Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORETICAL GROUNDING OF FORMATION OF MELEE TRAINING SKILLS OF RUSSIAN MIA HIGH SCHOOLS’CADETS TAKING INTO ACCOUNT THE MOTION-AL AND PSYCHOLOGICAL MODEL OF ADVERSARY’S BEHAVIOU

Bokiy A.N. 1 Uskov S.V. 1
1 Crimean Affiliate of Krasnodar University of Interior Ministry of Russia
In view of the importance of solving the problems of future police officers’ training for effective operation in extreme, often associated with risk to life, the conditions of professional activity scientific works of many contemporary researchers are essential. However, despite the positive results and the practical importance of these works, the specificity of developing kills and qualities of melee training of Russian Interior Ministry higher schools’ cadets, with a view to achieve the level of over skills (anticipation) of formation of readiness for action in the condition of the boundary state ("wear" on the "verge of collapse ») of functional and psychological abilities of the body, requires special research. The algorithm of the future police officer’s behavior provides for a differentiated approach to the threat posed by the adversary. It is necessary to teach students to correctly determine the level of an extremely difficult situation to take adequate to the determined tactical situation decisions and apply technical actions in accordance with the level of danger. Therefore, training and education of professionals capable of providing peace and reliable security of Russian citizens is an important and a primary for the Russian Higher School of Police direction. We should not forget that the current foreign policy requirements are forcing Russian police officers to participate in combined arms operations in the "limited military contingent to enforce peace." Hence there is the need for tightening the goals and objectives, and thus the melee training methodologies.
cadet
training
police
psychology
melee
system
physiology
forming
stability.

В исследованиях ряда ученых [4; 5] утверждается, что даже физически подготовленные правоохранители через психологическое напряжение не в состоянии своевременно отреагировать или опередить двигательные технико-тактические действия противника. То есть они не готовы к эффективной работе в условиях, возникающих во время столкновения с вооруженным и агрессивно настроенным преступником.

Научный анализ [4; 7] учебно-воспитательного процесса предмета физическая культура или физическая подготовка ВУЗов МВД России (уже само название обнаруживает ограниченность и недопонимание целеполаганий современной системы данной подготовки) показал, что существующие методики обучения и воспитания не отвечают современным требованиям по формированию специальных двигательных навыков будущего офицера полиции и не направлены на воспитание специальных психологических качеств курсанта, то есть оторваны от реальности. Они отличаются не только подходами к процессу подготовки, но и наличием многоаспектных противоречий, которые возникают между поставленной целью, определенными заданиями и способом их решения. Также есть расхождения между содержанием воспитания личностных психологических качеств и методикой формирования технико-тактических навыков на занятиях по рукопашной подготовке. Выявление и решение этих несогласованностей позволит сосредоточить усилие на достижения тех критериев, которые будут отвечать реальной действительности.

Оперируя результатами исследований ряда авторов [4; 6], следует заметить, что недостаточно изученным остается поведение и действия противника, предшествующие нападению; внешние признаки угрозы; основные и наиболее опасные способы нападения. Отсутствуют экспериментально обоснованные рекомендации относительно выбора действий, адекватных степени угрозы.

Разработка методологии формирования специальных двигательных навыков и психологических качеств курсантов ВУЗов МВД России, на основе экспериментально обоснованных действий сотрудника полиции и противника (рисунок), является актуальным научным направлением, которое будет способствовать решению отмеченных проблем.

Целью статьи является теоретическое обоснование методики формирования навыков рукопашной подготовки курсантов ВУЗов МВД России, с учётом двигательных и психологических моделей поведения противника.

Методы данного исследования заключались в теоретическом анализе и обобщении литературных источников отечественных и зарубежных исследователей. Также были использованы методы системного анализа и синтеза, позволив­шие рассмотреть изучаемое явление в основных показателях системы: структура, организация, системообразующие факторы и т.д. Помимо этого использовались методы моделирования педагогической системы: целеполагание, методы организации и оптимизации педагогического про­цесса и т.д.

Результаты исследования. В процессе профессиональной деятельности сотрудникам полиции часто приходится сталкиваться с физическим отпором и предшествующими ему угрозами. Учёные [7; 8] указывают, что в ситуациях силового задержания сотрудники ОВД часто проявляют растерянность перед преступником, который не подчиняется приказам, тем более, если он вооружён, а табельное огнестрельное оружие (по причинам не совершенства законодательной системы) не используется. Кроме того, бывают обстоятельства, где не существует изначального нападения, но присутствует реальная угроза, и сотрудники психологически теряются при приближении противника.

