Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ROLE OF THE METHODS OF PHYSICAL EDUCATION IN TRAINING PEDAGOGICAL STAFF

Motolygina E.N. 1 Lopatina A.B. 1
1 Perm National Research Polytechnic University
Materials of this paper highlight the problems of improving the quality of training, retraining and advanced training of teaching staff at the time of the passage of refresher courses. Since this activity is for teachers themselves unwanted and motivation to implement it in this category of persons is low, the search for ways and means of optimizing these activities is relevant. According to the results of previous studies and according to the literature, the motivating factor for any activity, situation is adequate exercise. In this paper, theoretical and scientific - practical aspects of the influence of physical training on the training of the teaching staff. The role of physical training for the adult category of the population is very high. The main results of the physical training: general health and improving adaptation, improvement of cognitive functions and perception of the information received, increasing the motivation to undergo refresher courses to improve the quality of education. The conclusion is the finding that physical training in a series of advanced training of the teaching staff should be mandatory.
training
cognitive function
retraining
physical training

Повышение квалификации педагогического коллектива является не такой простой задачей, какой кажется на первый взгляд. При выполнении такой деятельности необходимо полностью исключить механистический подход к этой работе и максимально изучить психологические, физические, физиологические и социальные аспекты профессиональной деятельности преподавательского состава в общем и целом, а также каждого отдельно взятого курсанта, пришедшего на курсы профессионального обучения, переобучения или повышения квалификации [10]. Такой личностный подход дает возможность действительно качественно повысить квалификацию данного конкретного преподавателя. Единственным методом к его осуществлению, способным познакомиться с личностью преподавателя, его ограничениями и возможностями, являются методы физической культуры, ориентированные не только на поддержание и укрепление физической формы данного конкретного человека, но и на его психоэмоциональную сферу. Таким образом, можно сказать, что повышение качества обучения преподавателей высших учебных заведений является актуальной задачей, сопряженной в ходе ее реализации со сложностями как организационного, так и научно-практического характера. Подбор методов физической культуры для каждого конкретного преподавателя является трудозатратным процессом для самого специалиста физической культуры, требующим от него широты знаний не только своего предмета, но и физиологических основ физической культуры и спорта, медико–биологических базисов, на которых строится вся система спортивной тренировки, глубинного понимания психологических законов и социальных проблем, присущих данной категории населения, глубокого знания педагогических процессов. То есть сам педагог, несущий знания и преподающий физическую культуру, должен быть высоконравственной и высокоразвитой личностью, что, безусловно, невозможно без опыта практикования тех видов деятельности, которые он преподает [7]. Таким образом, повышая свой личностный уровень и повышая уровень своих профессиональных компетенций, преподаватель физической культуры повышает качество профессионального обучения всего преподавательского состава.

Целью данной работы является освещение вопросов роли методов физической культуры в системе повышения квалификации педагогического коллектива.

Педагогический коллектив является самостоятельной структурой, имеющей все основные характеристики, присущие любой иерархической системе [2]. Роль руководителя в данной системе является ключевой, умеющей организовать и возглавить коллектив, состоящий из высокопрофессиональных, образованных, цельных личностей, имеющих за плечами, как правило, большой жизненный и педагогический опыт [5]. Как правило, педагогический коллектив состоит из лиц разного возраста, включая и корифеев в данной сфере образования, и молодых сотрудников, скорость и темп мышления которых, значительно выше и продуктивней, и педагогов, имеющих различный социальный и научный статус, зачастую имеющих свои научные школы и своих последователей [12].

Управлять и автоматизировать систему управления такой структурой, как педагогический коллектив, сложно, но возможно, используя и учитывая высшую природу человека [1].

По теории Абрахама Маслоу, широко используемой в экономике, психологии, социологии и других сферах, в том числе и в управлении, пирамида человеческих потребностей организована таким образом, что для успешной мотивации объекта управления, членами которого являются люди, необходимо удовлетворять не только их низшие физиологические потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т.д., потребности в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач, потребности в принадлежности и любви, в уважении и признании, но и высшие потребности в эстетических проявлениях красоты, гармонии, порядка и в потребностях самоактуализации, реализации своих целей и способностей, развитии собственной личности. Именно средние и высшие этажи пирамиды человеческих потребностей, по А. Маслоу, могут объединяться понятиями «идея», «цель», «миссия».

В любом коллективе, коммерческой компании или организации, стремящейся быть успешной в выбранной сфере деятельности, систему потребностей можно разложить и дифференцировать идентичным образом, что роднит суть явлений: потребности человека и потребности компании. Безусловно, управлять проще и эффективней тогда, когда видна вся картина целиком или сверху, когда очевидны все педагогические процессы и их ход, а не детали, их составляющие [9]. Поэтому управление и включает в себя комплекс опций, несущих в себе определенные, четко установленные функции [8].

