Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FEATURES OF I-CONCEPT DEVELOPMENT IN RURAL AND URBAN STUDENTS

Drandrov G.L. 1 Drandrov D.A. 1 Syukiev D.N. 2 Bogoslova E.G. 3
1 The Chuvash I.Yakovlev State Pedagogical University
2 Kalmyk State University
3 Krymsky State Engineering Pedagogical University
The article presents the results of an experimental study of indicators of I-concept in 6–8 forms of rural (18 boys and 22 girls) and urban (34 boys and 43 girls) school students. It was found that: rural students, unlike their urban counterparts, are characterized by relatively low levels of cognitive (self-real-I) and behavioral (self-confidence, and the meaning of life orientation) components of I-concept. Rural school girls differ from their urban counterparts relatively low rates of cognitive component (self-real I, the level of claims in respect of their nature and their authority). They are observed by low levels of internal conflict. The manifestations of the emotional component of the self-concept internally contradictory - they are less likely to self-acceptance, on the one hand, and to self-incrimination, on the other. The behavioral component of I-concept is characterized by low self-confidence, coupled with high rates of life orientations.
school students of 6-8 forms
rural and urban students
I-concept
self-confidence
meaning of life orientation
self-esteem
autosympathy
self-esteem

Известно, что высокий уровень развития Я-концепции обуславливает характер занимаемой человеком активной жизненной позиции по отношению к себе, своему поведению и деятельности. Сельская школа также должна обеспечивать не только качественное образование учащихся, но и воспитание у них позитивной Я-концепции, обеспечивающей готовность к жизненному и профессиональному самоопределению. Наряду с этим особенности влияния культурно-воспитательного потенциала сельской школы на развитие позитивной Я-концепции у сельских школьников подросткового возраста не были предметом самостоятельного научного исследования.

В целом анализ педагогической практики и научно-методической литературы свидетельствует о существовании противоречий:

  • на социально-практическом уровне: между потребностью общества и государства в личностях, готовых к жизненному самоопределению и относительно низким уровнем развития позитивной Я-концепции у выпускников общеобразовательных школ;
  • на научно-методическом уровне: между качественным своеобразием культурно-воспитательного потенциала сельской школы и недостаточной изученностью особенностей его влияния на развитие позитивной Я-концепции у подростков, обучающихся в сельской школе.

С учетом содержания этих противоречий нами была сформулирована проблема исследования: Каковы особенности влияния культурно-воспитательного потенциала сельской школы на развитие позитивной Я-концепции у подростков?

Решение этой проблемы было определено в качестве цели нашего исследования.

В основу нашего исследования положено предположение о том, что особенности развития позитивной Я-концепции подростков обусловлены качественным своеобразием культурно-воспитательного потенциала сельской школы.

Для достижения цели исследования в соответствии с содержанием рабочей гипотезы нами решались следующие частные задачи:

  1. Уточнить сущность, выявить содержание, критерии и показатели позитивной Я-концепции.
  2. Раскрыть качественное своеобразие культурно-воспитательного потенциала сельской школы.
  3. Экспериментально исследовать особенности развития позитивной Я-концепции у подростков сельской и городской школы.

Решение задач исследования осуществлялось через применение комплекса методов, включающих: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, психодиагностику, методы математической статистики.

В соответствии с первой задачей исследования нами на основе анализа и обобщения научно-методической литературы [3, 5, 7, 10, 13] была уточнена сущность и определено содержание позитивной Я-концепции личности.

Я-концепция является динамической совокупностью установок личности, направленных на себя. В содержании Я-концепции выделяются три элемента: образ                Я-представление о самом себе (когнитивный компонент); эмоциональное отношение к этому образу (эмоциональный компонент); поведенческая реакция, обусловленная образом Я и эмоциональным отношением к нему (поведенческий компонент). С учетом знаний сущности и содержания позитивной Я-концепции нами были выделены критерии развития ее компонентов и соответствующие им показатели [4].

Когнитивный компонент характеризуется уровнем развития двух критериев: самооценки и самоуважения. В качестве показателей самооценки учитываются: 1) самооценка реального Я; 2) уровень притязаний. В качестве показателей самоуважения выступают показатели: 1) саморуководства; 2) самоуверенности; 3) отраженного самоотношения; 4) открытости; 5) внутренней конфликтности [8].

Эмоциональный компонент характеризуется уровнем развития аутосимпатии. Уровень развития этого критерия характеризуется величиной 4 показателей: 1) самопривязанности; 2) самоценности; 3) самопринятия; 4) самообвинения [8].

