Известно, что высокий уровень развития Я-концепции обуславливает характер занимаемой человеком активной жизненной позиции по отношению к себе, своему поведению и деятельности. Сельская школа также должна обеспечивать не только качественное образование учащихся, но и воспитание у них позитивной Я-концепции, обеспечивающей готовность к жизненному и профессиональному самоопределению. Наряду с этим особенности влияния культурно-воспитательного потенциала сельской школы на развитие позитивной Я-концепции у сельских школьников подросткового возраста не были предметом самостоятельного научного исследования.
В целом анализ педагогической практики и научно-методической литературы свидетельствует о существовании противоречий:
- на социально-практическом уровне: между потребностью общества и государства в личностях, готовых к жизненному самоопределению и относительно низким уровнем развития позитивной Я-концепции у выпускников общеобразовательных школ;
- на научно-методическом уровне: между качественным своеобразием культурно-воспитательного потенциала сельской школы и недостаточной изученностью особенностей его влияния на развитие позитивной Я-концепции у подростков, обучающихся в сельской школе.
С учетом содержания этих противоречий нами была сформулирована проблема исследования: Каковы особенности влияния культурно-воспитательного потенциала сельской школы на развитие позитивной Я-концепции у подростков?
Решение этой проблемы было определено в качестве цели нашего исследования.
В основу нашего исследования положено предположение о том, что особенности развития позитивной Я-концепции подростков обусловлены качественным своеобразием культурно-воспитательного потенциала сельской школы.
Для достижения цели исследования в соответствии с содержанием рабочей гипотезы нами решались следующие частные задачи:
- Уточнить сущность, выявить содержание, критерии и показатели позитивной Я-концепции.
- Раскрыть качественное своеобразие культурно-воспитательного потенциала сельской школы.
- Экспериментально исследовать особенности развития позитивной Я-концепции у подростков сельской и городской школы.
Решение задач исследования осуществлялось через применение комплекса методов, включающих: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, психодиагностику, методы математической статистики.
В соответствии с первой задачей исследования нами на основе анализа и обобщения научно-методической литературы [3, 5, 7, 10, 13] была уточнена сущность и определено содержание позитивной Я-концепции личности.
Я-концепция является динамической совокупностью установок личности, направленных на себя. В содержании Я-концепции выделяются три элемента: образ Я-представление о самом себе (когнитивный компонент); эмоциональное отношение к этому образу (эмоциональный компонент); поведенческая реакция, обусловленная образом Я и эмоциональным отношением к нему (поведенческий компонент). С учетом знаний сущности и содержания позитивной Я-концепции нами были выделены критерии развития ее компонентов и соответствующие им показатели [4].
Когнитивный компонент характеризуется уровнем развития двух критериев: самооценки и самоуважения. В качестве показателей самооценки учитываются: 1) самооценка реального Я; 2) уровень притязаний. В качестве показателей самоуважения выступают показатели: 1) саморуководства; 2) самоуверенности; 3) отраженного самоотношения; 4) открытости; 5) внутренней конфликтности [8].
Эмоциональный компонент характеризуется уровнем развития аутосимпатии. Уровень развития этого критерия характеризуется величиной 4 показателей: 1) самопривязанности; 2) самоценности; 3) самопринятия; 4) самообвинения [8].
Поведенческий компонент характеризуется двумя критериями: уверенностью в себе и стремлением к саморазвитию. В качестве показателей уверенности в себе выступают: 1) уверенность в себе; 2) социальная смелость; 3) инициатива в социальных контактах [9]. Показателями стремления к саморазвитию являются: 1) цели в жизни; 2) интерес, эмоциональная насыщенность жизни; 3) локус контроля Я (Я – хозяин жизни); 4) локус контроля – Жизнь или управляемое жизнью [6].
