Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ – МЕДИКОВ: КАКОЙ ЕЙ БЫТЬ?

Красникова Н.В. 1 Шеметова Г.Н. 1 Перминова Т.А. 1
1 ГБОУ ВПО Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава России
Приведена методика прохождения преддипломной практики в Саратовском государственном медицинском университете в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Впервые будет выпускаться специалист с квалификацией «Врач общей практики», что повышает требования к теоретической и практической подготовке студентов. Все полученные студентами профессиональные компетенции (навыки организационно-управленческой, медицинской, профилактической и реабилитационной деятельности) будут закрепляться при прохождении преддипломной практики. Основными требованиями при проведении преддипломной практики являются: ведение структурированного дневника с ежедневной фиксацией работы, под контролем наставника; наличие перечня освоенных навыков; характеристики, подписанные руководителем медицинской организации. Аттестация после завершения практики включает в себя: предоставление дневника, выполненной творческой работы (описание клинического случая, презентация, реферат, санитарный бюллетень, памятка для пациента и т.п.), результатов компьютерного тестирования и собеседование.
преддипломная практика студентов-медиков
практические навыки
1. Гладилин Г.П., Якубенко В.В., Веретенников С.И., Красникова Н.В., Перминова Т.А., Терентьев И.В. Компетентностный подход как основополагающий в организации и проведении производственной практики студентов // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 11. - С. 46.
2. Организация профилактической работы среди студенческой молодежи / Михайлова Ю.В., Орлова Г.Г., Арефьева И.С., Соболева Н.П., Шеметова Г.Н. - М. : РИО ЦНИИОИЗ, 2009. - 224 с.
3. Приоритеты профилактической работы при сердечно-сосудистой патологии среди лиц трудоспособного возраста : монография / Шеметова Г.Н., Красникова Н.В., Губанова Г.В., Молодцов Р.Н., Ширшова С.Н., Джанаева Э.Ф., Рябошапко А.И. – Саратов : Изд-во Сарат. гос. мед. ун-та, 2011. - 216 с.
4. Рябошапко А.И. Современные подходы в подготовке специалистов амбулаторно-поликлинической помощи в контексте модернизации медицинского образования / Рябошапко А.И., Шеметова Г.Н., Губанова Г.В. // Образование в современном мире : сб. науч. статей / под ред. проф. Ю.Г. Голуба. – Саратов : Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2012. - С. 202-207.
5. Красникова Н.В. Организация и нерешенные вопросы оказания паллиативной помощи больным терапевтического профиля / Красникова Н.В., Шеметова Г.Н. // Сборник научных трудов III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Интегративные исследования в медицине». – Саратов : ИЦ «Наука», 2014. - С. 87-90.
6. Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. N 1383. - URL: http://base.garant.ru/71288178/#friends#ixzz4ClUCQX19 (дата обращения: 18.05.2016), система ГАРАНТ.
7. Шеметова Г.Н., Рябошапко А.И., Губанова Г.В Особенности педагогического процесса и современные технологии преподавания поликлинической терапии // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6289.
8. Шеметова Г.Н., Рябошапко А.И., Губанова Г.В., Красникова Н.В., Беляева Ю.Н. Профилактическая работа терапевта: формирование компетенций // Фундаментальные исследования. - 2014. – № 7-1. - С. 166-169.
9. Шеметова Г.Н. Общеврачебная практика (семейная медицина): подготовка высококвалифицированного специалиста / Шеметова Г.Н., Красникова Н.В., Рябошапко А.И., Губанова Г.В. // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2014. - Т. 4, № 10. - С. 1060-1061.

После присоединения России к Болонскому процессу изменились подходы к подготовке специалистов, произошла смена парадигмы – от приобретения профессиональной квалификации, обучения профессии к формированию специалиста с развитыми коммуникативными способностями, способного справляться с разнообразными ситуациями, возникающими в процессе трудовой деятельности. Модель выпускника, описываемую через ЗУНы (подготовка студента через заданные заранее знания, умения, навыки) сменил компетентностный подход в подготовке специалиста.

Ориентация на компетентностный подход позволила разработать профессиональные компетенции, включающие в себя не только знания, умения, навыки, но и систему сформированных ценностных ориентаций, способность к профессиональному росту, личностное отношение, личную ответственность за качество труда и принятие решений не только в стандартных, типовых, но и незапланированных ситуациях, опыт самостоятельной деятельности и коммуникативную культуру [1; 7].

В связи с изменением концепции обучения и внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), предусматривающего выпуск специалиста с квалификацией «Врач общей практики», существенно повысились требования к уровню теоретической и практической подготовки специалистов, которую необходимо закрепить и оценить при проведении преддипломной практики студентов.

