Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REALIZATION OF ZADACHNY APPROACH IN MODELLING OF PEDAGOGICAL PROCESS ON PHYSICAL CULTURE AT ELEMENTARY SCHOOL

Bystritskaya E.V. 1 Reutova O.V. 1 Nazarkina N.I. 2 Neverkovich S.D. 3
1 FGBOU VO NGPU of Kozma Minin
2 FGBOU VO MIOO
3 FGBOU VO RGUFKSMiT
The present article is devoted to problems which arise before teachers of physical culture in connection with need of the organization of professional activity within requirements of FGOS. One of such problems is mastering bases of didactic modeling of modern educational occupation, after-hour action or training occupation in school sports section. Authors of this research offer application of well algoritmizirovanny zadachny approach to the solution of the specified professional tasks. This approach allows to systematize work of the teacher and to create conditions for comfortable occurrence him in process of the organization of professional activity in the conditions of FGOS. Besides realization of zadachny approach in didactic model in modern educational class in physical culture gives the chance to the teacher to make training in the physical actions which are personally focused and realized trained.
didactic modeling
didactic task
educational task
motive task
lovkostny qualities
elementary school

Дидактическое моделирование – это работа педагога по структурированию содержания учебного предмета и определению им технологий, используемых для решения дидактических задач и достижения метапредметных, личностных и предметных результатов обучения.

Начинается эта деятельность с создания модели будущего результата, другими словами – «образа двигательного действия» [4].

В модель двигательного действия педагог включает:

  • цель овладения действием для обучающегося;
  • техническую структуру и соподчиненность элементов в системе движений на основании принципов биомеханики;
  • психосоматические «механизмы регуляции живых движений человека»;
  • дидактические механизмы освоения двигательного действия – технологии и средства [6].

В модели учебного занятия всегда реализуются три уровня задач: дидактические, учебные и двигательные.

Дидактические задачи

Задача в широком смысле может рассматриваться как синтез сущего и должного, исходного и желаемого состояния некоторого педагогического явления или процесса, который является предметом задачи. Эта деятельность в том виде, как ее осуществляет педагог, представляет собой способ решения задачи, благодаря чему реализуется процесс ее решения, учебное задание выполняется и изменяется ситуация [8].

Свойства дидактической задачи это:

  1. трудность – затраты временных, физических, интеллектуальных ресурсов на ее решение;
  2. сложность – характеристика структуры операций, которые нужно выполнить для ее эффективного решения;
  3. нечеткость – уровень сложности работы по оценке результатов решения задачи;
  4. новизна – показывает, насколько привычна или непривычна эта задача для субъекта деятельности – по ситуации или требованию задания, или же по формулировке;
  5. неожиданность – характеристика того, насколько логично задача встроена в модель деятельности;
  6. проблемность – характеристика, показывающая, в какой мере нужно выйти за пределы известных алгоритмов, чтобы ее решить [3].

Дидактические задачи всегда направлены на изменение личности школьника, на процесс его физического, психологического, интеллектуального самосовершенствования в ходе решения учебных задач по физической культуре [1].

Этапами решения дидактической задачи являются:

  1. формулировка ситуации задачи, вопроса задачи, учебного задания в виде целевой установки, как это будет показано далее;
  2. моделирование педагогического общения по решению этой задачи;
  3. действия, предпринимаемые учителем и учеником для решения данной задачи;
  4. рефлексия учителем процесса и результатов своей деятельности и деятельности ученика по решению всего комплекса задач: педагогической, учебной и двигательной [7].

По существу дидактическую задачу педагог ставит себе. Эти задачи могут быть, например, таковы:

  • способствовать формированию учебного или спортивного коллектива воспитанников;
  • создать условия для формирования у обучающихся нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств;
  • обеспечить возможность проявления обучающимися инициативности, самостоятельности, ответственности и других волевых качеств.

Дидактические задачи передаются ученикам через учебное задание. Это задание, сформулированное учителем для школьников, сначала понимается, интерпретируется ими, чтобы стать их учебной задачей. И вот уже эти учебные задачи решают обучающиеся [1].

