Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

IMPROVEMENT OF PSYCHOMOTOR ABILITIES OF CHILDREN OF THE SECOND AND THIRD YEAR OF LIFE MEANS OF PHYSICAL TRAINING

Shreder A.Y. 1 Kravchuk A.I. 1
1 Omsk State Medical University
Influence of development of psychomotor abilities on sports occupations in the course of complex physical training in comparison with traditional directed is considered. On sports occupations of children trained in the main movements it is accompanied by development of physical qualities. Game tasks for development of psychomotor abilities were used: active speech, touch development, design and graphic activity, movements, game, skills of feeding and clothing. The assessment of initial and final level of psychomotor readiness of children of the second and third year of life which has average and high level at children of the third year of life, except for design activity in control group is given. Children of the second year have lives readiness level average and high in experimental group, average - in control, at the low level of skill of game. Advantage of children of experimental group in six of nine tests at children of the second year of life, in seven of ten – the third year of life has come to light.
psychomotor development
children of the second and third year of life
physical training.

У детей двух-трех лет раннее физическое развитие положительно влияет на интеллектуальное развитие, подчеркивал. Недостатки в физическом развитии, имеющиеся в детском возрасте, трудно устранить в последующем, и, наоборот, чем раньше ребенок осваивает двигательные навыки, тем более успешно идет его развитие [1]. Физическое развитие считают одним из наиболее важных элементов развития ребенка. Ведущим является двигательный анализатор, который стимулирует зрительные, слуховые, тактильные и обонятельные анализаторы [7].

Образование в области физической культуры детей наиболее эффективно, когда его содержание и методика учебно-воспитательного процесса построены на определенных принципах. Одними из таких принципов являются: приоритетность использования упражнений, направленных на формирование жизненно важных двигательных навыков ребенка и развитие основных физических качеств [9].

Одним из показателей развития детей раннего возраста считают психомоторное развитие, которое включает в себя интеллектуальные и двигательные умения [10].

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания детей раннего возраста зависит от уровня сенсомоторного развития, через которое ребенок слышит, видит, осязает окружающее [6]. При воспитании детей раннего возраста нельзя заниматься физическим воспитанием в отрыве от психологического и умственного развития, – обращают внимание многие авторы [2, 5].

Комплексное физическое воспитание предусматривает концентрированное, сопряженное развитие двигательных навыков, физических качеств, функционально-двигательных и интеллектуальных способностей детей [3]. В процессе физкультурных занятий в образовательных учреждениях формируются основные движения прикладной направленности, комплекс основных физических качеств, разнообразные функционально-двигательные и интеллектуальные способности.

В раннем возрасте важное место занимает нервно-психическое (психомоторное) развитие детей. Формирование, становление и совершенствование психомоторных способностей детей 2–3 года жизни происходит в процессе дошкольного воспитания при реализации учебной программы на специальных занятиях, во время проведения различных мероприятий, подвижных игр, пребывания в группах и на участках ДОУ.

В работе сделана попытка осветить предпринятое дополнительно совершенствование психомоторных способностей детей в процессе проведения физкультурных занятий.

Цель исследования заключается в изучении влияния комплексного физического воспитания детей второго и третьего года жизни на развитие их психомоторных способностей. Педагогический эксперимент заключался в использовании на физкультурных занятиях различных заданий, которые способствовали совершенствованию психомоторных способностей.

Материал и методы исследования. Комплексное физическое воспитание включает в себя три вида подготовки: двигательную, физическую и психомоторную. Двигательная подготовка заключалась в обучении двигательным навыкам базовых упражнений структурных групп движений и объемным упражнениям остальной части учебной программы. Физическая подготовка проходила сопряжено с обучением базовым упражнениям в первом полугодии и целенаправленно, комплексно с учетом уровня развития физических качеств – во втором полугодии. Использовались методы создания условий для их развития и методы совершенствования физических качеств.

Психомоторная подготовка была направлена на формирование и совершенствование психомоторных способностей на физкультурных занятиях в виде игровых заданий сопряжено с освоением базовых и объемных упражнений, проявлением физических качеств в течение учебного года. Внимание детей акцентировалось на названии частей тела, упражнений и ориентиров, форме и цвете инвентаря и оборудования, направлении движения и другие [8].

В педагогическом эксперименте приняли участие дети второго года жизни (n=28) и 3 года жизни (n=27), посещающие дошкольное учреждение. В начале учебного года оценивался исходный, а в конце – конечный уровень развития двигательных навыков, физических качеств и психомоторных способностей. Оценка двигательных навыков и физических качеств проводилась по методике А.И. Кравчука [4], психомоторных способностей – по методике М.Н. Аксариной, К.Л. Печора [8] дополненная В.В. Юрьевым, А.С. Симаходским, Н.Н. Вороновичем [8].

В двигательной подготовленности оценивалось становление движений руками, ногами, ходьба, бег, равновесие, лазание и метание. В физической подготовленности оценивался уровень развития комплекса основных физических качеств: ловкости, выносливости, статической, динамической и скоростной силы, быстроты и гибкости.

В психомоторной подготовленности учитывался уровень освоения следующих способностей: активная речь ребенка, сенсорное развитие, конструкторская и игровая деятельность, движения, навыки одевания и кормления, которые оценивались альтернативно.