На выпускающих кафедрах основной научно-методической задачей у выпускников является создание механизма формирования профессиональных компетенций. Значительная роль в процессе формирования профессиональной компетентности студентов отводится ее практической составляющей, которая реализуется в ходе учебных и производственных практик в медицинских учреждениях.

Среди практических навыков, которые потребуются выпускнику медицинского вуза уже в первый день работы на этапе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), можно выделить: навыки общения с пациентом и навыки работы с медицинской документацией (заполнение амбулаторной карты, листка нетрудоспособности, выписка рецептов, заполнение санаторно-курортной справки и санаторно-курортной карты, направления на госпитализацию, направления в МСЭ, заполнение информирования согласия пациента).

Во время практики закрепляются следующие навыки медицинской, профилактической и реабилитационной деятельности [2-5]:

  • распознавание наиболее распространенных в амбулаторной практики клинических синдромов;
  • постановка клинических диагнозов в ПМСП;
  • использование МКБ – 10;
  • ведение пациентов разных возрастных и социальных групп – лиц пожилого и старческого возраста, беременных женщин и др.;
  • организация и оказание реабилитационной помощи пациентам в условиях ПМСП;
  • оказание медицинской помощи при наиболее распространенных неотложных и угрожающих жизни состояниях (в том числе шок, кома, остановка сердца, базовая и расширенная сердечно-легочная реанимация);
  • правила назначения и использования медикаментозных средств в условиях ПМСП;
  • профилактика заболеваний и укрепление здоровья: выявление и коррекция факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний, вакцинации, проведение диспансеризации и диспансерного наблюдения пациентов в ПМСП;
  • организация и оказание паллиативной помощи инкурабельным пациентам в условиях ПМСП;
  • этика и деонтология в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и родственниками.

Преддипломная практика организуется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. N 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» [6]. Преддипломная производственная практика в качестве помощника врача ПМСП предусматривает наличие достаточного количества клинических баз, заключения договоров с соответствующими амбулаторно-поликлиническими учреждениями. Основными требованиями при прохождении преддипломной практики являются: ведение структурированного дневника с ежедневной фиксацией работы, под контролем наставника; наличие перечня освоенных навыков; характеристики, подписанные руководителем медицинской организацией. Аттестация после завершения практики включает в себя: предоставление дневника, выполненной творческой работы (описание клинического случая, презентация, реферат, санитарный бюллетень, памятка для пациента и т.п.), результатов компьютерного тестирования и собеседование.

 Преддипломная практика у студентов 6 курса лечебного факультета, основанная на отработке профессиональных компетенций врача, будет проводиться в июне перед Государственной аттестацией. Продолжительность практики составит 2 недели (12 рабочих дней) с ежедневным 6-часовым рабочим днем. Планируется работа студентов в первичном звене здравоохранения с оказанием амбулаторно-поликлинической помощи населению. Работая в поликлинике с различными специалистами (терапевтом, хирургом, неврологом, окулистом, ЛОР-врачом и др.), выпускники смогут отточить полученные знания и реализовать профессиональные компетенции [8; 9].

На 6 курсе Саратовского государственного медицинского университета выпускается порядка 400 студентов лечебного факультета. Планируется, что из них около 300 студентов будет проходить практику в поликлиниках города и 100 человек пройдут практику по месту жительства. Следовательно, для обеспечения рационального прохождения практики студентам необходимо предоставить 15-20 баз (поликлиник), при учете, что на базе будет работать от 16 до 20 студентов.

Со всеми главными врачами поликлиник, принимающих участие в проведении преддипломной практики студентов, будут заключены договора.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, будут назначаться руководители практики из числа профессорско-преподавательского состава кафедры поликлинической терапии, и руководители практики из числа работников поликлиник.

В обязанности руководителя практики от организации входит:

  • составить рабочий график (план) проведения практики;
  • разработать индивидуальные задания для студентов, выполняемые в период практики;
  • провести распределение студентов по рабочим местам и видам работ в организации;
  • осуществлять контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ФГОС;
  • оказывать методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к творческой работе, проводимой в ходе преддипломной практики;
  • оценивать результаты прохождения практики студентами.

Руководитель практики от профильной организации (поликлиники):

  • согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики;
  • предоставляет рабочие места студентам;
  • обеспечивает безопасные условия прохождения практики студентам, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
  • проводит инструктаж студентов по технике безопасности, ознакомлению с требованиями охраны труда, правилами внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности [6].

