Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TRAINING OF OFFICERS IN A TECHNICAL UNIVERSITY IN MODERN CONDITIONS

Kolga V.V. 1 Timokhovich A.S. 2
1 Krasnoyarsk state pedagogical University named C. P. Astafyev
2 Siberian state aerospace University named Acad. M. F. Reshetnev
The article discusses the mechanisms of formation of competences of the military activities of the modern officer in terms of educational military of the centers (UCC) and military departments of technical universities. Analysis of modern trends of the Russian army, as well as results of feedback and input control from existing military units and qualification requirements to the training of modern military specialist, allowed us to determine the actual directions of forming competence of the military service activities of students of technical University studying in UCC and the military departments. For the implementation of identified training areas was developed and tested a model of formation of competences of the military activities of technical students. The authors defined organizational-pedagogical conditions of implementation of the proposed model. The article presents the results of testing. The article presents the results of testing the model in conditions of a technical University.
training
military engineering training at the technical university
professional competence

В ходе проведения ежегодной расширенной коллегии Минобороны России в декабре 2015 года при постановке приоритетных задач Вооруженным силам и оборонно-промышленному комплексу РФ по укреплению военной безопасности и обороноспособности страны особое внимание Президент России уделил новому Плану обороны РФ на 2016–2020 годы [7].

План обороны РФ на 2016–2020 годы обозначает потенциальные риски и угрозы безопасности государства, определяет направления развития Вооруженных сил, реализацию программ вооружения, а также вопросы мобилизационной подготовки военных кадров.

Целью исследования является определение актуальных направлений формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов учебных военных центров технических вузов и разработка модели формирования выделенных компетенций.

Для решения задачи по подготовке офицеров в условиях учебных военных центров (УВЦ) и военных кафедр технических вузов необходима реализация следующих условий:

1) формирование у будущих офицеров компетенций в вопросах руководства по управлению подразделениями как в мирное, так и в военное время;

2) формирование компетенций моделирования самостоятельных решений военно-профессиональных задач эксплуатационного, инженерного и технического характера по управлению техническим состоянием и боевым применением военных технических средств;

3) развитие компетенций по решению инженерных задач при эксплуатации военных технических средств в нестандартных ситуациях при отсутствии типовых решений;

4) обеспечение качественной подготовки будущих офицеров к использованию наукоемкой военной техники;

5) формирование у будущих офицеров общекультурных, организационно-управленческих, эксплуатационных, воспитательных, научно-исследовательских компетенций с ориентацией на предстоящую профессиональную деятельность.

Проведенный анализ исторического развития системы военного образования в России и ее реформирования в настоящее время, анализ современных тенденций развития Российской армии, анализ результатов отзывов и входного контроля из войск, квалификационных требований, на подготовку современного военного специалиста, позволил нам определить актуальные направления формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза.

Первое направление – это развитие компетенций по управлению подчиненными в дежурном и боевом режиме и организации воспитательной работы с личным составом.

Второе направление – это формирование компетенций по техническому обслуживанию, ремонту вооружения и военной техники и их боевого применения.

Третье направление – это формирование компетенций моделирования самостоятельных решений военно-профессиональных задач эксплуатационного, инженерного и технического характера по управлению техническим состоянием и боевым применением современной боевой техники в нестандартных ситуациях при отсутствии типовых решений.

Развитие этих направлений позволит гражданским вузам, где имеются учебные военные центры и военные кафедры, готовить настоящих военных профессионалов, способных уверенно и с высокой эффективностью выполнять свои задачи в обновленных Вооруженных силах [3].

Для реализации выделенных направлений подготовки по формированию профессиональных компетенции военно-служебной деятельности у студентов технического вуза нами разработана модель формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза.

Основными компонентами модели являются:

•внешние условия;

•целевой компонент формирования компетенций;

•базовая идея;

•содержательный компонент;

•технологический компонент;

•результативно оценочный компонент.

Внешние условия включают в себя социальный заказ на современного военного специалиста, определенный квалификационными требованиями по подготовке офицеров, анализ развития военного образования в России и современных тенденций развития вооружения и военной техники и в целом Российского общества, и условий, в которых будет организована военно-профессиональная подготовка в техническом вузе.

Целевой компонент формирования компетенций военно-служебной деятельности целиком и полностью вытекает из внешних условий и показывает, какие компетенции, отвечающие современным запросам, должны быть сформированы у студентов во время учебного процесса в техническом вузе.

