Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Драгич О.А. 1 Зобнина С.В. 2 Сидорова К.А. 2 Юрина Т.А. 2
1 ФГБОУ ВПО Тюменский государственный нефтегазовый университет
2 ФГБОУ ВПО Государственный аграрный университет Северного Зауралья
В статье проводится анализ особенностей деструктивного поведения студентов, обучающихся в аграрном университете. Дано описание термина «деструктивное поведению», которое не соответствует общепринятым нормам и направлено на неприятие каких-либо альтернативных точек зрения, может привести не только к возникновению социальных проблем у человека, но и к нарушениям физического здоровья. Все формы деструктивного поведения представляют собой некую защитную реакцию на окружающий мир. В группе риска находятся дети, которым не хватает родительского внимания и поддержки, и дети, у которых есть родительская любовь, но нет поддержки в нужный момент. Причины деструктивного поведения могут таиться и в наследственности. Люди, в семьях которых были случаи психологического расстройства родных, нуждаются в большем внимании и заботе со стороны окружающих.
студенты
адаптация
деструктивное поведение
фрустрация
агрессия
внушаемость
конформность.
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004.
2. Воронова О. П. Стресс как составляющая учебной деятельности студента / О. П. Воронова, К. В. Одокиенко // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 8. – С. 47.
3. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. – Минск: Харвест, 2001.
4. Драгич О. А. Сравнительный анализ морфофункциональных и психо-физиологических параметров организма девушек в период обучения в ВУЗе / О. А. Драгич, Т. А. Сидорова, К. А. Сидорова, С. Н. Есиков // Научно-теоретический журнал «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований». – М., 2011. – № 3. – С.87-89.
5. Комарова И. А. Коррекция уровня психоэмоционального стресса у студентов во время учебного процесса: дис. … канд. мед. наук: 03.00.13 / Комарова Ирина Александровна. – Курган, 2009. – 178 с.
6. Конюхов Н. И. Словарь справочник практического психолога. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996.
7. Платонов Ю. П. Психология конфликтного поведения. – СПб.: Речь, 2009.
8. Сакович Н. А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007.
9. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. – 2-е изд. – Изд-во Питер, 2012. – 330 с.

Сегодня человек стал объектом изучения многих естественных и общественных наук. Конечная цель таких исследований – оценка состояния здоровья человека и разработка программ по его сохранению и развитию. Здоровье человека формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных, антропогенных, социальных), эндогенных (пол, возраст, наследственность, раса) и поведенческих факторов, поэтому важность разработки мероприятий по сохранению здоровья обеспечивает перенос акцента с профилактики болезней на укрепление здоровья. Продвижение в данном направлении диктует необходимость детализированной информации об исходном состоянии здоровья как изучаемой популяции, так и каждого индивидуума. В связи с этим очевидно, что нужна количественная оценка здоровья, позволяющая проводить сравнительный анализ различных популяций, регионов, социальных групп и отдельных индивидуумов, а также оценивать мероприятия, направленные на улучшение здоровья.

В настоящее время развитие рыночных отношений, осуществление важных социальных и политических мероприятий и другие проявления жизни современного общества создают немало актуальных проблем. Эти проблемы вызывают у некоторых индивидуумов неудовлетворенность и неудовольствие жизнью социальной и личной. Что в свою очередь сказывается на эмоциональном состоянии и жизнедеятельности [7].

Психология выделяет понятие «фрустрация». Это отрицательное эмоциональное переживание, связанное с невозможностью удовлетворить потребность [3,6]. Фрустрация как негативное переживание может проявляться в виде: отчаяния; апатии; негативизма; деструктивного поведения – агрессии.

Различными исследователями предложено множество определений агрессии, ни одно из них не является исчерпывающим. И в то же время многие авторы определяют понятие «агрессии» как специфической формы поведения и «агрессии» как психического свойства личности [8].

Наиболее общим определением агрессии является – поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным (распространение слухов). В качестве синонимов понятию агрессии используются понятия: «деструктивность», «напористость», «нападение», «насилие», «разрушительность», «жестокость». Термином «агрессия» обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Н. Д. Левитов (1990) описал состояние агрессивности как стеническое переживание гнева с потерей самоконтроля.

К ситуативной теории агрессии относят подход Джона Долларла (1939), который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Дж. Доллард считал, что фрустрация (помеха, раздражение) всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации.

Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут направлены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно [1,8].

