеседование по билету, проверку дневника, компьютерное тестирование, выступление с презентацией по учебно-исследовательской работе.
Во время прохождения практики студенты пользуются учебной литературой и ресурсами сети Интернет, с которыми можно ознакомиться на образовательном портале СГМУ, сайте кафедры поликлинической терапии, также на сайте кафедры в разделе «Преддипломная практика» выставляется «Программа практики», требования к написанию дневника и творческой работе, вопросы к зачету. Созданные интернет-ресурсы позволят студентам подготовить разбор клинического случая, вести пациентов на участке, подготовиться к зачету.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что преддипломная практика позволит студентам 6 курса выбрать направление своей медицинской деятельности, повысить профессиональный уровень, развить коммуникативные способности и совершенствовать общекультурные навыки.