Функции системы управления состоят в следующем.

  1. Формирование условий для самоорганизации индивидов.
  2. Определения ключевой идеи деятельности.
  3. Целеполагание для всей организации, ее подразделений, а также для каждого процесса или проекта. Формулирование миссии и видения будущего.
  4. Создание системы планирования исполнения целей и задач.
  5. Организация исполнения планов и проектов.

Как видно из вышеприведенного перечня, функции системы управления перекликаются с иерархией потребностей человека и организации. Сердцевину их составляет наличие миссии коллектива, коммерческой компании или организации, осознавая которую становится легче и проще реализовывать обеспечение выполнения стандартов образования [3], претворять в жизнь задуманные творческие планы, осуществлять научную деятельность, а в масштабах педагогического коллектива – управлять им [4].

Повышение квалификации педагогического коллектива являлось и является сложной задачей как в настоящее время, так и ранее. Специфика ментальности педагога настроена на то, что он сам является носителем какой-либо информации, сам может оценивать ее правильность или неправильность, достоверность или недостоверность, сам дает оценки всему происходящему, что зачастую отягощает общение с ним во всех сферах его жизнедеятельности. Донесение новой для данного конкретного педагога информации зачастую сопровождается невосприятием, отторжением, нежеланием переобучаться и воспринимать новый опыт, ранее этим педагогом не полученный. Такие факторы осложняют обучение или переобучение уже сформировавшегося педагога, и его обучение становится тем сложнее, чем больше педагогический стаж этого специалиста. Тем не менее повышение квалификации сотрудников является необходимым и обязательным этапом работы всех педагогов, что утверждается новыми государственными стандартами обучения, но также и подтверждается практикой: тот индивид, который не имеет склонности к обучению, не имеет возможности качественно преподавать [6].

Поиск средств и способов, помогающих расширить сферы компетенции педагога не только в его профессиональной сфере, но прежде всего в сфере личных интересов, с тем чтобы, попав в новые для себя условия существования, в те зоны деятельности, в которых у данного конкретного индивида ещё пока не сложились стереотипы мышления или поведения, данный преподаватель, а прежде всего человек, смог осознать рамки и границы своих компетенций и выйдя за них, расширить и увеличить возможности как своего ума, так и своего тела [11].

Таким методом являлось во все времена и является по настоящее время все разнообразие видов деятельности, связанных с занятиями физической культурой. Видовое многообразие методик объединения преподавательского коллектива вокруг общего увлечения настолько велико, что, по данным литературы, может насчитывать более 1000 апробированных научно-практически и обоснованных теоретически защищенных диссертаций по данной проблематике.

Понимая, что организм функционирует как единое целое и деление его на составные части не приводит к желаемому результату, можно сделать вывод о том, что человек – это система прежде всего психофизическая, а затем уже социальная [10]. Базируясь на этих основах, необходимо понимать, что для того чтобы получить желаемый приспособительный результат, коим несомненно является педагогический результат, полученный в итоге профессионального обучения (в случае со взрослым специалистом, педагогом с многолетним стажем, этим педагогическим результатом становится овладение новыми навыками и профессиональными компетенциями в результате обучения, переобучения или повышения квалификации), прежде всего, стоит влиять на физическую систему, то есть тело, организм и его физические возможности. При расширении зоны физических возможностей, благодаря тому, что организм устроен по принципу иерархичной, высокоточной и тщательно продуманной системы, автоматически расширяются и углубляются возможности когнитивной сферы, отвечающей за способность к обучению и восприятию всего нового, независимо от того, касается ли это нового в сфере профессиональной или какой-либо другой деятельности.

Предыдущими работами нами показано, что у взрослых специалистов, перед которыми встает необходимость в переобучении или повышении квалификации, прежде всего, эта деятельность вызывает отторжение и стресс, нежели желание к обучению [8; 9]. Также была проведена работа по исследованию эффективности повышения обучения и переобучения взрослых педагогических кадров средствами физической культуры.

Включение в обязательный план обучения факультативных занятий по распространенным видам фитнеса, не требующим специальной физической подготовки, таких как занятия в студии пилатес, занятия в студии йога, занятия аэробикой, занятия в тренажерном зале, воспринималось преподавателями с положительным эмоциональным настроем, и 96% преподавателей, проходящих курс повышения квалификации, стали посещать занятия физической культурой на факультативной основе. Из них насчитывалось 82% женщин и 18% мужчин, из которых все женщины посещали занятия в студии пилатес, занятия в студии йога, занятия аэробикой, 4% мужчин посещали занятия в студии пилатес и занятия в студии йога, а остальные мужчины посещали занятия в тренажерном зале. Перед проведением занятий и при отборе варианта студии для занятий всем обучаемым был проведен инструктаж и даны рекомендации по правилам выбора студии и правилам посещения того или иного занятия [6].

