Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE USE OF THE EDITORIAL ACTIVITIES FORMS AS SPECIFIC FORMS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF AMATEUR CHILDREN AND YOUTH MEDIA

Yumasheva N.V. 1
1 The children and youth newspaper editorial «SAMI»
The article is devoted to the development of amateur children and youth media in Russia, determined by the information society making. Quantitative development, accompanied by the transformation of value-semantic dominants: an evolution from the humanistic model of education to the pragmatic, disturbed productive dialogue between media teachers and students. The author describes the specific of the journalistic media education pattern, which exists in terms of interactive media, with request-response communication. The article raises the questions of the media educational activities efficiency of amateurchildrenandyouthedition. The article describes the experiment, in which traditional forms of editorial activities were used as educational activities forms. As a result of the investigation, it was revealed that the use of motivational program-target-oriented approach enhances the training effectiveness of beginner journalists in the amateur children and youth media.
journalism
mass media
media teachers
amateur children and youth edition
value-semantic dominants
motivational program-target-oriented approach

Становление информационного общества, развитие информационно-коммуникационных технологий обусловило потребность каждого члена общества в способности ориентироваться во всем объеме информационных ресурсов, как традиционных, так и виртуальных, умении вести поиск информации, адекватно ее воспринимать и критически интерпретировать.Без этих компетенций сегодня невозможно быть успешным практически ни в одной сфере деятельности. Потому, несмотря на отсутствие медиаобразования в современных образовательных стандартах, оно активно внедряется в практику российского образования, в рамках дополнительного образования, внеурочной деятельности, иногда вообще без каких-либо институализированных форм, за счет энтузиазма педагогов, отзывающихся на актуальные вызовы времени. Одна из форм медиаобразования, прочно укоренившихся на отечественной почве, – это самодеятельная детско-юношеская журналистика. В практической деятельности, собирая и анализируя информацию, публикуя собственные тексты и получая «обратную связь» от аудитории, обучающиеся осваивают закономерности функционирования информации и правила взаимодействия с источниками и потребителями информации, приобретают навыки поиска, верификации и интерпретации информации, а также опыт создания собственных информационных продуктов. Практика показывает, что авторы самодеятельных средств массовой информации (как школьных, так и районных, городских, региональных) в дальнейшем часто становятся студентами факультетов журналистики и смежных специальностей: реклама, связи с общественностью, филология, политология, социология и т. п. Их отличает осознанность выбора, устойчивость мотивации, сформированность основных профессиональных компетенций. Поэтому самодеятельные детско-юношеские СМИ по праву считаются школой довузовской подготовки будущих журналистов.

Неформальный характер существования самодеятельных детско-юношеских средств массовой информации, отсутствие централизованной регламентации их деятельности, с одной стороны, дают простор для педагогического творчества, для выбора форм и методов работы, предоставляют поле деятельности энтузиастам, с другой стороны, оставляют педагога один на один с его энтузиазмом и верящими в него учениками. Невольно возникающая растерянность часто приводит к неожиданным результатам, которые не всегда оказываются позитивными, вплоть до транспонирования авторитарного подхода, нередкого, к сожалению, по сей день в отечественной школе, на отношения в творческих коллективах редакций. Логичное следствие этого – самодеятельная детско-юношеская журналистика постепенно утрачивает свои прежние функции: диалог сменяется односторонним воздействием на подрастающее поколение, таким образом, резко снижается эффективность медиаобразовательной деятельности СМИ и качество довузовской подготовки журналистов.

Цель исследования

Изжить авторитарный подход авторитарными методами – приказав педагогам перестать быть авторитарными – невозможно. Однако можно попытаться вооружить педагогов технологическими приемами, которые помогут им в выстраивании эффективных педагогических коммуникаций.