Поведенческий компонент характеризуется двумя критериями: уверенностью в себе и стремлением к саморазвитию. В качестве показателей уверенности в себе выступают: 1) уверенность в себе; 2) социальная смелость; 3) инициатива в социальных контактах [9]. Показателями стремления к саморазвитию являются: 1) цели в жизни; 2) интерес, эмоциональная насыщенность жизни; 3) локус контроля Я (Я – хозяин жизни); 4) локус контроля – Жизнь или управляемое жизнью [6].

В соответствии со второй задачей исследования нами были выявлены особенности современной сельской школы. В сельских школах обучается одна треть от всех учащихся страны. К объективным и субъективным факторам, определяющим специфику функционирования и развития сельской школы, относятся [1, 2, 11,12]:

  • недостаточное финансирование сферы образования и, как следствие, низкий уровень развития материально-технической базы и учебно-методического комплекса;
  • удаленность от культурных центров и, как следствие, ограниченность сферы социально-культурных связей;
  • малочисленность школьного коллектива, что порождает «семейственность» во взаимоотношениях педагогов, родителей и учащихся, формирование коллектива школы по принципу разновозрастных объединений, возможности сплочения коллектива, многочисленные и постоянные контакты сельской школы с социумом;
  • отсутствие свободы выбора учащимися образовательного пространства, ограниченные возможности дополнительного образования;
  • более полные и точные знания и представления учителей о детях, условиях их жизни, быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.д.;
  • близость к природе, народным обычаям, традициям;
  • значимость общественного мнения и авторитета педагогов на селе;
  • принадлежность большинства родителей к одному трудовому коллективу, их компактному проживанию и постоянному общению с коллегами вне работы;
  • оптимальные условия для подготовки учащихся к жизни на селе, проявления самостоятельности в решении жизненных проблем.

Сельские дети, с одной стороны, замкнуты в общении, обездолены в культурном плане, отстают в умственном развитии, с другой, более наблюдательны, последовательны и практичны, чем городские школьники. В их жизни игра не так значима, как для городского ребенка, при этом в их поведении ярче выражена трудовая деятельность.

Приведенные выше особенности сельской школы оказывают существенное влияние на формирование Я-концепций школьников в подростковом возрасте.

Для решения третьей задачи исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа с участием 40 учащихся 6–8 классов основной общеобразовательной школы с. Чутеево Кайбицкого района Республики Татарстан (18 мальчиков и 22 девочки) и 77 учащихся 6–8 классов средних общеобразовательных школ г. Чебоксары  (34 мальчика и 43 девочки), У всех испытуемых с помощью приведенных выше методик психодиагностики  измерялись показатели Я-концепции. Сравнительный анализ показателей учащихся сельской и городской школы проводился с применением t-критерия Стьюдента.

Сравнительный анализ экспериментальных данных выявил существенные различия в отдельных показателях Я-концепции у мальчиков, обучающихся в городских и сельских школах.

Когнитивный компонент. Установлено, что показатели реального Я, характеризующие уровень самооценки, существенно выше у городских школьников – средний показатель составил у них 6,50 против 5,18 балла.

У них наблюдаются достоверно более высокие показатели самооценки  способностей (6,26 против 4,94 балла), характера (6,28 против 4,51 балла), умений (6,89 против 5,05 балла), внешности (6,26 против 5,06 балла). У них также существенно выше показатели самооценки авторитета среди своих товарищей и уверенности в себе, однако эти различия проявляются только на уровне тенденции. Наряду с этим показатели самооценки идеального Я, отражающие уровень притязаний испытуемых в будущем у сельских и городских школьников,  находятся на относительно одинаковом уровне (8, 24 и 8,48 балла). Исключение составляют показатели уровня притязаний испытуемых относительно своего характера в будущем – они были существенно выше у городских школьников – 8,24 против 7,04 балла.

Показатели другого критерия когнитивного компонента позитивной Я-концепции – самоуважения, были примерно одинаковыми у учащихся сельской и городской школы – 23,22 и 24,47 балла (Р=0,30).  Обращает внимание преимущество городских школьников в показателях саморуководства (6,53 против 5,50 балла). Различия близки к достоверным (Р=0,07).

