Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОАНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТАФОРИЧЕСКИХ ФОТОКАРТ

Комарова Л.Ю. 1
1 Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Проведен анализ использования метафорических фотокарт в преодоление психоэмоционального напряжения у пациентов перенёсших нарушение мозгового кровообращения, позволяющие выявить и преодолеть глубинные и актуальные переживания без обращения к психотравмирующей ситуации с учетом дидактических и психологических принципов организации помощи пациентам с нарушением мозгового кровообращения. Данная методика является возможностью проведения диагностики небольшой и средней продолжительности, высокой гибкостью и доступностью для пациентов, в том числе, ранее не участвовавших в психотерапии. Положительная динамика адаптации и реактивности больных произошла за счет улучшения психоэмоциональной сферы и оптимизации вегетативного регулирования. Во время исследования установлено, что для индивидуально-дифференцированного подхода к выбору реабилитационных мероприятий больным с ОНМК, необходимо их комплексное обследование с включением психофизиологических, дидактических методик.
внутренние процессы
метафорические фотокарты
проективные техники
дидактические принципы
1. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989.
2. Лурия А. Р., Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. — М.: Медицина, 1977.
3. Морозовская, Е. Мир проективных карт [Текст]: обзор колод, упражнения, тренинги.- М.: Генезис, 2014.-168с.
4. Н. А. Носов, Сознание и психика (Глава 3) //Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. — М.: Наука, 2001.
5. Хаген Л. Арт-терапия и медицина // Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии. – 2008. – Том 11, № 1. – C. 41–57.
На современном этапе педагогическая и психологическая  поддержка  пациентов после инсульта достаточна широка. Однако, не смотря на всевозможные направления и приемы  в работе специалистов, имеет место не разработанность использования метафорических фотокарт с учетом дидактических и психологических принципов работы. Сложилось мнение, что использование техник не дают оптимальных результатов в работе с пациентами, перенёсших нарушение мозгового кровообращения.

В этом, несомненно, есть большая доля истины, но мы предлагаем посмотреть на этот вопрос с другой стороны.

Одним из интересующих нас направлений в психологической помощи пациентов с ОНМК стала возможность использования метафорических фотокарт в диагностики глубинных переживаний и преодоления посттравматических состояний пациентов, перенёсших нарушение мозгового кровообращения. Реабилитационная и волонтерская помощь в больничном стационаре проводилась студентами Набережночелнинского института К(П)ФУ под руководством медицинского психолога.

В силу сложившихся партнерских отношений, территорией для реализации идеи выбран Региональный сосудистый центр БСМП в г. Набережные Челны. Диагностика и реабилитация не ограничивалась устранением неврологической симптоматики и была  нацелена на создание для них оптимальных условий социального функционирования, повышения качества жизни, способности к самостоятельной активной деятельности[1;3].

При этом мы считаем, что в современных условиях эта проблема приобретает особую важность, поскольку в последнее время реабилитационная работа сводится к поддерживающей фармакотерапии.

Социальная адаптация больных в обществе затруднена, свидетельством чему являются возрастающие уровни суицидов, социально опасных действий, разводов, инвалидности, безработицы[2].

В связи с этим остро ощущается необходимость разработки реабилитационных программ и их внедрения в практику работы медицинских учреждений.

Цель исследования: возможность применения метафорических фотокарт в профилактике и преодоления эмоционального напряжения у больных с нарушением мозгового кровообращения (ОНМК)  с помощью метафорических фотокарт.

 В ходе проекта были реализованы следующие задачи:

1.Создание условий для оказания психоэмоциональной реабилитации   пациентов регионального сосудистого центра через:

  • формирование инициативной группы студентов-волонтеров, способных участвовать в реабилитации;
  • проведение диагностики коммуникативной составляющей удовлетворенности у пациентов больницы, зафиксировать динамику результатов
  • оценить оптимальность применения метафорических фотокарт в условиях стационара.

