Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ, С УЧЁТОМ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ПРОТИВНИКА

Бокий А.Н. 1 Усков С.В. 1
1 Крымский филиал Краснодарского университета МВД России
Учитывая важность решения вопросов подготовки будущих офицеров полиции к эффективной деятельности в экстремальных, часто связанных с риском для жизни, условиях профессиональной деятельности, являются актуальными научные работы многих современных исследователей. Однако, несмотря на позитивные результаты и практическую значимость данных работ, специфика развития навыков и качеств рукопашной подготовки курсантов ВУЗов МВД России, с целью уровня сверх навыка (антиципации) формирования готовности к деятельности в условиях пограничного состояния («на износ» и на «грани срыва») функциональных и психологических возможностей организма, требует специальных научных исследований. Алгоритм поведения будущего офицера полиции предусматривает дифференцированный подход к проявлениям угрозы со стороны противника. Необходимо обучить курсантов правильно определять уровень экстремальности сложившейся ситуации, принимать адекватные определившейся тактической ситуации решения и применять технические действия в соответствии с уровнем опасности. Поэтому обучение и воспитание специалистов, способных обеспечивать спокойствие и надежную безопасность граждан Российской Федерации, является важным и приоритетным для высшей школы полиции России направлением. Нельзя забывать и то, что современные внешнеполитические требования вынуждают сотрудников полиции России принимать участие в общевойсковых операциях в составе «ограниченных военных контингентах по принуждению к миру». Отсюда возникает необходимость ужесточения целей и задач, а соответственно и методологий рукопашной подготовки.
курсант
обучение
полиция
психология
рукопашный
система
физиология
формирование
устойчивость.
1. Арзютов Г.Н. Теория и методика поэтапной подготовки спортсменов (на материале дзюдо) : автореф. док. пед. наук / Г. Н. Арзютов. – К., 2000. – 38 с.
2. Бокий А.Н. Формирование стрессоустойчивости у курсантов ВУЗов МВД на основе практик традиционных боевых систем : учебно-методическое пособие. / А. Н. Бокий, С. В. Усков. – Симферополь : ДИАЙПИ, 2015. – 29 с.
3. Ганченко И.О. Основные приемы борьбы стоя, применяемые в физической подготовке сотрудников ОВД : учебно-методическое пособие / И. О. Ганченко, А. Б. Медников. – Краснодар : КЮИ МВД России, 2003. – 83 с.
4. Дунин Г.С. Психологическая готовность сотрудников МВД России к деятельности в чрезвычайных ситуациях / Г. С. Дунин // Вестник Московского университета МВД России : сборник научных статей. – М. : МУ МВД России, 2006. – №1. – С. 146 – 154.
5. Кадочников А.А. Психологическая подготовка к рукопашному бою : научно-практическое пособие / А. А. Кадочников. – Ростов н/Д. : Феникс, 2003. – 304 с.
6. Плиско В.И. Использование мер физического воздействия с тактическим анализом ситуации согласно уровня угрозы : монография / В. И. Плиско, Н. В. Носко. – Чернигов : ЧНПУ им. Т.Г. Шевченко, 2010. – 284 с.
7. Тапунов Ю.Н. Теоретико-методические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в высших образовательных учреждениях МВД России : учебно-методическое пособие / Ю. Н. Тапунов. – Краснодар : КрУ МВД России, 2012. – 88 с.
8. Усков С.В. Развитие оперативного мышления на занятиях по рукопашной подготовке у курсантов образовательных организаций системы МВД России / С. В. Усков // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка и спорт : сборник научных статей. – Орёл : ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2015. – С. 175–178.
9. Хазан А.Д. Обучение фехтовальщиков шпажистов технике дистанционно-временных взаимодействий : автореф. дис. … канд. пед. наук / А. Д. Хазан. – К., 1986. – 23 с.
10. Ярещенко О.А. Современные технологии обучения курсантов приемам физического воздействия против нападающего ножом / О. А. Ярещенко, И. О. Дьяченко // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях : сборник статей ІІ международной электронной научной конференции. – Харьков; Белгород; Красноярск, 2006. – С. 280–282.

