Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Бондаренко Т.А. 1 Федосеева Е.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Показана сущность отклоняющегося поведения, описываются его характеристики и особенности проявления у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Приводятся данные эмпирического исследования, направленного на определение условий семейного воспитания детей с речевыми нарушениями, демонстрирующими отклоняющееся поведение, и предлагаются способы коррекции по преодолению «нежелательного поведения» на основе применения процедур АВА – терапии: обогащение окружающей среды, предоставление выбора, определение последовательности заданий и требований, усиление противоположной проблематичной формы поведения. Раскрываются принципы АВА-терапии, на которые могут опираться родители в процессе воспитания детей с речевыми нарушениями: ведение записи данных для определения характеристики поведения ребенка, воздержание от упоминаний о проблематичном поведении в присутствие ребенка, применение наказания только в крайнем случае и в качестве дополнительной меры по отношению к обучающим методам, поощрение ребенка через определенные промежутки времени за отсутствие отклоняющегося поведения, приучение ребенка слушать просьбы, инструкции, требования с первого раза.
ава терапия
продуктивность
адаптивность
аутентичность
мотивированность
бихевиоризм
отклоняющееся поведение
внешняя активность
поведение
1. Блог Б. Эрц [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aba-kurs.com/resursi/105.html
2. Мещеряков, Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 632 с. ISBN 5-93878-086-1.
3. Сериков, А. Е. Поведение человека и современные подходы к его пониманию / А. Е. Сериков // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». – Самара, 2013. – № 2 (14). – С. 58–77.
4. Скиннер, Б. Ф. О поведении / Б. Ф. Скиннер. – Нью Йорк: Кнопф, 1974. ISBN 0-394-49201-3.
5. Xeгeнxaн, Б., Олсон, М. Теории научения / Б. Xeгeнxaн. – 6-e изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2004. – 416 с.

Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие в начале XX в., с того времени, когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки [4]. Б. Ф. Скиннер (1938)  определил поведение как движение организма или его частей тела в рамках соотношения с внешними предметами или факторами [3]. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул – реакция». Один из главных тезисов бихевиоризма заключался в том, что организм животного или человека можно научить любому поведению, изменяя обстоятельства. Подобно тому, как среда отбирает генетические свойства в ходе биологической эволюции, она производит отбор поведенческих актов, которые становятся типичными для данного организма. Понятие научения, в частности, тесно связано с понятием поведения: «Научение   – это сравнительно постоянное изменение поведения или потенциальной возможности поведения, которое является результатом опыта и не может быть отнесено к временным телесным состояниям, вызванным, например, заболеванием, усталостью или лекарственными препаратами» [4].

По мере накопления эмпирических данных понимание природы человеческого поведения все более углублялось. В 1931 г. один из основоположников поведенческой психологии  Джон Уотсон  говорил о поведении как о «непрерывном потоке активности, возникающей в момент оплодотворения яйца и становящейся все более сложной по мере развития организма».

Современное понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности реакций на внешний стимул. В психологическом словаре поведение определяется как «наблюдаемая извне двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой». Под двигательной активностью человека понимаются любые внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции. Внутренними составляющими поведения считаются: мотивация и целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции [1].

В процессе жизнедеятельности человек демонстрирует те формы поведения, которым он был обучен: это социально одобряемые формы, которые большей частью усваиваются бессознательно, как нечто само собой разумеющееся, и культурные формы, часто навязываемые или охраняемые силой и поэтому осознаваемые. Люди обучаются не просто формам поведения, но типичным моделям поведения в типичных ситуациях, поэтому ситуации и их восприятие определяют возможные варианты поведения. В рамках каждой ситуации, которая предлагает определенный набор моделей поведения, человек может сознательно или бессознательно выбирать тот вариант, который продиктован его субкультурой, социальным положением и психическим типом [2].

При любом варианте социализации поведение конкретного человека можно описать, используя общие характеристики поведения: «мотивированность» – внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности; «адаптивность» –  соответствие ведущим требованиям социальной среды; «аутентичность» – соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности; «продуктивность» – реализация сознательных целей; «адекватность» – согласованность с конкретной ситуацией. Более второстепенными, но не менее важными, признаются такие признаки поведения личности, как: уровень активности (энергичность и инициативность); эмоциональная выразительность (сила и характер проявляемых аффектов); динамичность (темп); стабильность (постоянство проявлений в различное время и в разных ситуациях); осознанность (понимание своего поведения, способность объяснить его словами); произвольность (самоконтроль); гибкость (изменение поведения в ответ на изменения среды).