Теория социального научения агрессии Альберта Бондуры («…дети легко копируют агрессию взрослых») постулирует, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы, встречать поощрение при их демонстрации и внутренне одобрять собственные «успехи» в причинении ущерба другим людям. Поощрение и наказание являются регуляторами агрессивного поведения, отвечают за усиление или сдерживание деструктивных тенденций. А. Бондура выделял 3 вида поощрений и наказаний: подкрепление собственного поведения окружающими; отношение к самому себе; наблюдение за поощрением и наказанием другого человека. Теория научения лежит в основе большинства программ профилактики и коррекции агрессивного поведения [1,8].

Актуальность исследования определяется выдвижением проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития. В последнее время происходят сильные изменения в системе российского образования, создаются новые образовательные учреждения различных видов. При всем этом заметно усиливается учебная нaгрузка, нарушается режим, и в результате ухудшается здоровье учащихся [4, 9].

Начало обучения в ВУЗе связанo с изменением места жительства, социального окружения и привычного ритмa жизни. Это становится причиной психофизиологического стресса, а также приводит к возникновению усилий для адаптации организма к окружающим условиям [2, 5].

В доступных источниках литературы, данных по особенностям деструктивного поведения студентов, проживающих в разных экологических средах (город, село), приступивших к обучению в ВУЗе, не обнаружено. Однако изучение данной проблемы становится актуальным в связи с изменением у обучающихся 17–22 лет места прежнего проживания и эколого-социальной среды.

Целью исследования является установление особенностей деструктивного поведения студентов, проживающих в различных экологических средах до поступления в ВУЗ, и влияние городской среды в период их обучения в высшем учебном заведении.

Для решения поставленной цели нами было проведено тестирование «Опросником Басса – Дарки» студентов ГАУ Северного Зауралья. Были опрошены студенты с 1 по 4 курс различных направлений обучения.

«Опросник Басса – Дарки» состоит из 75 утверждений, на которые обследуемые должны ответить «да» или «нет». Создавая свой тест, дифференцирующий проявление агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия – физические действия против кого-либо.
  2. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная (сплетни, злобные шутки) на другое лицо и не направленная (крики в толпе, топанье и т.п.).
  3. Раздражение – готовность проявлять негативные чувства при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционное поведение, от пассивного сопротивления до активной борьбы.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – убежденность в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму словесных ответов (крик, визг, ругань), так и через их содержание (проклятие, угрозы).
  8. Чувство вины – убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [8].

Максимальные значения по шкалам опросника оцениваются следующим образом: физическая агрессия – 10 баллов; косвенная агрессия – 9; раздражение – 11; негативизм – 5; обида – 8; подозрительность – 10; вербальная агрессия – 13; чувство вины – 9 баллов.

При разработке диагностического инструментария А. Басс разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Индекс враждебности включает в себя шкалы 5 (обида) и 6 (подозрительность), а индекс агрессивности включает в себя шкалы 1 (физическая агрессия), 3 (раздражение), 7 (вербальная агрессия).

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности – 6,5(7)±3 [8].

Анализируя результаты, полученные в ходе тестирования, можно сделать следующие выводы:

Юноши в возрасте 17–22 лет имеют самые высокие показатели по семи шкалам опросника, а также по агрессивности и враждебности (табл. 1). Однако эти значения в пределах нормы. Такие показатели говорят о том, что юноши 17–22 лет достаточно адаптированы, имеют высокое мнение о своей личности, имеют склонность к независимости в суждениях и малую конформность.

Более низкие значения по косвенной агрессии у юношей, чем у девушек 17–22 лет, говорят о том, что девушки чаще склонны к распространению слухов и сплетен, чем юноши.

Таблица 1

Средние значения показателей агрессии студентов

ГАУ Северного Зауралья

Испытуемые

Физичес-кая агрессия

Косвен-ная агрес-сия

Раздра-жение

Негати-визм

Обида

Подоз-ритель-ность

Вербальная агрес-сия

Чув-ство вины

Враждеб-ность

Агрессив-ность

Юноши в возрасте 17-22 лет

6,6

4,4

5,92

3,72

4,52

6,12

8,68

6,08

10,64

21,12

Девушки в возрасте 17-22 лет

4,05

4,81

5,35

2,41

3,46

4,35

7,89

5,73

7,67

17,43

Мужчины старше 22 лет

5,5

3,83

3,83

2,33

2

3,5

6,5

4,67

5,5

15,83

Женщины старше 22 лет

1

3

5

2

6

3

7

8

9

13

 

Относительно высокие результаты по косвенной агрессии у девушек могут являться результатом компенсации на культурный запрет проявления женской агрессии. В то время как распространение слухов и сплетен относительно «одобряемое» и «нормальное» явление для женщин.

Женщины старше 22 лет имеют верхнее значение по враждебности, что выше показателей у мужчин того же возраста и девушек 17–22 лет. Это говорит о том, что женщины старшего возраста чаще причиняют намеренный вред другим людям (объектам). Т.е. склонны к зависти и вредности, ощущают, что их недооценили.