В исследованиях ряда ученых [4; 5] утверждается, что даже физически подготовленные правоохранители через психологическое напряжение не в состоянии своевременно отреагировать или опередить двигательные технико-тактические действия противника. То есть они не готовы к эффективной работе в условиях, возникающих во время столкновения с вооруженным и агрессивно настроенным преступником.

Научный анализ [4; 7] учебно-воспитательного процесса предмета физическая культура или физическая подготовка ВУЗов МВД России (уже само название обнаруживает ограниченность и недопонимание целеполаганий современной системы данной подготовки) показал, что существующие методики обучения и воспитания не отвечают современным требованиям по формированию специальных двигательных навыков будущего офицера полиции и не направлены на воспитание специальных психологических качеств курсанта, то есть оторваны от реальности. Они отличаются не только подходами к процессу подготовки, но и наличием многоаспектных противоречий, которые возникают между поставленной целью, определенными заданиями и способом их решения. Также есть расхождения между содержанием воспитания личностных психологических качеств и методикой формирования технико-тактических навыков на занятиях по рукопашной подготовке. Выявление и решение этих несогласованностей позволит сосредоточить усилие на достижения тех критериев, которые будут отвечать реальной действительности.

Оперируя результатами исследований ряда авторов [4; 6], следует заметить, что недостаточно изученным остается поведение и действия противника, предшествующие нападению; внешние признаки угрозы; основные и наиболее опасные способы нападения. Отсутствуют экспериментально обоснованные рекомендации относительно выбора действий, адекватных степени угрозы.

Разработка методологии формирования специальных двигательных навыков и психологических качеств курсантов ВУЗов МВД России, на основе экспериментально обоснованных действий сотрудника полиции и противника (рисунок), является актуальным научным направлением, которое будет способствовать решению отмеченных проблем.

Целью статьи является теоретическое обоснование методики формирования навыков рукопашной подготовки курсантов ВУЗов МВД России, с учётом двигательных и психологических моделей поведения противника.

Методы данного исследования заключались в теоретическом анализе и обобщении литературных источников отечественных и зарубежных исследователей. Также были использованы методы системного анализа и синтеза, позволив­шие рассмотреть изучаемое явление в основных показателях системы: структура, организация, системообразующие факторы и т.д. Помимо этого использовались методы моделирования педагогической системы: целеполагание, методы организации и оптимизации педагогического про­цесса и т.д.

Результаты исследования. В процессе профессиональной деятельности сотрудникам полиции часто приходится сталкиваться с физическим отпором и предшествующими ему угрозами. Учёные [7; 8] указывают, что в ситуациях силового задержания сотрудники ОВД часто проявляют растерянность перед преступником, который не подчиняется приказам, тем более, если он вооружён, а табельное огнестрельное оружие (по причинам не совершенства законодательной системы) не используется. Кроме того, бывают обстоятельства, где не существует изначального нападения, но присутствует реальная угроза, и сотрудники психологически теряются при приближении противника.

Для формирования успешных навыков рукопашной подготовки, будущего офицера полиции необходимо вооружить знаниями – в каких ситуациях действовать на опережение, применяя при этом табельное огнестрельное оружие, в каких случаях использовать иные меры физического воздействия, а когда необходимо стараться избегать силового контакта.

В.И. Плиско [6] доказал, что при случайном боестолкновении, так называемый «встречный бой», преимущество будет за тем, кто первым визуально зафиксирует появление противника. В ситуациях, когда первым фиксировал появление сотрудника преступник, его действия были такими: сначала он пытался исчезнуть, в случае невозможности исчезнуть, в зависимости от мотивации, выполнял нападение. В ходе боестолкновения, относительно внешних условий, подготовленности сотрудника ОВД и психологического состояния обеих сторон, нападающий выполнял один или несколько ударов. В случаях, когда сотрудник отбивал нападение, преступник психологически не выдерживал и пытался исчезнуть. Иногда, после неудачного нападения – подчинялся. В большинстве таких случаев сотруднику удавалось задержать преступника. Бывали ситуации, в которых сотрудник, получив ранение, не останавливался, а продолжал противоборство. В зависимости от подготовленности злоумышленника, результаты боестолкновений были как с позитивным, так и негативным последствием для правоохранителя. Ситуации с позитивным результатом наблюдались в случаях, когда сотрудник проявлял оперативные и решительные действия или действовал на опережение и после блокирования сразу переходил к выполнению задержания.

