На основе созданных авторами концепций качества обучения школьников, качества подготовки специалистов [15, 19], концепции природо- и культуросообразного образования [5, 16], принципов здоровьесбережения [23] выявлены психолого-педагогические условия развития личностного потенциала, сохранения здоровья и качества образования подрастающего поколения в здоровьесберегающей образовательной среде систем общего и профессионального образования:
- активная позиция личности обучающихся, самопознание, способствующее их самовоспитанию, саморазвитию и самореализации, самоактуализации [21, С.125 – 126];
- обеспечиваемая педагогом эффективность образовательного процесса, его ориентация на учет возрастных особенностей, сензитивных периодов развития психофизиологических функций организма, когнитивных, индивидуальных стилей познавательной деятельности школьников, студентов, одновременное развитие в учебном процессе функций правого и левого полушарий головного мозга учащихся [21];
- создание творческой образовательной среды [21], где личность активна и ей предоставляется свобода действий, деятельности по освоению внутренней и внешней информации в предметных областях знаний, системах образования, что способствует развитию интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей личности;
- применение специально-разработанных дидактических, программно-методических средств, проблемных, др. методов, информационных технологий, обучения;
- организация образовательного процессав соответствии с выявленными и обоснованными принципами здоровьесбережения.
Изменение функций педагога и обучающихся возможно, если педагог создает и применяет такие формы, методы технологии, программно-методические,дидактические, средства обучения,которыеобеспечивают активную самостоятельную познавательнуюдеятельность школьников, студентов –исследовательскую, проектную, творческую.
С позиций системного психолого-педагогического подхода установлено[21,С.125–126], что активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся способствуют:
1) изменение функций участников образовательного процесса, возможно, если педагог не транслятор знаний, а направляющий познавательной деятельности школьников, студентов, а они не пассивные слушатели, а активные преобразователи учебной и внешней информации;
2) наличие мотивации познавательной деятельности (ПД) обучающихся, при ее соответствии склонностям школьников, студентов к определенной предметной или профессиональной сферам деятельности;
3) обобщение педагогом учебной информации, ее структурирование, систематизация представление по дедуктивному принципу в виде схем: информационных, структурно-логических ориентировочной основы действий, классификационных и др.:
4) применение проблемных, активных и интерактивных методов обучения;информационных и ТРИЗ-технологий, обеспечивающих активную самостоятельную познавательную деятельность в малых группах и группах диадах.
Следует подчеркнуть, что 2), 3), 4) пункты активизации ПД обучающихся одновременно являются и условиями эффективности ПД школьников, студентов.
На основании теоретического анализа авторами установлено [21, С.132 –135], что обобщение учебной информации, ее структурирование, систематизация, представление по дедуктивному принципу (от общего к частному) в виде структурно-логических схем (СЛС) способствует активизации психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и познавательной деятельности в целом [21]. Кроме того, выявлено, как влияет обобщение, структурирование, систематизация информации, представление от общего к частному на ее усвоение обладателями разных психофизиологических особенностей (свойств нервной системы, функциональной симметрии-асимметрии полушарий головного мозга), т.к. соответствует:
- лучшему запечатлению (запоминанию) информации личностямис сильной и инертнойнервной системой, т.е. обладателями всех темпераментов;
- особенностям целостного(одномоментного) восприятия информации личностями художественного, смешанного типов и обладателями синтетического мышления:
- лучшему запоминанию информации, представленной в логической последовательности личностями с подвижной и инактивированной нервной системой (холерики, сангвиники), личностями с аналитическим стилем мышления (холерики, меланхолики);
- мыслителям и аналитикам – увидеть целое по его элементам, а художникам и синтетикам помогает анализировать элементы учебной информации на СЛС;
Подчеркнем, что представление учебной информации в виде СЛС способствует:
- улучшению характеристик и развитию у учащихся психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи;
- возможности установления школьниками, студентами связей, отношений между понятиями, представлениями, разными темами и разделами изучаемой дисциплины;
- осуществлению учащимися различных мыслительных операций и приемов интеллектуальной деятельности, развитию мышления и других способностей личности.