При проведении практики в профильной организации руководителем практики от организации и руководителем практики от профильной организации составляется совместный рабочий график (план) проведения практики.

Направление на практику оформляется распорядительным актом руководителя организации или иного уполномоченного им должностного лица с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией или профильной организацией, а также с указанием вида и срока прохождения практики.

Основная работа студентов будет проходить с участковым врачом-терапевтом, также они смогут отработать свои профессиональный компетенции, работая с кардиологом, неврологом, хирургом, окулистом, эндокринологом, ЛОР-врачом, что позволить приобрести навыки работы врача общей практики.

В результате освоения программы и прохождения преддипломной производственной практики у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
  • способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-2);
  • способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК- 3);
  • способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-4);
  • готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5);
  • способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-6);
  • готовностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-7);
  • готовностью к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8).

Выпускник программы специалитета должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

  • готовностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
  • готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2);
  • способностью использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности (ОПК-3);
  • способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности (ОПК-4);
  • способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок (ОПК-5);
  • готовностью к ведению медицинской документации (ОПК-6);
  • готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественно-научных понятий и методов при решении профессиональных задач (ОПК-7);
  • готовностью к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач (ОПК-8);
  • способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач (ОПК-9);
  • готовностью к обеспечению организации ухода за больными и оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи (ОПК-10);
  • готовностью к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи (ОПК-11).

Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета.

Медицинская деятельность:

  • способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
  • способностью и готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения (ПК-2);
  • способностью и готовностью к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
  • способностью и готовностью к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения (ПК-4);
  • готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5);
  • способностью к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-6);
  • готовностью к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека (ПК-7);
  • способностью к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами (ПК-8);
  • готовностью к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара (ПК-9);
  • готовностью к оказанию медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи (ПК-10);
  • готовностью к участию в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (ПК-11);
  • готовностью к ведению физиологической беременности, приему родов (ПК-12);
  • готовностью к участию в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе к участию в медицинской эвакуации (ПК-13);
  • готовностью к определению необходимости применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-14);
  • готовностью к обучению пациентов и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний (ПК-15);
  • готовностью к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни   (ПК-16).

Организационно-управленческая деятельность:

  • способностью к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-17),
  • готовностью к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-18);
  • способностью к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-19).

Научно-исследовательская деятельность:

  • готовностью к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины (ПК-20);
  • способностью к участию в проведении научных исследований (ПК-21);
  • готовностью к участию во внедрении новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан (ПК-22).

За время прохождения практики студенту необходимо будет выполнить творческую работу (кейс-стади) в виде клинического случая с представлением на зачет презентации с разбором больного. При работе над кейсом студенту будет необходимо изучить дополнительную литературу, проанализировать клиническую ситуацию, разобраться в сути проблемы, решить поставленную задачу (диагностика, лечение и ведение пациента по стандартным требованиям). Выступление студентов с презентацией позволит провести обмен полученными результатами, погрузить студентов в клиническую ситуацию, сформировать эффект умножения знания.

Вся проделанная работа (согласно программе практики) отражается в дневнике студента, который представляется на зачет. Дневник подписывается врачом, заведующим отделением или ответственным по практике и главным врачом поликлиники. Оценка работы студента в организации отражается в характеристике студента, которая подписывается заведующим отделением и главным врачом. Дневник и характеристика заверяются печатью учреждения.

Зачет с оценкой сдается в последние два дня практики на кафедре поликлинической терапии с использованием фонда оценочных средств для проведения аттестации студентов по преддипломной практике. Фонды оценочных средств созданы с учетом общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должны овладеть студенты. Зачет включает в себя собеседование по билету, проверку дневника, компьютерное тестирование, выступление с презентацией по учебно-исследовательской работе.

Во время прохождения практики студенты пользуются учебной литературой и ресурсами сети Интернет, с которыми можно ознакомиться на образовательном портале СГМУ, сайте кафедры поликлинической терапии, также на сайте кафедры в разделе «Преддипломная практика» выставляется «Программа практики», требования к написанию дневника и творческой работе, вопросы к зачету. Созданные интернет-ресурсы позволят студентам подготовить разбор клинического случая, вести пациентов на участке, подготовиться к зачету.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что преддипломная практика позволит студентам 6 курса выбрать направление своей медицинской деятельности, повысить профессиональный уровень, развить коммуникативные способности и совершенствовать общекультурные навыки.


Библиографическая ссылка

Красникова Н.В., Шеметова Г.Н., Перминова Т.А. ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ – МЕДИКОВ: КАКОЙ ЕЙ БЫТЬ? // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24990 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674