В соответствии со второй задачей исследования нами были выявлены особенности современной сельской школы. В сельских школах обучается одна треть от всех учащихся страны. К объективным и субъективным факторам, определяющим специфику функционирования и развития сельской школы, относятся [1, 2, 11,12]:
- недостаточное финансирование сферы образования и, как следствие, низкий уровень развития материально-технической базы и учебно-методического комплекса;
- удаленность от культурных центров и, как следствие, ограниченность сферы социально-культурных связей;
- малочисленность школьного коллектива, что порождает «семейственность» во взаимоотношениях педагогов, родителей и учащихся, формирование коллектива школы по принципу разновозрастных объединений, возможности сплочения коллектива, многочисленные и постоянные контакты сельской школы с социумом;
- отсутствие свободы выбора учащимися образовательного пространства, ограниченные возможности дополнительного образования;
- более полные и точные знания и представления учителей о детях, условиях их жизни, быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.д.;
- близость к природе, народным обычаям, традициям;
- значимость общественного мнения и авторитета педагогов на селе;
- принадлежность большинства родителей к одному трудовому коллективу, их компактному проживанию и постоянному общению с коллегами вне работы;
- оптимальные условия для подготовки учащихся к жизни на селе, проявления самостоятельности в решении жизненных проблем.
Сельские дети, с одной стороны, замкнуты в общении, обездолены в культурном плане, отстают в умственном развитии, с другой, более наблюдательны, последовательны и практичны, чем городские школьники. В их жизни игра не так значима, как для городского ребенка, при этом в их поведении ярче выражена трудовая деятельность.
Приведенные выше особенности сельской школы оказывают существенное влияние на формирование Я-концепций школьников в подростковом возрасте.
Для решения третьей задачи исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа с участием 40 учащихся 6–8 классов основной общеобразовательной школы с. Чутеево Кайбицкого района Республики Татарстан (18 мальчиков и 22 девочки) и 77 учащихся 6–8 классов средних общеобразовательных школ г. Чебоксары (34 мальчика и 43 девочки), У всех испытуемых с помощью приведенных выше методик психодиагностики измерялись показатели Я-концепции. Сравнительный анализ показателей учащихся сельской и городской школы проводился с применением t-критерия Стьюдента.
Сравнительный анализ экспериментальных данных выявил существенные различия в отдельных показателях Я-концепции у мальчиков, обучающихся в городских и сельских школах.
Когнитивный компонент. Установлено, что показатели реального Я, характеризующие уровень самооценки, существенно выше у городских школьников – средний показатель составил у них 6,50 против 5,18 балла.
У них наблюдаются достоверно более высокие показатели самооценки способностей (6,26 против 4,94 балла), характера (6,28 против 4,51 балла), умений (6,89 против 5,05 балла), внешности (6,26 против 5,06 балла). У них также существенно выше показатели самооценки авторитета среди своих товарищей и уверенности в себе, однако эти различия проявляются только на уровне тенденции. Наряду с этим показатели самооценки идеального Я, отражающие уровень притязаний испытуемых в будущем у сельских и городских школьников, находятся на относительно одинаковом уровне (8, 24 и 8,48 балла). Исключение составляют показатели уровня притязаний испытуемых относительно своего характера в будущем – они были существенно выше у городских школьников – 8,24 против 7,04 балла.
Показатели другого критерия когнитивного компонента позитивной Я-концепции – самоуважения, были примерно одинаковыми у учащихся сельской и городской школы – 23,22 и 24,47 балла (Р=0,30). Обращает внимание преимущество городских школьников в показателях саморуководства (6,53 против 5,50 балла). Различия близки к достоверным (Р=0,07).
Эмоциональный компонент. Уровень развития эмоционального компонента у городских и сельских школьников относительно одинаков, о чем свидетельствуют выявленные у них показатели аутосимпатии – 18,11 и 18,91 балла соответственно (Р=0,45). У городских школьников наблюдается достоверное преимущество в показателях самопривязанности (6,71 против 5,83 балла при Р=0,04).
Поведенческий компонент. Городские школьники отличаются более высокими показателями смысложизненных ориентаций (103,79 против 93,47 балла при Р=0,02). В частности, у них выше показатели «целей в жизни» (28,82 против 24,59 балла при Р=0,01), «локус-контроля Я» (20,32 против 17,82 балла при Р=0,02) и «локус-контроля Жизнь» (26,41 против 23,65 балла при Р=0,04). Городские школьники более уверены в себе (77,91 против 72,29 балла при Р=0,02). Они отличаются высокими показателями социальной инициативы и социальной смелости, однако это преимущество проявляется только на уровне тенденции.
