Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE CORRECTION OF CHILDREN DEVIANT BEHAVIOR WITH SPEECH DISORDERS IN CONDITIONS OF FAMILY EDUCATION

Bondareno T.A. 1 Fedoseeva E.S. 1
1 FSBEI HE VSCPU
The essence of deviating behavior is disclosed, its characteristics and distinctive features of display among primary school and pre-school children with speech disorder are described. The data of empirical research of defining the conditions of family upbringing of children with speech disorder showing the deviating behavior is cited and methods of correcrtion and overcoming the 'undesirable behavior' based on the use of ABA-therapy are suggested: environmental enrichment, providing choice, sequence determination of tasks and requirements, strengthening the opposite problematic behaviors. Explain the principles of ABA therapy, which can be supported by parents in the upbringing of children with speech disorders: keeping records of data to determine the characteristics of the child's behavior, abstaining from mention of problematic behavior in the child's presence, the use of punishment as a last resort and as an additional measure in relation to teaching methods, encouraging the child at regular intervals for the lack of deviant behavior, accustoming the child to listen requests, instructions, requirements right the first time.
behavior
external activity
deviating behavior
behaviorism
validity
authenticity
adaptability
productivity
aba therapy

Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие в начале XX в., с того времени, когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки [4]. Б. Ф. Скиннер (1938)  определил поведение как движение организма или его частей тела в рамках соотношения с внешними предметами или факторами [3]. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул – реакция». Один из главных тезисов бихевиоризма заключался в том, что организм животного или человека можно научить любому поведению, изменяя обстоятельства. Подобно тому, как среда отбирает генетические свойства в ходе биологической эволюции, она производит отбор поведенческих актов, которые становятся типичными для данного организма. Понятие научения, в частности, тесно связано с понятием поведения: «Научение   – это сравнительно постоянное изменение поведения или потенциальной возможности поведения, которое является результатом опыта и не может быть отнесено к временным телесным состояниям, вызванным, например, заболеванием, усталостью или лекарственными препаратами» [4].

По мере накопления эмпирических данных понимание природы человеческого поведения все более углублялось. В 1931 г. один из основоположников поведенческой психологии  Джон Уотсон  говорил о поведении как о «непрерывном потоке активности, возникающей в момент оплодотворения яйца и становящейся все более сложной по мере развития организма».

Современное понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности реакций на внешний стимул. В психологическом словаре поведение определяется как «наблюдаемая извне двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой». Под двигательной активностью человека понимаются любые внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции. Внутренними составляющими поведения считаются: мотивация и целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции [1].

В процессе жизнедеятельности человек демонстрирует те формы поведения, которым он был обучен: это социально одобряемые формы, которые большей частью усваиваются бессознательно, как нечто само собой разумеющееся, и культурные формы, часто навязываемые или охраняемые силой и поэтому осознаваемые. Люди обучаются не просто формам поведения, но типичным моделям поведения в типичных ситуациях, поэтому ситуации и их восприятие определяют возможные варианты поведения. В рамках каждой ситуации, которая предлагает определенный набор моделей поведения, человек может сознательно или бессознательно выбирать тот вариант, который продиктован его субкультурой, социальным положением и психическим типом [2].

При любом варианте социализации поведение конкретного человека можно описать, используя общие характеристики поведения: «мотивированность» – внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности; «адаптивность» –  соответствие ведущим требованиям социальной среды; «аутентичность» – соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности; «продуктивность» – реализация сознательных целей; «адекватность» – согласованность с конкретной ситуацией. Более второстепенными, но не менее важными, признаются такие признаки поведения личности, как: уровень активности (энергичность и инициативность); эмоциональная выразительность (сила и характер проявляемых аффектов); динамичность (темп); стабильность (постоянство проявлений в различное время и в разных ситуациях); осознанность (понимание своего поведения, способность объяснить его словами); произвольность (самоконтроль); гибкость (изменение поведения в ответ на изменения среды).

Все рассмотренные характеристики понятия «поведение» в полной мере распространяются и на такую его разновидность, как «отклоняющееся поведение личности».

Поведение каждого человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью разнообразных социальных норм. В соответствии с социально-нормативным критерием, поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся поведение, напротив, противоречит основным общественным установкам и ценностям. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними.

