В ходе проведения ежегодной расширенной коллегии Минобороны России в декабре 2015 года при постановке приоритетных задач Вооруженным силам и оборонно-промышленному комплексу РФ по укреплению военной безопасности и обороноспособности страны особое внимание Президент России уделил новому Плану обороны РФ на 2016–2020 годы [7].
План обороны РФ на 2016–2020 годы обозначает потенциальные риски и угрозы безопасности государства, определяет направления развития Вооруженных сил, реализацию программ вооружения, а также вопросы мобилизационной подготовки военных кадров.
Целью исследования является определение актуальных направлений формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов учебных военных центров технических вузов и разработка модели формирования выделенных компетенций.
Для решения задачи по подготовке офицеров в условиях учебных военных центров (УВЦ) и военных кафедр технических вузов необходима реализация следующих условий:
1) формирование у будущих офицеров компетенций в вопросах руководства по управлению подразделениями как в мирное, так и в военное время;
2) формирование компетенций моделирования самостоятельных решений военно-профессиональных задач эксплуатационного, инженерного и технического характера по управлению техническим состоянием и боевым применением военных технических средств;
3) развитие компетенций по решению инженерных задач при эксплуатации военных технических средств в нестандартных ситуациях при отсутствии типовых решений;
4) обеспечение качественной подготовки будущих офицеров к использованию наукоемкой военной техники;
5) формирование у будущих офицеров общекультурных, организационно-управленческих, эксплуатационных, воспитательных, научно-исследовательских компетенций с ориентацией на предстоящую профессиональную деятельность.
Проведенный анализ исторического развития системы военного образования в России и ее реформирования в настоящее время, анализ современных тенденций развития Российской армии, анализ результатов отзывов и входного контроля из войск, квалификационных требований, на подготовку современного военного специалиста, позволил нам определить актуальные направления формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза.
Первое направление – это развитие компетенций по управлению подчиненными в дежурном и боевом режиме и организации воспитательной работы с личным составом.
Второе направление – это формирование компетенций по техническому обслуживанию, ремонту вооружения и военной техники и их боевого применения.
Третье направление – это формирование компетенций моделирования самостоятельных решений военно-профессиональных задач эксплуатационного, инженерного и технического характера по управлению техническим состоянием и боевым применением современной боевой техники в нестандартных ситуациях при отсутствии типовых решений.
Развитие этих направлений позволит гражданским вузам, где имеются учебные военные центры и военные кафедры, готовить настоящих военных профессионалов, способных уверенно и с высокой эффективностью выполнять свои задачи в обновленных Вооруженных силах [3].
Для реализации выделенных направлений подготовки по формированию профессиональных компетенции военно-служебной деятельности у студентов технического вуза нами разработана модель формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза.
Основными компонентами модели являются:
•внешние условия;
•целевой компонент формирования компетенций;
•базовая идея;
•содержательный компонент;
•технологический компонент;
•результативно оценочный компонент.
Внешние условия включают в себя социальный заказ на современного военного специалиста, определенный квалификационными требованиями по подготовке офицеров, анализ развития военного образования в России и современных тенденций развития вооружения и военной техники и в целом Российского общества, и условий, в которых будет организована военно-профессиональная подготовка в техническом вузе.
Целевой компонент формирования компетенций военно-служебной деятельности целиком и полностью вытекает из внешних условий и показывает, какие компетенции, отвечающие современным запросам, должны быть сформированы у студентов во время учебного процесса в техническом вузе.
Содержательный компонент включает в себя интеграцию содержания военно-специальной и инженерной подготовки, многоуровневость, непрерывность на основе этапно-уровневой структуризации содержания в формировании компетенций военно-служебной деятельности.
Рис. 1. Компетенции военно-служебной деятельности студентов технического вуза
Первый уровень – базовая профессиональная подготовка (формирование базовых компетенций у студентов для изучения критически важных ракетно-космических технологий военно-гражданского назначения, развитие способностей к решению типовых и нестандартных технологических и проектных задач).
Второй уровень – военная подготовка (на военной кафедре; в учебном военном центре подготовка кадровых офицеров).