Для формирования успешных навыков рукопашной подготовки, будущего офицера полиции необходимо вооружить знаниями – в каких ситуациях действовать на опережение, применяя при этом табельное огнестрельное оружие, в каких случаях использовать иные меры физического воздействия, а когда необходимо стараться избегать силового контакта.

В.И. Плиско [6] доказал, что при случайном боестолкновении, так называемый «встречный бой», преимущество будет за тем, кто первым визуально зафиксирует появление противника. В ситуациях, когда первым фиксировал появление сотрудника преступник, его действия были такими: сначала он пытался исчезнуть, в случае невозможности исчезнуть, в зависимости от мотивации, выполнял нападение. В ходе боестолкновения, относительно внешних условий, подготовленности сотрудника ОВД и психологического состояния обеих сторон, нападающий выполнял один или несколько ударов. В случаях, когда сотрудник отбивал нападение, преступник психологически не выдерживал и пытался исчезнуть. Иногда, после неудачного нападения – подчинялся. В большинстве таких случаев сотруднику удавалось задержать преступника. Бывали ситуации, в которых сотрудник, получив ранение, не останавливался, а продолжал противоборство. В зависимости от подготовленности злоумышленника, результаты боестолкновений были как с позитивным, так и негативным последствием для правоохранителя. Ситуации с позитивным результатом наблюдались в случаях, когда сотрудник проявлял оперативные и решительные действия или действовал на опережение и после блокирования сразу переходил к выполнению задержания.

Ряд авторов [3; 7] отмечает, что одной из специфик деятельности сотрудников ОВД заключается в том, что исполнять служебные обязанности им придётся в ночное время и при сложных погодных условиях. Не одиночны случаи столкновения с лицами с повышенной агрессивностью, с неповиновением приказам, с вооруженными преступниками, которые, совершив преступное действие, пытаются исчезнуть, прибегая при этом к разным хитростям.

Модель двигательного и психологического поведения противника в условиях непредвиденного столкновения с офицером полиции

То есть, профессиональная деятельность проходит не в стандартных, быстро меняющихся условиях. Будущие офицеры полиции недостаточно адаптированы к выполнению служебных обязанностей в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни. Установлено, что во время столкновения с вооруженным преступником возможен элемент неожиданности. Также отмечено, что даже подготовленные сотрудники полиции, в совершенстве владеющие приемами рукопашного боя, во время неожиданных действий противника не могут вовремя отреагировать эффективными защитными действиями. То есть существующие методики обучения и воспитания не в достаточной мере способствуют формированию у курсантов ВУЗов МВД навыков прогнозировать возможное развитие ситуации боестолкновения и степени опасности.

Исследования ряда зарубежных и отечественных ученых [6; 10] показывают, что деятельность сотрудников полиции (милиции) в условиях боестолкновения с вооруженным преступником требует наличия навыков и качеств, характерных для сотрудников специальных (оперативных) подразделений («Беркут», «СОБР», «Сокол», «Альфа» и др.), а именно:

- профессиональной наблюдательности (умение дифференцировать при наблюдении информацию, необходимую для решения поставленных боевых задач; возможность объективно оценить ситуацию);

- развитие профессиональной памяти (наглядно-образной, логической, оперативной);

- эмоциональной и психологической стойкости к действиям в экстремальных условиях (уравновешенности и самообладания);

- способности к саморегуляции и самоконтролю;

- выраженных волевых качеств (смелости, принципиальности, склонности к оправданному риску, возможности брать на себя ответственность в сложных ситуациях, уверенности в себе и возможности принимать правильное решение при нехватке необходимой информации и отсутствия времени на ее осмысление, адекватной оценки своих сил, терпению в преодолении внезапных трудностей, возможности к сохранению высокой активности).

Однако, как считает В.И. Плиско [6], развитие отмеченных качеств не решает проблему безопасности сотрудников ОВД при боестолкновении с преступниками, особенно с вооружёнными. В личной методологии профессора уделяется внимание развитию наиболее важных специальных качеств, которые необходимы для деятельности в экстремальных условиях. Автор отмечает, что эффективно в условиях риска будет действовать сотрудник ОВД, владеющий умением быстро осознать образ ситуации, сориентироваться в обстановке, принять решение и выполнить «взрывные» двигательные действия в пределах регламентированных пространственно-временных характеристик. Учёный утверждает, что формирование указанных качеств должно быть связано со знаниями видов преступного действия и психологического состояния преступника. То есть в процессе обучения и воспитания курсанты ВУЗа МВД должны приобрести знания, касающиеся механизмов возникновения и хода ситуаций, в которых существует угроза нападения противника. Владея данными знаниями, будущий сотрудник ОВД будет иметь возможность спрогнозировать действия нападения и отреагировать адекватными защитными действиями.