Материал и методы исследования

Понятие медиаобразования впервые было сформулировано еще в 70-е годы ХХ в., в соответствии с концепцией ЮНЕСКО, под медиаобразованием (mediaeducation) понималось обучение теоpии и практике овладения современными средствами массовой коммуникации, pассматpиваемыми в качестве специфической и автономной области знаний. С тех пор и по сей день многие международные организации настойчиво ставят задачу образования, в первую очередь – молодого поколения, в сфере взаимодействия со средствами массовой информации и коммуникации, мировая педагогическая практика за четыре десятилетия выработала разнообразные подходы и методики, различающиеся глубиной и интенсивностью воздействия на молодежную аудиторию, степенью вовлеченности в процесс создания СМИ, нюансами целеполагания, получаемыми результатами [1]. В нашей стране в конце 1980-х гг., когда идеи медиаобразования еще не завоевали популярность, стихийно начался процесс создания самодеятельных детско-юношеских СМИ, организации информационно-коммуникационных каналов, призванных обеспечить молодому поколению возможность горизонтального диалога между поколениями, условия для участия детей и подростков в принятии решений, касающихся их настоящего и будущего, для включения молодого поколения в реальные социальные преобразования. Подростки активно учились использовать школьные газеты, теле- и радиопрограммы, в создании которых принимали участие, а по мере их возникновения, и интернет-ресурсы для того, чтобы быть услышанными [5]. Создающиеся в это время самодеятельные детско-юношеские СМИ становятся трибуной для выражения взглядов и убеждений подростков, переговорной площадкой для поиска взаимопонимания между разными социальными группами молодежи, для установления коммуникации между молодежью и старшим поколением. Кроме того, самодеятельная журналистика становится для подростков эффективным инструментом познания и самопознания. Между взрослыми и детьми в процессе работы над публицистическими материалами устанавливаются партнерские отношения, осуществляется переход от субъект-объектной парадигмы, господствовавшей прежде, к субъект-субъектной [7].

В первое десятилетие ХХI века начинается новый этап становления отечественной системы самодеятельной детско-юношеской журналистики: распространение в обществе идей медиаобразования, с одной стороны, и развитие материально-технической базы российских школ, оснащение их компьютерной и множительной техникой, с другой, обусловливает бурный рост числа школьных самодеятельных СМИ, в создание которых вовлекается все большее и большее число подростков. Одновременно формируется новая генерация медиапедагогов – это школьные учителя, по совместительству с основной работой занимающиеся созданием самодеятельных детско-юношеских СМИ. В отличие от медиапедагогов, определявших лицо российской детско-юношеской журналистики в ХХ в., в большинстве своем – журналистов, новая генерация медиапедагогов характеризуется отсутствием системных профессиональных знаний, отсутствием опыта работы в сфере СМИ. Еще одним фактором качественной эволюции самодеятельных школьных изданий становится то обстоятельство, что газета или журнал становится не только результатом деятельности одного из творческих объединений, действующих в школе, но и презентационным продуктом, способным создать достойный имидж школы в глазах внешних по отношению к ней лиц. Информация, подающаяся в школьных газетах и журналах, становится по преимуществу оптимизированной, в изданиях практически нельзя встретить критических выступлений, негативных оценок.

Проведенное исследование [8] убедительно показало, что в ходе значительного количественного развития самодеятельной детско-юношеской журналистики заметно изменились ценностно-смысловые доминанты руководящих образовательным и редакционно-издательским процессом медиапедагогов: они сместились из гуманистической плоскости в социально-политическую. Восприятие ребенка как личности, внимание к его внутреннему миру отошло на второй план, на первый план выступила необходимость вложить в сознание некие идеологические императивы. Доминирующим типом взаимоотношений между медиапедагогом и школьниками становится субъект-объектный, в процессе работы по созданию СМИ не возникает межличностного диалога, партнерских отношений. Эта трансформация объясняется, прежде всего, тем, что доминирующим типом самодеятельного детско-юношеского СМИ становится школьное СМИ – собственно самодеятельное детско-юношеское СМИ, в отличие от профессионально-самодеятельного, доминировавшего в 90-е гг. ХХ в. [4].

Между тем дегуманизация медиаобразования лишает его изначального, сущностного смысла: ориентация на гуманистические идеалы и ценности для медиаобразования имеет принципиальное значение, поскольку его смысл заключается в формировании свободной, независимой личности, самостоятельно мыслящей и принимающей решения на основе критичного восприятия и адекватной интерпретации информации, поступающей по каналам массовой коммуникации. Исследователи отмечают, что необходимо принимать во внимание и наличие манипулятивного типа медиаобразовательных стратегий: медиаобразование может оказаться на службе у других целей, в частности создания человека послушного, управляемого, ограниченного, находящегося в плену стереотипов. В этом случае медиаобразовательные технологии превращаются в свою противоположность – технологии пропаганды, манипулирования [3].