Третий уровень – послевузовское образование (подготовка и переподготовка специалистов, в том числе офицеров запаса, отслуживших в рядах вооруженных сил, для эксплуатации, сервисного обслуживания и утилизации ракетной техники аэрокосмической и военной отраслей).
Последовательное прохождение структурных уровней студентами технического вуза позволяет подготовить грамотного современного специалиста, востребованного в гражданской и военной отраслях. Подготовка осуществляется за счет взаимосвязи высшего гражданского и военного образования, представленного на рисунке 1.
Технологический компонент включает в себя педагогические условия, технологии, формы и средства обучения.
Педагогические условия:
•интеграция содержания общеинженерных и дисциплин военной подготовки; включение обучаемых в процесс формирования компетенций за счет приоритетного использования активных технологий обучения;
•усиление практико-ориентированности военно-инженерного образования посредством поэтапного и уровневого содержания образования при активном использовании современных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также перспективных учебно-тренировочных средств во время практик в вузе и стажировок в войсках.
Технологии обучения: проблемное обучение, теория поэтапного формирования умственных действий, программированное обучение, технология развивающего обучения, компьютерные и мультимедийные технологии.
Формы и средства: нормативно-методические материалы, учебно-информационные материалы, учебно-методические материалы.
Нормативно-методические материалы определяют основные требования к содержанию и качеству подготовки специалиста, формам и методам обучения, управлению образовательным процессом и отдельным его элементам, направлениям, представлены федеральными, региональными и локальными документами.
Учебно-информационные материалы определяют различные источники информации, которыми могут пользоваться как преподаватели, так и студенты.
Учебно-методическое материалы (УММ) учебного процесса являются его важнейшей составляющей. Учебно-методические материалы используются в двух смыслах: процесса и результата. УММ как процесс – это планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой. УММ как результат – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике [1,4].
Оценочный компонент дает представление о критериях и методах оценки развития компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза. Развитость компетенций оценивается по четырем критериям: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный.
Опираясь на приведенные направления совершенствования военно-профессионального образования и структуру модели формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза, гипотетически можно предположить, что формирование компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза будет продуктивным, если реализуются следующие педагогические условия:
а) интеграция содержания общеинженерных и дисциплин военной подготовки, позволяющей достичь оптимального взаимопроникновения, взаимодополнения, взаимосочетаемости, взаимозависимости проблемного материала, формирования системных знаний и обобщенных умений;
б) включение обучаемых в процесс формирования компетенций за счет приоритетного использования активных технологий обучения;
в) усиление практикоориентированности военно-инженерного образования посредством поэтапного и уровневого содержания образования при использовании активных технологий обучения; усиление практико-ориентированности военно-инженерного образования посредством поэтапного и уровневого содержания образования при активном использовании современных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также перспективных учебно-тренировочных средств во время практик в вузе и стажировок в войсках.
В результате анализа результатов проведенного эксперимента [2,5,6] на диаграмме, представленной на рисунке 2, показана динамика сформированности мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонента у студентов экспериментальной группы, прошедших обучение в разработанной структуре модели реализации педагогических условий по формированию компетенций военно-служебной деятельности у студентов.
Количество студентов, %
Рис. 2. Динамика сформированности мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонента у студентов экспериментальной и контрольной группы
Реализация первого педагогического условия позволила поднять уровень мотивационно-ценностной компоненты у студентов экспериментальной группы в среднем на 12 %.
Реализация второго педагогического условия позволила поднять уровень когнитивной компоненты у студентов экспериментальной группы в среднем на 25 %.
Реализация третьего педагогического условия позволяет поднять уровень деятельностного компонента компетенций военно-служебной деятельности студентов на 23 %.
Уровень способности проводить самоанализ и самооценку военно-служебной деятельности в экспериментальной группе и способность принимать решения по совершенствованию профессиональной подготовки выше, чем в контрольной группе, на 22 %.
Таким образом, спроектированная структура модели формирования компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза позволяет повысить уровень военной подготовки современных офицеров.
Библиографическая ссылка
Кольга В.В., Тимохович А.С. ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24194 (дата обращения: 14.12.2024).