Крайне высокое значения показателей агрессивности и враждебности были выявлены у одного из юношей 18 лет (28 и 16 баллов соответственно). Это юноша из неполной семьи, живет только с мамой, в городе. Мама с высшим образованием и управляющей должностью (главный бухгалтер).

Крайне низкое значение показателей агрессивности и враждебности были выявлены у одной девушки 18 лет (7 и 6 баллов соответственно). Девушка также из неполной семьи (живет только с мамой), поздний ребенок, горожанка. Однако мама не имеет высшего образования (парикмахер).

Сравнивая результаты студентов из сельской местности и горожан (табл. 2), можно заключить о том, что горожане чаще склонны к проявлению физической агрессии и подозрительности.

Студенты из сельской местности чаше проявляют вербальную агрессию, т.е. чаще ругаются матом и оскорбляют других.

Таблица 2

Средние значения показателей агрессивности студентов,

проживающих в сельской и городской местности

Испы-туемые

Физи-ческаяагрес-сия

Косвенная агрес-сия

Раздра-жение

Нега-тивизм

Обида

Подозри-тель-ность

Вер-бальная агрессия

Чув-ство вины

Враж-деб-ность

Агрес-сив-ность

Сель-чане

4,56

5

5,59

3,12

3,94

4,82

8,56

5,73

8,65

18,71

Горо-жане

5,94

4,32

5,21

2,53

3,47

5,42

7,58

5,83

8,94

18,95

 

В ходе исследования вызвали интерес различия в значениях агрессивности у студентов первого курса и последнего курса обучения (бакалавриат очного отделения) (табл. 3).

Таблица 3

Средние значения показателей агрессивности

студентов 1 и 4 курсов

Испы-туемые

Физи-ческая агрес-сия

Косвенная агрес-сия

Раздра-жение

Негативизм

Обида

Подоз-рительность

Вербальная агрес-сия

Чув-ство вины

Враж-деб-ность

Агрес-сивность

1 курс

4,3

4,88

5,12

2,64

3,48

4,21

7,85

5,52

7,7

17,42

4 курс

6,25

4,55

6

3,35

4,25

6,4

8,8

6,21

10,45

21,05

 

Студенты 4 курса обнаруживают лучшую приспособленность, адаптированность к окружающей среде и уверенность в себе, нежели студенты 1 курса. Студенты 1 курса проявляют более низкие показатели агрессивности и враждебности.

Студенты 4 курса имеют завышенные показатели (выше нормы) по мотивационной агрессии, т.е. агрессии, которая мотивируется негативными эмоциями и намерением причинить зло. Возможно, старшекурсники чаще оказывались в состоянии фрустрации, чем первокурсники.

Студенты 1 курса проявляют меньшую подозрительность, чем студенты 4 курса. Это говорит о том, что первокурсники более доверчивы и наивны, чем старшекурсники.

В заключение хочется отметить, что девушки-студентки 1 курса, приехавшие из села, обнаруживают меньшую агрессивность, чем другие группы исследуемых. Заниженные показатели могут негативно сказываться на адаптации и уверенности в себе. В поведении такие показатели проявляются в повышенной внушаемости, наивности, конформности, ведомости.

Юноши в возрасте до 22 лет чаще проявляют враждебность. На фоне завышенного самомнения некоторые неудачи фрустрируют, что отражается на поведении. В своих неудачах юноши чаще обвиняют других и, как следствие, имеют враждебное отношение к другим людям.

Проблема адаптации актуальна для студентов первого курса, особенно из числа сельской молодежи. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него правил жизни и учебы в ВУЗе. На протяжении первого года обучения происходит вхождение студента-первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности.

Адаптация как приспособление человека к изменяющимся условиям существования представляет собой узловой момент его жизнедеятельности. Дезадаптация же проявляется в ощущении внутреннего дискомфорта, напряженности, чувства тревоги, снижении чувства самоценности и уверенности в себе, что блокирует возможность человека успешно взаимодействовать со средой и может послужить причиной нарушения психического здоровья. Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней.

Таким образом, можно определить, что неблагоприятная обстановка весьма негативно влияет на психофизиологическое состояние организма учащихся в процессе их обучения. Представленные результаты как раз и являются тем исходным материалом для проведения мероприятий, направленных на сохранение здоровья, повышения работоспособности, снижения заболеваемости, обусловленных «затрудненной» адаптацией организма студентов к учебному процессу, проживающих ранее в разных экологических зонах.


Библиографическая ссылка

Драгич О.А., Сидорова К.А., Юрина Т.А., Зобнина С.В. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24083 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674