Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Шредер А.Ю. 1 Кравчук А.И. 1
1 ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Рассмотрено влияние развития психомоторных способностей на физкультурных занятиях в процессе комплексного физического воспитания по сравнению с традиционным направленным. На физкультурных занятиях детей обучали основным движениям, сопряженным с развитием физических качеств. Использовались игровые задания для развития психомоторных способностей: активная речь, сенсорное развитие, конструкторская и изобразительная деятельность, движения, игра, навыки кормления и одевания. Дана оценка исходного и конечного уровня психомоторной подготовленности детей второго и третьего года жизни, которая имеет средний и высокий уровень у детей третьего года жизни, за исключением конструкторской деятельности в контрольной группе. У детей второго года жизни уровень подготовленности средний и высокий в экспериментальной группе, средний – в контрольной, при низком уровне навыка игры. Выявилось преимущество детей экспериментальной группы в шести из девяти тестов у детей второго года жизни, в семи из десяти – третьего года жизни.
психомоторное развитие
дети второго и третьего года жизни
физическое воспитание.
1. Губа В.П. Возрастные основы определения и использования резервных возможностей человека : учеб. пособие для вузов физ. культуры. – Смоленск : б. и., 1996. – 90 с.
2. Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. И. Дворкина. – Краснодар, 2002. – 27 с.
3. Кравчук А. Теория комплексного физического воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 12. – С.18-28.
4. Кравчук А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста: (науч.-метод. и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физ. воспитания). В 3 ч. Ч. 2, 3. – Новосибирск: б. и., 1998. – 136 с.
5. Меняйлова И.Н. Двигательное и психическое развитие детей ясельного возраста средствами физического воспитания на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Краснодар, 2009. – 24 с.
6. Минеева А. Окружающая среда как фактор развития детей раннего возраста, воспитывающих в доме ребенка // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 8. – С. 45-53.
7. Никоноров Д.В. Становление и развитие движений детей от рождения до 7 лет / Д.В. Никоноров, В.Т. Никоноров, Н.Г. Лентюков // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : материалы междунар. практ. конф. / Чуваш. гос. пед. ун-т. – Чебоксары, 2009. – С. 311-319.
8. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: Скрипторий, 2006. – 96 с.
9. Филиппова С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 2002. – 40 с.
10. Юрьев В.В. Рост и развитие ребенка / В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М. М. Хомич. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 272 с.

У детей двух-трех лет раннее физическое развитие положительно влияет на интеллектуальное развитие, подчеркивал. Недостатки в физическом развитии, имеющиеся в детском возрасте, трудно устранить в последующем, и, наоборот, чем раньше ребенок осваивает двигательные навыки, тем более успешно идет его развитие [1]. Физическое развитие считают одним из наиболее важных элементов развития ребенка. Ведущим является двигательный анализатор, который стимулирует зрительные, слуховые, тактильные и обонятельные анализаторы [7].

Образование в области физической культуры детей наиболее эффективно, когда его содержание и методика учебно-воспитательного процесса построены на определенных принципах. Одними из таких принципов являются: приоритетность использования упражнений, направленных на формирование жизненно важных двигательных навыков ребенка и развитие основных физических качеств [9].

Одним из показателей развития детей раннего возраста считают психомоторное развитие, которое включает в себя интеллектуальные и двигательные умения [10].

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания детей раннего возраста зависит от уровня сенсомоторного развития, через которое ребенок слышит, видит, осязает окружающее [6]. При воспитании детей раннего возраста нельзя заниматься физическим воспитанием в отрыве от психологического и умственного развития, – обращают внимание многие авторы [2, 5].

Комплексное физическое воспитание предусматривает концентрированное, сопряженное развитие двигательных навыков, физических качеств, функционально-двигательных и интеллектуальных способностей детей [3]. В процессе физкультурных занятий в образовательных учреждениях формируются основные движения прикладной направленности, комплекс основных физических качеств, разнообразные функционально-двигательные и интеллектуальные способности.