Учебные задачи

Решение учебных задач представляет собой виды учебной деятельности, которые направлены на самосовершенствование ученика. Д.Б. Эльконин сформулировал задачный подход к учебной деятельности. Согласно этому подходу, учебная задача является атомом, главным звеном учебной деятельности. Основоположники развивающего обучения указали, что «принципиальным  отличием учебной задачи от всяких других задач, решаемых человеком, состоит в том, что главные изменения происходят не во внешних предметах и объектах деятельности, а в самом деятеле – в ученике».

Важной стороной учебной задачи в сфере физической культуры является обретение школьником собственного отношения к процессу и результату учебной деятельности:

  • к себе в процессе выполнения задания и решения двигательной задачи – формирование ощущения движения, эмоционального плана выполнения двигательного действия;
  • к общению и взаимодействию между учениками и в системах «учитель - ученик» и «учитель - классный коллектив» на основании содержания и технологий этой деятельности;
  • к учебной и двигательной деятельности – обретению личностного смысла этой деятельности через отношение к их процессу и результатам;
  • к роли и месту этой деятельности в обществе.

В контексте задачного подхода: учение - это не только освоение конкретных двигательных действий, но и «процесс изменения, перестраивания, обогащения самого ученика» [2].

Этапы работы школьника по решению учебной задачи таковы:

  1. Осознание, «примерка на себя», интерпретация учебного задания, данного педагогом, и на его базе формулировка учебной задачи.
  2. Актуализация, смотр обучающимся перечня известных способов решения учебной задачи.
  3. Реализация обучающимся учебных действий, которые направлены «на выделение всеобщих отношений, ведущих принципов, ключевых идей данной области знаний, на моделирование этих отношений, на овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно, способами перехода от модели к объекту и обратно».
  4. Выполнение самим учеником действий контроля и оценки (учебная рефлексия).

Моделирование этой технологии основано на следующих принципах [5].

Принципы моделирования образовательных технологий

  1. От предметоцентризма к культурообразующему пространству и обучающей среде.
  2. От предметно ориентированных технологий к личностно развивающим.
  3. От узкопредметных технологий к профессиональной культуре мышления, личности, деятельности.
  4. От «вертикали образования» к антропным технологиям самообучения и учения.
  5. От стандартов образования к самосознанию и самореализации обучающихся.
  6. От знаниевых компетенций к практической социально значимой деятельности.
  7. От индивидуальности к самореализации в социуме.

Единицей учебного процесса является двигательная задача. Она представляет собой модель процесса и результатов деятельности учителя и ученика. В состав двигательной задачи входит ряд компонентов [6]:

  1. Цель двигательной задачи - представления о желаемом спортивном результате, о желаемой конечной ситуации или об эталонном протекании процесса спортивной деятельности.
  2. Средовые условия решения двигательной задачи – преставления о том, какой является исходная ситуация, в которую мы хотим внести изменения – будь то соревновательная ситуация или учебная.
  3. Внутренние условия решения задачи учеником – его уровень мотивации, притязаний в учебной и спортивной деятельности, иерархия мотивов, система ценностей, связанных в его сознании с физической культурой, и личностный смысл деятельности.
  4. Целевые средства решения двигательной задачи - представление об уровне своей физической подготовленности, актуальной психологической готовности к выполнению движения, понимание биомеханического состава движения и его структуры, осознание способности к его выполнению.
  5. Границы решения задачи – это представления о возможных нагрузках и о пределах своих возможностей, о физических границах спортивной площадки, о пределах взаимопонимания и взаимодействия субъектов образовательного процесса, другие актуальные и возможные ограничения. К последним относятся, например, быстрота утомления учеников разного возраста [3].

Технология проведения физкультминуток и физкультпауз с применением элементов цирковой подготовки

                                                                                                                              

Дидактические

задачи

Учебные

задачи

Двигательные задачи

Обеспечить повышение мотивации учащихся к дозированной физической нагрузке в виде физкультминут и физкультпауз.

Создать условия для формирования ловкостных качеств младших школьников.

Способствовать расширению представления младших школьников об оздоровительном и культурном значении физической культуры

Сплочение коллектива, формирование мотивации к учебной деятельности (метапредметный результат).

Развитие ловкостных способностей (предметный результат). Осознание культурного значения физической активности (личностный результат)

Сформировать двигательные действия имитационного характера на развитие следующих видов ловкостных способностей: оперативно, целесообразно осваивать движения, способность к равновесию, способность точно соизмерять и регулировать пространственные, временные, динамические параметры

Все указанные группы задач решаются в три этапа, на каждом из которых в основе и содержании обучения есть определенный вид цирковой деятельности.