2. Ослабление имеющихся у больных симптомов, оптимизация и стабилизация их психического состояния и социального функционирования;

  • достижение более высокого уровня психосоциальной адаптации, формирование навыков саморегуляции, а также развитие способности понимать себя и выражать свои чувства и мысли как в вербальной, так и в невербальной форме;
  • укрепление чувства «Я», совершенствование способностей к принятию  самостоятельных решений, к действиям в конфликтных и напряженных ситуациях, формирование устойчивой системы социально значимых связей, интересов, увлечений[2].

3. Накопление и распространение методического материала о возможностях и перспективах проведения реабилитационных программ  в больничных стационарах через:

  • накопление методической базы по вопросам социализации инвалидов через применение проективных методик.

При этом работа с данным направлением способствовала реализации социальной активности инвалидов; снизила их  вынужденную изоляцию. Взаимодействие с волонтерской группой студентов дополнительно раскрыло  новые особенности своей жизненной ситуации, помогло по-иному, более позитивно оценить свою жизнь, в ряде случаев - в корне изменить свое мнение о ней.

Для диагностики и работы использовался набор метафорических фотокарт, разработанные Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой[4].

Выборка исследования: в исследовании принимали участие пациенты от 40 до 80 лет в первый восстановительный период после ОНМК  и не имеющие тяжелую форму патологии (нарушения движения, речи и интеллекта). Количество испытуемых 80 человек (представили две группы - контрольную и экспериментальную).

 Для достоверности данного исследования мы использовали следующую схему исследования: оценку нейропсихологического и речевого анамнеза. Нейропсихологическое исследовании, основанное на принципах синдромного анализа психических состояний при ОНМК, позволило сравнить нарушения ВПФ у больных в группе и оценить динамику  на фоне применения «Метакарт». 

Количество отобранных нейропсихологических и речевых проб не выходило за рамки временных лимитов работы с пациентом, имеющие, как правило, сниженный уровень работоспособности, инертности психических процессов, повышенной утомляемости. Нейропсихологическое исследование начиналось с определения индивидуального профиля межполушарной асимметрии.

Исследованию подлежали: гнозис, праксис, речевой статус, оценка эмоционального состояния. Для оценки эмоционального состояния использовалась госпитальная шкала тревоги и депрессии, экспертная оценка врачей и психиатра.  

Дополнительные компоненты оценки психического состояния пациентов: нейродинамические процессы (понимание инструкций, время выполнения), отношение к выполнению тестов (старательность, небрежность, пассивность, безразличие), эмоциональное состояние (подавленность, скорбную тоску, амимию, демонстративность, дурашливость,  склонность к плоским шуткам.

В невротическом статусе пациентов преобладали чувствительные, нарушения нейропсихологического и эмоционального состояния. На этапах катамнестического наблюдения (до использования «метафорических фотокарт») у больных отмечалось статистически значимое нарастание  тяжести эмоционального состояния.

Для оценки межгрупповых исследований (на начало и конец исследования в контрольной и экспериментальной группе)  использовался критерий Стьюдента, оценки нейропсихологического статуса непараметрический критерий  Фридмена.

Все результаты занесены в таблицы (на начало исследования, и на конец исследования):

Таблица 1

Динамика эмоциональных нарушений у больных в период использования «Метакарт», экспериментальная группа

Показатель (баллы)

М±m

Этапы наблюдения

1 на начало исследов.

3 недели

5 недель

3 месяца

Тревога

14,6 ±1,3

11,1±0,5 *

8,9±0,4 **

7,3±0,8***

Депрессия

17.1±1,4

13,8±0,4

6,9±0,7*

11,01±0,7**

Интегральная сумма балльной оценки функционального восстановления по шкале Бартелль и оценки эмоционального состояния после проведения курса «C использование метафорических фотокарт» пациентов по вышеперечисленным критериям, была наилучшей и статистически значимой.

