Дидактическое моделирование – это работа педагога по структурированию содержания учебного предмета и определению им технологий, используемых для решения дидактических задач и достижения метапредметных, личностных и предметных результатов обучения.
Начинается эта деятельность с создания модели будущего результата, другими словами – «образа двигательного действия» [4].
В модель двигательного действия педагог включает:
- цель овладения действием для обучающегося;
- техническую структуру и соподчиненность элементов в системе движений на основании принципов биомеханики;
- психосоматические «механизмы регуляции живых движений человека»;
- дидактические механизмы освоения двигательного действия – технологии и средства [6].
В модели учебного занятия всегда реализуются три уровня задач: дидактические, учебные и двигательные.
Дидактические задачи
Задача в широком смысле может рассматриваться как синтез сущего и должного, исходного и желаемого состояния некоторого педагогического явления или процесса, который является предметом задачи. Эта деятельность в том виде, как ее осуществляет педагог, представляет собой способ решения задачи, благодаря чему реализуется процесс ее решения, учебное задание выполняется и изменяется ситуация [8].
Свойства дидактической задачи это:
- трудность – затраты временных, физических, интеллектуальных ресурсов на ее решение;
- сложность – характеристика структуры операций, которые нужно выполнить для ее эффективного решения;
- нечеткость – уровень сложности работы по оценке результатов решения задачи;
- новизна – показывает, насколько привычна или непривычна эта задача для субъекта деятельности – по ситуации или требованию задания, или же по формулировке;
- неожиданность – характеристика того, насколько логично задача встроена в модель деятельности;
- проблемность – характеристика, показывающая, в какой мере нужно выйти за пределы известных алгоритмов, чтобы ее решить [3].
Дидактические задачи всегда направлены на изменение личности школьника, на процесс его физического, психологического, интеллектуального самосовершенствования в ходе решения учебных задач по физической культуре [1].
Этапами решения дидактической задачи являются:
- формулировка ситуации задачи, вопроса задачи, учебного задания в виде целевой установки, как это будет показано далее;
- моделирование педагогического общения по решению этой задачи;
- действия, предпринимаемые учителем и учеником для решения данной задачи;
- рефлексия учителем процесса и результатов своей деятельности и деятельности ученика по решению всего комплекса задач: педагогической, учебной и двигательной [7].
По существу дидактическую задачу педагог ставит себе. Эти задачи могут быть, например, таковы:
- способствовать формированию учебного или спортивного коллектива воспитанников;
- создать условия для формирования у обучающихся нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств;
- обеспечить возможность проявления обучающимися инициативности, самостоятельности, ответственности и других волевых качеств.
Дидактические задачи передаются ученикам через учебное задание. Это задание, сформулированное учителем для школьников, сначала понимается, интерпретируется ими, чтобы стать их учебной задачей. И вот уже эти учебные задачи решают обучающиеся [1].
Учебные задачи
Решение учебных задач представляет собой виды учебной деятельности, которые направлены на самосовершенствование ученика. Д.Б. Эльконин сформулировал задачный подход к учебной деятельности. Согласно этому подходу, учебная задача является атомом, главным звеном учебной деятельности. Основоположники развивающего обучения указали, что «принципиальным отличием учебной задачи от всяких других задач, решаемых человеком, состоит в том, что главные изменения происходят не во внешних предметах и объектах деятельности, а в самом деятеле – в ученике».
Важной стороной учебной задачи в сфере физической культуры является обретение школьником собственного отношения к процессу и результату учебной деятельности:
- к себе в процессе выполнения задания и решения двигательной задачи – формирование ощущения движения, эмоционального плана выполнения двигательного действия;
- к общению и взаимодействию между учениками и в системах «учитель - ученик» и «учитель - классный коллектив» на основании содержания и технологий этой деятельности;
- к учебной и двигательной деятельности – обретению личностного смысла этой деятельности через отношение к их процессу и результатам;
- к роли и месту этой деятельности в обществе.
