Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EXPERIENCE IN THE USE OF INTERACTIVE TEACHING METHODS ON THE CYCLES OF THEMATIC IMPROVEMENT

Maksimova S.I. 1 Ponomarenko G.S. 1 Maksimov A.N. 2, 1
1 Krasnoyarsk State Medical University n.a. V.F. Voino-Yasenetsky
2 "Siberian Federal University" (SFU)
The article is devoted to the use of interactive teaching methods for students of Postgraduate Education. The analysis of the educational process within the framework for the examination of temporary disability and monitoring the quality of care of thematic improvement cycles, as one of the areas of restructuring and upgrade professional competences in the amplification of practice-oriented activity component leaders with a view to further adjustment. The use of traditional teaching methods, as well as active and interactive teaching methods by using practice-oriented forms of effective education communications management, such as the "Round Tables", "Case Method" contribute to the formation of professional competencies in students of Postgraduate Education in the expert activity. Using sets of packages of educational services by combining traditional and active learning allows for positioning technologies, taking into account the preferences of listeners thematic improvement courses.
the traditional methods of teaching
modular training
interactive teaching methods
"the method of cases"
"round table"
the preferred set of educational services
the segmentation of educational space.

Современный этап системы здравоохранения предоставил врачам всех специальностей возможность совершенствования знаний по вопросам оценки качества предоставления медицинской помощи и достижение безопасности медицинской деятельности, экспертного контроля за проведением экспертизы временной нетрудоспособности.  Изучение данных вопросов требует учета и мониторинга комплекса потоков медико-социальной информации для эффективного освоения и практико-ориентированного ее применения в повседневной профессиональной деятельности медицинского персонала.

С 2011 года произошло изменение правового механизма регламентирующего обучения слушателей по указанным направлениям наряду с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Введены также два  Федеральных закона (ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ», ФЗ-326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ»), а также ряд нормативно-правовых актов МЗ РФ и ФФОМС, утвержденных в установленном порядке. Они расширили правовую основу учебных программ циклов тематического усовершенствования (ТУ) по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности (ЭВН) и контролю качества медицинской помощи (ККМП) [1,2].  Кроме того, согласно ФЗ-273 «Об образовании в РФ» [3] с 1 июля 2016 г. требования к профессиональным стандартам включают обязательные знания по ЭВН и ККМП, что предопределило необходимость совершенствования механизма образовательных коммуникаций при усилении его эффективными формами и экономически сберегающими технологиями.

Кафедрой управления в здравоохранении института последипломного образования  Красноярского государственного медицинского университета им. В. Ф. Войно-Ясенецкого проводится подготовка специалистов здравоохранения различных специальностей на циклах тематического усовершенствования (ТУ) «Экспертиза временной нетрудоспособности  (ЭВН)» и «Контроль качества медицинской помощи (ККМП)».

Для выявления внутриорганизационных резервов данного процесса было проведено исследование по направлению анализа образовательного процесса в рамках циклов ТУ с применением интерактивных методов обучения за временной период с 2013 по 2015 гг. Полученные статистические данные могут найти применение для совершенствования образовательного процесса.

В качестве объекта исследования в соответствие с рабочей гипотезой были определены слушатели циклов ТУ (ЭВН и ККМП).

Предмет исследования определен как оценка слушателями циклов процесса применения интерактивных методов обучения.

Целью проведенного исследования было проанализировать образовательный процесс в рамках циклов ТУ с применением интерактивных методов обучения за период с 2013 по 2015 гг. для проведения дальнейшей коррекции образовательного процесса.

Выборка: для проведения исследования и анализа были использованы группы слушателей циклов ТУ за период 2013–2015 гг., составившие 527 человек (табл. 1).

Таблица 1

Состав и структура слушателей циклов ТУ «ЭВН и ККМП» ИПО в 2013–2015 гг.

