Современный этап системы здравоохранения предоставил врачам всех специальностей возможность совершенствования знаний по вопросам оценки качества предоставления медицинской помощи и достижение безопасности медицинской деятельности, экспертного контроля за проведением экспертизы временной нетрудоспособности. Изучение данных вопросов требует учета и мониторинга комплекса потоков медико-социальной информации для эффективного освоения и практико-ориентированного ее применения в повседневной профессиональной деятельности медицинского персонала.
С 2011 года произошло изменение правового механизма регламентирующего обучения слушателей по указанным направлениям наряду с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Введены также два Федеральных закона (ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ», ФЗ-326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ»), а также ряд нормативно-правовых актов МЗ РФ и ФФОМС, утвержденных в установленном порядке. Они расширили правовую основу учебных программ циклов тематического усовершенствования (ТУ) по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности (ЭВН) и контролю качества медицинской помощи (ККМП) [1,2]. Кроме того, согласно ФЗ-273 «Об образовании в РФ» [3] с 1 июля 2016 г. требования к профессиональным стандартам включают обязательные знания по ЭВН и ККМП, что предопределило необходимость совершенствования механизма образовательных коммуникаций при усилении его эффективными формами и экономически сберегающими технологиями.
Кафедрой управления в здравоохранении института последипломного образования Красноярского государственного медицинского университета им. В. Ф. Войно-Ясенецкого проводится подготовка специалистов здравоохранения различных специальностей на циклах тематического усовершенствования (ТУ) «Экспертиза временной нетрудоспособности (ЭВН)» и «Контроль качества медицинской помощи (ККМП)».
Для выявления внутриорганизационных резервов данного процесса было проведено исследование по направлению анализа образовательного процесса в рамках циклов ТУ с применением интерактивных методов обучения за временной период с 2013 по 2015 гг. Полученные статистические данные могут найти применение для совершенствования образовательного процесса.
В качестве объекта исследования в соответствие с рабочей гипотезой были определены слушатели циклов ТУ (ЭВН и ККМП).
Предмет исследования определен как оценка слушателями циклов процесса применения интерактивных методов обучения.
Целью проведенного исследования было проанализировать образовательный процесс в рамках циклов ТУ с применением интерактивных методов обучения за период с 2013 по 2015 гг. для проведения дальнейшей коррекции образовательного процесса.
Выборка: для проведения исследования и анализа были использованы группы слушателей циклов ТУ за период 2013–2015 гг., составившие 527 человек (табл. 1).
Таблица 1
Состав и структура слушателей циклов ТУ «ЭВН и ККМП» ИПО в 2013–2015 гг.
с учетом фактически занимаемых должностей
Год обучения |
Должность |
Всего |
||||||||||
Гл врач |
Зам. гл. врача |
Зам. гл. врача по КЭР |
Зав. отделением |
Специалист |
||||||||
Абс |
% |
Абс |
% |
Абс |
% |
Абс |
% |
Абс |
% |
Абс |
% |
|
2013 |
8 |
3,3 |
37 |
15,6 |
17 |
7,1 |
23 |
9,6 |
154 |
64,4 |
239 |
100 |
2014 |
15 |
8,3 |
43 |
24,8 |
19 |
10,7 |
24 |
13,2 |
76 |
43 |
177 |
100 |
2015 |
6 |
5,4 |
24 |
21,6 |
11 |
9,9 |
19 |
17,2 |
51 |
45,9 |
111 |
100 |
Итого |
29 |
5,5 |
104 |
19,7 |
47 |
8,9 |
66 |
12,5 |
281 |
53,4 |
527 |
100 |
Среди слушателей с учетом занимаемых должностей за данный период выделяются две группы: первая группа (46,7 %) – руководители медицинских организаций разного уровня (главные врачи, заместители гл. врачей и заведующие отделениями) – 246 чел., и вторая группа, составившая 53,3 % (281 чел.), представленная врачами различных специальностей и специализаций терапевтического и хирургического профилей.
