Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Мотолыгина Е.Н. 1 Лопатина А.Б. 1
1 ГОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
Материалы данной работы освещают проблемы повышения качества обучения, переобучения или повышения квалификации преподавательского состава в момент прохождения курсов повышения квалификации. Поскольку эта деятельность для самих преподавателей является нежеланной и мотиваций к ее выполнению у данной категории лиц низкая, то поиск средств и способов, оптимизирующих эти мероприятия, является актуальным. По результатам предыдущих исследований и по данным литературы, мотивирующим фактором для выполнения любой деятельности является адекватная ситуации физическая нагрузка. В данной работе рассмотрены теоретические и научно-практические аспекты влияния занятий физической культурой на повышение квалификации педагогического коллектива. Роль занятий физической культурой для взрослой категории населения очень высока. Основные результаты от занятий физической культурой: общее оздоровление и повышение уровня адаптации, улучшение когнитивных функций и восприятие получаемой информации, повышение мотивации для прохождения курсов повышения квалификации, повышение качества самого обучения. Заключением является вывод о том, что занятия физической культурой в цикле повышения квалификации педагогического коллектива должны быть обязательными.
повышение квалификации
когнитивные функции
переобучение
физическая нагрузка
1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – 336 с.
2. Герасимович Е.Е. Междисциплинарная интеграция в современной системе российского образования // Сб. мат-лов VI окр. конф. молодых ученых «Наука и инновации XXI века». – Сургут : Изд-во СурГУ, 2006. - С. 335-336.
3. Государственный образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 040110 - общая врачебная практика (семейная медицина) // Практическое руководство для врачей общей (семейной) практики / под ред. акад. РАМН И.Н. Денисова. - М., 2001. - С. 10-144.
4. Исмакаева А.А. Понятие интеграции и его эволюционирование в педагогике. – Челябинск : Образование, 2002. - В. 2. - Ч. 1. - С. 39-43.
5. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления : дис. … д-ра экон. наук. - СПб., 2007. - 581 c.
6. Кусякова Р.Ф., Лопатина А.Б. Организационно-педагогические основы повышения качества обучения преподавателей высших учебных заведений // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24286.
7. Леготкина Л.Р. Формирование профессиональных и личностных качеств специалистов-переводчиков средствами физической культуры : дис. … к.п.н. 13.00.08. - Екатеринбург, 2005. – 195 с.
8. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
9. Лопатина А.Б. Миссия организации в стратегическом управлении // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 3-1. – С. 172-176.
10. Лопатина А.Б. Оценка эффективности капилляротерапии препаратами «Dr.Nona» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2011. – № 12. – С. 72-74.
11. Лопатина А.Б. Роль препаратов клиники «LENOM» (Израиль) производства фирмы «DR.NONA» в методике обучения государственных служащих // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12, ч. 10. – С. 1836–1839.
12. Управление проектом – основы проектного управления : учебник / под ред. проф. М.Л. Разу. – М. : Кнорус, 2006. - 768 с.

Повышение квалификации педагогического коллектива является не такой простой задачей, какой кажется на первый взгляд. При выполнении такой деятельности необходимо полностью исключить механистический подход к этой работе и максимально изучить психологические, физические, физиологические и социальные аспекты профессиональной деятельности преподавательского состава в общем и целом, а также каждого отдельно взятого курсанта, пришедшего на курсы профессионального обучения, переобучения или повышения квалификации [10]. Такой личностный подход дает возможность действительно качественно повысить квалификацию данного конкретного преподавателя. Единственным методом к его осуществлению, способным познакомиться с личностью преподавателя, его ограничениями и возможностями, являются методы физической культуры, ориентированные не только на поддержание и укрепление физической формы данного конкретного человека, но и на его психоэмоциональную сферу. Таким образом, можно сказать, что повышение качества обучения преподавателей высших учебных заведений является актуальной задачей, сопряженной в ходе ее реализации со сложностями как организационного, так и научно-практического характера. Подбор методов физической культуры для каждого конкретного преподавателя является трудозатратным процессом для самого специалиста физической культуры, требующим от него широты знаний не только своего предмета, но и физиологических основ физической культуры и спорта, медико–биологических базисов, на которых строится вся система спортивной тренировки, глубинного понимания психологических законов и социальных проблем, присущих данной категории населения, глубокого знания педагогических процессов. То есть сам педагог, несущий знания и преподающий физическую культуру, должен быть высоконравственной и высокоразвитой личностью, что, безусловно, невозможно без опыта практикования тех видов деятельности, которые он преподает [7]. Таким образом, повышая свой личностный уровень и повышая уровень своих профессиональных компетенций, преподаватель физической культуры повышает качество профессионального обучения всего преподавательского состава.