Содержательный компонент включает в себя интеграцию содержания военно-специальной и инженерной подготовки, многоуровневость, непрерывность на основе этапно-уровневой структуризации содержания в формировании компетенций военно-служебной деятельности.

Рис. 1. Компетенции военно-служебной деятельности студентов технического вуза

Первый уровень – базовая профессиональная подготовка (формирование базовых компетенций у студентов для изучения критически важных ракетно-космических технологий военно-гражданского назначения, развитие способностей к решению типовых и нестандартных технологических и проектных задач).

Второй уровень – военная подготовка (на военной кафедре; в учебном военном центре подготовка кадровых офицеров).

Третий уровень – послевузовское образование (подготовка и переподготовка специалистов, в том числе офицеров запаса, отслуживших в рядах вооруженных сил, для эксплуатации, сервисного обслуживания и утилизации ракетной техники аэрокосмической и военной отраслей).

Последовательное прохождение структурных уровней студентами технического вуза позволяет подготовить грамотного современного специалиста, востребованного в гражданской и военной отраслях. Подготовка осуществляется за счет взаимосвязи высшего гражданского и военного образования, представленного на рисунке 1.

Технологический компонент включает в себя педагогические условия, технологии, формы и средства обучения.

Педагогические условия:

•интеграция содержания общеинженерных и дисциплин военной подготовки; включение обучаемых в процесс формирования компетенций за счет приоритетного использования активных технологий обучения;

•усиление практико-ориентированности военно-инженерного образования посредством поэтапного и уровневого содержания образования при активном использовании современных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также перспективных учебно-тренировочных средств во время практик в вузе и стажировок в войсках.

Технологии обучения: проблемное обучение, теория поэтапного формирования умственных действий, программированное обучение, технология развивающего обучения, компьютерные и мультимедийные технологии.

Формы и средства: нормативно-методические материалы, учебно-информационные материалы, учебно-методические материалы.

Нормативно-методические материалы определяют основные требования к содержанию и качеству подготовки специалиста, формам и методам обучения, управлению образовательным процессом и отдельным его элементам, направлениям, представлены федеральными, региональными и локальными документами.

Учебно-информационные материалы определяют различные источники информации, которыми могут пользоваться как преподаватели, так и студенты.

Учебно-методическое материалы (УММ) учебного процесса являются его важнейшей составляющей. Учебно-методические материалы используются в двух смыслах: процесса и результата. УММ как процесс – это планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой. УММ как результат – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике [1,4].

Оценочный компонент дает представление о критериях и методах оценки развития компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза. Развитость компетенций оценивается по четырем критериям: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный.

Опираясь на приведенные направления совершенствования военно-профессионального образования и структуру модели формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза, гипотетически можно предположить, что формирование компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза будет продуктивным, если реализуются следующие педагогические условия:

а) интеграция содержания общеинженерных и дисциплин военной подготовки, позволяющей достичь оптимального взаимопроникновения, взаимодополнения, взаимосочетаемости, взаимозависимости проблемного материала, формирования системных знаний и обобщенных умений;

б) включение обучаемых в процесс формирования компетенций за счет приоритетного использования активных технологий обучения;

в) усиление практикоориентированности военно-инженерного образования посредством поэтапного и уровневого содержания образования при использовании активных технологий обучения; усиление практико-ориентированности военно-инженерного образования посредством поэтапного и уровневого содержания образования при активном использовании современных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также перспективных учебно-тренировочных средств во время практик в вузе и стажировок в войсках.

В результате анализа результатов проведенного эксперимента [2,5,6] на диаграмме, представленной на рисунке 2, показана динамика сформированности мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонента у студентов экспериментальной группы, прошедших обучение в разработанной структуре модели реализации педагогических условий по формированию компетенций военно-служебной деятельности у студентов.

Количество студентов, %

Рис. 2. Динамика сформированности мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонента у студентов экспериментальной и контрольной группы

Реализация первого педагогического условия позволила поднять уровень мотивационно-ценностной компоненты у студентов экспериментальной группы в среднем на 12 %.

Реализация второго педагогического условия позволила поднять уровень когнитивной компоненты у студентов экспериментальной группы в среднем на 25 %.

Реализация третьего педагогического условия позволяет поднять уровень деятельностного компонента компетенций военно-служебной деятельности студентов на 23 %.

Уровень способности проводить самоанализ и самооценку военно-служебной деятельности в экспериментальной группе и способность принимать решения по совершенствованию профессиональной подготовки выше, чем в контрольной группе, на 22 %.

Таким образом, спроектированная структура модели формирования компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза позволяет повысить уровень военной подготовки современных офицеров.