Таким образом, крупноблочное представление учебной информации способствует активизации и эффективности познавательной деятельности учащимися разных типов нервной системы и ФСА полушарий головного мозга. В связи с чем учебные пособия, учебники, в т.ч. электронные должны содержать информацию, представленную как в концептуальной (знаковой) форме, так и в виде СЛС, отражающих содержание отдельных тем, модулей, что способствует эффективному формированию обобщенного образа восприятия по соответствующей теме изучаемой дисциплины. Это обеспечивает ее глубокое осмысление, освоение и формирование системного знания [21, С. 184 -186].
На основе анализа особенностей восприятия, переработки информации учащимися с разными доминирующими полюсами когнитивных стилей, сделан вывод о том, что представление учебной информации должно соответствовать доминирующему полюсу когнитивного стиля, а для эффективной переработки информации учащимся следует решать задачи, задания, соответствующие как доминирующему полюсу когнитивного стиля, так и противоположному. Так, рефлексивным необходимо представлять учебную информацию зрительно, импульсивным зрительно и на слух; аналитикам решать задачи как на анализ, так и синтез, а синтетикам–на обобщение информации, ее анализ.
Следует подчеркнуть значение информационных технологий, учебно-методических комплексов (УМК), в т.ч. электронных, для обеспечения эффективности учебного процесса и создания творческой образовательной среды, где школьникам, студентам предоставляется возможность активной самостоятельной познавательной деятельности по освоению соответствующих знаний. Примерами творческих образовательных сред, созданных авторами и аспирантами по дисциплинам являются:
- «Неорганическая химия» – С.Ю.Андреевой [1];
- Экология – Н,В, Ульяновой [27];
- «Математика в школе» – Л.М. Голубевой [4], А.М. Пустынниковой [15];
- «Литература» в школе – Л.С.Мишениной [11];
- «Изобразительное искусство» – В.А. Пантиковым [14];
- «Естествознание» – Ю.В. Степанченко [25];
- «Математика» в вузе – Гиль Л.Б. [3], Т.В. Тарбоковой [26];
- «Иностранный язык» в вузе–В.Ю.Зюбановым [8], Т.В.Ивановой [9]; Л.Павленко [13];
- «Инженерная графика» – М.В. Матвеевой [10];
- «Информационные технологии в профессиональной деятельности» – Н.Н. Савельевой [17];
- «Командный менеджмент» – Е.Г. Муругова [12];
- «Русский язык и культура речи» в вузе – И.В. Салосиной [18].
- «Насосы, вентиляторы, компрессоры» – И.Ю. Соколовой [21],;
- «Педагогическая психология» [22] – И.Ю. Соколовой;
- «Экономика и менеджмент горного производства» – О.В. Богдановой [2];
- «Теоретические основы электротехники» – Н.П. Фикс [28].
Творческая образовательная среда (рисунок) способствует развитию у студентов, школьников интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей. Среди них особое значение имеют развитие пространственногомышления и доминирование идеалистического и аналитического стилей представления и решения стратегическихпроблем, но при доминировании прагматического и реалистического стилейвозможнорешение только тактических, сиюминутных проблем. Подчеркнем, что творческаяобразовательная среда, способствует развитию сознания, мировоззрения школьников, студентов, помогает реализовывать в учебном процессе, жизнедеятельности принципы здоровьесбережения – следование законам развития природы, мироздания, гармонии с окружающей средой, гармонии телесной, душевной и духовной природы человека.
Взаимосвязи между интеллектуальными способностями и стилями представления и решения проблем по результатам корреляционного анализа
Исследования, педагогический опыт авторов [5, 6, 19, 20, 21,22, 23] и аспирантов свидетельствуют о том, что реализация представленных выше психолого-педагогических условий в учебном процессе по разным дисциплинам способствуют развитию творческих [1,4.11,14,15], интеллектуальных [4,15] и др. [25,27] способностейшкольников; активизации и эффективности [2,8,9,10,24] познавательной деятельности, развитию интеллектуальных[2,3,17,21,22], профессиональных[2,10,12,17,21,22,28] способностей, компетентностей [13,18] студентов. В целом результаты проведенных исследований подтвердили значимость реализации принципов природо- и культуросообразного образования и здоровьесбережения, соответствующих им психолого-педагогических условийдля развития личностного потенциала, сохранения здоровья и качества образования школьников, подготовки специалистов в общем и профессиональном образовании.
Библиографическая ссылка
Соколова И.Ю., Грицкевич Н.К. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА, СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24836 (дата обращения: 13.11.2024).