Ряд авторов [3; 7] отмечает, что одной из специфик деятельности сотрудников ОВД заключается в том, что исполнять служебные обязанности им придётся в ночное время и при сложных погодных условиях. Не одиночны случаи столкновения с лицами с повышенной агрессивностью, с неповиновением приказам, с вооруженными преступниками, которые, совершив преступное действие, пытаются исчезнуть, прибегая при этом к разным хитростям.

Модель двигательного и психологического поведения противника в условиях непредвиденного столкновения с офицером полиции

То есть, профессиональная деятельность проходит не в стандартных, быстро меняющихся условиях. Будущие офицеры полиции недостаточно адаптированы к выполнению служебных обязанностей в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни. Установлено, что во время столкновения с вооруженным преступником возможен элемент неожиданности. Также отмечено, что даже подготовленные сотрудники полиции, в совершенстве владеющие приемами рукопашного боя, во время неожиданных действий противника не могут вовремя отреагировать эффективными защитными действиями. То есть существующие методики обучения и воспитания не в достаточной мере способствуют формированию у курсантов ВУЗов МВД навыков прогнозировать возможное развитие ситуации боестолкновения и степени опасности.

Исследования ряда зарубежных и отечественных ученых [6; 10] показывают, что деятельность сотрудников полиции (милиции) в условиях боестолкновения с вооруженным преступником требует наличия навыков и качеств, характерных для сотрудников специальных (оперативных) подразделений («Беркут», «СОБР», «Сокол», «Альфа» и др.), а именно:

- профессиональной наблюдательности (умение дифференцировать при наблюдении информацию, необходимую для решения поставленных боевых задач; возможность объективно оценить ситуацию);

- развитие профессиональной памяти (наглядно-образной, логической, оперативной);

- эмоциональной и психологической стойкости к действиям в экстремальных условиях (уравновешенности и самообладания);

- способности к саморегуляции и самоконтролю;

- выраженных волевых качеств (смелости, принципиальности, склонности к оправданному риску, возможности брать на себя ответственность в сложных ситуациях, уверенности в себе и возможности принимать правильное решение при нехватке необходимой информации и отсутствия времени на ее осмысление, адекватной оценки своих сил, терпению в преодолении внезапных трудностей, возможности к сохранению высокой активности).

Однако, как считает В.И. Плиско [6], развитие отмеченных качеств не решает проблему безопасности сотрудников ОВД при боестолкновении с преступниками, особенно с вооружёнными. В личной методологии профессора уделяется внимание развитию наиболее важных специальных качеств, которые необходимы для деятельности в экстремальных условиях. Автор отмечает, что эффективно в условиях риска будет действовать сотрудник ОВД, владеющий умением быстро осознать образ ситуации, сориентироваться в обстановке, принять решение и выполнить «взрывные» двигательные действия в пределах регламентированных пространственно-временных характеристик. Учёный утверждает, что формирование указанных качеств должно быть связано со знаниями видов преступного действия и психологического состояния преступника. То есть в процессе обучения и воспитания курсанты ВУЗа МВД должны приобрести знания, касающиеся механизмов возникновения и хода ситуаций, в которых существует угроза нападения противника. Владея данными знаниями, будущий сотрудник ОВД будет иметь возможность спрогнозировать действия нападения и отреагировать адекватными защитными действиями.