Исследователи учебно-воспитательного процесса спортивной тренировки фехтования [9] отмечают, что любое столкновение требует непрерывного наблюдения за действиями противника с целью прогнозирования его намерений, действий и состояния. Возможность опередить противника зависит не только от психологической стойкости и от моторики, но и от своевременного восприятия и скорости обработки информации.

Это позволит спрогнозировать дальнейшие его действия и принять на этой основе оптимальное решение. Исключительное значение представляет собой навык предвидеть временные параметры начала технико-тактических двигательных действий. Н.Г. Арзютов [1] в своих работах называет данное психофизиологическое качество антиципацией. В свою очередь, это возможно при достаточном уровне развития оперативно-тактического мышления и профессионального внимания.

В предыдущих исследованиях авторами [8] было научно обоснованно, что механизм оперативного мышления включает: динамическое распознавание, структуризацию и формирование алгоритма решения с определением последовательности действий. Динамическое распознавание имеет место при наличии у работника определенных «шаблонов» ситуаций, решение которых уже известно. При этом оперативное мышление сводится к поиску «шаблона», который наиболее отвечает данной тактической ситуации. В случае нестандартной ситуации – осуществляется ее анализ, включающий структуризацию тактического обстоятельства, то есть выделение его компонентов. Далее рассматриваются основные возможные пути развития события, и формируется решение в виде алгоритма следующих действий. Оперативное мышление является психофизиологическим качеством (качественной функцией) сотрудника полиции. Оперативность мышления в своем развитии должна быть сформирована до автоматизма, с учетом стойкости к влиянию внешних факторов, препятствиям и динамическому развитию тактической ситуации боестолкновения.

Для эффективной деятельности во время боестолкновения с преступником, как считает В.И. Плиско [7], важную роль будут играть бойцовские качества. Ученый убежден, что с помощью данных качеств можно частично компенсировать недостатки в технической подготовленности курсантов ВУЗов МВД.

В предыдущих работах авторы [2] показали, что к понятию «бойцовские качества» относится ряд выраженных волевых качеств, проявляющихся как в повседневных, так и в экстремальных условиях. По мнению ряда ученых [5; 6], основу «бойцовских» качеств представляют: инициативность, решительность и смелость.

Следовательно, проведя анализ научной и научно-методической литературы, касающейся исследованию процесса подготовки сотрудников полиции (милиции) к боестолкновению с преступниками, необходимо отметить, что формирование технико-тактических навыков рукопашного боя выдвигает определенные требования к обладанию теоретическими знаниями и развитию специальных физических и психологических качеств, с учётом двигательных и психологических моделей поведения противника.

Выводы. На сегодняшний момент существует достаточно много исследований, неправленых на усовершенствование методик подготовки сотрудников полиции (милиции) к особенностям оперативно-служебной деятельности. Учеными затрагивались вопросы относительно формирования физической и психологической готовности курсантов ВУЗов МВД к будущей профессиональной деятельности. Однако исследований, целенаправленных на формирование специальных навыков и качеств рукопашной подготовки, с учётом двигательных и психологических моделей поведения противника, проводилось недостаточно.

Эффективное формирование технико-тактических навыков выдвигает определенные требования к развитию таких физических качеств, как скоростно-силовая выносливость и ловкость; психологических – внимание, психологическая и эмоциональная стойкость, оперативность мышления, решительность, инициативность.

Действующая система рукопашной подготовки высшей школы полиции России пока недостаточно эффективно решает вопрос формирования технико-тактических навыков рукопашного боя, этому есть ряд причин: на занятиях не в достаточной мере происходит моделирование фактора неожиданности; отработка приемов защиты и обезоруживания происходит без учета восприятия опасности; во время учебных боестолкновений не учитываются пространственно-временные характеристики атакующих действий, возникающие в реальных поединках; условный противник не отвечает параметрам реального преступника, не учитываются возможные действия в ответ атакующего; курсанты не наделяются специальными знаниями, касающиеся моделей возникновения и протекания тактических ситуаций боестолкновения и т.п.