У детей двух-трех лет раннее физическое развитие положительно влияет на интеллектуальное развитие, подчеркивал. Недостатки в физическом развитии, имеющиеся в детском возрасте, трудно устранить в последующем, и, наоборот, чем раньше ребенок осваивает двигательные навыки, тем более успешно идет его развитие [1]. Физическое развитие считают одним из наиболее важных элементов развития ребенка. Ведущим является двигательный анализатор, который стимулирует зрительные, слуховые, тактильные и обонятельные анализаторы [7].
Образование в области физической культуры детей наиболее эффективно, когда его содержание и методика учебно-воспитательного процесса построены на определенных принципах. Одними из таких принципов являются: приоритетность использования упражнений, направленных на формирование жизненно важных двигательных навыков ребенка и развитие основных физических качеств [9].
Одним из показателей развития детей раннего возраста считают психомоторное развитие, которое включает в себя интеллектуальные и двигательные умения [10].
Успешность физического, умственного и эстетического воспитания детей раннего возраста зависит от уровня сенсомоторного развития, через которое ребенок слышит, видит, осязает окружающее [6]. При воспитании детей раннего возраста нельзя заниматься физическим воспитанием в отрыве от психологического и умственного развития, – обращают внимание многие авторы [2, 5].
Комплексное физическое воспитание предусматривает концентрированное, сопряженное развитие двигательных навыков, физических качеств, функционально-двигательных и интеллектуальных способностей детей [3]. В процессе физкультурных занятий в образовательных учреждениях формируются основные движения прикладной направленности, комплекс основных физических качеств, разнообразные функционально-двигательные и интеллектуальные способности.
В раннем возрасте важное место занимает нервно-психическое (психомоторное) развитие детей. Формирование, становление и совершенствование психомоторных способностей детей 2–3 года жизни происходит в процессе дошкольного воспитания при реализации учебной программы на специальных занятиях, во время проведения различных мероприятий, подвижных игр, пребывания в группах и на участках ДОУ.
В работе сделана попытка осветить предпринятое дополнительно совершенствование психомоторных способностей детей в процессе проведения физкультурных занятий.
Цель исследования заключается в изучении влияния комплексного физического воспитания детей второго и третьего года жизни на развитие их психомоторных способностей. Педагогический эксперимент заключался в использовании на физкультурных занятиях различных заданий, которые способствовали совершенствованию психомоторных способностей.
Материал и методы исследования. Комплексное физическое воспитание включает в себя три вида подготовки: двигательную, физическую и психомоторную. Двигательная подготовка заключалась в обучении двигательным навыкам базовых упражнений структурных групп движений и объемным упражнениям остальной части учебной программы. Физическая подготовка проходила сопряжено с обучением базовым упражнениям в первом полугодии и целенаправленно, комплексно с учетом уровня развития физических качеств – во втором полугодии. Использовались методы создания условий для их развития и методы совершенствования физических качеств.
Психомоторная подготовка была направлена на формирование и совершенствование психомоторных способностей на физкультурных занятиях в виде игровых заданий сопряжено с освоением базовых и объемных упражнений, проявлением физических качеств в течение учебного года. Внимание детей акцентировалось на названии частей тела, упражнений и ориентиров, форме и цвете инвентаря и оборудования, направлении движения и другие [8].
В педагогическом эксперименте приняли участие дети второго года жизни (n=28) и 3 года жизни (n=27), посещающие дошкольное учреждение. В начале учебного года оценивался исходный, а в конце – конечный уровень развития двигательных навыков, физических качеств и психомоторных способностей. Оценка двигательных навыков и физических качеств проводилась по методике А.И. Кравчука [4], психомоторных способностей – по методике М.Н. Аксариной, К.Л. Печора [8] дополненная В.В. Юрьевым, А.С. Симаходским, Н.Н. Вороновичем [8].
В двигательной подготовленности оценивалось становление движений руками, ногами, ходьба, бег, равновесие, лазание и метание. В физической подготовленности оценивался уровень развития комплекса основных физических качеств: ловкости, выносливости, статической, динамической и скоростной силы, быстроты и гибкости.
В психомоторной подготовленности учитывался уровень освоения следующих способностей: активная речь ребенка, сенсорное развитие, конструкторская и игровая деятельность, движения, навыки одевания и кормления, которые оценивались альтернативно.
В комплексном физическом воспитании детей раннего возраста впервые была реализована психомоторная подготовка в процессе физкультурных занятий.
В экспериментальной группе в конце года все дети второго года жизни освоили тест в движении (100 %) и большинство детей (93 %) тест, характеризующий активную речь – вопросы (табл. 1). Менее доступными для развития оказались навыки в кормлении и одевании, которые сформировались у 64 и 68 % детей. Становление остальных пяти психомоторных способностей наблюдалось у 75–86 % детей. В экспериментальной группе у детей второго года жизни уровень психомоторного развития семи способностей оказался средним, а в движении и активной речи (вопросы) – высоким.
