Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES BEHAVIORAL ACTIVITY YOUTH COLLEGE AGE.

Dragich O.A. 1 Zobnina S.V. 2 Sidorova K.A. 2 Yurina T.A. 2
1 Tyumen State Oil and Gas University
2 VPO State Agrarian University of North Trans-Ural region
The article analyzes the characteristics of destructive behavior of students enrolled at the Agrarian University. A description of the term «destructive behavior», which does not meet the generally accepted standards and is aimed at rejection of any alternative points of view, can not only lead to the emergence of social problems in humans, but also to violations of physical health. All forms of destructive behavior is a kind of defensive reaction to the world. At risk are children who lack parental care and support, and children who have parental love, but there is no support at the right time. Reasons destructive behavior may lurk in heredity. People in households where there were cases of psychological disorder relatives, need more care and attention from others.
students
adaptation
destructive behavior
frustration
aggression
suggestibility
conformity.

Сегодня человек стал объектом изучения многих естественных и общественных наук. Конечная цель таких исследований – оценка состояния здоровья человека и разработка программ по его сохранению и развитию. Здоровье человека формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных, антропогенных, социальных), эндогенных (пол, возраст, наследственность, раса) и поведенческих факторов, поэтому важность разработки мероприятий по сохранению здоровья обеспечивает перенос акцента с профилактики болезней на укрепление здоровья. Продвижение в данном направлении диктует необходимость детализированной информации об исходном состоянии здоровья как изучаемой популяции, так и каждого индивидуума. В связи с этим очевидно, что нужна количественная оценка здоровья, позволяющая проводить сравнительный анализ различных популяций, регионов, социальных групп и отдельных индивидуумов, а также оценивать мероприятия, направленные на улучшение здоровья.

В настоящее время развитие рыночных отношений, осуществление важных социальных и политических мероприятий и другие проявления жизни современного общества создают немало актуальных проблем. Эти проблемы вызывают у некоторых индивидуумов неудовлетворенность и неудовольствие жизнью социальной и личной. Что в свою очередь сказывается на эмоциональном состоянии и жизнедеятельности [7].

Психология выделяет понятие «фрустрация». Это отрицательное эмоциональное переживание, связанное с невозможностью удовлетворить потребность [3,6]. Фрустрация как негативное переживание может проявляться в виде: отчаяния; апатии; негативизма; деструктивного поведения – агрессии.

Различными исследователями предложено множество определений агрессии, ни одно из них не является исчерпывающим. И в то же время многие авторы определяют понятие «агрессии» как специфической формы поведения и «агрессии» как психического свойства личности [8].

Наиболее общим определением агрессии является – поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным (распространение слухов). В качестве синонимов понятию агрессии используются понятия: «деструктивность», «напористость», «нападение», «насилие», «разрушительность», «жестокость». Термином «агрессия» обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Н. Д. Левитов (1990) описал состояние агрессивности как стеническое переживание гнева с потерей самоконтроля.

К ситуативной теории агрессии относят подход Джона Долларла (1939), который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Дж. Доллард считал, что фрустрация (помеха, раздражение) всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации.

Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут направлены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно [1,8].

Теория социального научения агрессии Альберта Бондуры («…дети легко копируют агрессию взрослых») постулирует, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы, встречать поощрение при их демонстрации и внутренне одобрять собственные «успехи» в причинении ущерба другим людям. Поощрение и наказание являются регуляторами агрессивного поведения, отвечают за усиление или сдерживание деструктивных тенденций. А. Бондура выделял 3 вида поощрений и наказаний: подкрепление собственного поведения окружающими; отношение к самому себе; наблюдение за поощрением и наказанием другого человека. Теория научения лежит в основе большинства программ профилактики и коррекции агрессивного поведения [1,8].

Актуальность исследования определяется выдвижением проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития. В последнее время происходят сильные изменения в системе российского образования, создаются новые образовательные учреждения различных видов. При всем этом заметно усиливается учебная нaгрузка, нарушается режим, и в результате ухудшается здоровье учащихся [4, 9].

Начало обучения в ВУЗе связанo с изменением места жительства, социального окружения и привычного ритмa жизни. Это становится причиной психофизиологического стресса, а также приводит к возникновению усилий для адаптации организма к окружающим условиям [2, 5].

