В этом, несомненно, есть большая доля истины, но мы предлагаем посмотреть на этот вопрос с другой стороны.
Одним из интересующих нас направлений в психологической помощи пациентов с ОНМК стала возможность использования метафорических фотокарт в диагностики глубинных переживаний и преодоления посттравматических состояний пациентов, перенёсших нарушение мозгового кровообращения. Реабилитационная и волонтерская помощь в больничном стационаре проводилась студентами Набережночелнинского института К(П)ФУ под руководством медицинского психолога.
В силу сложившихся партнерских отношений, территорией для реализации идеи выбран Региональный сосудистый центр БСМП в г. Набережные Челны. Диагностика и реабилитация не ограничивалась устранением неврологической симптоматики и была нацелена на создание для них оптимальных условий социального функционирования, повышения качества жизни, способности к самостоятельной активной деятельности[1;3].
При этом мы считаем, что в современных условиях эта проблема приобретает особую важность, поскольку в последнее время реабилитационная работа сводится к поддерживающей фармакотерапии.
Социальная адаптация больных в обществе затруднена, свидетельством чему являются возрастающие уровни суицидов, социально опасных действий, разводов, инвалидности, безработицы[2].
В связи с этим остро ощущается необходимость разработки реабилитационных программ и их внедрения в практику работы медицинских учреждений.
Цель исследования: возможность применения метафорических фотокарт в профилактике и преодоления эмоционального напряжения у больных с нарушением мозгового кровообращения (ОНМК) с помощью метафорических фотокарт.
В ходе проекта были реализованы следующие задачи:
1.Создание условий для оказания психоэмоциональной реабилитации пациентов регионального сосудистого центра через:
- формирование инициативной группы студентов-волонтеров, способных участвовать в реабилитации;
- проведение диагностики коммуникативной составляющей удовлетворенности у пациентов больницы, зафиксировать динамику результатов
- оценить оптимальность применения метафорических фотокарт в условиях стационара.
2. Ослабление имеющихся у больных симптомов, оптимизация и стабилизация их психического состояния и социального функционирования;
- достижение более высокого уровня психосоциальной адаптации, формирование навыков саморегуляции, а также развитие способности понимать себя и выражать свои чувства и мысли как в вербальной, так и в невербальной форме;
- укрепление чувства «Я», совершенствование способностей к принятию самостоятельных решений, к действиям в конфликтных и напряженных ситуациях, формирование устойчивой системы социально значимых связей, интересов, увлечений[2].
3. Накопление и распространение методического материала о возможностях и перспективах проведения реабилитационных программ в больничных стационарах через:
- накопление методической базы по вопросам социализации инвалидов через применение проективных методик.
При этом работа с данным направлением способствовала реализации социальной активности инвалидов; снизила их вынужденную изоляцию. Взаимодействие с волонтерской группой студентов дополнительно раскрыло новые особенности своей жизненной ситуации, помогло по-иному, более позитивно оценить свою жизнь, в ряде случаев - в корне изменить свое мнение о ней.
Для диагностики и работы использовался набор метафорических фотокарт, разработанные Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой[4].
Выборка исследования: в исследовании принимали участие пациенты от 40 до 80 лет в первый восстановительный период после ОНМК и не имеющие тяжелую форму патологии (нарушения движения, речи и интеллекта). Количество испытуемых 80 человек (представили две группы - контрольную и экспериментальную).
Для достоверности данного исследования мы использовали следующую схему исследования: оценку нейропсихологического и речевого анамнеза. Нейропсихологическое исследовании, основанное на принципах синдромного анализа психических состояний при ОНМК, позволило сравнить нарушения ВПФ у больных в группе и оценить динамику на фоне применения «Метакарт».
Количество отобранных нейропсихологических и речевых проб не выходило за рамки временных лимитов работы с пациентом, имеющие, как правило, сниженный уровень работоспособности, инертности психических процессов, повышенной утомляемости. Нейропсихологическое исследование начиналось с определения индивидуального профиля межполушарной асимметрии.
Исследованию подлежали: гнозис, праксис, речевой статус, оценка эмоционального состояния. Для оценки эмоционального состояния использовалась госпитальная шкала тревоги и депрессии, экспертная оценка врачей и психиатра.
Дополнительные компоненты оценки психического состояния пациентов: нейродинамические процессы (понимание инструкций, время выполнения), отношение к выполнению тестов (старательность, небрежность, пассивность, безразличие), эмоциональное состояние (подавленность, скорбную тоску, амимию, демонстративность, дурашливость, склонность к плоским шуткам.
В невротическом статусе пациентов преобладали чувствительные, нарушения нейропсихологического и эмоционального состояния. На этапах катамнестического наблюдения (до использования «метафорических фотокарт») у больных отмечалось статистически значимое нарастание тяжести эмоционального состояния.
Для оценки межгрупповых исследований (на начало и конец исследования в контрольной и экспериментальной группе) использовался критерий Стьюдента, оценки нейропсихологического статуса непараметрический критерий Фридмена.