Тематический подход использования фотокарт, характеризовался относительно высокой структурированностью и директивностью работы, что отвечало ожиданиям большинства пациентов.  Данная методика является возможностью проведения диагностики небольшой и средней продолжительности, высокой гибкостью и доступностью для пациентов, в том числе, ранее не участвовавших в психотерапии. Аналитический компонент предусматривал «мягкий», опосредованный аналитический разбор созданных произведений на основе интерпретаций скрытого смысла создаваемых образов, символов, значений употребляемого цвета или формы в сочетании с анализом процессов[4;5].

Таблица 2

Динамика эмоциональных нарушений у больных без применения «Метакарт», контрольная группа

Показатель (баллы)

М±m

Этапы наблюдения

1 на начало иссл.

3 недели

5 недель

3 месяца

Тревога

14,3 ±1,2

10,2±0,5

12,8±0,4

12,5±0,8*

Депрессия

16,1±1,3

12,6±0,4

11,9±0,7

9,8±0,7*

Динамика эмоциональных нарушений по госпитальной шкале тревоги  - по домене тревоги (х ² =3,386, n´  =3, p< 0,05)  и депрессии (х ² =4, 376, n´  =3, p< 0,001). При сравнении бальных оценок в группах до исследования и после исследования были получены статистически значимые различия, как по домену тревоги, так и по депрессии (p<0,05). Выявлена субклинически выраженная тревога, причем показатель значим. При сравнительном изучении бальных оценок при нейропсихологическом исследовании  у больных отмечаются улучшение показателей восстановления утраченных функций, статистически значимые: уровень тревоги (r=0,36) и депрессии (r=0,39). Не выявлено корреляционной связи между тяжестью инсульта и мнестическими факторами (r= - 0,19).

Проведенный курс реабилитации оказал  положительное влияние на состояние адаптации  больных.  Положительная динамика адаптации и реактивности больных  произошла за счет   улучшения психоэмоциональной сферы и оптимизации вегетативного регулирования.

В результате исследования  мы получили следующие результаты. В работе с пациентами перенесших ОНМК использование метафорических фотокарт является одним из эффективных средств коррекции психоэмоциональных состояний, так как позволяют:

  • Создают атмосферу безопасности и ретравматизации.
  • Позволяют наглядно с помощью фотокарт осознать актуальные и внутренние переживания, связанные не только с состоянием после инсульта, но и возможно выявить проблемы, которые привели к состоянию эмоционального перенапряжения, приведшие к нарушению мозгового кровообращения.
  • Обращение через метафоры для пациента с данной патологией дает возможность вербализовать будущее без выраженных чувств переживаний, связанных с инсультом.
  • Является одним из быстрых и экономичных способов работы психолога, а также создает безопасный способ оценки и реабилитации пациента.
  • Дает возможность включиться резервным механизмам преодоления психоэмоционального напряжения, тревоги и депрессивных состояний.

Практическая значимость (дидактическая направленность):

1. Во время исследования установлено, что для индивидуально-дифференцированного подхода к выбору реабилитационных мероприятий больным с ОНМК, необходимо их комплексное обследование с включением психофизиологических, клинических и логопедических методик.

2. Доказана клиническая эффективность использования метафорических фотокарт в работе с пациентами после ОНМК в комбинации с другими средствами психологической и медицинской реабилитацией.

3. Результаты исследований позволяют совершенствовать клиническую подготовку медицинских специалистов, оптимизировать лечебно-диагностический процесс на различных этапах реабилитации, а также позволит повысить эффективность всего восстановительного процесса.

Рецензенты:
Маликов Р.Ш., д.п.н., Казанский федеральный университет, г.Казань;

Прыгин Г.С., д.псх.н., Наберженочелнинский институт (филиал) федерального автономного  образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский федеральный университет», г.Набержные Челны.


Библиографическая ссылка

Комарова Л.Ю. ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОАНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТАФОРИЧЕСКИХ ФОТОКАРТ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23945 (дата обращения: 27.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074