Существенные различия в показателях Я-концепции наблюдались и среди девочек, обучающихся в сельских и городских школах.
Когнитивный компонент. Сравнительный анализ экспериментальных данных свидетельствует, что сельские школьницы отличаются от своих городских сверстниц низкими показателями самооценки реального Я (5,27 против 6,39 балла при Р=0,001). Они сравнительно ниже, чем городские школьницы, оценивают уровень развития у себя своих способностей (5,45 против 5,26 балла), черты своего характера (4,68 против 6,44 балла, 5,21 против 6,33 балла), умения что-либо делать своими руками (5,50 против 6,44 балла), свою внешность (5,55 против 6,32 балла), уверенность (5,41 против 6,37 балла).
Уровень притязаний (самооценка идеального Я) у сельских школьниц незначительно ниже, чем у школьниц, поживающих в городе (8,57 против 8,92 балла при Р=0,18). В частности, они отличаются от своих городских сверстниц достоверно низким уровнем притязаний в будущем в отношении развития своего характера (7,93 против 8,84 балла) и авторитета (8,03 против 8,89 балла).
Показатели самоуважения сельских и городских школьниц достоверно не различаются. Можно лишь отметить, что сельские школьницы имеют преимущество в показателях саморуководства (6,68 против 5,81 балла при Р=0,08). Девочки из сельской школы отличаются относительно низкими по сравнению с городскими школьницами показателями внутренней конфликтности (4,59 против 5,72 балла при Р=0,001).
Эмоциональный компонент. Уровень развития эмоционального компонента позитивной Я-концепции у испытуемых обеих групп существенно не различается (17,55 и 18,60 балла при Р=0,29. Эмоциональное отношение сельских школьниц к себе противоречиво – они в меньшей степени, чем городские школьницы, склонны к самопринятию (5,18 против 6,02 балла при Р=0,05), но наряду с этим, они в меньшей степени и склонны к самообвинению (4,09 против 5, 42 балла при Р=0,001).
Поведенческий компонент. Сельские школьницы, с одной стороны, отличаются от городских школьниц относительно низкими показателями социальной инициативы (20,64 против 23,79 балла при Р=0,001) и уверенности в себе (24,55 против 27,66 при Р=0,01), с другой, у них наблюдаются более высокие показатели в развитии способности к целеполаганию (32,27 против 28,96 балла при Р=0,03) и смысложизненных ориентаций в целом (113,23 против 106,84 балла при Р=0,18).
Обобщая результаты экспериментального исследования, можно заключить, что:
1) сельские школьники, в отличие от своих городских сверстников, характеризуются относительно низкими показателями когнитивного (реальная самооценка) и поведенческого (уверенность в себе и смысложизненные ориентации) компонентов позитивной Я-концепции. У них наблюдаются относительно низкие показатели самоуважения и аутосимпатии, однако эти различия проявляются только на уровне статистически незначимой тенденции;
2) сельские школьницы отличаются от своих городских сверстниц относительно низкими показателями когнитивного компонента (самооценка реального Я), уровня притязаний в будущем в отношении своего характера и своего авторитета, внутренней конфликтности. Проявления эмоционального компонента Я-концепции внутренне противоречивы – они в меньшей степени склонны, с одной стороны, к самопринятию, с другой, к самообвинению. Проявления поведенческого компонента Я-концепции внутренне противоречивы – низкие показатели уверенности в себе сочетаются с высокими показателями смысложизненных ориентаций.
Мы полагаем, что наблюдаемые нами различия в показателях Я-концепции обусловлены качественным своеобразием культурно-воспитательного потенциала сельской школы.
Библиографическая ссылка
Драндров Г.Л., Драндров Д.А., Сюкиев Д.Н., Богослова Е.Г. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ У СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24510 (дата обращения: 06.10.2024).