Все результаты занесены в таблицы (на начало исследования, и на конец исследования):
Таблица 1
Динамика эмоциональных нарушений у больных в период использования «Метакарт», экспериментальная группа
Показатель (баллы) М±m |
Этапы наблюдения |
|||
1 на начало исследов. |
3 недели |
5 недель |
3 месяца |
|
Тревога |
14,6 ±1,3 |
11,1±0,5 * |
8,9±0,4 ** |
7,3±0,8*** |
Депрессия |
17.1±1,4 |
13,8±0,4 |
6,9±0,7* |
11,01±0,7** |
Интегральная сумма балльной оценки функционального восстановления по шкале Бартелль и оценки эмоционального состояния после проведения курса «C использование метафорических фотокарт» пациентов по вышеперечисленным критериям, была наилучшей и статистически значимой.
Тематический подход использования фотокарт, характеризовался относительно высокой структурированностью и директивностью работы, что отвечало ожиданиям большинства пациентов. Данная методика является возможностью проведения диагностики небольшой и средней продолжительности, высокой гибкостью и доступностью для пациентов, в том числе, ранее не участвовавших в психотерапии. Аналитический компонент предусматривал «мягкий», опосредованный аналитический разбор созданных произведений на основе интерпретаций скрытого смысла создаваемых образов, символов, значений употребляемого цвета или формы в сочетании с анализом процессов[4;5].
Таблица 2
Динамика эмоциональных нарушений у больных без применения «Метакарт», контрольная группа
Показатель (баллы) М±m |
Этапы наблюдения |
|||
1 на начало иссл. |
3 недели |
5 недель |
3 месяца |
|
Тревога |
14,3 ±1,2 |
10,2±0,5 |
12,8±0,4 |
12,5±0,8* |
Депрессия |
16,1±1,3 |
12,6±0,4 |
11,9±0,7 |
9,8±0,7* |
Динамика эмоциональных нарушений по госпитальной шкале тревоги - по домене тревоги (х ² =3,386, n´ =3, p< 0,05) и депрессии (х ² =4, 376, n´ =3, p< 0,001). При сравнении бальных оценок в группах до исследования и после исследования были получены статистически значимые различия, как по домену тревоги, так и по депрессии (p<0,05). Выявлена субклинически выраженная тревога, причем показатель значим. При сравнительном изучении бальных оценок при нейропсихологическом исследовании у больных отмечаются улучшение показателей восстановления утраченных функций, статистически значимые: уровень тревоги (r=0,36) и депрессии (r=0,39). Не выявлено корреляционной связи между тяжестью инсульта и мнестическими факторами (r= - 0,19).
Проведенный курс реабилитации оказал положительное влияние на состояние адаптации больных. Положительная динамика адаптации и реактивности больных произошла за счет улучшения психоэмоциональной сферы и оптимизации вегетативного регулирования.
В результате исследования мы получили следующие результаты. В работе с пациентами перенесших ОНМК использование метафорических фотокарт является одним из эффективных средств коррекции психоэмоциональных состояний, так как позволяют:
- Создают атмосферу безопасности и ретравматизации.
- Позволяют наглядно с помощью фотокарт осознать актуальные и внутренние переживания, связанные не только с состоянием после инсульта, но и возможно выявить проблемы, которые привели к состоянию эмоционального перенапряжения, приведшие к нарушению мозгового кровообращения.
- Обращение через метафоры для пациента с данной патологией дает возможность вербализовать будущее без выраженных чувств переживаний, связанных с инсультом.
- Является одним из быстрых и экономичных способов работы психолога, а также создает безопасный способ оценки и реабилитации пациента.
- Дает возможность включиться резервным механизмам преодоления психоэмоционального напряжения, тревоги и депрессивных состояний.
Практическая значимость (дидактическая направленность):
1. Во время исследования установлено, что для индивидуально-дифференцированного подхода к выбору реабилитационных мероприятий больным с ОНМК, необходимо их комплексное обследование с включением психофизиологических, клинических и логопедических методик.
2. Доказана клиническая эффективность использования метафорических фотокарт в работе с пациентами после ОНМК в комбинации с другими средствами психологической и медицинской реабилитацией.
3. Результаты исследований позволяют совершенствовать клиническую подготовку медицинских специалистов, оптимизировать лечебно-диагностический процесс на различных этапах реабилитации, а также позволит повысить эффективность всего восстановительного процесса.
Рецензенты:
Маликов Р.Ш., д.п.н., Казанский федеральный университет, г.Казань;
Прыгин Г.С., д.псх.н., Наберженочелнинский институт (филиал) федерального автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский федеральный университет», г.Набержные Челны.
Библиографическая ссылка
Комарова Л.Ю. ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОАНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТАФОРИЧЕСКИХ ФОТОКАРТ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23945 (дата обращения: 14.02.2025).