Исследователи учебно-воспитательного процесса спортивной тренировки фехтования [9] отмечают, что любое столкновение требует непрерывного наблюдения за действиями противника с целью прогнозирования его намерений, действий и состояния. Возможность опередить противника зависит не только от психологической стойкости и от моторики, но и от своевременного восприятия и скорости обработки информации.

Это позволит спрогнозировать дальнейшие его действия и принять на этой основе оптимальное решение. Исключительное значение представляет собой навык предвидеть временные параметры начала технико-тактических двигательных действий. Н.Г. Арзютов [1] в своих работах называет данное психофизиологическое качество антиципацией. В свою очередь, это возможно при достаточном уровне развития оперативно-тактического мышления и профессионального внимания.

В предыдущих исследованиях авторами [8] было научно обоснованно, что механизм оперативного мышления включает: динамическое распознавание, структуризацию и формирование алгоритма решения с определением последовательности действий. Динамическое распознавание имеет место при наличии у работника определенных «шаблонов» ситуаций, решение которых уже известно. При этом оперативное мышление сводится к поиску «шаблона», который наиболее отвечает данной тактической ситуации. В случае нестандартной ситуации – осуществляется ее анализ, включающий структуризацию тактического обстоятельства, то есть выделение его компонентов. Далее рассматриваются основные возможные пути развития события, и формируется решение в виде алгоритма следующих действий. Оперативное мышление является психофизиологическим качеством (качественной функцией) сотрудника полиции. Оперативность мышления в своем развитии должна быть сформирована до автоматизма, с учетом стойкости к влиянию внешних факторов, препятствиям и динамическому развитию тактической ситуации боестолкновения.

Для эффективной деятельности во время боестолкновения с преступником, как считает В.И. Плиско [7], важную роль будут играть бойцовские качества. Ученый убежден, что с помощью данных качеств можно частично компенсировать недостатки в технической подготовленности курсантов ВУЗов МВД.

В предыдущих работах авторы [2] показали, что к понятию «бойцовские качества» относится ряд выраженных волевых качеств, проявляющихся как в повседневных, так и в экстремальных условиях. По мнению ряда ученых [5; 6], основу «бойцовских» качеств представляют: инициативность, решительность и смелость.

Следовательно, проведя анализ научной и научно-методической литературы, касающейся исследованию процесса подготовки сотрудников полиции (милиции) к боестолкновению с преступниками, необходимо отметить, что формирование технико-тактических навыков рукопашного боя выдвигает определенные требования к обладанию теоретическими знаниями и развитию специальных физических и психологических качеств, с учётом двигательных и психологических моделей поведения противника.

Выводы. На сегодняшний момент существует достаточно много исследований, неправленых на усовершенствование методик подготовки сотрудников полиции (милиции) к особенностям оперативно-служебной деятельности. Учеными затрагивались вопросы относительно формирования физической и психологической готовности курсантов ВУЗов МВД к будущей профессиональной деятельности. Однако исследований, целенаправленных на формирование специальных навыков и качеств рукопашной подготовки, с учётом двигательных и психологических моделей поведения противника, проводилось недостаточно.

Эффективное формирование технико-тактических навыков выдвигает определенные требования к развитию таких физических качеств, как скоростно-силовая выносливость и ловкость; психологических – внимание, психологическая и эмоциональная стойкость, оперативность мышления, решительность, инициативность.

Действующая система рукопашной подготовки высшей школы полиции России пока недостаточно эффективно решает вопрос формирования технико-тактических навыков рукопашного боя, этому есть ряд причин: на занятиях не в достаточной мере происходит моделирование фактора неожиданности; отработка приемов защиты и обезоруживания происходит без учета восприятия опасности; во время учебных боестолкновений не учитываются пространственно-временные характеристики атакующих действий, возникающие в реальных поединках; условный противник не отвечает параметрам реального преступника, не учитываются возможные действия в ответ атакующего; курсанты не наделяются специальными знаниями, касающиеся моделей возникновения и протекания тактических ситуаций боестолкновения и т.п.


Библиографическая ссылка

Бокий А.Н., Усков С.В. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ, С УЧЁТОМ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ПРОТИВНИКА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24854 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674