Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF PERSONAL POTENTIAL, HEALTH MAINTAINING AND THE QUALITY OF EDUCATION OF THE RISING GENERATION

Sokolova I.Yu. 1 Gritskevich N.K. 1
1 Tomsk State Pedagogical University
The article considers the principles of health maintaining, nature and culture coherent education and the corresponding psychological and pedagogical conditions of their implementation in educational process. The conditions provide students\' personal potential development, their health maintaining and improve the quality of education in secondary general and professional education systems. The conditions include active life positions of students, their self-development, self-education, based on self-cognition; the efficiency of educational process provided by the teacher, which implements the principles of health maintaining, nature and culture coherent education; the construction of creative and health maintaining educational environment; the use of didactic, program and methodical educational aids and information technologies of education. The presented conditions are substantiated by the experiments conducted by the authors and doctoral students. The authors offer to assess the quality of education (including the education based on the use competency building approach) at the institutions of compulsory general or professional education according to the students\' scientific worldview and intelligence - different intellectual abilities of students, including creative ones, and their psychological readiness for activity in following educational systems or professional spheres.
the conception of the quality of secondary general
professional education
the principles of health maintaining
nature and culture coherent education

На основе созданных авторами концепций качества обучения школьников, качества подготовки специалистов [15, 19], концепции природо- и культуросообразного образования [5, 16], принципов здоровьесбережения [23] выявлены психолого-педагогические условия развития личностного потенциала, сохранения здоровья и качества образования подрастающего поколения в здоровьесберегающей образовательной среде систем общего и профессионального образования:

  • активная позиция личности обучающихся, самопознание, способствующее их самовоспитанию, саморазвитию и самореализации, самоактуализации [21, С.125 – 126];
  • обеспечиваемая педагогом эффективность образовательного процесса, его ориентация на учет возрастных особенностей, сензитивных периодов развития психофизиологических функций организма, когнитивных, индивидуальных стилей познавательной деятельности школьников, студентов, одновременное развитие в учебном процессе функций правого и левого полушарий головного мозга учащихся [21];
  • создание творческой образовательной среды [21], где личность активна и ей предоставляется свобода действий, деятельности по освоению внутренней и внешней информации в предметных областях знаний, системах образования, что способствует развитию интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей личности;
  • применение специально-разработанных дидактических, программно-методических средств, проблемных, др. методов, информационных технологий, обучения;
  • организация образовательного процессав соответствии с выявленными и обоснованными принципами здоровьесбережения.

Изменение функций педагога и обучающихся возможно, если педагог создает и применяет такие формы, методы технологии, программно-методические,дидактические, средства обучения,которыеобеспечивают активную самостоятельную познавательнуюдеятельность школьников, студентов –исследовательскую, проектную, творческую.

С позиций системного психолого-педагогического подхода установлено[21,С.125–126], что активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся способствуют:

1) изменение функций участников образовательного процесса, возможно, если педагог не транслятор знаний, а направляющий познавательной деятельности школьников, студентов, а они не пассивные слушатели, а активные преобразователи учебной и внешней информации;

2) наличие мотивации познавательной деятельности (ПД) обучающихся, при ее соответствии склонностям школьников, студентов к определенной предметной или профессиональной сферам деятельности;

3) обобщение педагогом учебной информации, ее структурирование, систематизация представление по дедуктивному принципу в виде схем: информационных, структурно-логических ориентировочной основы действий, классификационных и др.:

4) применение проблемных, активных и интерактивных методов обучения;информационных и ТРИЗ-технологий, обеспечивающих активную самостоятельную познавательную деятельность в малых группах и группах диадах.

Следует подчеркнуть, что 2), 3), 4) пункты активизации ПД обучающихся одновременно являются и условиями эффективности ПД школьников, студентов.

На основании теоретического анализа авторами установлено [21, С.132 –135], что обобщение учебной информации, ее структурирование, систематизация, представление по дедуктивному принципу (от общего к частному) в виде структурно-логических схем (СЛС) способствует активизации психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и познавательной деятельности в целом [21]. Кроме того, выявлено, как влияет обобщение, структурирование, систематизация информации, представление от общего к частному на ее усвоение обладателями разных психофизиологических особенностей (свойств нервной системы, функциональной симметрии-асимметрии полушарий головного мозга), т.к. соответствует:

- лучшему запечатлению (запоминанию) информации личностямис сильной и инертнойнервной системой, т.е. обладателями всех темпераментов;

- особенностям целостного(одномоментного) восприятия информации личностями художественного, смешанного типов и обладателями синтетического мышления:

- лучшему запоминанию информации, представленной в логической последовательности личностями с подвижной и инактивированной нервной системой (холерики, сангвиники), личностями с аналитическим стилем мышления (холерики, меланхолики);

- мыслителям и аналитикам – увидеть целое по его элементам, а художникам и синтетикам помогает анализировать элементы учебной информации на СЛС;

Подчеркнем, что представление учебной информации в виде СЛС способствует:

  • улучшению характеристик и развитию у учащихся психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи;
  • возможности установления школьниками, студентами связей, отношений между понятиями, представлениями, разными темами и разделами изучаемой дисциплины;
  • осуществлению учащимися различных мыслительных операций и приемов интеллектуальной деятельности, развитию мышления и других способностей личности.