Все рассмотренные характеристики понятия «поведение» в полной мере распространяются и на такую его разновидность, как «отклоняющееся поведение личности».

Поведение каждого человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью разнообразных социальных норм. В соответствии с социально-нормативным критерием, поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся поведение, напротив, противоречит основным общественным установкам и ценностям. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними.

С точки зрения социально-нормативного критерия ведущим показателем нормальности поведения является уровень социальной адаптации личности. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружающей его социальной среды. Следовательно, одинаково проблемными являются как выраженное игнорирование социальных требований, так и нивелирование индивидуальности, например, в форме конформизма – полного подчинения интересов личности давлению среды. Соответственно, дезадаптация – это состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Социальными проявлениями дезадаптации являются: сниженная обучаемость, хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах,  конфликтность, изоляция. Речевой недостаток усиливает возможность проявления отклоняющегося поведения (Г. В. Чиркина, В. И. Селивёрстов, Н. М. Румянцева). Низкий уровень речевого развития, в частности, непонимание причинно-следственных связей, лексического значения многих слов,  ограниченность речевых средств для выражения мыслей, чувств могут стать поводом для возникновения отклоняющегося поведения.

Сегодня особенно актуально звучат Слова Антуан де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства». Эти строки как никакие другие доказывают, что модели поведения, которые сложились у ребенка или у взрослого человека, впервые возникли в семье. Именно семья определяет первоначальные нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. В настоящее время всеми учеными признается тот факт, что опора на семейное воспитание, ее ведущую роль в формировании поведения ребенка являются главными условиями полноценного гармоничного становления его личности.

Наше практическое исследование, направленное на изучение условий семейного воспитания детей с отклоняющимся поведением, было организовано в два этапа. На первом этапе мы работали с педагогами на базах Волгоградской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната V вида № 6 и МОУ Центр развития ребенка № 7 Волгограда (логопедические группы № 6 и № 8). Мы предлагали заполнить анкету с целью определения количества детей в логопедических группах и классах, демонстрирующих отклоняющееся поведение. Для нас было важным выявить форму данного поведения, успеваемость детей или особенности усвоения программы дошкольного образования, характер отношения детей со сверстниками. Всего в исследовании приняло участие 8 учителей и 2 воспитателя.

В результате наблюдений, бесед с учителями, воспитателями и анкетирования мы получили следующие данные: из 108 детей 40 (37 %)  демонстрируют отклоняющееся поведение в различной степени выраженности. Педагоги отмечают в 100 % случаев у данной группы детей вербальную или физическую агрессию и отказ от выполнения заданий. В 80 % дети, демонстрирующие отклоняющееся поведение, усваивают программу обучения частично и в 20 % успевают по всем предметам. В отношениях со сверстниками в 5 % имеют одного друга, и 95 % конфликтует со сверстниками, общение с детьми кратковременное и поверхностное.

В качестве основных средств работы педагоги выбирают: убеждение, сравнение с другими детьми, закрепление правил, принятых в группе, поощрение за выполненные задания, контроль, беседы с психологом. Таким образом, в ходе первого этапа мы выделили группу детей (37 %), демонстрирующих отклоняющееся поведение разной формы.

На втором этапе нашего исследования мы организовали работу с родителями  детей данной группы.  В процессе бесед, опросов, анкетирования мы установили следующие характерные проявления отклоняющегося поведения в условиях семейного воспитания. Среди опрошенных 18 семей 44 % родителей считают, что их ребенок часто демонстрирует отклоняющееся поведение. Мы попросили оценить родителей по 10 балльной шкале, насколько их ребенок послушный, и в результате получили следующие количественные показатели: 6 % – оценили на 5 баллов, 44 % на 6–7 баллов и 50 % на 8–9 баллов. Все родители отмечали проявление нежелательного поведения у своих детей в форме агрессии (50 %), нежелания выполнять требования родителей (30 %), застенчивости, нерешительности (20 %). На вопрос о том, какую черту характера вы хотели бы изменить в своем ребенке, наиболее частыми ответами стали капризность, упрямство и застенчивость. Основными средствами, к которым прибегают родители в ситуациях. Когда дети демонстрируют отклоняющееся поведение, являются: поиск компромисса, разговор, повторение более строгим тоном, объяснение, договор. В то же время  в серии вопросов о том, сколько времени вы уделяете своему ребенку в день,  есть ли в вашей семье традиции, хобби,  мы получили следующие ответы: в 38 % семей нет семейных традиций, в качестве ответа на данный вопрос они указывали, что ежедневно выполняют с детьми домашние задания,  27 % уделяют своему ребенку один час в день. В заключение, на вопрос: «Хотели бы вы знать, какими способами можно влиять на поведение ребенка?» в 88 % семей ответили положительно. Родители отмечают, что им не всегда хватает информации, как вести себя, когда ребенок демонстрирует отклоняющееся поведение, они не понимают его причин и нуждаются в практических советах выхода из конфликтных и «нежелательных» в социуме ситуаций.