В раннем возрасте важное место занимает нервно-психическое (психомоторное) развитие детей. Формирование, становление и совершенствование психомоторных способностей детей 2–3 года жизни происходит в процессе дошкольного воспитания при реализации учебной программы на специальных занятиях, во время проведения различных мероприятий, подвижных игр, пребывания в группах и на участках ДОУ.

В работе сделана попытка осветить предпринятое дополнительно совершенствование психомоторных способностей детей в процессе проведения физкультурных занятий.

Цель исследования заключается в изучении влияния комплексного физического воспитания детей второго и третьего года жизни на развитие их психомоторных способностей. Педагогический эксперимент заключался в использовании на физкультурных занятиях различных заданий, которые способствовали совершенствованию психомоторных способностей.

Материал и методы исследования. Комплексное физическое воспитание включает в себя три вида подготовки: двигательную, физическую и психомоторную. Двигательная подготовка заключалась в обучении двигательным навыкам базовых упражнений структурных групп движений и объемным упражнениям остальной части учебной программы. Физическая подготовка проходила сопряжено с обучением базовым упражнениям в первом полугодии и целенаправленно, комплексно с учетом уровня развития физических качеств – во втором полугодии. Использовались методы создания условий для их развития и методы совершенствования физических качеств.

Психомоторная подготовка была направлена на формирование и совершенствование психомоторных способностей на физкультурных занятиях в виде игровых заданий сопряжено с освоением базовых и объемных упражнений, проявлением физических качеств в течение учебного года. Внимание детей акцентировалось на названии частей тела, упражнений и ориентиров, форме и цвете инвентаря и оборудования, направлении движения и другие [8].

В педагогическом эксперименте приняли участие дети второго года жизни (n=28) и 3 года жизни (n=27), посещающие дошкольное учреждение. В начале учебного года оценивался исходный, а в конце – конечный уровень развития двигательных навыков, физических качеств и психомоторных способностей. Оценка двигательных навыков и физических качеств проводилась по методике А.И. Кравчука [4], психомоторных способностей – по методике М.Н. Аксариной, К.Л. Печора [8] дополненная В.В. Юрьевым, А.С. Симаходским, Н.Н. Вороновичем [8].

В двигательной подготовленности оценивалось становление движений руками, ногами, ходьба, бег, равновесие, лазание и метание. В физической подготовленности оценивался уровень развития комплекса основных физических качеств: ловкости, выносливости, статической, динамической и скоростной силы, быстроты и гибкости.

В психомоторной подготовленности учитывался уровень освоения следующих способностей: активная речь ребенка, сенсорное развитие, конструкторская и игровая деятельность, движения, навыки одевания и кормления, которые оценивались альтернативно.

В комплексном физическом воспитании детей раннего возраста впервые была реализована психомоторная подготовка в процессе физкультурных занятий.

В экспериментальной группе в конце года все дети второго года жизни освоили тест в движении (100 %) и большинство детей (93 %) тест, характеризующий активную речь – вопросы (табл. 1). Менее доступными для развития оказались навыки в кормлении и одевании, которые сформировались у 64 и 68 % детей. Становление остальных пяти психомоторных способностей наблюдалось у 75–86 % детей. В экспериментальной группе у детей второго года жизни уровень психомоторного развития семи способностей оказался средним, а в движении и активной речи (вопросы) – высоким.

Таблица 1

Психомоторная подготовленность детей второго года жизни экспериментальной (n=28) и контрольной (n=15) группы в конце учебного года

Психомоторные способности

Выполнение норматива, детей

Выполнение норматива, %

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Активная речь

грамматика

24

13

86

87

вопросы

26

10

93

67

Сенсорное

развитие

воспроизведение формы

22

8

79

53

воспроизведение цвета

21

10

75

67

Игра

22

7

79

47

Конструкторская деятельность

21

8

75

53

Движения

28

13

100

87

Навыки

в одевании

19

10

68

67

в кормлении

18

11

64

73

Размах показателей

18-28

7-13

64-100

47-87

Примечание. ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа. 