В контексте задачного подхода: учение - это не только освоение конкретных двигательных действий, но и «процесс изменения, перестраивания, обогащения самого ученика» [2].
Этапы работы школьника по решению учебной задачи таковы:
- Осознание, «примерка на себя», интерпретация учебного задания, данного педагогом, и на его базе формулировка учебной задачи.
- Актуализация, смотр обучающимся перечня известных способов решения учебной задачи.
- Реализация обучающимся учебных действий, которые направлены «на выделение всеобщих отношений, ведущих принципов, ключевых идей данной области знаний, на моделирование этих отношений, на овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно, способами перехода от модели к объекту и обратно».
- Выполнение самим учеником действий контроля и оценки (учебная рефлексия).
Моделирование этой технологии основано на следующих принципах [5].
Принципы моделирования образовательных технологий
- От предметоцентризма к культурообразующему пространству и обучающей среде.
- От предметно ориентированных технологий к личностно развивающим.
- От узкопредметных технологий к профессиональной культуре мышления, личности, деятельности.
- От «вертикали образования» к антропным технологиям самообучения и учения.
- От стандартов образования к самосознанию и самореализации обучающихся.
- От знаниевых компетенций к практической социально значимой деятельности.
- От индивидуальности к самореализации в социуме.
Единицей учебного процесса является двигательная задача. Она представляет собой модель процесса и результатов деятельности учителя и ученика. В состав двигательной задачи входит ряд компонентов [6]:
- Цель двигательной задачи - представления о желаемом спортивном результате, о желаемой конечной ситуации или об эталонном протекании процесса спортивной деятельности.
- Средовые условия решения двигательной задачи – преставления о том, какой является исходная ситуация, в которую мы хотим внести изменения – будь то соревновательная ситуация или учебная.
- Внутренние условия решения задачи учеником – его уровень мотивации, притязаний в учебной и спортивной деятельности, иерархия мотивов, система ценностей, связанных в его сознании с физической культурой, и личностный смысл деятельности.
- Целевые средства решения двигательной задачи - представление об уровне своей физической подготовленности, актуальной психологической готовности к выполнению движения, понимание биомеханического состава движения и его структуры, осознание способности к его выполнению.
- Границы решения задачи – это представления о возможных нагрузках и о пределах своих возможностей, о физических границах спортивной площадки, о пределах взаимопонимания и взаимодействия субъектов образовательного процесса, другие актуальные и возможные ограничения. К последним относятся, например, быстрота утомления учеников разного возраста [3].
Технология проведения физкультминуток и физкультпауз с применением элементов цирковой подготовки
Дидактические задачи |
Учебные задачи |
Двигательные задачи |
Обеспечить повышение мотивации учащихся к дозированной физической нагрузке в виде физкультминут и физкультпауз. Создать условия для формирования ловкостных качеств младших школьников. Способствовать расширению представления младших школьников об оздоровительном и культурном значении физической культуры |
Сплочение коллектива, формирование мотивации к учебной деятельности (метапредметный результат). Развитие ловкостных способностей (предметный результат). Осознание культурного значения физической активности (личностный результат) |
Сформировать двигательные действия имитационного характера на развитие следующих видов ловкостных способностей: оперативно, целесообразно осваивать движения, способность к равновесию, способность точно соизмерять и регулировать пространственные, временные, динамические параметры |
Все указанные группы задач решаются в три этапа, на каждом из которых в основе и содержании обучения есть определенный вид цирковой деятельности.
Этап 1. Имитационные упражнения (И.У.), которые организуются фронтально с увеличением сложности выполнения - основа цирковой эксцентрики.
И.У. «Птичка через канавку».
Начальный уровень – дети, соблюдая дистанцию, выполняют прыжки правым и левым боком через линию, нарисованную на полу, с продвижением вперед.
Базовый уровень – то же, но с преодолением каната.