С точки зрения социально-нормативного критерия ведущим показателем нормальности поведения является уровень социальной адаптации личности. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружающей его социальной среды. Следовательно, одинаково проблемными являются как выраженное игнорирование социальных требований, так и нивелирование индивидуальности, например, в форме конформизма – полного подчинения интересов личности давлению среды. Соответственно, дезадаптация – это состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Социальными проявлениями дезадаптации являются: сниженная обучаемость, хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах,  конфликтность, изоляция. Речевой недостаток усиливает возможность проявления отклоняющегося поведения (Г. В. Чиркина, В. И. Селивёрстов, Н. М. Румянцева). Низкий уровень речевого развития, в частности, непонимание причинно-следственных связей, лексического значения многих слов,  ограниченность речевых средств для выражения мыслей, чувств могут стать поводом для возникновения отклоняющегося поведения.

Сегодня особенно актуально звучат Слова Антуан де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства». Эти строки как никакие другие доказывают, что модели поведения, которые сложились у ребенка или у взрослого человека, впервые возникли в семье. Именно семья определяет первоначальные нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. В настоящее время всеми учеными признается тот факт, что опора на семейное воспитание, ее ведущую роль в формировании поведения ребенка являются главными условиями полноценного гармоничного становления его личности.

Наше практическое исследование, направленное на изучение условий семейного воспитания детей с отклоняющимся поведением, было организовано в два этапа. На первом этапе мы работали с педагогами на базах Волгоградской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната V вида № 6 и МОУ Центр развития ребенка № 7 Волгограда (логопедические группы № 6 и № 8). Мы предлагали заполнить анкету с целью определения количества детей в логопедических группах и классах, демонстрирующих отклоняющееся поведение. Для нас было важным выявить форму данного поведения, успеваемость детей или особенности усвоения программы дошкольного образования, характер отношения детей со сверстниками. Всего в исследовании приняло участие 8 учителей и 2 воспитателя.

В результате наблюдений, бесед с учителями, воспитателями и анкетирования мы получили следующие данные: из 108 детей 40 (37 %)  демонстрируют отклоняющееся поведение в различной степени выраженности. Педагоги отмечают в 100 % случаев у данной группы детей вербальную или физическую агрессию и отказ от выполнения заданий. В 80 % дети, демонстрирующие отклоняющееся поведение, усваивают программу обучения частично и в 20 % успевают по всем предметам. В отношениях со сверстниками в 5 % имеют одного друга, и 95 % конфликтует со сверстниками, общение с детьми кратковременное и поверхностное.

В качестве основных средств работы педагоги выбирают: убеждение, сравнение с другими детьми, закрепление правил, принятых в группе, поощрение за выполненные задания, контроль, беседы с психологом. Таким образом, в ходе первого этапа мы выделили группу детей (37 %), демонстрирующих отклоняющееся поведение разной формы.

На втором этапе нашего исследования мы организовали работу с родителями  детей данной группы.  В процессе бесед, опросов, анкетирования мы установили следующие характерные проявления отклоняющегося поведения в условиях семейного воспитания. Среди опрошенных 18 семей 44 % родителей считают, что их ребенок часто демонстрирует отклоняющееся поведение. Мы попросили оценить родителей по 10 балльной шкале, насколько их ребенок послушный, и в результате получили следующие количественные показатели: 6 % – оценили на 5 баллов, 44 % на 6–7 баллов и 50 % на 8–9 баллов. Все родители отмечали проявление нежелательного поведения у своих детей в форме агрессии (50 %), нежелания выполнять требования родителей (30 %), застенчивости, нерешительности (20 %). На вопрос о том, какую черту характера вы хотели бы изменить в своем ребенке, наиболее частыми ответами стали капризность, упрямство и застенчивость. Основными средствами, к которым прибегают родители в ситуациях. Когда дети демонстрируют отклоняющееся поведение, являются: поиск компромисса, разговор, повторение более строгим тоном, объяснение, договор. В то же время  в серии вопросов о том, сколько времени вы уделяете своему ребенку в день,  есть ли в вашей семье традиции, хобби,  мы получили следующие ответы: в 38 % семей нет семейных традиций, в качестве ответа на данный вопрос они указывали, что ежедневно выполняют с детьми домашние задания,  27 % уделяют своему ребенку один час в день. В заключение, на вопрос: «Хотели бы вы знать, какими способами можно влиять на поведение ребенка?» в 88 % семей ответили положительно. Родители отмечают, что им не всегда хватает информации, как вести себя, когда ребенок демонстрирует отклоняющееся поведение, они не понимают его причин и нуждаются в практических советах выхода из конфликтных и «нежелательных» в социуме ситуаций.