с учетом фактически занимаемых должностей

 

 

Год обучения

Должность

 

 

Всего

Гл врач

Зам. гл. врача

Зам. гл. врача  по КЭР

Зав.                     отделением

Специалист

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

2013

8

3,3

37

15,6

17

7,1

23

9,6

154

64,4

239

100

2014

15

8,3

43

24,8

19

10,7

24

13,2

76

43

177

100

2015

6

5,4

24

21,6

11

9,9

19

17,2

51

45,9

111

100

Итого

29

5,5

104

19,7

47

8,9

66

12,5

281

53,4

527

100

Среди слушателей с учетом занимаемых должностей за данный период выделяются две группы: первая группа (46,7 %) – руководители медицинских организаций разного уровня (главные врачи, заместители гл. врачей и заведующие отделениями) – 246 чел., и вторая группа, составившая 53,3 % (281 чел.), представленная врачами  различных специальностей и специализаций терапевтического и хирургического профилей.

Динамика обучающихся руководителей, начиная с 2013 г., среди слушателей циклов ТУ постоянно растет.  Если в 2013 году удельный вес руководителей составил 35,6 %, то в 2014 и 2015 гг. – уже более половины всех слушателей данных циклов (57 % и 54 %  соответственно). Среди руководителей подавляющее большинство (61 %) составляют заместители главного врача (104 чел.) и заместители по клинико-экспертной работе (КЭР)  (47 чел). Это подтверждает значение практико-ориентированной направленности знаний по ЭВН и ККМП в медицинских учреждениях, как в профессиональной деятельности руководителей  разных  уровней, так и вопросы экспертного характера, занимающие значительную часть организационно-управленческой деятельности руководителей.

Состав обучающихся на циклах по критериям проживания и территориальной занятости представлен таким образом: более половины слушателей (62,1 %), прошедших обучение на циклах ТУ ЭВН и ККМП, проживают в г. Красноярске (327 чел.) и имеют соответствующую территориальную занятость; 27,5 %(145 чел.) – в городах края; 10,4 % (55 чел.) слушателей – проживают в сельской местности (табл. 2), что указывает на  невозможность и высокую экономическую затратность постоянного и непрерывного обучения специалистов из-за возникающих в связи с этим ограничений и снижением эффективности оказания медицинской помощи населению районов края у медицинских организаций (длительное отсутствие специалиста на рабочем месте). 

Таблица 2

Состав слушателей циклов ТУ ЭВН и ККМП  по территориальной организации занятости

     Год обучения

2013

2014

2015

Всего:

Место проживания

Абс. показ.

 %

Абс. показ.

%

Абс. показ.

%

Абс. показ.

%

n = 239

n = 177

n = 111

n = 527

1

г. Красноярск

100

41,8

151

85,3

76

68,5

327

62,1

2

города края

114

47,7

14

8,0

17

15,3

145

27,5

3

сельская местность

25

10,5

12

6,7

18

16,2

55

10,4

 

Итого:

239

100

177

100

111

100

527

100

 

Таблица 3

Состав и распределениеслушателей по стажу работы

Год обучения

 

Стаж работы

2013

2014

2015

Всего

Абс. показ.

 %

Абс. показ.

%

Абс. показ.

%

Абс. показ.

%

n = 239

n = 177

n = 111

n = 527

1

До 5 лет

11

5

0

0

7

6,9

18

3,4

2

От 5–10 лет

24

10

28

15,8

10

9,3

62

11,8

3

От 10–15 лет

31

13,2

28

15,8

16

14,0

75

14,2

4

От 15–20 лет

35

14,7

28

15,8

16

14,0

79

15,0

5

От 20–25 лет

61

25,1

61

34,2

18

16,2

140

26,6

6

От 25–30 лет

49

20,2

18

10,5

26

23,4

93

17,6

7

Свыше 30 лет

28

11,8

14

7,9

18

16,2

60

11,4

 

Итого:

239

100

177

100

111

100

527

100

Более половины слушателей (55,6 %) имеют высокий стаж практической работы (20 лет и выше) и высокий уровень квалификации (52,6 % имеют высшую квалификационную категорию по различным специальностям) (табл. 3), что свидетельствует о накопленном квалификационном компоненте, а также о периодическом обновлении и модернизации знаний с использованием эффективных образовательных технологий.