Целью данной работы является освещение вопросов роли методов физической культуры в системе повышения квалификации педагогического коллектива.

Педагогический коллектив является самостоятельной структурой, имеющей все основные характеристики, присущие любой иерархической системе [2]. Роль руководителя в данной системе является ключевой, умеющей организовать и возглавить коллектив, состоящий из высокопрофессиональных, образованных, цельных личностей, имеющих за плечами, как правило, большой жизненный и педагогический опыт [5]. Как правило, педагогический коллектив состоит из лиц разного возраста, включая и корифеев в данной сфере образования, и молодых сотрудников, скорость и темп мышления которых, значительно выше и продуктивней, и педагогов, имеющих различный социальный и научный статус, зачастую имеющих свои научные школы и своих последователей [12].

Управлять и автоматизировать систему управления такой структурой, как педагогический коллектив, сложно, но возможно, используя и учитывая высшую природу человека [1].

По теории Абрахама Маслоу, широко используемой в экономике, психологии, социологии и других сферах, в том числе и в управлении, пирамида человеческих потребностей организована таким образом, что для успешной мотивации объекта управления, членами которого являются люди, необходимо удовлетворять не только их низшие физиологические потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т.д., потребности в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач, потребности в принадлежности и любви, в уважении и признании, но и высшие потребности в эстетических проявлениях красоты, гармонии, порядка и в потребностях самоактуализации, реализации своих целей и способностей, развитии собственной личности. Именно средние и высшие этажи пирамиды человеческих потребностей, по А. Маслоу, могут объединяться понятиями «идея», «цель», «миссия».

В любом коллективе, коммерческой компании или организации, стремящейся быть успешной в выбранной сфере деятельности, систему потребностей можно разложить и дифференцировать идентичным образом, что роднит суть явлений: потребности человека и потребности компании. Безусловно, управлять проще и эффективней тогда, когда видна вся картина целиком или сверху, когда очевидны все педагогические процессы и их ход, а не детали, их составляющие [9]. Поэтому управление и включает в себя комплекс опций, несущих в себе определенные, четко установленные функции [8].

Функции системы управления состоят в следующем.

  1. Формирование условий для самоорганизации индивидов.
  2. Определения ключевой идеи деятельности.
  3. Целеполагание для всей организации, ее подразделений, а также для каждого процесса или проекта. Формулирование миссии и видения будущего.
  4. Создание системы планирования исполнения целей и задач.
  5. Организация исполнения планов и проектов.

Как видно из вышеприведенного перечня, функции системы управления перекликаются с иерархией потребностей человека и организации. Сердцевину их составляет наличие миссии коллектива, коммерческой компании или организации, осознавая которую становится легче и проще реализовывать обеспечение выполнения стандартов образования [3], претворять в жизнь задуманные творческие планы, осуществлять научную деятельность, а в масштабах педагогического коллектива – управлять им [4].

Повышение квалификации педагогического коллектива являлось и является сложной задачей как в настоящее время, так и ранее. Специфика ментальности педагога настроена на то, что он сам является носителем какой-либо информации, сам может оценивать ее правильность или неправильность, достоверность или недостоверность, сам дает оценки всему происходящему, что зачастую отягощает общение с ним во всех сферах его жизнедеятельности. Донесение новой для данного конкретного педагога информации зачастую сопровождается невосприятием, отторжением, нежеланием переобучаться и воспринимать новый опыт, ранее этим педагогом не полученный. Такие факторы осложняют обучение или переобучение уже сформировавшегося педагога, и его обучение становится тем сложнее, чем больше педагогический стаж этого специалиста. Тем не менее повышение квалификации сотрудников является необходимым и обязательным этапом работы всех педагогов, что утверждается новыми государственными стандартами обучения, но также и подтверждается практикой: тот индивид, который не имеет склонности к обучению, не имеет возможности качественно преподавать [6].

