В исследованиях ряда ученых [4; 5] утверждается, что даже физически подготовленные правоохранители через психологическое напряжение не в состоянии своевременно отреагировать или опередить двигательные технико-тактические действия противника. То есть они не готовы к эффективной работе в условиях, возникающих во время столкновения с вооруженным и агрессивно настроенным преступником.
Научный анализ [4; 7] учебно-воспитательного процесса предмета физическая культура или физическая подготовка ВУЗов МВД России (уже само название обнаруживает ограниченность и недопонимание целеполаганий современной системы данной подготовки) показал, что существующие методики обучения и воспитания не отвечают современным требованиям по формированию специальных двигательных навыков будущего офицера полиции и не направлены на воспитание специальных психологических качеств курсанта, то есть оторваны от реальности. Они отличаются не только подходами к процессу подготовки, но и наличием многоаспектных противоречий, которые возникают между поставленной целью, определенными заданиями и способом их решения. Также есть расхождения между содержанием воспитания личностных психологических качеств и методикой формирования технико-тактических навыков на занятиях по рукопашной подготовке. Выявление и решение этих несогласованностей позволит сосредоточить усилие на достижения тех критериев, которые будут отвечать реальной действительности.
Оперируя результатами исследований ряда авторов [4; 6], следует заметить, что недостаточно изученным остается поведение и действия противника, предшествующие нападению; внешние признаки угрозы; основные и наиболее опасные способы нападения. Отсутствуют экспериментально обоснованные рекомендации относительно выбора действий, адекватных степени угрозы.
Разработка методологии формирования специальных двигательных навыков и психологических качеств курсантов ВУЗов МВД России, на основе экспериментально обоснованных действий сотрудника полиции и противника (рисунок), является актуальным научным направлением, которое будет способствовать решению отмеченных проблем.
Целью статьи является теоретическое обоснование методики формирования навыков рукопашной подготовки курсантов ВУЗов МВД России, с учётом двигательных и психологических моделей поведения противника.
Методы данного исследования заключались в теоретическом анализе и обобщении литературных источников отечественных и зарубежных исследователей. Также были использованы методы системного анализа и синтеза, позволившие рассмотреть изучаемое явление в основных показателях системы: структура, организация, системообразующие факторы и т.д. Помимо этого использовались методы моделирования педагогической системы: целеполагание, методы организации и оптимизации педагогического процесса и т.д.
Результаты исследования. В процессе профессиональной деятельности сотрудникам полиции часто приходится сталкиваться с физическим отпором и предшествующими ему угрозами. Учёные [7; 8] указывают, что в ситуациях силового задержания сотрудники ОВД часто проявляют растерянность перед преступником, который не подчиняется приказам, тем более, если он вооружён, а табельное огнестрельное оружие (по причинам не совершенства законодательной системы) не используется. Кроме того, бывают обстоятельства, где не существует изначального нападения, но присутствует реальная угроза, и сотрудники психологически теряются при приближении противника.
Для формирования успешных навыков рукопашной подготовки, будущего офицера полиции необходимо вооружить знаниями – в каких ситуациях действовать на опережение, применяя при этом табельное огнестрельное оружие, в каких случаях использовать иные меры физического воздействия, а когда необходимо стараться избегать силового контакта.
В.И. Плиско [6] доказал, что при случайном боестолкновении, так называемый «встречный бой», преимущество будет за тем, кто первым визуально зафиксирует появление противника. В ситуациях, когда первым фиксировал появление сотрудника преступник, его действия были такими: сначала он пытался исчезнуть, в случае невозможности исчезнуть, в зависимости от мотивации, выполнял нападение. В ходе боестолкновения, относительно внешних условий, подготовленности сотрудника ОВД и психологического состояния обеих сторон, нападающий выполнял один или несколько ударов. В случаях, когда сотрудник отбивал нападение, преступник психологически не выдерживал и пытался исчезнуть. Иногда, после неудачного нападения – подчинялся. В большинстве таких случаев сотруднику удавалось задержать преступника. Бывали ситуации, в которых сотрудник, получив ранение, не останавливался, а продолжал противоборство. В зависимости от подготовленности злоумышленника, результаты боестолкновений были как с позитивным, так и негативным последствием для правоохранителя. Ситуации с позитивным результатом наблюдались в случаях, когда сотрудник проявлял оперативные и решительные действия или действовал на опережение и после блокирования сразу переходил к выполнению задержания.