Динамика обучающихся руководителей, начиная с 2013 г., среди слушателей циклов ТУ постоянно растет. Если в 2013 году удельный вес руководителей составил 35,6 %, то в 2014 и 2015 гг. – уже более половины всех слушателей данных циклов (57 % и 54 % соответственно). Среди руководителей подавляющее большинство (61 %) составляют заместители главного врача (104 чел.) и заместители по клинико-экспертной работе (КЭР) (47 чел). Это подтверждает значение практико-ориентированной направленности знаний по ЭВН и ККМП в медицинских учреждениях, как в профессиональной деятельности руководителей разных уровней, так и вопросы экспертного характера, занимающие значительную часть организационно-управленческой деятельности руководителей.
Состав обучающихся на циклах по критериям проживания и территориальной занятости представлен таким образом: более половины слушателей (62,1 %), прошедших обучение на циклах ТУ ЭВН и ККМП, проживают в г. Красноярске (327 чел.) и имеют соответствующую территориальную занятость; 27,5 %(145 чел.) – в городах края; 10,4 % (55 чел.) слушателей – проживают в сельской местности (табл. 2), что указывает на невозможность и высокую экономическую затратность постоянного и непрерывного обучения специалистов из-за возникающих в связи с этим ограничений и снижением эффективности оказания медицинской помощи населению районов края у медицинских организаций (длительное отсутствие специалиста на рабочем месте).
Таблица 2
Состав слушателей циклов ТУ ЭВН и ККМП по территориальной организации занятости
№ |
Год обучения |
2013 |
2014 |
2015 |
Всего: |
||||
Место проживания |
Абс. показ. |
% |
Абс. показ. |
% |
Абс. показ. |
% |
Абс. показ. |
% |
|
n = 239 |
n = 177 |
n = 111 |
n = 527 |
||||||
1 |
г. Красноярск |
100 |
41,8 |
151 |
85,3 |
76 |
68,5 |
327 |
62,1 |
2 |
города края |
114 |
47,7 |
14 |
8,0 |
17 |
15,3 |
145 |
27,5 |
3 |
сельская местность |
25 |
10,5 |
12 |
6,7 |
18 |
16,2 |
55 |
10,4 |
|
Итого: |
239 |
100 |
177 |
100 |
111 |
100 |
527 |
100 |
Таблица 3
Состав и распределениеслушателей по стажу работы
№ |
Год обучения
Стаж работы |
2013 |
2014 |
2015 |
Всего |
||||
Абс. показ. |
% |
Абс. показ. |
% |
Абс. показ. |
% |
Абс. показ. |
% |
||
n = 239 |
n = 177 |
n = 111 |
n = 527 |
||||||
1 |
До 5 лет |
11 |
5 |
0 |
0 |
7 |
6,9 |
18 |
3,4 |
2 |
От 5–10 лет |
24 |
10 |
28 |
15,8 |
10 |
9,3 |
62 |
11,8 |
3 |
От 10–15 лет |
31 |
13,2 |
28 |
15,8 |
16 |
14,0 |
75 |
14,2 |
4 |
От 15–20 лет |
35 |
14,7 |
28 |
15,8 |
16 |
14,0 |
79 |
15,0 |
5 |
От 20–25 лет |
61 |
25,1 |
61 |
34,2 |
18 |
16,2 |
140 |
26,6 |
6 |
От 25–30 лет |
49 |
20,2 |
18 |
10,5 |
26 |
23,4 |
93 |
17,6 |
7 |
Свыше 30 лет |
28 |
11,8 |
14 |
7,9 |
18 |
16,2 |
60 |
11,4 |
|
Итого: |
239 |
100 |
177 |
100 |
111 |
100 |
527 |
100 |
Более половины слушателей (55,6 %) имеют высокий стаж практической работы (20 лет и выше) и высокий уровень квалификации (52,6 % имеют высшую квалификационную категорию по различным специальностям) (табл. 3), что свидетельствует о накопленном квалификационном компоненте, а также о периодическом обновлении и модернизации знаний с использованием эффективных образовательных технологий.
