Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ROLE OF GENDER RELATIONS STUDENTS IN THE PROCESS OF ADAPTATION

Churikova I.E. 1 Matveenko V.E. 1
1 FCO VPO Academy of law and administration of the Federal penitentiary service of Russia
The article expressed opinions about how the gender approach in education is quite new, since, according to some experts, modern pedagogy is "asexual". Confirmation of this fact is not only school and University practice, but also the direction of scientific and pedagogical research, among which a significant place is occupied with researches of female psychology, specifics of education of girls in educational institutions. Gender approach in education is essential for industrial as (family, educational institutions) and the industrial and personal level. Feminization of Russian education has the consequence of gender deformation of the pupil. For example, girls enrolled in the secondary field, subject to total women's education, in the absence of male teachers influence provides them with a distorted perception of the male psychology, is not conducive to the development of skills in strategic and tactical interaction with the male sex, and promotes, on the contrary, the absorption of the worst examples of the behavior of boys.
adaptation
social and psychological adaptation
educational activity
educational institutions
social environment
adaptation of a person
the gender approach.

К социальным противоречиям российского общества последних 10–15 лет целесообразно отнести открытие больших возможностей для самореализации личности в условиях перехода к рыночным отношениям, с одной стороны, и высокий коэффициент невостребованности творческого потенциала огромного количества людей, с другой. Особенно ярко это противоречие проявляется в женском социуме, частью которого можно считать образовательное пространство образовательных организаций ФСИН России. В современной педагогической литературе под педагогическим пространством понимается педагогически целесообразная организационная среда, окружающая отдельного ребенка или определенное множество детей (класс, семья, дом, двор) [1,2].

Воздействие образовательного пространства на личность осуществляется через ситуацию взаимодействия с взрослыми.

В 80-е годы XX века в феминистской теории ключевой категорией анализа в определении понятий «мужественность», «женственность» становится гендер (от латинского «иметь женские качества»). Историки стран Западной Европы и Америки стали заниматься историей женщин, полагая, что изучение прошлого и анализ современности должны опираться на информацию, касающуюся обоих полов, а не только мужского. Тем самым формируется новая «гендерная история», эпицентром которой является история гендерных отношений, то есть история взаимоотношений между полами и того, как они влияют на общественные сдвиги в экономике, политике, идеологии и культуре. Это побуждает нас к осмыслению сущности гендерного подхода в воспитании и обучении и попытке проверки его необходимости опытным путем [2].

Гендерный подход в воспитании имеет существенное значение как на индустриальном (семья, образовательные организации), так и на индустриально-личностном уровне [4].

Проблема воспитания юношей и девушек вызывает сейчас большой интерес у исследователей. Многие зарубежные и отечественные ученые обращаются к проблеме полоролевого воспитания, однако, специальных работ еще довольно мало. Среди них заметны гендерные исследования ученых вузов Рязани, Владимира, Волгограда и другие (А. К. Воловик, С. А. Завражин, Т. В. Калашникова, А. А. Романов, Л. И. Столярчук и другие) [2].

Наша задача – рассмотреть, каким образом полоролевые отношения в образовательном пространстве повлияют на процесс адаптации девушек курсанток, сделав ее безболезненной.

Педагогическая деятельность по полоролевому воспитанию имеет специфический предмет воспитания культуры отношений одного пола к другому, формирование у человека представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера; раскрытие физиологических, психологических и этнических особенностей мальчиков-юношей, девочек-девушек; формирование представлений о мужском и женском достоинстве; этическом смысле красоты детства, отрочества, юности и зрелости, старости, а также подлинной и мнимой красоте человека. Критериями сформированности гендерной культуры выступают: установление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки; стремление к взаимопониманию; наличие качеств, характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство в деле, рыцарство, благородство, трудолюбие, умение преодолевать трудности; наличие качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям; наличие честности, искренности, доверия, верности, милосердия, взаимопомощи, развитие способности к реализации полоролевого репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения [3].