Ряд авторов [3; 7] отмечает, что одной из специфик деятельности сотрудников ОВД заключается в том, что исполнять служебные обязанности им придётся в ночное время и при сложных погодных условиях. Не одиночны случаи столкновения с лицами с повышенной агрессивностью, с неповиновением приказам, с вооруженными преступниками, которые, совершив преступное действие, пытаются исчезнуть, прибегая при этом к разным хитростям.
Модель двигательного и психологического поведения противника в условиях непредвиденного столкновения с офицером полиции
То есть, профессиональная деятельность проходит не в стандартных, быстро меняющихся условиях. Будущие офицеры полиции недостаточно адаптированы к выполнению служебных обязанностей в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни. Установлено, что во время столкновения с вооруженным преступником возможен элемент неожиданности. Также отмечено, что даже подготовленные сотрудники полиции, в совершенстве владеющие приемами рукопашного боя, во время неожиданных действий противника не могут вовремя отреагировать эффективными защитными действиями. То есть существующие методики обучения и воспитания не в достаточной мере способствуют формированию у курсантов ВУЗов МВД навыков прогнозировать возможное развитие ситуации боестолкновения и степени опасности.
Исследования ряда зарубежных и отечественных ученых [6; 10] показывают, что деятельность сотрудников полиции (милиции) в условиях боестолкновения с вооруженным преступником требует наличия навыков и качеств, характерных для сотрудников специальных (оперативных) подразделений («Беркут», «СОБР», «Сокол», «Альфа» и др.), а именно:
- профессиональной наблюдательности (умение дифференцировать при наблюдении информацию, необходимую для решения поставленных боевых задач; возможность объективно оценить ситуацию);
- развитие профессиональной памяти (наглядно-образной, логической, оперативной);
- эмоциональной и психологической стойкости к действиям в экстремальных условиях (уравновешенности и самообладания);
- способности к саморегуляции и самоконтролю;
- выраженных волевых качеств (смелости, принципиальности, склонности к оправданному риску, возможности брать на себя ответственность в сложных ситуациях, уверенности в себе и возможности принимать правильное решение при нехватке необходимой информации и отсутствия времени на ее осмысление, адекватной оценки своих сил, терпению в преодолении внезапных трудностей, возможности к сохранению высокой активности).
Однако, как считает В.И. Плиско [6], развитие отмеченных качеств не решает проблему безопасности сотрудников ОВД при боестолкновении с преступниками, особенно с вооружёнными. В личной методологии профессора уделяется внимание развитию наиболее важных специальных качеств, которые необходимы для деятельности в экстремальных условиях. Автор отмечает, что эффективно в условиях риска будет действовать сотрудник ОВД, владеющий умением быстро осознать образ ситуации, сориентироваться в обстановке, принять решение и выполнить «взрывные» двигательные действия в пределах регламентированных пространственно-временных характеристик. Учёный утверждает, что формирование указанных качеств должно быть связано со знаниями видов преступного действия и психологического состояния преступника. То есть в процессе обучения и воспитания курсанты ВУЗа МВД должны приобрести знания, касающиеся механизмов возникновения и хода ситуаций, в которых существует угроза нападения противника. Владея данными знаниями, будущий сотрудник ОВД будет иметь возможность спрогнозировать действия нападения и отреагировать адекватными защитными действиями.