Поиск средств и способов, помогающих расширить сферы компетенции педагога не только в его профессиональной сфере, но прежде всего в сфере личных интересов, с тем чтобы, попав в новые для себя условия существования, в те зоны деятельности, в которых у данного конкретного индивида ещё пока не сложились стереотипы мышления или поведения, данный преподаватель, а прежде всего человек, смог осознать рамки и границы своих компетенций и выйдя за них, расширить и увеличить возможности как своего ума, так и своего тела [11].

Таким методом являлось во все времена и является по настоящее время все разнообразие видов деятельности, связанных с занятиями физической культурой. Видовое многообразие методик объединения преподавательского коллектива вокруг общего увлечения настолько велико, что, по данным литературы, может насчитывать более 1000 апробированных научно-практически и обоснованных теоретически защищенных диссертаций по данной проблематике.

Понимая, что организм функционирует как единое целое и деление его на составные части не приводит к желаемому результату, можно сделать вывод о том, что человек – это система прежде всего психофизическая, а затем уже социальная [10]. Базируясь на этих основах, необходимо понимать, что для того чтобы получить желаемый приспособительный результат, коим несомненно является педагогический результат, полученный в итоге профессионального обучения (в случае со взрослым специалистом, педагогом с многолетним стажем, этим педагогическим результатом становится овладение новыми навыками и профессиональными компетенциями в результате обучения, переобучения или повышения квалификации), прежде всего, стоит влиять на физическую систему, то есть тело, организм и его физические возможности. При расширении зоны физических возможностей, благодаря тому, что организм устроен по принципу иерархичной, высокоточной и тщательно продуманной системы, автоматически расширяются и углубляются возможности когнитивной сферы, отвечающей за способность к обучению и восприятию всего нового, независимо от того, касается ли это нового в сфере профессиональной или какой-либо другой деятельности.

Предыдущими работами нами показано, что у взрослых специалистов, перед которыми встает необходимость в переобучении или повышении квалификации, прежде всего, эта деятельность вызывает отторжение и стресс, нежели желание к обучению [8; 9]. Также была проведена работа по исследованию эффективности повышения обучения и переобучения взрослых педагогических кадров средствами физической культуры.

Включение в обязательный план обучения факультативных занятий по распространенным видам фитнеса, не требующим специальной физической подготовки, таких как занятия в студии пилатес, занятия в студии йога, занятия аэробикой, занятия в тренажерном зале, воспринималось преподавателями с положительным эмоциональным настроем, и 96% преподавателей, проходящих курс повышения квалификации, стали посещать занятия физической культурой на факультативной основе. Из них насчитывалось 82% женщин и 18% мужчин, из которых все женщины посещали занятия в студии пилатес, занятия в студии йога, занятия аэробикой, 4% мужчин посещали занятия в студии пилатес и занятия в студии йога, а остальные мужчины посещали занятия в тренажерном зале. Перед проведением занятий и при отборе варианта студии для занятий всем обучаемым был проведен инструктаж и даны рекомендации по правилам выбора студии и правилам посещения того или иного занятия [6].

Такой организационно-педагогический метод повышения качества обучения и переобучения преподавателей высших учебных заведений воспринимался преподавателями положительно, поскольку акцент на необходимость посещения факультативных занятий физической культуры был сделан на добровольность выбора каждого преподавателя посещений того или иного вида занятий, а также на медико-биологические основы необходимости введения в свой повседневный график физических нагрузок и тренировок; также были даны рекомендации по посещению того или иного вида занятия согласно имеющимся у преподавателей проблем по здоровью, и также был приведен аргумент, опирающийся на финансовую сторону такого факультативного обучения, поскольку оплату за посещение занятий физическими упражнениями преподаватели не вносили [11].

