Сегодня человек стал объектом изучения многих естественных и общественных наук. Конечная цель таких исследований – оценка состояния здоровья человека и разработка программ по его сохранению и развитию. Здоровье человека формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных, антропогенных, социальных), эндогенных (пол, возраст, наследственность, раса) и поведенческих факторов, поэтому важность разработки мероприятий по сохранению здоровья обеспечивает перенос акцента с профилактики болезней на укрепление здоровья. Продвижение в данном направлении диктует необходимость детализированной информации об исходном состоянии здоровья как изучаемой популяции, так и каждого индивидуума. В связи с этим очевидно, что нужна количественная оценка здоровья, позволяющая проводить сравнительный анализ различных популяций, регионов, социальных групп и отдельных индивидуумов, а также оценивать мероприятия, направленные на улучшение здоровья.
В настоящее время развитие рыночных отношений, осуществление важных социальных и политических мероприятий и другие проявления жизни современного общества создают немало актуальных проблем. Эти проблемы вызывают у некоторых индивидуумов неудовлетворенность и неудовольствие жизнью социальной и личной. Что в свою очередь сказывается на эмоциональном состоянии и жизнедеятельности [7].
Психология выделяет понятие «фрустрация». Это отрицательное эмоциональное переживание, связанное с невозможностью удовлетворить потребность [3,6]. Фрустрация как негативное переживание может проявляться в виде: отчаяния; апатии; негативизма; деструктивного поведения – агрессии.
Различными исследователями предложено множество определений агрессии, ни одно из них не является исчерпывающим. И в то же время многие авторы определяют понятие «агрессии» как специфической формы поведения и «агрессии» как психического свойства личности [8].
Наиболее общим определением агрессии является – поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным (распространение слухов). В качестве синонимов понятию агрессии используются понятия: «деструктивность», «напористость», «нападение», «насилие», «разрушительность», «жестокость». Термином «агрессия» обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Н. Д. Левитов (1990) описал состояние агрессивности как стеническое переживание гнева с потерей самоконтроля.
К ситуативной теории агрессии относят подход Джона Долларла (1939), который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Дж. Доллард считал, что фрустрация (помеха, раздражение) всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации.
Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут направлены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно [1,8].
Теория социального научения агрессии Альберта Бондуры («…дети легко копируют агрессию взрослых») постулирует, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы, встречать поощрение при их демонстрации и внутренне одобрять собственные «успехи» в причинении ущерба другим людям. Поощрение и наказание являются регуляторами агрессивного поведения, отвечают за усиление или сдерживание деструктивных тенденций. А. Бондура выделял 3 вида поощрений и наказаний: подкрепление собственного поведения окружающими; отношение к самому себе; наблюдение за поощрением и наказанием другого человека. Теория научения лежит в основе большинства программ профилактики и коррекции агрессивного поведения [1,8].
Актуальность исследования определяется выдвижением проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития. В последнее время происходят сильные изменения в системе российского образования, создаются новые образовательные учреждения различных видов. При всем этом заметно усиливается учебная нaгрузка, нарушается режим, и в результате ухудшается здоровье учащихся [4, 9].
Начало обучения в ВУЗе связанo с изменением места жительства, социального окружения и привычного ритмa жизни. Это становится причиной психофизиологического стресса, а также приводит к возникновению усилий для адаптации организма к окружающим условиям [2, 5].
В доступных источниках литературы, данных по особенностям деструктивного поведения студентов, проживающих в разных экологических средах (город, село), приступивших к обучению в ВУЗе, не обнаружено. Однако изучение данной проблемы становится актуальным в связи с изменением у обучающихся 17–22 лет места прежнего проживания и эколого-социальной среды.
Целью исследования является установление особенностей деструктивного поведения студентов, проживающих в различных экологических средах до поступления в ВУЗ, и влияние городской среды в период их обучения в высшем учебном заведении.
Для решения поставленной цели нами было проведено тестирование «Опросником Басса – Дарки» студентов ГАУ Северного Зауралья. Были опрошены студенты с 1 по 4 курс различных направлений обучения.