Метод исследования: количественный и качественный анализ, анкетный опрос слушателей цикла ТУ «ЭВН и ККМП». Основным направлением и технологией обучения признано использование модульного принципа, который наиболее эффективен при выбранной цели обучения – определенной как получение знаний и увеличение количества и качества профессиональных компетенций обучающихся. Для формирования необходимых профессиональных компетенций у слушателей последипломного образования используются дистанционные формы обучения, традиционные формы: лекции и практические занятия, а также активные и интерактивные методы обучения через проведение «Круглых столов» и применения «Метода кейсов».
Структура изучаемых вопросов и их содержательное наполнение определяются учебными программами и учебно-тематическими планами лекций, практических занятий с акцентом на приобретение слушателями практико-ориентированных навыков по проведению экспертизы ЭВН и ККМП.
Реализация механизма интерактивного обучения содержит следующие этапы: входное и выходное тестирование, дистанционное обучение по модулям, очная часть (лекции, практические занятия), самостоятельная работа с контрольными вопросами по изучаемым темам. Организационно-технологический механизм обучения на циклах ТУ состоит из ряда модулей.
Модуль 1 – «Экспертиза временной нетрудоспособности». Цель – управление учебным процессом – совершенствование комплекса знаний, формирование профессиональных навыков и умений по экспертизе временной нетрудоспособности; изучение организации ЭВН в медицинских организациях; организация порядка выдачи и оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность. Исходя из положения, что ЭВН один из видов медицинской экспертизы, которая, кроме оценки состояния здоровья пациента, определяет степень и сроки временной утраты трудоспособности. При организации учебного процесса предполагается приобретение слушателями следующих профессиональных компетенций: оформление документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, расчет, анализ и интерпретация статистических показателей заболеваемости с ВУТ, знания и опыт применения принципов организации экспертной работы и работу врачебной комиссии, как одного из ведущих звеньев управления медицинской организацией [4].
Модуль 2 «Контроль качества и безопасности медицинской деятельности» предполагает. Цель – совершенствование и модернизация знаний, формирование профессиональных навыков и умений в области экспертизы качества медицинской помощи, совершенствование профессионального уровня специалистов при получении знаний по законодательным актам, нормативной и методической документации, регулирующей отношения: контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС. По этому направлению слушателям предлагается совершенствование профессиональных компетенций по вопросам современных методов и технологий планирования работы по контролю качества медицинской помощи в медицинской организации с учетом требований законодательства. Организация и проведение занятий ориентировано на приобретение слушателями следующих профессиональных компетенций: проведения медико-экономической экспертизы; проведения экспертизы качества медицинской помощи в системе ОМС, навыки эффективных технологий заполнения экспертных заключений и актов проведения МЭЭ и ЭКМП; навыки составления претензий и умения аргументированного обжалования заключений СМО при наличии разногласий по оценке контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи [5–6].
Для повышения эффективности образовательного процесса и выявленных ограничений нашел применение интерактивный метод обучения на циклах тематического усовершенствования – «метод кейсов». Кейс – это единый информационный комплекс, провоцирующий ситуацию, позволяющий работать в системе диалога: «обучающийся – преподаватель», «обучающийся – обучающийся», «преподаватель – обучающийся – обучающийся», что предоставляет эффекты прямых и обратных связей, повышая эффективность процессов профессионального обучения и переподготовки.
При составлении «кейса» учитываются типичные экспертные ситуации различного уровня сложности, имеющие место при оказании медицинской помощи в конкретных медицинских организациях. Документальное оформление занятия осуществляется с предварительного включения названия кейса, краткого обзора кейса, цель работы с кейсом, вопросы обучающимся для обсуждения в аудитории, анализ ситуации с детальной характеристикой и поэтапного оказания медицинской помощи (скорая помощь, поликлиника, стационар), что снижает информационную асимметрию и повышает эффективность образовательного процесса.