В доступных источниках литературы, данных по особенностям деструктивного поведения студентов, проживающих в разных экологических средах (город, село), приступивших к обучению в ВУЗе, не обнаружено. Однако изучение данной проблемы становится актуальным в связи с изменением у обучающихся 17–22 лет места прежнего проживания и эколого-социальной среды.

Целью исследования является установление особенностей деструктивного поведения студентов, проживающих в различных экологических средах до поступления в ВУЗ, и влияние городской среды в период их обучения в высшем учебном заведении.

Для решения поставленной цели нами было проведено тестирование «Опросником Басса – Дарки» студентов ГАУ Северного Зауралья. Были опрошены студенты с 1 по 4 курс различных направлений обучения.

«Опросник Басса – Дарки» состоит из 75 утверждений, на которые обследуемые должны ответить «да» или «нет». Создавая свой тест, дифференцирующий проявление агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия – физические действия против кого-либо.
  2. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная (сплетни, злобные шутки) на другое лицо и не направленная (крики в толпе, топанье и т.п.).
  3. Раздражение – готовность проявлять негативные чувства при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционное поведение, от пассивного сопротивления до активной борьбы.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – убежденность в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму словесных ответов (крик, визг, ругань), так и через их содержание (проклятие, угрозы).
  8. Чувство вины – убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [8].

Максимальные значения по шкалам опросника оцениваются следующим образом: физическая агрессия – 10 баллов; косвенная агрессия – 9; раздражение – 11; негативизм – 5; обида – 8; подозрительность – 10; вербальная агрессия – 13; чувство вины – 9 баллов.

При разработке диагностического инструментария А. Басс разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Индекс враждебности включает в себя шкалы 5 (обида) и 6 (подозрительность), а индекс агрессивности включает в себя шкалы 1 (физическая агрессия), 3 (раздражение), 7 (вербальная агрессия).

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности – 6,5(7)±3 [8].

Анализируя результаты, полученные в ходе тестирования, можно сделать следующие выводы:

Юноши в возрасте 17–22 лет имеют самые высокие показатели по семи шкалам опросника, а также по агрессивности и враждебности (табл. 1). Однако эти значения в пределах нормы. Такие показатели говорят о том, что юноши 17–22 лет достаточно адаптированы, имеют высокое мнение о своей личности, имеют склонность к независимости в суждениях и малую конформность.

Более низкие значения по косвенной агрессии у юношей, чем у девушек 17–22 лет, говорят о том, что девушки чаще склонны к распространению слухов и сплетен, чем юноши.

Таблица 1

Средние значения показателей агрессии студентов

ГАУ Северного Зауралья

Испытуемые

Физичес-кая агрессия

Косвен-ная агрес-сия

Раздра-жение

Негати-визм

Обида

Подоз-ритель-ность

Вербальная агрес-сия

Чув-ство вины

Враждеб-ность

Агрессив-ность

Юноши в возрасте 17-22 лет

6,6

4,4

5,92

3,72

4,52

6,12

8,68

6,08

10,64

21,12

Девушки в возрасте 17-22 лет

4,05

4,81

5,35

2,41

3,46

4,35

7,89

5,73

7,67

17,43

Мужчины старше 22 лет

5,5

3,83

3,83

2,33

2

3,5

6,5

4,67

5,5

15,83

Женщины старше 22 лет

1

3

5

2

6

3

7

8

9

13

 

Относительно высокие результаты по косвенной агрессии у девушек могут являться результатом компенсации на культурный запрет проявления женской агрессии. В то время как распространение слухов и сплетен относительно «одобряемое» и «нормальное» явление для женщин.

Женщины старше 22 лет имеют верхнее значение по враждебности, что выше показателей у мужчин того же возраста и девушек 17–22 лет. Это говорит о том, что женщины старшего возраста чаще причиняют намеренный вред другим людям (объектам). Т.е. склонны к зависти и вредности, ощущают, что их недооценили.

Крайне высокое значения показателей агрессивности и враждебности были выявлены у одного из юношей 18 лет (28 и 16 баллов соответственно). Это юноша из неполной семьи, живет только с мамой, в городе. Мама с высшим образованием и управляющей должностью (главный бухгалтер).