Таким образом, недостаточная компетентность школьных учителей, взявших на себя функции медиапедагогов, экстраполяция ими системы взаимоотношений с учениками, свойственной школе, на сферу самодеятельной детско-юношеской журналистики зачастую приводит, как минимум, к снижению эффективности образовательной деятельности самодеятельных детско-юношеских средств массовой информации, как максимум – к дискредитации идей медиаобразования, к его подмене прямой противоположностью – манипулятивными технологиями.

Опыт работы самодеятельных детско-юношеских изданий Алтайского края демонстрирует успешность использования в организации учебно-воспитательной деятельности редакций специфических методов мотивационного программно-целевого управления – методологии, разработанной профессором Алтайского педагогического университета И. К. Шалаевым и получившей признание педагогического сообщества не только на Алтае, но и за его пределами. Методология МПЦУ интегрирует два подхода, существующие в науке управления: рационалистический и поведенческий. Одной из ключевых управленческих процедур, разработанных в технологии МПЦУ, является создание стимульных ситуаций, обусловливающих формирование целостного мотивационного комплекса, основанного на внутренней мотивации. В частности, это создание ситуации критической самооценки (СКС) – генерирование такой совокупности социально-психологических обстоятельств, заключение, при которых члены коллектива видят себя как бы со стороны с обнаженными достоинствами и недостатками, влияющими на общественно ценное и лично значимое содержание совместной деятельности [6].

Эксперимент по использованию специфических методов МПЦУ в 2008 году был начат в редакции краевой детско-юношеской газеты «Сами», относящейся к числу профессионально-самодеятельных изданий, и год спустя расширен включением в него четырех редакций школьных газет Барнаула, руководство которыми осуществляли учителя данных образовательных учреждений.

Практическая направленность работы самодеятельных детско-юношеских редакций, ее ориентированность на создание информационного продукта обусловливает использование медиапедагогами форм работы, свойственных редакционно-издательскому процессу, осуществляемому в профессиональных редакциях СМИ. Одной из ключевых форм работы в ходе эксперимента стала планерка, которая дает возможность создания стимульных ситуаций, способствующих формированию у учащихся внутренней мотивации. Планерка в контексте образовательного процесса представляет собой групповое занятие, содержанием которого является обсуждение наиболее актуальных тем, выбор их для ближайшего номера газеты, распределение редакционных заданий между учащимися – членами творческого коллектива, в дальнейшем – анализ и корректировка хода работы над номером, контроль готовности отдельных материалов и, наконец, анализ вышедшего номера газеты, который перетекает в планирование нового с учетом ошибок и недочетов, допущенных в вышедшем. В ходе этой работы выявляются лидеры, которые наиболее отчетливо вычленяют и формулируют актуальные вопросы, самостоятельно предлагают формы работы над избранной проблемой, берутся за выполнение сложных и ответственных заданий. На последующих планерках делятся подробностями работы над материалом, рассказывают о решениях, которые пришлось принимать самостоятельно в ходе сбора информации, работы над материалом. Таким образом, членам творческого коллектива естественно и ненавязчиво предъявляется норма-образец, участники планерки (в том числе и педагог) в ходе обсуждения вербально или не вербально, часто – очень эмоционально, выражают свое отношение к тем или иным действиям, поступкам юных авторов, дают им оценку, что дополняет ситуацию и создает условия для того, чтобы каждый смог увидеть себя со стороны, даже если речь о нем не идет – тем не менее у него есть возможность сопоставить результаты своей работы, свои достижения и неудачи с результатами других. Нормы-образцы предъявляются особенно явственно, если в планерке участвуют учащиеся с разным стажем, с разным опытом работы в редакции. Учащиеся, имеющие больший опыт, наиболее активны в продуцировании тем, нежели их сверстники, недавно пришедшие в редакцию. Участвуя в совместном обсуждении, «новички» видят, какие интересные темы и проблемы предлагают их «старшие коллеги», понимают, что зачастую большая изобретательность основана на хорошей информированности, на привычке следить за происходящим в окружающей действительности. Более опытные ребята, демонстрируя свою компетентность, получают одобрение присутствующих на планерке, потом собирают материал и пишут о том событии, явлении, которое интересно лично им, входит в сферу их жизненных интересов, а не выполняют задание редактора, которое может касаться темы, совершенно не интересующей учащегося. Понимая, что выполнение неинтересных заданий – удел нелюбопытных и некомпетентных, «новички» (и просто более пассивные подростки) ощущают свою ущербность по сравнению с товарищами и всячески стремятся ее ликвидировать. Их не надо, к примеру, заставлять просматривать новостные ленты информационных агентств, читать газеты, смотреть информационные и аналитические телепередачи. Они становятся активными потребителями социально значимой информации не с целью выполнить задание учителя, а для того, чтобы впоследствии более комфортно чувствовать себя на планерках, в процессе обсуждения тем для нового номера. Подобные процессы происходят и в ходе анализа работы более опытных товарищей над материалом, и в ходе анализа вышедшего номера и т. п. Для того чтобы у учащегося возникло стремление к самосовершенствованию, совершенно необязательно, чтобы товарищи оценили его публикацию как неудачную. Достаточно, чтобы его имя не прозвучало, когда речь шла об удачных, мастерски написанных текстах. Понимание того, что друзья превосходят его в мастерстве, неизбежно вызывает желание быть не хуже других, получать такие же одобрительные оценки товарищей и педагогов.