Этап 1. Имитационные упражнения (И.У.), которые организуются фронтально с увеличением сложности выполнения - основа цирковой эксцентрики.

И.У. «Птичка через канавку».

 Начальный уровень – дети, соблюдая дистанцию, выполняют прыжки правым и левым боком через линию, нарисованную на полу, с продвижением вперед.

 Базовый уровень – то же, но с преодолением каната.

Усложненный уровень - то же, но дети выполняют прыжки через гимнастическую скамейку (высота снаряда постепенно увеличивается, в зависимости от уровня физической подготовленности).

И.У. «Жучки».

Начальный уровень – дети, соблюдая дистанцию, выполняют передвижение с опорой на ладони и стопы, лицом вверх, ногами вперед.

Базовый уровень – то же, но с передвижением руками вперед.

 Усложненный уровень - то же, но дети выполняют передвижения, удерживая на животе мяч, передвигаясь руками вперед и, меняя передвижения, ногами вперед. Вариация: один выполняет упражнение руками вперед, а другой командует ему направление и скорость движения. Цель такой игры - не допустить столкновения детей, имитирующих жучков.

И.У. «Тюлень».

Начальный уровень – дети, соблюдая дистанцию, выполняют передвижение с опорой на ладони, ноги вместе с опорой о пол.

Базовый уровень – то же, но ноги врозь с опорой о пол, повороты головы вправо-влево.

 Усложненный уровень  – дети, соблюдая дистанцию, выполняют передвижение с опорой на ладони, ноги врозь с опорой о пол, повороты головы вправо-влево, удерживая на голове мешочек с песком.

Этап 2. Упражнения на жонглирование (У.Ж.).

У.Ж. «Веселые мячики».

Дети располагаются свободно по холлу или рекреации.

Начальный уровень – подбрасывают один мяч двумя руками одновременно или попеременно и ловят мячи ко команде или по остановке музыкального фрагмента.

Базовый уровень - перебрасывание мяча из руки в руку с максимальной амплитудой броска вверх. Упражнение представлено в форме игры, в которой побеждают те, кто точнее ловит мяч при максимальной амплитуде (игра на выбывание после падения мяча).

Усложненный уровень - подбрасывают два мяча двумя руками и одновременно ловят. Это жонглирование можно выполнять сначала на месте, затем в движении под музыку. Вариация: мячи подбрасываются скрестно и ловятся другой рукой. Педагог ведет колонну под музыку, перебрасывая три мяча.

Этап 3. Цирковая акробатика и эксцентрика (Ц.А.Э.).

Ц.А.Э. «Алле-оп».

Начальный уровень - парное упражнение. Дети стоят друг за другом, ведущий отводит руки назад, ведомый, с закрытыми глазами, держится за руки ведущего. Под музыку дети двигаются по холлу, по команде «Алле-оп»  меняются ролями.

Базовый уровень - ведущий и ведомый по команде «Алле-оп» без хлопка меняются местами; по команде «Алле-оп» с одним хлопком начинают кружиться, руки в стороны;  по команде «Алле-оп»  с двумя  хлопками должны быстро найти свою пару и встать в первоначальной последовательности.

Усложненный уровень - задания предыдущего уровня выполняются с теми же правилами, но из другого положения: глаза обоих участников открыты, ведущий передвигается на руках, ведомый держится за ноги ведущего.

Ц.А.Э. «Неваляшка».

Начальный уровень – дети выполняют кувырки вперед и назад в свободном темпе в указанных учителем секторах.

Базовый уровень - ученики выполняют бросок мяча вверх, кувырок, и ловят мяч. Вариация: упражнение выполняется в ритме определенного музыкального фрагмента.

Усложненный уровень - ребенок, выполнив кувырок вперед, выполняет перекат назад, сохраняя группировку. Вариация: учитель проверяет плотность группировки поднимая и раскачивая ребенка.

Представленная технология смоделирована с учетом решения поставленных дидактических, учебных и двигательных задач. Апробация этих и других технологий, смоделированных на основании задачного подхода, показала эффективность следования его принципам для достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.