Крайне низкое значение показателей агрессивности и враждебности были выявлены у одной девушки 18 лет (7 и 6 баллов соответственно). Девушка также из неполной семьи (живет только с мамой), поздний ребенок, горожанка. Однако мама не имеет высшего образования (парикмахер).

Сравнивая результаты студентов из сельской местности и горожан (табл. 2), можно заключить о том, что горожане чаще склонны к проявлению физической агрессии и подозрительности.

Студенты из сельской местности чаше проявляют вербальную агрессию, т.е. чаще ругаются матом и оскорбляют других.

Таблица 2

Средние значения показателей агрессивности студентов,

проживающих в сельской и городской местности

Испы-туемые

Физи-ческаяагрес-сия

Косвенная агрес-сия

Раздра-жение

Нега-тивизм

Обида

Подозри-тель-ность

Вер-бальная агрессия

Чув-ство вины

Враж-деб-ность

Агрес-сив-ность

Сель-чане

4,56

5

5,59

3,12

3,94

4,82

8,56

5,73

8,65

18,71

Горо-жане

5,94

4,32

5,21

2,53

3,47

5,42

7,58

5,83

8,94

18,95

 

В ходе исследования вызвали интерес различия в значениях агрессивности у студентов первого курса и последнего курса обучения (бакалавриат очного отделения) (табл. 3).

Таблица 3

Средние значения показателей агрессивности

студентов 1 и 4 курсов

Испы-туемые

Физи-ческая агрес-сия

Косвенная агрес-сия

Раздра-жение

Негативизм

Обида

Подоз-рительность

Вербальная агрес-сия

Чув-ство вины

Враж-деб-ность

Агрес-сивность

1 курс

4,3

4,88

5,12

2,64

3,48

4,21

7,85

5,52

7,7

17,42

4 курс

6,25

4,55

6

3,35

4,25

6,4

8,8

6,21

10,45

21,05

 

Студенты 4 курса обнаруживают лучшую приспособленность, адаптированность к окружающей среде и уверенность в себе, нежели студенты 1 курса. Студенты 1 курса проявляют более низкие показатели агрессивности и враждебности.

Студенты 4 курса имеют завышенные показатели (выше нормы) по мотивационной агрессии, т.е. агрессии, которая мотивируется негативными эмоциями и намерением причинить зло. Возможно, старшекурсники чаще оказывались в состоянии фрустрации, чем первокурсники.

Студенты 1 курса проявляют меньшую подозрительность, чем студенты 4 курса. Это говорит о том, что первокурсники более доверчивы и наивны, чем старшекурсники.

В заключение хочется отметить, что девушки-студентки 1 курса, приехавшие из села, обнаруживают меньшую агрессивность, чем другие группы исследуемых. Заниженные показатели могут негативно сказываться на адаптации и уверенности в себе. В поведении такие показатели проявляются в повышенной внушаемости, наивности, конформности, ведомости.

Юноши в возрасте до 22 лет чаще проявляют враждебность. На фоне завышенного самомнения некоторые неудачи фрустрируют, что отражается на поведении. В своих неудачах юноши чаще обвиняют других и, как следствие, имеют враждебное отношение к другим людям.

Проблема адаптации актуальна для студентов первого курса, особенно из числа сельской молодежи. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него правил жизни и учебы в ВУЗе. На протяжении первого года обучения происходит вхождение студента-первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности.

Адаптация как приспособление человека к изменяющимся условиям существования представляет собой узловой момент его жизнедеятельности. Дезадаптация же проявляется в ощущении внутреннего дискомфорта, напряженности, чувства тревоги, снижении чувства самоценности и уверенности в себе, что блокирует возможность человека успешно взаимодействовать со средой и может послужить причиной нарушения психического здоровья. Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней.

Таким образом, можно определить, что неблагоприятная обстановка весьма негативно влияет на психофизиологическое состояние организма учащихся в процессе их обучения. Представленные результаты как раз и являются тем исходным материалом для проведения мероприятий, направленных на сохранение здоровья, повышения работоспособности, снижения заболеваемости, обусловленных «затрудненной» адаптацией организма студентов к учебному процессу, проживающих ранее в разных экологических зонах.