Второй этап нашего исследования показал, что родители применяют в основном словесные методы воздействия на своего ребенка. Однако данные методы не всегда являются эффективными в работе с детьми с нарушениями речи. Представители поведенческой терапии, которая в настоящее время признана самой эффективной в коррекции отклоняющегося поведения, призывают в большинстве случаев отказаться от словесных методов и опираться в работе на манипулирование мотивационными стимулами или предшествующими факторами окружающей среды. Важно определить то, что ребенку интересно, установить мотивационный стимул, за который он будет работать. В процессе взаимодействия с ребенком важно в 90 % ситуаций применять  обучающие методы воздействия и в 10 % запрещающие.

К обучающим методам коррекции относят те, которые применяют до того, как произошло отклоняющееся поведение. Данная группа методов является ведущей в работе с детьми и главной, а запрещающие методы – второстепенными.

Приведем примеры обучающих методов коррекции, которые могут применять родители в условиях семейного воспитания:

  • обогащать окружающую среду. Необходимо определить, что нравится ребенку, какие игрушки, предметы и т.д. представляют для него интерес. Они могут отвлечь ребенка, побудить заниматься самостоятельно;
  • предоставлять выбор. Если ребенку предложить выбор, он обязательно его сделает, даже если предоставить два или более совсем не интересных для него занятия. Выбор дает свободу в принятии решения, самостоятельность, заставляет брать ответственность за выполнение действия на себя: «ты же сам его выбрал». Для родителей выбор позволяет контролировать ситуацию в определенной степени. Выбранное ребенком занятие обычно является более мотивационным, чем занятие, «навязанное» взрослым;
  • определить последовательность заданий и требований. Когда ребенок знает изначально, какие задания, действия он будет выполнять, и в какой последовательности, вероятность появления нежелательных поведений заметно уменьшается. Заранее выстроенное расписание урока, домашних дел, планирование покупок в магазине и т.д. помогает мысленно подготовиться и сосредоточиться на выполнении требований, определяет границы дозволенного;
  • усилить противоположную проблематичной форму поведения. Проблематичное поведение необходимо игнорировать, а то, которое является социально приемлимым необходимо постоянно поддерживать, одобрять.

В АВА терапии (Applied behavior analysis) приняты принципы, которым необходимо следовать для ослабления нежелательного поведения. К основным из них относят:

  • ведение записи данных для определения характеристики поведения ребенка: необходимо ежедневно фиксировать, когда происходит «нежелательное» поведение, промежутки времени между проявлениями и факторы, которые подействовали на его появление;
  • воздержание от упоминаний о проблематичном поведении в присутствии ребенка;
  • применение наказания только в крайнем случае и в качестве дополнительной меры по отношению к обучающим методам; использование наказания, так называемый тайм-аут (например, посиди на стуле) по продолжительности должен занимать несколько минут;
  • поощрение ребенка через определенные промежутки времени за отсутствие отклоняющегося поведения;
  • приучение ребенка слушать просьбы, инструкции, требования с первого раза, их нельзя повторять несколько раз [5].

Выбор способа коррекции должен быть осуществлен на индивидуальной основе. Родителям необходимо подобрать аксессуары для обучения, которые будут мотивационно значимыми для ребенка, выбрать правильный тон голоса и темп общения, выделить достаточно времени (от двух и более часов) для ежедневного общения с ребенком. Обращения и инструкции должны быть простыми, так как многие дети, имеющие речевые нарушения, не способны понять сложные инструкции. Комплексный подход к коррекции отклоняющегося поведения, основанный на обучающих методах воздействия, занятиях с соблюдением принципов поведенческой терапии, логопедической помощи и участии семьи способствует эффективной коррекции отклоняющегося поведения у детей с нарушениями речи.


Библиографическая ссылка

Бондаренко Т.А., Федосеева Е.С. КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24273 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674