Таблица 1
Психомоторная подготовленность детей второго года жизни экспериментальной (n=28) и контрольной (n=15) группы в конце учебного года
Психомоторные способности |
Выполнение норматива, детей |
Выполнение норматива, % |
||||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
|||
Активная речь |
грамматика |
24 |
13 |
86 |
87 |
|
вопросы |
26 |
10 |
93 |
67 |
||
Сенсорное развитие |
воспроизведение формы |
22 |
8 |
79 |
53 |
|
воспроизведение цвета |
21 |
10 |
75 |
67 |
||
Игра |
22 |
7 |
79 |
47 |
||
Конструкторская деятельность |
21 |
8 |
75 |
53 |
||
Движения |
28 |
13 |
100 |
87 |
||
Навыки |
в одевании |
19 |
10 |
68 |
67 |
|
в кормлении |
18 |
11 |
64 |
73 |
||
Размах показателей |
18-28 |
7-13 |
64-100 |
47-87 |
Примечание. ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа.
В контрольной группе уровень психомоторного развития восьми способностей был средним (57–87 %), а в игре – низким (46 %). Большинство детей освоили движение и грамматику в активной речи (87 %). Менее освоенными были: сенсорное развитие – воспроизведение формы и конструкторская деятельность, с которыми справилось по 53 % детей (см. табл. 1).
Если в экспериментальной и контрольной группе на одном уровне психомоторного развития детей оказались грамматика в активной речи (86–87 %) и навык одевания (68–67 % детей), то в шести психомоторных способностях преимущество было у детей экспериментальной группы: в игре, вопросы – активная речь, движении, воспроизведении формы предмета, конструкторской деятельности, воспроизведении цвета, кроме навыка в кормлении, где лучшими были дети контрольной группы (73 и 64 %).
Таким образом, полученные данные свидетельствует о значимости психомоторной подготовки детей на физкультурных занятиях в процессе комплексного физического воспитания по сравнению с традиционным направленным физическим воспитанием детей второго года жизни.
Дети третьего года жизни экспериментальной группы продемонстрировали высокий уровень пяти способностей психомоторного развития (93–100 %): в конструктивной и изобразительной деятельности, в одевании и кормлении, движении. С остальными четырьмя видами психомоторики справились 81–85 % детей. Менее освоенными были элементы ролевой игры – 78 % (табл. 2).
Таблица 2
Психомоторная подготовленность детей третьего года жизни экспериментальной (n=27) и контрольной (n=15) группы в конце учебного года
Психомоторные способности |
Выполнение норматива, детей |
Выполнение норматива, % |
||||
ЭГ, |
КГ, |
ЭГ |
КГ |
|||
Активная речь |
грамматика |
23 |
13 |
85 |
87 |
|
вопросы |
22 |
11 |
81 |
73 |
||
Сенсорное развитие |
воспроизведение формы |
23 |
10 |
85 |
67 |
|
воспроизведение цвета |
22 |
10 |
81 |
67 |
||
Ролевая игра |
21 |
9 |
78 |
60 |
||
Конструктивная деятельность |
25 |
7 |
93 |
47 |
||
Изобразительная деятельность |
25 |
8 |
93 |
53 |
||
Движения |
27 |
14 |
100 |
93 |
||
Навыки |
в одевании |
25 |
11 |
93 |
73 |
|
в кормлении |
27 |
14 |
100 |
93 |
||
Размах показателей |
21-27 |
7-14 |
78-100 |
47-93 |
Примечание. ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа.
В контрольной группе на высоком уровне (93 %) детьми были освоены навыки в кормлении и движении, но на низком – конструктивная деятельность (47 %). Средний уровень развития психомоторики был в изобразительной деятельности (53 %) и в остальных шести психомоторных способностях (60–87 % детей).
Высокий уровень психомоторного развития был отмечен у детей экспериментальной и контрольной групп в навыках кормления и движения (93–100 % детей), в обеих группах наблюдался средний уровень развития грамматики в активной речи (85–87 % детей). В остальных семи психомоторных способностях преимущество было у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.
Дети третьего года жизни экспериментальной группы стали иметь более высокую, чем дети контрольной группы, психомоторную подготовленность в навыке одевания, конструктивной и изобразительной деятельности, у них лучше осуществлялось сенсорное развитие, игровая деятельность и активная речь (вопросы).
Таким образом, на третьем году жизни повышается значимость психомоторной подготовки детей на физкультурных занятиях в процессе комплексного физического воспитания по сравнению с традиционным направленным физическим воспитанием детей третьего года жизни.
Выводы:
- Развитие и совершенствование психомоторных способностей в процессе физкультурных занятий позволяет более эффективно совершенствовать психомоторные способности детей второго и третьего года жизни.
- Развитие и совершенствование психомоторных способностей детей на физкультурных занятиях протекает более интенсивно на третьем году жизни.
- Эффект в развитии и совершенствовании психомоторных способностей на физкультурных занятиях был более выражен у детей второго года жизни в игре, вопросы в активной речи, воспроизведение формы, конструкторская деятельность, менее – в воспроизведении цвета.
- Эффект в развитии и совершенствовании психомоторных способностей на физкультурных занятиях был более выражен у детей третьего года жизни в конструкторской и изобразительной деятельности, одевании и ролевой игре, сенсорном развитии, менее – вопросы в активной речи.