Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ ПОЛОРОЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ

Чурикова И.Э. 1 Матвеенко В.Е. 1
1 ФКОУ ВО Академия права и управления ФСИН России
В статье высказаны суждения о том, что гендерный подход в образовании является достаточно новым, так как, по мнению некоторых специалистов, современная педагогика является «бесполой». Подтверждением этого факта служит не только школьная и вузовская практика, но и направленность научно-педагогических исследований, среди которых значительное место занимают исследования женской психологии, специфики воспитания девушек в образовательных организациях. Гендерный подход в воспитании имеет существенное значение как на индустриальном (семья, образовательные организации), так и на индустриально-личностном уровне. Феминизация российского образования имеет следствием гендерную деформацию воспитанника. Так, например, девочки, обучающиеся в общеобразовательной сфере, подвержены тотальному женскому воспитанию, что при отсутствии мужского педагогического влияния формирует у них искаженное восприятие мужской психологии, не способствует выработке навыков стратегического и тактического взаимодействия с мужским полом, а способствует, наоборот, усвоению худших образцов поведения мальчиков.
адаптация
социально-психологическая адаптация
учебная деятельность
образовательные организации
социальная среда
адаптация личности
гендерный подход.
1. Чурикова И. Э. Педагогические условия адаптации выпускниц сельских школ к образовательно-воспитательному пространству педагогического колледжа: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Рязань, 2006. – 20 с.
2. Чурикова И. Э. Педагогические условия адаптации выпускниц сельских школ к образовательно-воспитательному пространству педагогического колледжа: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2006. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://netess.ru http://nauka-pedagogika.com.
3. Чурикова И. Э. Кризисы возрастного развития и их влияние на процесс адаптации к учебному процессу педагогического колледжа // Теория и практика преобразования педагогических систем: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Рязань: РГПУ имени С.А. Есенина, 2004. – С.260-262.
4. Чурикова И. Э., Казанцев В. Н. Социально-психологические особенности адаптации курсантов к условиям обучения в образовательных организациях ФСИН России // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19547.
5. Чурикова И. Э. Адаптация выпускниц сельских школ к обучению в педагогическом колледже как педагогическая проблема // Человек: преступление и наказание. – 2006. – №4. – С. 261-264.
6. Чурикова И. Э., Матвеенко В. Е., Сафронова О. П. Социально-психологические особенности структуры адаптации курсантов в образовательных организациях ФСИН РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24217.

К социальным противоречиям российского общества последних 10–15 лет целесообразно отнести открытие больших возможностей для самореализации личности в условиях перехода к рыночным отношениям, с одной стороны, и высокий коэффициент невостребованности творческого потенциала огромного количества людей, с другой. Особенно ярко это противоречие проявляется в женском социуме, частью которого можно считать образовательное пространство образовательных организаций ФСИН России. В современной педагогической литературе под педагогическим пространством понимается педагогически целесообразная организационная среда, окружающая отдельного ребенка или определенное множество детей (класс, семья, дом, двор) [1,2].

Воздействие образовательного пространства на личность осуществляется через ситуацию взаимодействия с взрослыми.

В 80-е годы XX века в феминистской теории ключевой категорией анализа в определении понятий «мужественность», «женственность» становится гендер (от латинского «иметь женские качества»). Историки стран Западной Европы и Америки стали заниматься историей женщин, полагая, что изучение прошлого и анализ современности должны опираться на информацию, касающуюся обоих полов, а не только мужского. Тем самым формируется новая «гендерная история», эпицентром которой является история гендерных отношений, то есть история взаимоотношений между полами и того, как они влияют на общественные сдвиги в экономике, политике, идеологии и культуре. Это побуждает нас к осмыслению сущности гендерного подхода в воспитании и обучении и попытке проверки его необходимости опытным путем [2].

Гендерный подход в воспитании имеет существенное значение как на индустриальном (семья, образовательные организации), так и на индустриально-личностном уровне [4].

Проблема воспитания юношей и девушек вызывает сейчас большой интерес у исследователей. Многие зарубежные и отечественные ученые обращаются к проблеме полоролевого воспитания, однако, специальных работ еще довольно мало. Среди них заметны гендерные исследования ученых вузов Рязани, Владимира, Волгограда и другие (А. К. Воловик, С. А. Завражин, Т. В. Калашникова, А. А. Романов, Л. И. Столярчук и другие) [2].