Метод исследования: количественный и качественный анализ, анкетный опрос слушателей цикла ТУ «ЭВН и ККМП». Основным направлением и технологией обучения признано использование модульного принципа, который наиболее эффективен при выбранной цели обучения – определенной как получение знаний и увеличение количества и качества профессиональных компетенций обучающихся. Для формирования необходимых профессиональных компетенций у слушателей последипломного образования используются дистанционные формы  обучения, традиционные формы: лекции и практические занятия, а также активные и интерактивные методы обучения через проведение «Круглых столов» и применения «Метода кейсов».

Структура изучаемых вопросов и их содержательное наполнение определяются учебными программами и учебно-тематическими планами лекций, практических занятий с акцентом на приобретение слушателями практико-ориентированных  навыков по проведению экспертизы ЭВН и ККМП.

Реализация механизма интерактивного обучения содержит следующие этапы: входное и выходное тестирование, дистанционное обучение по модулям, очная часть (лекции, практические занятия), самостоятельная работа с контрольными вопросами по изучаемым темам. Организационно-технологический механизм обучения на циклах ТУ состоит из ряда модулей.

Модуль 1 – «Экспертиза временной нетрудоспособности». Цель – управление учебным процессом – совершенствование комплекса знаний, формирование профессиональных навыков и умений по экспертизе временной нетрудоспособности; изучение организации ЭВН в медицинских организациях; организация порядка выдачи и оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность. Исходя из положения, что ЭВН один из видов медицинской экспертизы, которая, кроме оценки состояния здоровья пациента, определяет степень и сроки временной утраты трудоспособности. При организации учебного процесса предполагается приобретение слушателями следующих профессиональных компетенций: оформление документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, расчет, анализ и интерпретация статистических показателей заболеваемости с ВУТ, знания и опыт применения принципов  организации экспертной работы и работу врачебной комиссии, как одного из ведущих звеньев управления медицинской организацией [4].

Модуль 2 «Контроль качества и безопасности медицинской деятельности» предполагает.  Цель – совершенствование и модернизация знаний, формирование профессиональных навыков и умений в области экспертизы качества медицинской помощи,  совершенствование профессионального уровня специалистов при получении знаний по законодательным актам, нормативной и методической документации, регулирующей отношения: контроля объёмов, сроков,  качества и условий предоставления  медицинской помощи по ОМС. По этому направлению слушателям предлагается совершенствование профессиональных компетенций по вопросам современных методов и технологий планирования работы по контролю качества медицинской помощи в медицинской организации с учетом требований законодательства. Организация и проведение занятий ориентировано на приобретение слушателями следующих профессиональных компетенций: проведения медико-экономической экспертизы; проведения экспертизы качества медицинской помощи в системе ОМС, навыки эффективных технологий заполнения  экспертных заключений и актов проведения МЭЭ и ЭКМП; навыки составления претензий и умения аргументированного обжалования заключений СМО при наличии разногласий по оценке контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи [5–6].

Для повышения эффективности образовательного процесса и выявленных ограничений нашел применение интерактивный метод обучения на циклах тематического усовершенствования – «метод кейсов». Кейс – это единый информационный комплекс, провоцирующий ситуацию, позволяющий работать в системе диалога: «обучающийся – преподаватель», «обучающийся – обучающийся», «преподаватель – обучающийся – обучающийся», что предоставляет эффекты прямых и обратных связей, повышая эффективность процессов профессионального обучения и переподготовки.

При составлении «кейса» учитываются типичные экспертные ситуации различного уровня сложности, имеющие место при оказании медицинской помощи в конкретных медицинских организациях. Документальное оформление занятия осуществляется  с предварительного включения названия кейса, краткого обзора кейса, цель работы с кейсом, вопросы обучающимся для обсуждения в аудитории, анализ ситуации с детальной характеристикой и поэтапного оказания медицинской помощи (скорая помощь, поликлиника, стационар), что снижает информационную асимметрию и повышает эффективность образовательного процесса.