Организация применения «кейса» требует сегментации обучающихся на две группы с учетом реального состава слушателей данных курсов. Первая группа – врачи-специалисты, оказывающие медицинскую помощь, вторая группа – врачи-эксперты, проводящие анализ правильности оказания медицинской помощи. Преподаватель, давая установку, реализует функционал организации и управления учебным процессом, по применению правила «трех нельзя», общепринятых в литературе.
Первое – нельзя говорить, что все уже сказано. Второе – нельзя отказываться высказывать свое мнение группе. Третье – нельзя прятать за высказыванием плохое настроение или неприязнь к кому-либо.
Слушателей заранее знакомят с содержанием кейса, изучают предложенные нормы организационного поведения. Все являются участниками совместной работы. Каждый участник заслуживает права высказывания критических замечаний. Совместная работа как способ и технология интерактивного занятия позволяет найти лучшее решение по предлагаемой ситуации, узнать разные мнения по конкретной проблеме и в ряде случаев выйти на новый уровень понимания и решения проблемы.
«Круглый стол» – практическое занятие с преднамеренно заложенными точками зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которого подводит к приемлемым для всех участников решениям. В ходе круглого стола реализуются и формируются навыки – умение восприятия и принятия различных точек зрения, умения разумно доказывать собственную позицию, навыки эффективного сотрудничества и позитивного разрешения проблемы, что актуализирует навыки командной работы и закладывает потенциал слушателям для управления персоналом медицинских организаций. Обязательным условием «круглого стола» является приглашение сторонних участников, выполняющих роль экспертов – представителей ФСС, ТФОМС, СМО, МО. При подготовке «круглого стола» выбирается тема, которая должна быть противоречивой, многоаспектной, подбирается материал, составляется план занятия с широким использованием наглядных материалов и техническим сопровождением, готовится аудитория, позволяющая всем участникам разместиться по кругу. «Круглые столы» на циклах ТУ по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и контроля качества медицинской помощи предполагают равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон и выработку приемлемых для всех участников решений. При подведении итогов формулируется общая позиция, к которой пришли или близки все участники данной формы и технологии интерактивного обучения. Обучающиеся ориентируются на изучение тех вопросов, которые не нашли отражение в рамках данного круглого стола.
Систематически проводимое анкетирование слушателей по специально разработанной анкете, позволило выявить некоторый ряд особенностей. Слушатели с большим профессиональным опытом и высоким уровнем квалификации (55,6 %) предпочитают традиционные формы обучения и проявляют явно выраженный интерес к использованию «метода кейсов». Традиционные формы обучения позволяют им получить новые знания по интересующим проблемам экспертизы, а интерактивные методы обучения, в частности «метод кейсов», раскрыть в большей степени свои профессиональные способности.
Слушатели с меньшим практическим опытом работы (44,4 %) предпочитают организацию и проведение «круглых столов», что позволяет им познакомиться с представителями сторонних организаций, узнать их мнение по интересующим вопросам, высказать свою точку зрения, участвовать в дискуссии с обсуждением наиболее спорных вопросов.
Таким образом, проведенное исследование по применению традиционных, активных и интерактивных форм обучения позволило использовать технологии сегментации слушателей, представленные тремя критериями. Выявленные предпочтения слушателей курсов позволяют предложить наиболее эффективные информационно-образовательные и экономико-сберегающие комбинации позиционирования образовательных услуг. Для слушателей с высоким стажем работы приемлема комбинация традиционных методов обучения и активного метода кейсов. Для слушателей, начинающих свою профессиональную деятельность и недостаточно накопленном профессиональном компоненте, эффективны интерактивные методы обучения с большой долей экспертного сопровождения при организации «круглых столов».
Библиографическая ссылка
Максимова С.И., Пономаренко Г.С., Максимов А.Н. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЦИКЛАХ ТЕМАТИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24113 (дата обращения: 29.03.2024).