Таким образом, планерка как специфическая форма организации учебно-воспитательного процесса способствует созданию системы социально-психологических зеркал, конструированию ситуации критической самооценки, в результате которой рождается стимульная напряженность, разрешающаяся в росте творческой активности и, соответственно, приводящая к развитию интеллектуальной одаренности будущих журналистов. Следовательно, использование специфических методов МПЦУ способствует созданию оптимального мотивационного комплекса, где доминирует внутренняя мотивация, базирующаяся на мотивационной сфере личности; работа учащихся в редакции школьной газеты становится более эффективной, школьная газета превращается в действенный инструмент преобразования действительности, ее издание способствует повышению качественного уровня медиаобразования участников редакционно-издательского процесса, развитию одаренности учащихся, их личностному росту [9].

Результаты исследования

Сопоставление результатов анкетирования обучающихся на начальной и на финальной стадии эксперимента однозначно продемонстрировало усиление личностного характера взаимоотношений медиапедагогов и обучающихся, становление продуктивного диалога, эволюцию коммуникаций в сторону субъект-субъектного характера. Таким образом, применение методов мотивационного программно-целевого управления обусловило повышение уровня гуманизации педагогических коммуникаций.

Эффективность деятельности творческих объединений, участвовавших в эксперименте самодеятельных детско-юношеских средств массовой информации, оценивалась на основе анализа продукта учебной деятельности – изданных объединениями самодеятельных детско-юношеских газет. Участие газет в творческих конкурсах, рецензирование изданий авторитетными в данной сфере специалистами продемонстрировало значительный рост уровня журналистского мастерства обучающихся, а также заметное изменение в положительную сторону гражданской зрелости, зафиксированное в текстах.

Заключение

Подводя итоги осуществленного исследования, можно сделать вывод о том, что развитие системы самодеятельной детско-юношеской журналистики имеет амбивалентные последствия. Положительный результат заключается в том, что рост числа самодеятельных детско-юношеских СМИ детерминирует увеличение их разнообразия, вовлечение все большего числа подростков в их создание, развитие медиаобразования и довузовской подготовки журналистов в условиях самодеятельных детско-юношеских СМИ. Негативное следствие количественного развития детско-юношеских СМИ состоит в том, что среди медиапедагогов возрастает число школьных учителей, не имеющих системных профессиональных знаний по журналистике и, самое главное, нередко транспонирующих монологичный, субъект-объектный характер взаимоотношений, до сих пор во многом свойственный отечественной школе, на сферу журналистского творчества. Зачастую происходит это не в силу принципиальной приверженности педагога авторитарному подходу, а по причине неумения выстроить партнерский диалог, субъект-субъектные взаимоотношения с обучающимися. В этих условиях медиаобразование теряет изначальный смысл и сущностную цель, и результатом образовательной деятельности оказывается не граждански зрелая личность с целостным мировоззрением и самостоятельным мышлением, способная адекватно интерпретировать информацию, критично воспринимать и оценивать действительность, а член общества, усвоивший набор знаний, нравственные и социальные нормы, предложенные педагогом.

Эксперимент продемонстрировал, что специфические методы мотивационного программно-целевого управления способны быть тем инструментарием, который помогает педагогу активизировать личностный потенциал обучающегося, выстроить образовательный процесс в диалогичном ключе, создать условия для развития инициативности, критичности, ответственной самостоятельности. Использование традиционных редакционных форм работы в качестве формы организации учебных занятий позволяет педагогу органично моделировать стимульные ситуации, система которых была разработана основоположником методологии МПЦУ И. К. Шалаевым.