Такой организационно-педагогический метод повышения качества обучения и переобучения преподавателей высших учебных заведений воспринимался преподавателями положительно, поскольку акцент на необходимость посещения факультативных занятий физической культуры был сделан на добровольность выбора каждого преподавателя посещений того или иного вида занятий, а также на медико-биологические основы необходимости введения в свой повседневный график физических нагрузок и тренировок; также были даны рекомендации по посещению того или иного вида занятия согласно имеющимся у преподавателей проблем по здоровью, и также был приведен аргумент, опирающийся на финансовую сторону такого факультативного обучения, поскольку оплату за посещение занятий физическими упражнениями преподаватели не вносили [11].

В ходе исследования были выявлены физические и медицинские проблемы преподавательского состава. На основании этого были сделаны выводы о том, какими видами физической активности стоит заниматься тому или иному преподавателю во время прохождения обучения или переобучения. Мотивацией к прохождению обучения, с целью повышения физической активности, что неизменно влечет за собой повышение и психической активности, становится возможность снять стресс психоэмоциональной нагрузки, полученной и в ходе обучения, и в социальной сфере, с помощью фитнес–упражнений.

По итогам проведенной работы были сделаны выводы о том, что для реализации успешного обучения, переобучения преподавателей высших учебных заведений, для повышения качества обучения данных специалистов необходимо соблюдение большого количества условий, в том числе и разработка методологии обучения, обоснование организационно–педагогических факторов, которые находились бы в неразрывной связи с научно-практическими аспектами обучения взрослых специалистов [2].

Проведя наблюдения за педагогами, проходившими курсы повышения квалификации, обучение или переобучения, согласно образовательному стандарту, введенному на территории Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что внедрение методов физической культуры в систему повышения квалификации педагогического коллектива, пусть даже и на факультативной основе, играет роль, значение которой сложно переоценить.

  1. Благоприятное влияние на общий уровень здоровья, включая оздоровление опорно–двигательного аппарата, сердечно–сосудистой системы, желудочно–кишечного тракта, мочевыделительной, дыхательной, нейрогормональной систем и обмена веществ в целом.
  2. Активация деятельности сердечно–сосудистой системы приводит к стимулированию капиллярного кровообращения, что, в свою очередь, оптимизирует деятельность центральной нервной системы.
  3. Активация когнитивных функций, что стимулирует познание, внимание, способность к восприятию и запоминанию новой информации и способность к обучению, что в конечном итоге повышает качество усваиваемого материала и повышает интеллектуальный потенциал преподавателя.
  4. Способствует командообразованию, что повышает коммуникативные навыки отдельно взятого преподавателя и преподавательского коллектива в целом.
  5. Повышение внутрикомандной коммуникации и коммуникативности обеспечивает более эффективное сотрудничество между отдельными членами преподавательского коллектива как внутри процесса, ограниченного занятием физической культурой, так и за пределами его, что касается прежде всего учебного процесса и взаимодействия, более эффективного, чем до курсов повышения квалификации и совместного занятия физической культурой, между преподавателями внутри отдельно взятого педагогического коллектива.
  6. Перенос и проекция отношений, сложившихся между отдельными преподавателями внутри процесса, ограниченного рамками занятия физической культурой, на педагогический и учебный процесс, что повышает эффективность взаимосотрудничества всего педагогического коллектива в общем и целом.
  7. Развитие творческих способностей и возможностей отдельно взятого преподавателя и всего педагогического коллектива посредством решения нестандартных игровых задач, с которыми сталкиваются преподаватели в момент выполнения физических упражнений и игровых занятий физической культурой.
  8. Снижение уровня тревожности, стрессовой нагрузки, полученной преподавателями при проведении и при ведении учебного процесса и в процессе жизни.
  9. Приобретение общего положительного настроя, который экстраполируется на все виды жизнедеятельности как отдельно взятого преподавателя, так и всего педагогического коллектива.
  10. Повышение качества педагогического процесса в момент прохождения педагогическим коллективом курсов повышения квалификации, обучения или переобучения.

Резюмируя данную работу, можно сказать о том, что роль методов физической культуры в системе повышения квалификации педагогического коллектива велика и значима. Опыт внедрения различных видов занятий физической культурой в системе повышения квалификации педагогического коллектива на факультативной основе дает самые положительные оценки как со стороны курсантов, проходящих курсы повышения квалификации, обучения или переобучения, так и со стороны преподавателей, эти курсы проводящих, которые знают, что когда они будут обучаться, переобучаться или повышать квалификацию, то и сами эти педагоги будут охвачены программой, включающей в себя занятия физической культурой, что должно быть повседневным навыком любого гармонично развитого человека.