Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DIDACTIC AND PSYCHOLOGICAL PRINCIPLES TO OVERCOME PSIHOEMOTSYONALNOE STRESS IN PATIENTS WITH ISCHEMIC STROKE USING METAPHORICAL PHOTOS

Komarova L.Yu. 1
1 Kazan Federal University Naberezhnye Chelny Institute
The analysis of the metaphorical use of photomaps in overcoming emotional stress in patients undergoing cerebral circulation, allowing you to identify and overcome deep and relevant experiences without resorting to traumatic situations taking into account didactic and psychological principles of organization of aid to patients with ischemic stroke. This technique is the ability to diagnose small-and medium-duration, high flexibility and accessibility for patients, including not previously involved in psychotherapy. Positive dynamics of adaptation and reactivity of patients was due to the improvement of the psychoemotional sphere and optimization of vegetative regulation. During the study it was found that for the individually-differentiated approach to the choice of rehabilitation measures for patients with cerebral vascular accident, need a comprehensive examination with the inclusion of psycho-physiological, didactic methods.
internal processes
metaphorical photomaps
projective techniques
didactic principles
На современном этапе педагогическая и психологическая  поддержка  пациентов после инсульта достаточна широка. Однако, не смотря на всевозможные направления и приемы  в работе специалистов, имеет место не разработанность использования метафорических фотокарт с учетом дидактических и психологических принципов работы. Сложилось мнение, что использование техник не дают оптимальных результатов в работе с пациентами, перенёсших нарушение мозгового кровообращения.

В этом, несомненно, есть большая доля истины, но мы предлагаем посмотреть на этот вопрос с другой стороны.

Одним из интересующих нас направлений в психологической помощи пациентов с ОНМК стала возможность использования метафорических фотокарт в диагностики глубинных переживаний и преодоления посттравматических состояний пациентов, перенёсших нарушение мозгового кровообращения. Реабилитационная и волонтерская помощь в больничном стационаре проводилась студентами Набережночелнинского института К(П)ФУ под руководством медицинского психолога.

В силу сложившихся партнерских отношений, территорией для реализации идеи выбран Региональный сосудистый центр БСМП в г. Набережные Челны. Диагностика и реабилитация не ограничивалась устранением неврологической симптоматики и была  нацелена на создание для них оптимальных условий социального функционирования, повышения качества жизни, способности к самостоятельной активной деятельности[1;3].

При этом мы считаем, что в современных условиях эта проблема приобретает особую важность, поскольку в последнее время реабилитационная работа сводится к поддерживающей фармакотерапии.

Социальная адаптация больных в обществе затруднена, свидетельством чему являются возрастающие уровни суицидов, социально опасных действий, разводов, инвалидности, безработицы[2].

В связи с этим остро ощущается необходимость разработки реабилитационных программ и их внедрения в практику работы медицинских учреждений.

Цель исследования: возможность применения метафорических фотокарт в профилактике и преодоления эмоционального напряжения у больных с нарушением мозгового кровообращения (ОНМК)  с помощью метафорических фотокарт.

 В ходе проекта были реализованы следующие задачи:

1.Создание условий для оказания психоэмоциональной реабилитации   пациентов регионального сосудистого центра через:

  • формирование инициативной группы студентов-волонтеров, способных участвовать в реабилитации;
  • проведение диагностики коммуникативной составляющей удовлетворенности у пациентов больницы, зафиксировать динамику результатов
  • оценить оптимальность применения метафорических фотокарт в условиях стационара.

2. Ослабление имеющихся у больных симптомов, оптимизация и стабилизация их психического состояния и социального функционирования;

  • достижение более высокого уровня психосоциальной адаптации, формирование навыков саморегуляции, а также развитие способности понимать себя и выражать свои чувства и мысли как в вербальной, так и в невербальной форме;
  • укрепление чувства «Я», совершенствование способностей к принятию  самостоятельных решений, к действиям в конфликтных и напряженных ситуациях, формирование устойчивой системы социально значимых связей, интересов, увлечений[2].

3. Накопление и распространение методического материала о возможностях и перспективах проведения реабилитационных программ  в больничных стационарах через:

  • накопление методической базы по вопросам социализации инвалидов через применение проективных методик.

При этом работа с данным направлением способствовала реализации социальной активности инвалидов; снизила их  вынужденную изоляцию. Взаимодействие с волонтерской группой студентов дополнительно раскрыло  новые особенности своей жизненной ситуации, помогло по-иному, более позитивно оценить свою жизнь, в ряде случаев - в корне изменить свое мнение о ней.

Для диагностики и работы использовался набор метафорических фотокарт, разработанные Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой[4].

Выборка исследования: в исследовании принимали участие пациенты от 40 до 80 лет в первый восстановительный период после ОНМК  и не имеющие тяжелую форму патологии (нарушения движения, речи и интеллекта). Количество испытуемых 80 человек (представили две группы - контрольную и экспериментальную).

 Для достоверности данного исследования мы использовали следующую схему исследования: оценку нейропсихологического и речевого анамнеза. Нейропсихологическое исследовании, основанное на принципах синдромного анализа психических состояний при ОНМК, позволило сравнить нарушения ВПФ у больных в группе и оценить динамику  на фоне применения «Метакарт». 

Количество отобранных нейропсихологических и речевых проб не выходило за рамки временных лимитов работы с пациентом, имеющие, как правило, сниженный уровень работоспособности, инертности психических процессов, повышенной утомляемости. Нейропсихологическое исследование начиналось с определения индивидуального профиля межполушарной асимметрии.