Полоролевое воспитание – это процесс не только индивидуальный, но и социальный. Развитие девушки и юноши во взаимодействии и под влиянием окружающей среды можно определить как процесс и результат их полоролевой социализации, то есть усвоения половых ролей. В словаре гендерных терминов полоролевая социализация определяется как: «процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами [3].

Существует тенденция обучать и обучаться поведению, гендеру, хотя в зависимости от конкретного общества есть различия в том, чему именно учат. Исследования выявили, что поведение родителей и учителей в процессе социализации детей дифференцировано по признаку пола: мальчикам предоставляется больше, чем девочкам, возможностей для самостоятельного решения проблем. Для девочек акцент делается на послушании, ответственности и трудолюбии, для мальчиков – на стремлении к достижениям, соревновании и опоре на собственные силы [2].

Целью и результатом эффективного полоролевого воспитания является создание педагогических условий, позволяющих юношам и девушкам стать субъектами в процессе полоролевой социализации [2].

Мужская и женская личность и индивидуальность не одно и то же. Женская и мужская личности предполагают усвоение полоролевых ролей, т.е. развитие личностных качеств, формирование человеческой неповторимости в мужчине и женщине [2].

Чаще всего гендерный подход в воспитании реализуется посредством исследований проблем полоролевой социализации воспитанников [2].

Содержание воспитания курсантов в процессе полоролевой социализации включает развитие здоровой и целостной индивидуализации юноши и девушки: способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические индивидуальные женские и мужские особенности; обладающих умениями и навыками полоролевого поведения, соответствующего социальным требованиям общества и половым ролям и культуре взаимоотношений полов, ориентированных на самосовершенствование женской и мужской индивидуальности; способных благодаря своим знаниям, чувствам, умениям и навыкам устанавливать оптимальные взаимоотношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни (социальной, производственной, супружеской, эмоционально-межличностных взаимоотношениях, досуговой деятельности); готовых оптимальным образом адаптироваться к социальным условиям различных позитивных сообществ, противостоять чужой воле, делать собственный выбор как субъекта взаимоотношений, предвидя последствия своего выбора и отвечая за последствия своего полоролевого поведения [4,5].

Воспитание курсантов в процессе полоролевой социализации предполагает развитие и совершенствование всех сущностных сил девушки и юноши, позитивную полоролевую социализацию [2].

Междисциплинарный и ролевой подходы, разработанные И. С. Коном, А. В. Мудриком на основе современных данных с различных точек зрения: философской, социологической, социально-психологической, этнографической и педагогической дают целостное представление о поле и сексуальности как важнейших человеческих характеристиках, о системе факторов социализации, полоролевой социализации, влияющих на взаимоотношения людей, их целостное развитие, становление [4,5].

На наш взгляд, сущность педагогической деятельности по полоролевому воспитанию заключается в «организации ситуаций», имеющих специфический предмет – воспитание культуры отношений одного пола к другому, сложнейших и тончайших навыков полоролевого поведения, умения адаптироваться в различных жизненных ситуациях [1,2].

Раскрытие сущности адаптации предполагает обоснование влияния воспитательной среды на ее процесс. Ориентация нашего исследования на адаптацию курсантов связана с изменением образовательных парадигм образования: от «человека образованного» к «человеку культуры». В отличие от «человека образованного», усвоившего и использующего социальный опыт поколений, в котором «практически не остается места для саморазвития, самостроительства, самоопределения личности и проявления какой бы то ни было ее автономности, для подлинной активности сознания», «человек культуры», прежде всего, направлен во внешнюю среду, предрасположен к взаимодействию с ней, ведь важнейшей составляющей культуры является культура отношений, «культура это связь людей». И именно культурная среда служит средством развития личности, обеспечивает максимально полную реализацию ее внутреннего потенциала [1,2].