Наша задача – рассмотреть, каким образом полоролевые отношения в образовательном пространстве повлияют на процесс адаптации девушек курсанток, сделав ее безболезненной.

Педагогическая деятельность по полоролевому воспитанию имеет специфический предмет воспитания культуры отношений одного пола к другому, формирование у человека представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера; раскрытие физиологических, психологических и этнических особенностей мальчиков-юношей, девочек-девушек; формирование представлений о мужском и женском достоинстве; этическом смысле красоты детства, отрочества, юности и зрелости, старости, а также подлинной и мнимой красоте человека. Критериями сформированности гендерной культуры выступают: установление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки; стремление к взаимопониманию; наличие качеств, характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство в деле, рыцарство, благородство, трудолюбие, умение преодолевать трудности; наличие качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям; наличие честности, искренности, доверия, верности, милосердия, взаимопомощи, развитие способности к реализации полоролевого репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения [3].

Полоролевое воспитание – это процесс не только индивидуальный, но и социальный. Развитие девушки и юноши во взаимодействии и под влиянием окружающей среды можно определить как процесс и результат их полоролевой социализации, то есть усвоения половых ролей. В словаре гендерных терминов полоролевая социализация определяется как: «процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами [3].

Существует тенденция обучать и обучаться поведению, гендеру, хотя в зависимости от конкретного общества есть различия в том, чему именно учат. Исследования выявили, что поведение родителей и учителей в процессе социализации детей дифференцировано по признаку пола: мальчикам предоставляется больше, чем девочкам, возможностей для самостоятельного решения проблем. Для девочек акцент делается на послушании, ответственности и трудолюбии, для мальчиков – на стремлении к достижениям, соревновании и опоре на собственные силы [2].

Целью и результатом эффективного полоролевого воспитания является создание педагогических условий, позволяющих юношам и девушкам стать субъектами в процессе полоролевой социализации [2].

Мужская и женская личность и индивидуальность не одно и то же. Женская и мужская личности предполагают усвоение полоролевых ролей, т.е. развитие личностных качеств, формирование человеческой неповторимости в мужчине и женщине [2].

Чаще всего гендерный подход в воспитании реализуется посредством исследований проблем полоролевой социализации воспитанников [2].

Содержание воспитания курсантов в процессе полоролевой социализации включает развитие здоровой и целостной индивидуализации юноши и девушки: способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические индивидуальные женские и мужские особенности; обладающих умениями и навыками полоролевого поведения, соответствующего социальным требованиям общества и половым ролям и культуре взаимоотношений полов, ориентированных на самосовершенствование женской и мужской индивидуальности; способных благодаря своим знаниям, чувствам, умениям и навыкам устанавливать оптимальные взаимоотношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни (социальной, производственной, супружеской, эмоционально-межличностных взаимоотношениях, досуговой деятельности); готовых оптимальным образом адаптироваться к социальным условиям различных позитивных сообществ, противостоять чужой воле, делать собственный выбор как субъекта взаимоотношений, предвидя последствия своего выбора и отвечая за последствия своего полоролевого поведения [4,5].

Воспитание курсантов в процессе полоролевой социализации предполагает развитие и совершенствование всех сущностных сил девушки и юноши, позитивную полоролевую социализацию [2].

Междисциплинарный и ролевой подходы, разработанные И. С. Коном, А. В. Мудриком на основе современных данных с различных точек зрения: философской, социологической, социально-психологической, этнографической и педагогической дают целостное представление о поле и сексуальности как важнейших человеческих характеристиках, о системе факторов социализации, полоролевой социализации, влияющих на взаимоотношения людей, их целостное развитие, становление [4,5].

На наш взгляд, сущность педагогической деятельности по полоролевому воспитанию заключается в «организации ситуаций», имеющих специфический предмет – воспитание культуры отношений одного пола к другому, сложнейших и тончайших навыков полоролевого поведения, умения адаптироваться в различных жизненных ситуациях [1,2].

Раскрытие сущности адаптации предполагает обоснование влияния воспитательной среды на ее процесс. Ориентация нашего исследования на адаптацию курсантов связана с изменением образовательных парадигм образования: от «человека образованного» к «человеку культуры». В отличие от «человека образованного», усвоившего и использующего социальный опыт поколений, в котором «практически не остается места для саморазвития, самостроительства, самоопределения личности и проявления какой бы то ни было ее автономности, для подлинной активности сознания», «человек культуры», прежде всего, направлен во внешнюю среду, предрасположен к взаимодействию с ней, ведь важнейшей составляющей культуры является культура отношений, «культура это связь людей». И именно культурная среда служит средством развития личности, обеспечивает максимально полную реализацию ее внутреннего потенциала [1,2].