В контрольной группе уровень психомоторного развития восьми способностей был средним (57–87 %), а в игре – низким (46 %). Большинство детей освоили движение и грамматику в активной речи (87 %). Менее освоенными были: сенсорное развитие – воспроизведение формы и конструкторская деятельность, с которыми справилось по 53 % детей (см. табл. 1).

Если в экспериментальной и контрольной группе на одном уровне психомоторного развития детей оказались грамматика в активной речи (86–87 %) и навык одевания (68–67 % детей), то в шести психомоторных способностях преимущество было у детей экспериментальной группы: в игре, вопросы – активная речь, движении, воспроизведении формы предмета, конструкторской деятельности, воспроизведении цвета, кроме навыка в кормлении, где лучшими были дети контрольной группы (73 и 64 %).

Таким образом, полученные данные свидетельствует о значимости психомоторной подготовки детей на физкультурных занятиях в процессе комплексного физического воспитания по сравнению с традиционным направленным физическим воспитанием детей второго года жизни.

Дети третьего года жизни экспериментальной группы продемонстрировали высокий уровень пяти способностей психомоторного развития (93–100 %): в конструктивной и изобразительной деятельности, в одевании и кормлении, движении. С остальными четырьмя видами психомоторики справились 81–85 % детей. Менее освоенными были элементы ролевой игры – 78 % (табл. 2).

Таблица 2

Психомоторная подготовленность детей третьего года жизни экспериментальной (n=27) и контрольной (n=15) группы в конце учебного года

Психомоторные способности

Выполнение норматива, детей

Выполнение норматива, %

ЭГ,

КГ,

ЭГ

КГ

Активная речь

грамматика

23

13

85

87

вопросы

22

11

81

73

Сенсорное

развитие

воспроизведение формы

23

10

85

67

воспроизведение цвета

22

10

81

67

Ролевая игра

21

9

78

60

Конструктивная деятельность

25

7

93

47

Изобразительная деятельность

25

8

93

53

Движения

27

14

100

93

Навыки

в одевании

25

11

93

73

в кормлении

27

14

100

93

Размах показателей

21-27

7-14

78-100

47-93

Примечание. ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа.

В контрольной группе на высоком уровне (93 %) детьми были освоены навыки в кормлении и движении, но на низком – конструктивная деятельность (47 %). Средний уровень развития психомоторики был в изобразительной деятельности (53 %) и в остальных шести психомоторных способностях (60–87 % детей).

Высокий уровень психомоторного развития был отмечен у детей экспериментальной и контрольной групп в навыках кормления и движения (93–100 % детей), в обеих группах наблюдался средний уровень развития грамматики в активной речи (85–87 % детей). В остальных семи психомоторных способностях преимущество было у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.

Дети третьего года жизни экспериментальной группы стали иметь более высокую, чем дети контрольной группы, психомоторную подготовленность в навыке одевания, конструктивной и изобразительной деятельности, у них лучше осуществлялось сенсорное развитие, игровая деятельность и активная речь (вопросы).

Таким образом, на третьем году жизни повышается значимость психомоторной подготовки детей на физкультурных занятиях в процессе комплексного физического воспитания по сравнению с традиционным направленным физическим воспитанием детей третьего года жизни.

Выводы:

  1. Развитие и совершенствование психомоторных способностей в процессе физкультурных занятий позволяет более эффективно совершенствовать психомоторные способности детей второго и третьего года жизни.
  2. Развитие и совершенствование психомоторных способностей детей на физкультурных занятиях протекает более интенсивно на третьем году жизни.
  3. Эффект в развитии и совершенствовании психомоторных способностей на физкультурных занятиях был более выражен у детей второго года жизни в игре, вопросы в активной речи, воспроизведение формы, конструкторская деятельность, менее – в воспроизведении цвета.
  4. Эффект в развитии и совершенствовании психомоторных способностей на физкультурных занятиях был более выражен у детей третьего года жизни в конструкторской и изобразительной деятельности, одевании и ролевой игре, сенсорном развитии, менее – вопросы в активной речи.

Библиографическая ссылка

Шредер А.Ю., Кравчук А.И. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24722 (дата обращения: 11.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674