Организация применения «кейса» требует сегментации обучающихся на две группы с учетом реального состава слушателей данных курсов. Первая группа – врачи-специалисты, оказывающие медицинскую помощь,  вторая группа – врачи-эксперты, проводящие анализ правильности оказания медицинской помощи. Преподаватель, давая установку, реализует функционал организации и управления учебным процессом, по применению правила «трех нельзя», общепринятых в литературе.

Первое – нельзя говорить, что все уже сказано. Второе – нельзя отказываться высказывать свое мнение группе. Третье – нельзя прятать за высказыванием плохое настроение или неприязнь к кому-либо.

Слушателей заранее знакомят с содержанием кейса, изучают предложенные нормы организационного поведения.  Все являются участниками совместной работы. Каждый участник заслуживает права высказывания критических замечаний. Совместная работа как способ и технология интерактивного занятия позволяет найти лучшее решение по предлагаемой ситуации, узнать разные мнения по конкретной проблеме и в ряде случаев выйти на новый уровень понимания и решения проблемы.

«Круглый стол»  –  практическое занятие с преднамеренно заложенными точками зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которого подводит к приемлемым для всех участников решениям. В ходе круглого стола реализуются и формируются навыки  – умение восприятия и принятия различных точек зрения, умения разумно доказывать собственную позицию, навыки эффективного сотрудничества и позитивного разрешения проблемы, что актуализирует навыки командной работы и закладывает потенциал слушателям для управления персоналом медицинских организаций. Обязательным условием «круглого стола» является приглашение сторонних участников, выполняющих роль экспертов – представителей ФСС, ТФОМС, СМО, МО.  При подготовке «круглого стола» выбирается тема, которая должна быть противоречивой, многоаспектной, подбирается материал, составляется план занятия с широким использованием наглядных материалов и техническим сопровождением, готовится аудитория, позволяющая всем участникам разместиться по кругу. «Круглые столы» на циклах ТУ по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и контроля качества медицинской помощи предполагают равноправное участие представителей всех  заинтересованных сторон и выработку приемлемых для всех участников решений. При подведении итогов формулируется общая позиция, к которой пришли или близки все участники данной формы и технологии интерактивного обучения. Обучающиеся ориентируются на изучение тех  вопросов, которые не нашли отражение в рамках данного круглого стола.

Систематически проводимое анкетирование слушателей по специально разработанной анкете, позволило выявить некоторый ряд особенностей. Слушатели с большим профессиональным опытом и высоким уровнем квалификации (55,6 %) предпочитают традиционные формы обучения и проявляют явно выраженный интерес к использованию «метода кейсов». Традиционные формы обучения позволяют им получить новые знания по интересующим проблемам экспертизы, а интерактивные методы обучения, в частности «метод кейсов», раскрыть в большей степени свои профессиональные способности.

Слушатели с меньшим практическим опытом работы (44,4 %) предпочитают организацию и проведение «круглых столов», что позволяет им познакомиться с представителями сторонних организаций, узнать их мнение по интересующим вопросам, высказать свою точку зрения, участвовать в дискуссии с обсуждением наиболее спорных вопросов.

Таким образом, проведенное исследование по применению традиционных, активных и интерактивных форм обучения позволило использовать технологии сегментации слушателей, представленные тремя критериями. Выявленные предпочтения слушателей курсов позволяют предложить наиболее эффективные информационно-образовательные и экономико-сберегающие комбинации позиционирования образовательных услуг. Для слушателей с высоким стажем работы приемлема комбинация традиционных методов обучения и активного метода кейсов. Для слушателей, начинающих свою профессиональную деятельность и недостаточно накопленном профессиональном компоненте, эффективны интерактивные методы обучения с большой долей экспертного сопровождения при организации «круглых столов».