В своем исследовании мы обращаем внимание на то, что в образовании встает вопрос не просто об адаптации и развитии курсантов, а о стимулировании их самореализации в процессе активного усвоения культуры, в ходе общения с педагогами и другими людьми. Педагог не направляет, не навязывает организацию этого процесса, а лишь помогает войти в мир культуры, в котором курсанты самостоятельно определяются. Грамотно организованная среда, где преобладают доброжелательные отношения сотрудничества, сотворчества, доверия, любви, уважения, должна помочь воспитаннику преодолеть внутренний страх и сопротивление, которые он может испытывать в процессе адаптации. Процесс саморазвития влечет переоценку отношений с окружающими людьми, нравственное развитие взаимоотношений, ориентацию на методы, укрепляющие связи с другим человеком. Особую важность для нас представляет мысль о том, что в числе факторов саморазвития личности центральное место занимает воспитательная среда. Именно в ней происходит формирование самоотношения и установки на самопреобразование. Чем правильнее организована среда, тем больше моментов «приложения сил» у обучающихся, а основными путями активизации саморазвития являются изменения воспитательной среды в сторону ее открытости, эмпатийности, духовно-нравственного единения с учеником [4].

Проанализировав разные подходы к взаимоотношениям индивида и окружающей среды, выделим следующие основные компоненты, оказывающие педагогическое влияние на процесс адаптации:

  1. Уровень культуры, нравственности, образованности, общественного сознания, жизнь людей.
  2. Участие в различных видах деятельности.
  3. Деятельность средств массовой коммуникации, субъектов культуры и искусства.
  4. Состояние системы образования.
  5. Условия учебы, досуга.
  6. Межличностные взаимодействия (общение в семье, межполовое общение, внутригрупповые отношения, принадлежность к группе, коллективу).
  7. События, праздники внутри вуза.
  8. Для нашего исследования важны были выводы, сделанные такими авторами, как И. С. Кон, А. В. Мудрик о том, что наиболее действенно педагогическое влияние непосредственного окружения человека, и, кроме того, оно больше поддается целенаправленным педагогическим усовершенствованиям силами самой личности и педагога, а поэтому требует особого внимания. Социально-педагогические влияния объективны, сильны и избежать их невозможно [5].

Гуманистическая воспитательная среда, основанная на принципе уважения личности и прав человека, на равенстве партнеров по общению, эмоциональной открытости и доверии друг к другу, создает необходимые предпосылки для самоактуализации индивидуума. Именно в этой связи возрастает, с одной стороны, роль педагога, доминантой профессиональной деятельности которого является не обучение или воспитание в традиционном смысле этого слова, а стимулирование стремления учащегося к самосовершенствованию, создание условий для его личностного роста. С другой стороны, именно педагог берет на себя сложнейшую задачу помощи студентам в принятии их другими людьми, что обеспечивает им чувство защищенности в студенческой среде, являющееся условием формирования у них чувства собственного достоинства, самоуважения как основания для его самореализации, и как следствия успешного процесса адаптации [6].

Таким образом, в ходе проведенного теоретического анализа исследования процесса полоролевого воспитания мы отметили, что удалось преодолеть разрушение целостного педагогического процесса развития личности в ходе полоролевой социализации за счет поиска внутренних резервов учебного заведения, не перенасыщая новыми предметами, а обеспечив взаимодействие уже имеющихся различных предметов и форм работы в решении проблем полоролевого воспитания.

Теоретическое исследование показало, что высокий уровень полоролевой воспитанности способствует осознанным знаниям о нормах морали, адекватным отношением к своему телесному облику, ответственным отношением к своему полоролевому поведению, умениям и навыкам различных форм коммуникации, отвечающих социальным ожиданиям общества; уважительным отношением к лицам обоего пола, умениями и навыками функционально-ролевых, эмоционально-межличностных взаимоотношений; толерантным отношением к поведению других, если оно не приносит вреда окружающим [1,2]. 


Библиографическая ссылка

Чурикова И.Э., Матвеенко В.Е. РОЛЬ ПОЛОРОЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24409 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674