«Опросник Басса – Дарки» состоит из 75 утверждений, на которые обследуемые должны ответить «да» или «нет». Создавая свой тест, дифференцирующий проявление агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
- Физическая агрессия – физические действия против кого-либо.
- Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная (сплетни, злобные шутки) на другое лицо и не направленная (крики в толпе, топанье и т.п.).
- Раздражение – готовность проявлять негативные чувства при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм – оппозиционное поведение, от пассивного сопротивления до активной борьбы.
- Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность – убежденность в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму словесных ответов (крик, визг, ругань), так и через их содержание (проклятие, угрозы).
- Чувство вины – убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [8].
Максимальные значения по шкалам опросника оцениваются следующим образом: физическая агрессия – 10 баллов; косвенная агрессия – 9; раздражение – 11; негативизм – 5; обида – 8; подозрительность – 10; вербальная агрессия – 13; чувство вины – 9 баллов.
При разработке диагностического инструментария А. Басс разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Индекс враждебности включает в себя шкалы 5 (обида) и 6 (подозрительность), а индекс агрессивности включает в себя шкалы 1 (физическая агрессия), 3 (раздражение), 7 (вербальная агрессия).
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности – 6,5(7)±3 [8].
Анализируя результаты, полученные в ходе тестирования, можно сделать следующие выводы:
Юноши в возрасте 17–22 лет имеют самые высокие показатели по семи шкалам опросника, а также по агрессивности и враждебности (табл. 1). Однако эти значения в пределах нормы. Такие показатели говорят о том, что юноши 17–22 лет достаточно адаптированы, имеют высокое мнение о своей личности, имеют склонность к независимости в суждениях и малую конформность.
Более низкие значения по косвенной агрессии у юношей, чем у девушек 17–22 лет, говорят о том, что девушки чаще склонны к распространению слухов и сплетен, чем юноши.
Таблица 1
Средние значения показателей агрессии студентов
ГАУ Северного Зауралья
Испытуемые |
Физичес-кая агрессия |
Косвен-ная агрес-сия |
Раздра-жение |
Негати-визм |
Обида |
Подоз-ритель-ность |
Вербальная агрес-сия |
Чув-ство вины |
Враждеб-ность |
Агрессив-ность |
Юноши в возрасте 17-22 лет |
6,6 |
4,4 |
5,92 |
3,72 |
4,52 |
6,12 |
8,68 |
6,08 |
10,64 |
21,12 |
Девушки в возрасте 17-22 лет |
4,05 |
4,81 |
5,35 |
2,41 |
3,46 |
4,35 |
7,89 |
5,73 |
7,67 |
17,43 |
Мужчины старше 22 лет |
5,5 |
3,83 |
3,83 |
2,33 |
2 |
3,5 |
6,5 |
4,67 |
5,5 |
15,83 |
Женщины старше 22 лет |
1 |
3 |
5 |
2 |
6 |
3 |
7 |
8 |
9 |
13 |
Относительно высокие результаты по косвенной агрессии у девушек могут являться результатом компенсации на культурный запрет проявления женской агрессии. В то время как распространение слухов и сплетен относительно «одобряемое» и «нормальное» явление для женщин.
Женщины старше 22 лет имеют верхнее значение по враждебности, что выше показателей у мужчин того же возраста и девушек 17–22 лет. Это говорит о том, что женщины старшего возраста чаще причиняют намеренный вред другим людям (объектам). Т.е. склонны к зависти и вредности, ощущают, что их недооценили.
Крайне высокое значения показателей агрессивности и враждебности были выявлены у одного из юношей 18 лет (28 и 16 баллов соответственно). Это юноша из неполной семьи, живет только с мамой, в городе. Мама с высшим образованием и управляющей должностью (главный бухгалтер).
Крайне низкое значение показателей агрессивности и враждебности были выявлены у одной девушки 18 лет (7 и 6 баллов соответственно). Девушка также из неполной семьи (живет только с мамой), поздний ребенок, горожанка. Однако мама не имеет высшего образования (парикмахер).
Сравнивая результаты студентов из сельской местности и горожан (табл. 2), можно заключить о том, что горожане чаще склонны к проявлению физической агрессии и подозрительности.