Усложненный уровень - то же, но дети выполняют прыжки через гимнастическую скамейку (высота снаряда постепенно увеличивается, в зависимости от уровня физической подготовленности).
И.У. «Жучки».
Начальный уровень – дети, соблюдая дистанцию, выполняют передвижение с опорой на ладони и стопы, лицом вверх, ногами вперед.
Базовый уровень – то же, но с передвижением руками вперед.
Усложненный уровень - то же, но дети выполняют передвижения, удерживая на животе мяч, передвигаясь руками вперед и, меняя передвижения, ногами вперед. Вариация: один выполняет упражнение руками вперед, а другой командует ему направление и скорость движения. Цель такой игры - не допустить столкновения детей, имитирующих жучков.
И.У. «Тюлень».
Начальный уровень – дети, соблюдая дистанцию, выполняют передвижение с опорой на ладони, ноги вместе с опорой о пол.
Базовый уровень – то же, но ноги врозь с опорой о пол, повороты головы вправо-влево.
Усложненный уровень – дети, соблюдая дистанцию, выполняют передвижение с опорой на ладони, ноги врозь с опорой о пол, повороты головы вправо-влево, удерживая на голове мешочек с песком.
Этап 2. Упражнения на жонглирование (У.Ж.).
У.Ж. «Веселые мячики».
Дети располагаются свободно по холлу или рекреации.
Начальный уровень – подбрасывают один мяч двумя руками одновременно или попеременно и ловят мячи ко команде или по остановке музыкального фрагмента.
Базовый уровень - перебрасывание мяча из руки в руку с максимальной амплитудой броска вверх. Упражнение представлено в форме игры, в которой побеждают те, кто точнее ловит мяч при максимальной амплитуде (игра на выбывание после падения мяча).
Усложненный уровень - подбрасывают два мяча двумя руками и одновременно ловят. Это жонглирование можно выполнять сначала на месте, затем в движении под музыку. Вариация: мячи подбрасываются скрестно и ловятся другой рукой. Педагог ведет колонну под музыку, перебрасывая три мяча.
Этап 3. Цирковая акробатика и эксцентрика (Ц.А.Э.).
Ц.А.Э. «Алле-оп».
Начальный уровень - парное упражнение. Дети стоят друг за другом, ведущий отводит руки назад, ведомый, с закрытыми глазами, держится за руки ведущего. Под музыку дети двигаются по холлу, по команде «Алле-оп» меняются ролями.
Базовый уровень - ведущий и ведомый по команде «Алле-оп» без хлопка меняются местами; по команде «Алле-оп» с одним хлопком начинают кружиться, руки в стороны; по команде «Алле-оп» с двумя хлопками должны быстро найти свою пару и встать в первоначальной последовательности.
Усложненный уровень - задания предыдущего уровня выполняются с теми же правилами, но из другого положения: глаза обоих участников открыты, ведущий передвигается на руках, ведомый держится за ноги ведущего.
Ц.А.Э. «Неваляшка».
Начальный уровень – дети выполняют кувырки вперед и назад в свободном темпе в указанных учителем секторах.
Базовый уровень - ученики выполняют бросок мяча вверх, кувырок, и ловят мяч. Вариация: упражнение выполняется в ритме определенного музыкального фрагмента.
Усложненный уровень - ребенок, выполнив кувырок вперед, выполняет перекат назад, сохраняя группировку. Вариация: учитель проверяет плотность группировки поднимая и раскачивая ребенка.
Представленная технология смоделирована с учетом решения поставленных дидактических, учебных и двигательных задач. Апробация этих и других технологий, смоделированных на основании задачного подхода, показала эффективность следования его принципам для достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Библиографическая ссылка
Быстрицкая Е.В., Реутова О.В., Назаркина Н.И., Неверкович С.Д. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧНОГО ПОДХОДА В МОДЕЛИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24918 (дата обращения: 03.12.2024).