Второй этап нашего исследования показал, что родители применяют в основном словесные методы воздействия на своего ребенка. Однако данные методы не всегда являются эффективными в работе с детьми с нарушениями речи. Представители поведенческой терапии, которая в настоящее время признана самой эффективной в коррекции отклоняющегося поведения, призывают в большинстве случаев отказаться от словесных методов и опираться в работе на манипулирование мотивационными стимулами или предшествующими факторами окружающей среды. Важно определить то, что ребенку интересно, установить мотивационный стимул, за который он будет работать. В процессе взаимодействия с ребенком важно в 90 % ситуаций применять  обучающие методы воздействия и в 10 % запрещающие.

К обучающим методам коррекции относят те, которые применяют до того, как произошло отклоняющееся поведение. Данная группа методов является ведущей в работе с детьми и главной, а запрещающие методы – второстепенными.

Приведем примеры обучающих методов коррекции, которые могут применять родители в условиях семейного воспитания:

  • обогащать окружающую среду. Необходимо определить, что нравится ребенку, какие игрушки, предметы и т.д. представляют для него интерес. Они могут отвлечь ребенка, побудить заниматься самостоятельно;
  • предоставлять выбор. Если ребенку предложить выбор, он обязательно его сделает, даже если предоставить два или более совсем не интересных для него занятия. Выбор дает свободу в принятии решения, самостоятельность, заставляет брать ответственность за выполнение действия на себя: «ты же сам его выбрал». Для родителей выбор позволяет контролировать ситуацию в определенной степени. Выбранное ребенком занятие обычно является более мотивационным, чем занятие, «навязанное» взрослым;
  • определить последовательность заданий и требований. Когда ребенок знает изначально, какие задания, действия он будет выполнять, и в какой последовательности, вероятность появления нежелательных поведений заметно уменьшается. Заранее выстроенное расписание урока, домашних дел, планирование покупок в магазине и т.д. помогает мысленно подготовиться и сосредоточиться на выполнении требований, определяет границы дозволенного;
  • усилить противоположную проблематичной форму поведения. Проблематичное поведение необходимо игнорировать, а то, которое является социально приемлимым необходимо постоянно поддерживать, одобрять.

В АВА терапии (Applied behavior analysis) приняты принципы, которым необходимо следовать для ослабления нежелательного поведения. К основным из них относят:

  • ведение записи данных для определения характеристики поведения ребенка: необходимо ежедневно фиксировать, когда происходит «нежелательное» поведение, промежутки времени между проявлениями и факторы, которые подействовали на его появление;
  • воздержание от упоминаний о проблематичном поведении в присутствии ребенка;
  • применение наказания только в крайнем случае и в качестве дополнительной меры по отношению к обучающим методам; использование наказания, так называемый тайм-аут (например, посиди на стуле) по продолжительности должен занимать несколько минут;
  • поощрение ребенка через определенные промежутки времени за отсутствие отклоняющегося поведения;
  • приучение ребенка слушать просьбы, инструкции, требования с первого раза, их нельзя повторять несколько раз [5].

Выбор способа коррекции должен быть осуществлен на индивидуальной основе. Родителям необходимо подобрать аксессуары для обучения, которые будут мотивационно значимыми для ребенка, выбрать правильный тон голоса и темп общения, выделить достаточно времени (от двух и более часов) для ежедневного общения с ребенком. Обращения и инструкции должны быть простыми, так как многие дети, имеющие речевые нарушения, не способны понять сложные инструкции. Комплексный подход к коррекции отклоняющегося поведения, основанный на обучающих методах воздействия, занятиях с соблюдением принципов поведенческой терапии, логопедической помощи и участии семьи способствует эффективной коррекции отклоняющегося поведения у детей с нарушениями речи.