В ходе исследования были выявлены физические и медицинские проблемы преподавательского состава. На основании этого были сделаны выводы о том, какими видами физической активности стоит заниматься тому или иному преподавателю во время прохождения обучения или переобучения. Мотивацией к прохождению обучения, с целью повышения физической активности, что неизменно влечет за собой повышение и психической активности, становится возможность снять стресс психоэмоциональной нагрузки, полученной и в ходе обучения, и в социальной сфере, с помощью фитнес–упражнений.

По итогам проведенной работы были сделаны выводы о том, что для реализации успешного обучения, переобучения преподавателей высших учебных заведений, для повышения качества обучения данных специалистов необходимо соблюдение большого количества условий, в том числе и разработка методологии обучения, обоснование организационно–педагогических факторов, которые находились бы в неразрывной связи с научно-практическими аспектами обучения взрослых специалистов [2].

Проведя наблюдения за педагогами, проходившими курсы повышения квалификации, обучение или переобучения, согласно образовательному стандарту, введенному на территории Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что внедрение методов физической культуры в систему повышения квалификации педагогического коллектива, пусть даже и на факультативной основе, играет роль, значение которой сложно переоценить.

  1. Благоприятное влияние на общий уровень здоровья, включая оздоровление опорно–двигательного аппарата, сердечно–сосудистой системы, желудочно–кишечного тракта, мочевыделительной, дыхательной, нейрогормональной систем и обмена веществ в целом.
  2. Активация деятельности сердечно–сосудистой системы приводит к стимулированию капиллярного кровообращения, что, в свою очередь, оптимизирует деятельность центральной нервной системы.
  3. Активация когнитивных функций, что стимулирует познание, внимание, способность к восприятию и запоминанию новой информации и способность к обучению, что в конечном итоге повышает качество усваиваемого материала и повышает интеллектуальный потенциал преподавателя.
  4. Способствует командообразованию, что повышает коммуникативные навыки отдельно взятого преподавателя и преподавательского коллектива в целом.
  5. Повышение внутрикомандной коммуникации и коммуникативности обеспечивает более эффективное сотрудничество между отдельными членами преподавательского коллектива как внутри процесса, ограниченного занятием физической культурой, так и за пределами его, что касается прежде всего учебного процесса и взаимодействия, более эффективного, чем до курсов повышения квалификации и совместного занятия физической культурой, между преподавателями внутри отдельно взятого педагогического коллектива.
  6. Перенос и проекция отношений, сложившихся между отдельными преподавателями внутри процесса, ограниченного рамками занятия физической культурой, на педагогический и учебный процесс, что повышает эффективность взаимосотрудничества всего педагогического коллектива в общем и целом.
  7. Развитие творческих способностей и возможностей отдельно взятого преподавателя и всего педагогического коллектива посредством решения нестандартных игровых задач, с которыми сталкиваются преподаватели в момент выполнения физических упражнений и игровых занятий физической культурой.
  8. Снижение уровня тревожности, стрессовой нагрузки, полученной преподавателями при проведении и при ведении учебного процесса и в процессе жизни.
  9. Приобретение общего положительного настроя, который экстраполируется на все виды жизнедеятельности как отдельно взятого преподавателя, так и всего педагогического коллектива.
  10. Повышение качества педагогического процесса в момент прохождения педагогическим коллективом курсов повышения квалификации, обучения или переобучения.

Резюмируя данную работу, можно сказать о том, что роль методов физической культуры в системе повышения квалификации педагогического коллектива велика и значима. Опыт внедрения различных видов занятий физической культурой в системе повышения квалификации педагогического коллектива на факультативной основе дает самые положительные оценки как со стороны курсантов, проходящих курсы повышения квалификации, обучения или переобучения, так и со стороны преподавателей, эти курсы проводящих, которые знают, что когда они будут обучаться, переобучаться или повышать квалификацию, то и сами эти педагоги будут охвачены программой, включающей в себя занятия физической культурой, что должно быть повседневным навыком любого гармонично развитого человека.

 


Библиографическая ссылка

Мотолыгина Е.Н., Лопатина А.Б. РОЛЬ МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24407 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674