В комплексном физическом воспитании детей раннего возраста впервые была реализована психомоторная подготовка в процессе физкультурных занятий.

В экспериментальной группе в конце года все дети второго года жизни освоили тест в движении (100 %) и большинство детей (93 %) тест, характеризующий активную речь – вопросы (табл. 1). Менее доступными для развития оказались навыки в кормлении и одевании, которые сформировались у 64 и 68 % детей. Становление остальных пяти психомоторных способностей наблюдалось у 75–86 % детей. В экспериментальной группе у детей второго года жизни уровень психомоторного развития семи способностей оказался средним, а в движении и активной речи (вопросы) – высоким.

Таблица 1

Психомоторная подготовленность детей второго года жизни экспериментальной (n=28) и контрольной (n=15) группы в конце учебного года

Психомоторные способности

Выполнение норматива, детей

Выполнение норматива, %

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Активная речь

грамматика

24

13

86

87

вопросы

26

10

93

67

Сенсорное

развитие

воспроизведение формы

22

8

79

53

воспроизведение цвета

21

10

75

67

Игра

22

7

79

47

Конструкторская деятельность

21

8

75

53

Движения

28

13

100

87

Навыки

в одевании

19

10

68

67

в кормлении

18

11

64

73

Размах показателей

18-28

7-13

64-100

47-87

Примечание. ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа. 

В контрольной группе уровень психомоторного развития восьми способностей был средним (57–87 %), а в игре – низким (46 %). Большинство детей освоили движение и грамматику в активной речи (87 %). Менее освоенными были: сенсорное развитие – воспроизведение формы и конструкторская деятельность, с которыми справилось по 53 % детей (см. табл. 1).

Если в экспериментальной и контрольной группе на одном уровне психомоторного развития детей оказались грамматика в активной речи (86–87 %) и навык одевания (68–67 % детей), то в шести психомоторных способностях преимущество было у детей экспериментальной группы: в игре, вопросы – активная речь, движении, воспроизведении формы предмета, конструкторской деятельности, воспроизведении цвета, кроме навыка в кормлении, где лучшими были дети контрольной группы (73 и 64 %).

Таким образом, полученные данные свидетельствует о значимости психомоторной подготовки детей на физкультурных занятиях в процессе комплексного физического воспитания по сравнению с традиционным направленным физическим воспитанием детей второго года жизни.

Дети третьего года жизни экспериментальной группы продемонстрировали высокий уровень пяти способностей психомоторного развития (93–100 %): в конструктивной и изобразительной деятельности, в одевании и кормлении, движении. С остальными четырьмя видами психомоторики справились 81–85 % детей. Менее освоенными были элементы ролевой игры – 78 % (табл. 2).

Таблица 2

Психомоторная подготовленность детей третьего года жизни экспериментальной (n=27) и контрольной (n=15) группы в конце учебного года

Психомоторные способности

Выполнение норматива, детей

Выполнение норматива, %

ЭГ,

КГ,

ЭГ

КГ

Активная речь

грамматика

23

13

85

87

вопросы

22

11

81

73

Сенсорное

развитие

воспроизведение формы

23

10

85

67

воспроизведение цвета

22

10

81

67

Ролевая игра

21

9

78

60

Конструктивная деятельность

25

7

93

47

Изобразительная деятельность

25

8

93

53

Движения

27

14

100

93

Навыки

в одевании

25

11

93

73

в кормлении

27

14

100

93

Размах показателей

21-27

7-14

78-100

47-93

Примечание. ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа.

В контрольной группе на высоком уровне (93 %) детьми были освоены навыки в кормлении и движении, но на низком – конструктивная деятельность (47 %). Средний уровень развития психомоторики был в изобразительной деятельности (53 %) и в остальных шести психомоторных способностях (60–87 % детей).

Высокий уровень психомоторного развития был отмечен у детей экспериментальной и контрольной групп в навыках кормления и движения (93–100 % детей), в обеих группах наблюдался средний уровень развития грамматики в активной речи (85–87 % детей). В остальных семи психомоторных способностях преимущество было у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.

Дети третьего года жизни экспериментальной группы стали иметь более высокую, чем дети контрольной группы, психомоторную подготовленность в навыке одевания, конструктивной и изобразительной деятельности, у них лучше осуществлялось сенсорное развитие, игровая деятельность и активная речь (вопросы).

Таким образом, на третьем году жизни повышается значимость психомоторной подготовки детей на физкультурных занятиях в процессе комплексного физического воспитания по сравнению с традиционным направленным физическим воспитанием детей третьего года жизни.

Выводы:

  1. Развитие и совершенствование психомоторных способностей в процессе физкультурных занятий позволяет более эффективно совершенствовать психомоторные способности детей второго и третьего года жизни.
  2. Развитие и совершенствование психомоторных способностей детей на физкультурных занятиях протекает более интенсивно на третьем году жизни.
  3. Эффект в развитии и совершенствовании психомоторных способностей на физкультурных занятиях был более выражен у детей второго года жизни в игре, вопросы в активной речи, воспроизведение формы, конструкторская деятельность, менее – в воспроизведении цвета.
  4. Эффект в развитии и совершенствовании психомоторных способностей на физкультурных занятиях был более выражен у детей третьего года жизни в конструкторской и изобразительной деятельности, одевании и ролевой игре, сенсорном развитии, менее – вопросы в активной речи.