В своем исследовании мы обращаем внимание на то, что в образовании встает вопрос не просто об адаптации и развитии курсантов, а о стимулировании их самореализации в процессе активного усвоения культуры, в ходе общения с педагогами и другими людьми. Педагог не направляет, не навязывает организацию этого процесса, а лишь помогает войти в мир культуры, в котором курсанты самостоятельно определяются. Грамотно организованная среда, где преобладают доброжелательные отношения сотрудничества, сотворчества, доверия, любви, уважения, должна помочь воспитаннику преодолеть внутренний страх и сопротивление, которые он может испытывать в процессе адаптации. Процесс саморазвития влечет переоценку отношений с окружающими людьми, нравственное развитие взаимоотношений, ориентацию на методы, укрепляющие связи с другим человеком. Особую важность для нас представляет мысль о том, что в числе факторов саморазвития личности центральное место занимает воспитательная среда. Именно в ней происходит формирование самоотношения и установки на самопреобразование. Чем правильнее организована среда, тем больше моментов «приложения сил» у обучающихся, а основными путями активизации саморазвития являются изменения воспитательной среды в сторону ее открытости, эмпатийности, духовно-нравственного единения с учеником [4].

Проанализировав разные подходы к взаимоотношениям индивида и окружающей среды, выделим следующие основные компоненты, оказывающие педагогическое влияние на процесс адаптации:

  1. Уровень культуры, нравственности, образованности, общественного сознания, жизнь людей.
  2. Участие в различных видах деятельности.
  3. Деятельность средств массовой коммуникации, субъектов культуры и искусства.
  4. Состояние системы образования.
  5. Условия учебы, досуга.
  6. Межличностные взаимодействия (общение в семье, межполовое общение, внутригрупповые отношения, принадлежность к группе, коллективу).
  7. События, праздники внутри вуза.
  8. Для нашего исследования важны были выводы, сделанные такими авторами, как И. С. Кон, А. В. Мудрик о том, что наиболее действенно педагогическое влияние непосредственного окружения человека, и, кроме того, оно больше поддается целенаправленным педагогическим усовершенствованиям силами самой личности и педагога, а поэтому требует особого внимания. Социально-педагогические влияния объективны, сильны и избежать их невозможно [5].

Гуманистическая воспитательная среда, основанная на принципе уважения личности и прав человека, на равенстве партнеров по общению, эмоциональной открытости и доверии друг к другу, создает необходимые предпосылки для самоактуализации индивидуума. Именно в этой связи возрастает, с одной стороны, роль педагога, доминантой профессиональной деятельности которого является не обучение или воспитание в традиционном смысле этого слова, а стимулирование стремления учащегося к самосовершенствованию, создание условий для его личностного роста. С другой стороны, именно педагог берет на себя сложнейшую задачу помощи студентам в принятии их другими людьми, что обеспечивает им чувство защищенности в студенческой среде, являющееся условием формирования у них чувства собственного достоинства, самоуважения как основания для его самореализации, и как следствия успешного процесса адаптации [6].

Таким образом, в ходе проведенного теоретического анализа исследования процесса полоролевого воспитания мы отметили, что удалось преодолеть разрушение целостного педагогического процесса развития личности в ходе полоролевой социализации за счет поиска внутренних резервов учебного заведения, не перенасыщая новыми предметами, а обеспечив взаимодействие уже имеющихся различных предметов и форм работы в решении проблем полоролевого воспитания.

Теоретическое исследование показало, что высокий уровень полоролевой воспитанности способствует осознанным знаниям о нормах морали, адекватным отношением к своему телесному облику, ответственным отношением к своему полоролевому поведению, умениям и навыкам различных форм коммуникации, отвечающих социальным ожиданиям общества; уважительным отношением к лицам обоего пола, умениями и навыками функционально-ролевых, эмоционально-межличностных взаимоотношений; толерантным отношением к поведению других, если оно не приносит вреда окружающим [1,2].