Исследованию подлежали: гнозис, праксис, речевой статус, оценка эмоционального состояния. Для оценки эмоционального состояния использовалась госпитальная шкала тревоги и депрессии, экспертная оценка врачей и психиатра.  

Дополнительные компоненты оценки психического состояния пациентов: нейродинамические процессы (понимание инструкций, время выполнения), отношение к выполнению тестов (старательность, небрежность, пассивность, безразличие), эмоциональное состояние (подавленность, скорбную тоску, амимию, демонстративность, дурашливость,  склонность к плоским шуткам.

В невротическом статусе пациентов преобладали чувствительные, нарушения нейропсихологического и эмоционального состояния. На этапах катамнестического наблюдения (до использования «метафорических фотокарт») у больных отмечалось статистически значимое нарастание  тяжести эмоционального состояния.

Для оценки межгрупповых исследований (на начало и конец исследования в контрольной и экспериментальной группе)  использовался критерий Стьюдента, оценки нейропсихологического статуса непараметрический критерий  Фридмена.

Все результаты занесены в таблицы (на начало исследования, и на конец исследования):

Таблица 1

Динамика эмоциональных нарушений у больных в период использования «Метакарт», экспериментальная группа

Показатель (баллы)

М±m

Этапы наблюдения

1 на начало исследов.

3 недели

5 недель

3 месяца

Тревога

14,6 ±1,3

11,1±0,5 *

8,9±0,4 **

7,3±0,8***

Депрессия

17.1±1,4

13,8±0,4

6,9±0,7*

11,01±0,7**

Интегральная сумма балльной оценки функционального восстановления по шкале Бартелль и оценки эмоционального состояния после проведения курса «C использование метафорических фотокарт» пациентов по вышеперечисленным критериям, была наилучшей и статистически значимой.

Тематический подход использования фотокарт, характеризовался относительно высокой структурированностью и директивностью работы, что отвечало ожиданиям большинства пациентов.  Данная методика является возможностью проведения диагностики небольшой и средней продолжительности, высокой гибкостью и доступностью для пациентов, в том числе, ранее не участвовавших в психотерапии. Аналитический компонент предусматривал «мягкий», опосредованный аналитический разбор созданных произведений на основе интерпретаций скрытого смысла создаваемых образов, символов, значений употребляемого цвета или формы в сочетании с анализом процессов[4;5].

Таблица 2

Динамика эмоциональных нарушений у больных без применения «Метакарт», контрольная группа

Показатель (баллы)

М±m

Этапы наблюдения

1 на начало иссл.

3 недели

5 недель

3 месяца

Тревога

14,3 ±1,2

10,2±0,5

12,8±0,4

12,5±0,8*

Депрессия

16,1±1,3

12,6±0,4

11,9±0,7

9,8±0,7*

Динамика эмоциональных нарушений по госпитальной шкале тревоги  - по домене тревоги (х ² =3,386, n´  =3, p< 0,05)  и депрессии (х ² =4, 376, n´  =3, p< 0,001). При сравнении бальных оценок в группах до исследования и после исследования были получены статистически значимые различия, как по домену тревоги, так и по депрессии (p<0,05). Выявлена субклинически выраженная тревога, причем показатель значим. При сравнительном изучении бальных оценок при нейропсихологическом исследовании  у больных отмечаются улучшение показателей восстановления утраченных функций, статистически значимые: уровень тревоги (r=0,36) и депрессии (r=0,39). Не выявлено корреляционной связи между тяжестью инсульта и мнестическими факторами (r= - 0,19).

Проведенный курс реабилитации оказал  положительное влияние на состояние адаптации  больных.  Положительная динамика адаптации и реактивности больных  произошла за счет   улучшения психоэмоциональной сферы и оптимизации вегетативного регулирования.

В результате исследования  мы получили следующие результаты. В работе с пациентами перенесших ОНМК использование метафорических фотокарт является одним из эффективных средств коррекции психоэмоциональных состояний, так как позволяют:

  • Создают атмосферу безопасности и ретравматизации.
  • Позволяют наглядно с помощью фотокарт осознать актуальные и внутренние переживания, связанные не только с состоянием после инсульта, но и возможно выявить проблемы, которые привели к состоянию эмоционального перенапряжения, приведшие к нарушению мозгового кровообращения.
  • Обращение через метафоры для пациента с данной патологией дает возможность вербализовать будущее без выраженных чувств переживаний, связанных с инсультом.
  • Является одним из быстрых и экономичных способов работы психолога, а также создает безопасный способ оценки и реабилитации пациента.
  • Дает возможность включиться резервным механизмам преодоления психоэмоционального напряжения, тревоги и депрессивных состояний.

Практическая значимость (дидактическая направленность):

1. Во время исследования установлено, что для индивидуально-дифференцированного подхода к выбору реабилитационных мероприятий больным с ОНМК, необходимо их комплексное обследование с включением психофизиологических, клинических и логопедических методик.

2. Доказана клиническая эффективность использования метафорических фотокарт в работе с пациентами после ОНМК в комбинации с другими средствами психологической и медицинской реабилитацией.

3. Результаты исследований позволяют совершенствовать клиническую подготовку медицинских специалистов, оптимизировать лечебно-диагностический процесс на различных этапах реабилитации, а также позволит повысить эффективность всего восстановительного процесса.

Рецензенты:
Маликов Р.Ш., д.п.н., Казанский федеральный университет, г.Казань;

Прыгин Г.С., д.псх.н., Наберженочелнинский институт (филиал) федерального автономного  образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский федеральный университет», г.Набержные Челны.