Эмоциональный компонент. Уровень развития эмоционального компонента у городских и сельских школьников относительно одинаков, о чем свидетельствуют выявленные у них показатели аутосимпатии – 18,11 и 18,91 балла соответственно (Р=0,45). У городских школьников наблюдается достоверное преимущество в показателях самопривязанности (6,71 против 5,83 балла при Р=0,04).

Поведенческий компонент. Городские школьники отличаются более высокими показателями смысложизненных ориентаций (103,79 против 93,47 балла при Р=0,02). В частности, у них выше показатели «целей в жизни» (28,82 против 24,59 балла при Р=0,01), «локус-контроля Я» (20,32 против 17,82 балла при Р=0,02) и «локус-контроля Жизнь» (26,41 против 23,65 балла при Р=0,04). Городские школьники более уверены в себе (77,91 против 72,29 балла при Р=0,02). Они отличаются высокими показателями социальной инициативы и социальной смелости, однако это преимущество проявляется только на уровне тенденции.

Существенные различия в показателях Я-концепции наблюдались и среди девочек, обучающихся в сельских и городских школах.

Когнитивный компонент. Сравнительный анализ экспериментальных данных свидетельствует, что сельские школьницы отличаются от своих городских сверстниц низкими показателями самооценки реального Я (5,27 против 6,39 балла при Р=0,001). Они сравнительно ниже, чем городские школьницы, оценивают уровень развития у себя своих способностей (5,45 против 5,26 балла), черты своего характера (4,68 против 6,44 балла,  5,21 против 6,33 балла), умения что-либо делать своими руками (5,50 против 6,44 балла), свою внешность (5,55 против 6,32 балла), уверенность (5,41 против 6,37 балла).

Уровень притязаний (самооценка идеального Я) у сельских школьниц незначительно ниже, чем у школьниц, поживающих в городе (8,57 против 8,92 балла при Р=0,18). В частности, они отличаются от своих городских сверстниц достоверно низким уровнем притязаний в будущем в отношении развития своего характера (7,93 против 8,84 балла) и авторитета (8,03 против 8,89 балла).

Показатели самоуважения сельских и городских школьниц достоверно не различаются. Можно лишь отметить, что сельские школьницы имеют преимущество в показателях саморуководства (6,68 против 5,81 балла при Р=0,08). Девочки из сельской школы отличаются относительно низкими по сравнению с городскими школьницами показателями внутренней конфликтности (4,59 против 5,72 балла при Р=0,001).

Эмоциональный компонент. Уровень развития эмоционального компонента позитивной Я-концепции у испытуемых обеих групп существенно не различается (17,55 и 18,60 балла при Р=0,29. Эмоциональное отношение сельских школьниц к себе противоречиво – они в меньшей степени, чем городские школьницы, склонны к самопринятию (5,18 против 6,02 балла при Р=0,05), но наряду с этим, они в меньшей степени и склонны к самообвинению (4,09 против 5, 42 балла при Р=0,001).

Поведенческий компонент. Сельские школьницы, с одной стороны, отличаются от городских школьниц относительно низкими показателями социальной инициативы (20,64 против 23,79 балла при Р=0,001) и уверенности в себе (24,55 против 27,66 при Р=0,01), с другой, у них наблюдаются более высокие показатели в развитии способности к целеполаганию (32,27 против 28,96 балла при Р=0,03) и смысложизненных ориентаций в целом (113,23 против 106,84 балла при Р=0,18).

Обобщая результаты экспериментального исследования, можно заключить, что:

1) сельские школьники, в отличие от своих городских сверстников, характеризуются относительно низкими показателями когнитивного (реальная самооценка) и поведенческого (уверенность в себе и смысложизненные ориентации) компонентов позитивной Я-концепции. У них наблюдаются относительно низкие показатели самоуважения и аутосимпатии, однако эти различия проявляются только на уровне статистически незначимой тенденции;

2) сельские школьницы отличаются от своих городских сверстниц относительно низкими показателями когнитивного компонента (самооценка реального Я), уровня притязаний в будущем в отношении своего характера и своего авторитета, внутренней конфликтности. Проявления эмоционального компонента Я-концепции внутренне противоречивы – они в меньшей степени склонны, с одной стороны, к самопринятию, с другой,  к самообвинению. Проявления поведенческого компонента Я-концепции внутренне противоречивы – низкие показатели уверенности в себе сочетаются с высокими показателями смысложизненных ориентаций.

Мы полагаем, что наблюдаемые нами различия в показателях Я-концепции обусловлены качественным своеобразием культурно-воспитательного потенциала сельской школы.