Студенты из сельской местности чаше проявляют вербальную агрессию, т.е. чаще ругаются матом и оскорбляют других.
Таблица 2
Средние значения показателей агрессивности студентов,
проживающих в сельской и городской местности
Испы-туемые |
Физи-ческаяагрес-сия |
Косвенная агрес-сия |
Раздра-жение |
Нега-тивизм |
Обида |
Подозри-тель-ность |
Вер-бальная агрессия |
Чув-ство вины |
Враж-деб-ность |
Агрес-сив-ность |
Сель-чане |
4,56 |
5 |
5,59 |
3,12 |
3,94 |
4,82 |
8,56 |
5,73 |
8,65 |
18,71 |
Горо-жане |
5,94 |
4,32 |
5,21 |
2,53 |
3,47 |
5,42 |
7,58 |
5,83 |
8,94 |
18,95 |
В ходе исследования вызвали интерес различия в значениях агрессивности у студентов первого курса и последнего курса обучения (бакалавриат очного отделения) (табл. 3).
Таблица 3
Средние значения показателей агрессивности
студентов 1 и 4 курсов
Испы-туемые |
Физи-ческая агрес-сия |
Косвенная агрес-сия |
Раздра-жение |
Негативизм |
Обида |
Подоз-рительность |
Вербальная агрес-сия |
Чув-ство вины |
Враж-деб-ность |
Агрес-сивность |
1 курс |
4,3 |
4,88 |
5,12 |
2,64 |
3,48 |
4,21 |
7,85 |
5,52 |
7,7 |
17,42 |
4 курс |
6,25 |
4,55 |
6 |
3,35 |
4,25 |
6,4 |
8,8 |
6,21 |
10,45 |
21,05 |
Студенты 4 курса обнаруживают лучшую приспособленность, адаптированность к окружающей среде и уверенность в себе, нежели студенты 1 курса. Студенты 1 курса проявляют более низкие показатели агрессивности и враждебности.
Студенты 4 курса имеют завышенные показатели (выше нормы) по мотивационной агрессии, т.е. агрессии, которая мотивируется негативными эмоциями и намерением причинить зло. Возможно, старшекурсники чаще оказывались в состоянии фрустрации, чем первокурсники.
Студенты 1 курса проявляют меньшую подозрительность, чем студенты 4 курса. Это говорит о том, что первокурсники более доверчивы и наивны, чем старшекурсники.
В заключение хочется отметить, что девушки-студентки 1 курса, приехавшие из села, обнаруживают меньшую агрессивность, чем другие группы исследуемых. Заниженные показатели могут негативно сказываться на адаптации и уверенности в себе. В поведении такие показатели проявляются в повышенной внушаемости, наивности, конформности, ведомости.
Юноши в возрасте до 22 лет чаще проявляют враждебность. На фоне завышенного самомнения некоторые неудачи фрустрируют, что отражается на поведении. В своих неудачах юноши чаще обвиняют других и, как следствие, имеют враждебное отношение к другим людям.
Проблема адаптации актуальна для студентов первого курса, особенно из числа сельской молодежи. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него правил жизни и учебы в ВУЗе. На протяжении первого года обучения происходит вхождение студента-первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности.
Адаптация как приспособление человека к изменяющимся условиям существования представляет собой узловой момент его жизнедеятельности. Дезадаптация же проявляется в ощущении внутреннего дискомфорта, напряженности, чувства тревоги, снижении чувства самоценности и уверенности в себе, что блокирует возможность человека успешно взаимодействовать со средой и может послужить причиной нарушения психического здоровья. Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней.
Таким образом, можно определить, что неблагоприятная обстановка весьма негативно влияет на психофизиологическое состояние организма учащихся в процессе их обучения. Представленные результаты как раз и являются тем исходным материалом для проведения мероприятий, направленных на сохранение здоровья, повышения работоспособности, снижения заболеваемости, обусловленных «затрудненной» адаптацией организма студентов к учебному процессу, проживающих ранее в разных экологических зонах.
Библиографическая ссылка
Драгич О.А., Сидорова К.А., Юрина Т.А., Зобнина С.В. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24083 (дата обращения: 09.05.2025).