Исследователи учебно-воспитательного процесса спортивной тренировки фехтования [9] отмечают, что любое столкновение требует непрерывного наблюдения за действиями противника с целью прогнозирования его намерений, действий и состояния. Возможность опередить противника зависит не только от психологической стойкости и от моторики, но и от своевременного восприятия и скорости обработки информации.
Это позволит спрогнозировать дальнейшие его действия и принять на этой основе оптимальное решение. Исключительное значение представляет собой навык предвидеть временные параметры начала технико-тактических двигательных действий. Н.Г. Арзютов [1] в своих работах называет данное психофизиологическое качество антиципацией. В свою очередь, это возможно при достаточном уровне развития оперативно-тактического мышления и профессионального внимания.
В предыдущих исследованиях авторами [8] было научно обоснованно, что механизм оперативного мышления включает: динамическое распознавание, структуризацию и формирование алгоритма решения с определением последовательности действий. Динамическое распознавание имеет место при наличии у работника определенных «шаблонов» ситуаций, решение которых уже известно. При этом оперативное мышление сводится к поиску «шаблона», который наиболее отвечает данной тактической ситуации. В случае нестандартной ситуации – осуществляется ее анализ, включающий структуризацию тактического обстоятельства, то есть выделение его компонентов. Далее рассматриваются основные возможные пути развития события, и формируется решение в виде алгоритма следующих действий. Оперативное мышление является психофизиологическим качеством (качественной функцией) сотрудника полиции. Оперативность мышления в своем развитии должна быть сформирована до автоматизма, с учетом стойкости к влиянию внешних факторов, препятствиям и динамическому развитию тактической ситуации боестолкновения.
Для эффективной деятельности во время боестолкновения с преступником, как считает В.И. Плиско [7], важную роль будут играть бойцовские качества. Ученый убежден, что с помощью данных качеств можно частично компенсировать недостатки в технической подготовленности курсантов ВУЗов МВД.
В предыдущих работах авторы [2] показали, что к понятию «бойцовские качества» относится ряд выраженных волевых качеств, проявляющихся как в повседневных, так и в экстремальных условиях. По мнению ряда ученых [5; 6], основу «бойцовских» качеств представляют: инициативность, решительность и смелость.
Следовательно, проведя анализ научной и научно-методической литературы, касающейся исследованию процесса подготовки сотрудников полиции (милиции) к боестолкновению с преступниками, необходимо отметить, что формирование технико-тактических навыков рукопашного боя выдвигает определенные требования к обладанию теоретическими знаниями и развитию специальных физических и психологических качеств, с учётом двигательных и психологических моделей поведения противника.
Выводы. На сегодняшний момент существует достаточно много исследований, неправленых на усовершенствование методик подготовки сотрудников полиции (милиции) к особенностям оперативно-служебной деятельности. Учеными затрагивались вопросы относительно формирования физической и психологической готовности курсантов ВУЗов МВД к будущей профессиональной деятельности. Однако исследований, целенаправленных на формирование специальных навыков и качеств рукопашной подготовки, с учётом двигательных и психологических моделей поведения противника, проводилось недостаточно.
Эффективное формирование технико-тактических навыков выдвигает определенные требования к развитию таких физических качеств, как скоростно-силовая выносливость и ловкость; психологических – внимание, психологическая и эмоциональная стойкость, оперативность мышления, решительность, инициативность.
Действующая система рукопашной подготовки высшей школы полиции России пока недостаточно эффективно решает вопрос формирования технико-тактических навыков рукопашного боя, этому есть ряд причин: на занятиях не в достаточной мере происходит моделирование фактора неожиданности; отработка приемов защиты и обезоруживания происходит без учета восприятия опасности; во время учебных боестолкновений не учитываются пространственно-временные характеристики атакующих действий, возникающие в реальных поединках; условный противник не отвечает параметрам реального преступника, не учитываются возможные действия в ответ атакующего; курсанты не наделяются специальными знаниями, касающиеся моделей возникновения и протекания тактических ситуаций боестолкновения и т.п.