Таким образом, крупноблочное представление учебной информации способствует активизации и эффективности познавательной деятельности учащимися разных типов нервной системы и ФСА полушарий головного мозга. В связи с чем учебные пособия, учебники, в т.ч. электронные должны содержать информацию, представленную как в концептуальной (знаковой) форме, так и в виде СЛС, отражающих содержание отдельных тем, модулей, что способствует эффективному формированию обобщенного образа восприятия по соответствующей теме изучаемой дисциплины. Это обеспечивает ее глубокое осмысление, освоение и формирование системного знания [21, С. 184 -186].

На основе анализа особенностей восприятия, переработки информации учащимися с разными доминирующими полюсами когнитивных стилей, сделан вывод о том, что представление учебной информации должно соответствовать доминирующему полюсу когнитивного стиля, а для эффективной переработки информации учащимся следует решать задачи, задания, соответствующие как доминирующему полюсу когнитивного стиля, так и противоположному. Так, рефлексивным необходимо представлять учебную информацию зрительно, импульсивным зрительно и на слух; аналитикам решать задачи как на анализ, так и синтез, а синтетикам–на обобщение информации, ее анализ.

Следует подчеркнуть значение информационных технологий, учебно-методических комплексов (УМК), в т.ч. электронных, для обеспечения эффективности учебного процесса и создания творческой образовательной среды, где школьникам, студентам предоставляется возможность активной самостоятельной познавательной деятельности по освоению соответствующих знаний. Примерами творческих образовательных сред, созданных авторами и аспирантами по дисциплинам являются:

  • «Неорганическая химия» – С.Ю.Андреевой [1];
  • Экология – Н,В, Ульяновой [27];
  • «Математика в школе» – Л.М. Голубевой [4], А.М. Пустынниковой [15];
  • «Литература» в школе – Л.С.Мишениной [11];
  • «Изобразительное искусство» – В.А. Пантиковым [14];
  • «Естествознание» – Ю.В. Степанченко [25];
  • «Математика» в вузе – Гиль Л.Б. [3], Т.В. Тарбоковой [26];
  • «Иностранный язык» в вузе–В.Ю.Зюбановым [8], Т.В.Ивановой [9]; Л.Павленко [13];
  • «Инженерная графика» – М.В. Матвеевой [10];
  • «Информационные технологии в профессиональной деятельности» – Н.Н. Савельевой [17];
  • «Командный менеджмент» – Е.Г. Муругова [12];
  • «Русский язык и культура речи» в вузе – И.В. Салосиной [18].
  • «Насосы, вентиляторы, компрессоры» – И.Ю. Соколовой [21],;
  • «Педагогическая психология» [22] – И.Ю. Соколовой;
  • «Экономика и менеджмент горного производства» – О.В. Богдановой [2];
  • «Теоретические основы электротехники» – Н.П. Фикс [28].

Творческая образовательная среда (рисунок) способствует развитию у студентов, школьников интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей. Среди них особое значение имеют развитие пространственногомышления и доминирование идеалистического и аналитического стилей представления и решения стратегическихпроблем, но при доминировании прагматического и реалистического стилейвозможнорешение только тактических, сиюминутных проблем. Подчеркнем, что творческаяобразовательная среда, способствует развитию сознания, мировоззрения школьников, студентов, помогает реализовывать в учебном процессе, жизнедеятельности принципы здоровьесбережения – следование законам развития природы, мироздания, гармонии с окружающей средой, гармонии телесной, душевной и духовной природы человека.

Взаимосвязи между интеллектуальными способностями и стилями представления и решения проблем по результатам корреляционного анализа

Исследования, педагогический опыт авторов [5, 6, 19, 20, 21,22, 23] и аспирантов свидетельствуют о том, что реализация представленных выше психолого-педагогических условий в учебном процессе по разным дисциплинам способствуют развитию творческих [1,4.11,14,15], интеллектуальных [4,15] и др. [25,27] способностейшкольников; активизации и эффективности [2,8,9,10,24] познавательной деятельности, развитию интеллектуальных[2,3,17,21,22], профессиональных[2,10,12,17,21,22,28] способностей, компетентностей [13,18] студентов. В целом результаты проведенных исследований подтвердили значимость реализации принципов природо- и культуросообразного образования и здоровьесбережения, соответствующих им психолого-педагогических условийдля развития личностного потенциала, сохранения здоровья и качества образования школьников, подготовки специалистов в общем и профессиональном образовании.