Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

WAYS TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF PUBLIC INSTITUTIONS IN THE PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY ( REGIONAL EXPERTISE )

Karagodin A.V. 1 Stepkin R.M. 1 Pereverzeva E.S. 1 Kapustina I.Yu. 1
1 Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I.D. Putilin
his article describes the main ways of increasing the effectiveness of civil society organizations in the prevention of juvenile delinquency as an example of regional experience. Thus, in accordance with para. 4, Art. 24 of the Federal Law "On Principles of Prevention of neglect and juvenile delinquency" associations, in addition to other subjects of the system of prevention, and actively participate in the implementation of prevention of child neglect and juvenile delinquency. NGO activities for the prevention of juvenile delinquency in the years of the Soviet Union has been ideologized and well-funded by the state. However, the study of modern public organizations showed that they constitute the backbone, as a rule, public organizations of the Soviet period. This is evidenced by the presence of modern society some groups of public organizations. It is concluded that the considerable help law enforcement bodies in the direction of preventive public may have a form of protection of public order. At the level of some of the Russian Federation (eg, Belgorod, Kemerovo and Vologda regions) developed and adopted laws that regulate these social relationships. Also, thoroughly analyzed the experience of the Belgorod region on the work of these organizations in the direction of prevention.
associations
prevention
juvenile
state power
preventive measures
youth

В соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» общественные объединения, помимо других субъектов системы профилактики, также принимают активное участие в осуществлении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В современный период к одной из актуальных задач органов государственной власти относится стимулирование роста институтов гражданского общества, в число которых входят и общественные объединения, используя при этом весь потенциал с целью эффективного решения социально -значимых проблем.

Анализируя роль, которую играют общественные организации в осуществлении профилактики правонарушений несовершеннолетних, считаем уместным напомнитьопыт общественных организаций, которые действовали в период существования СССР. Поэтому проведенная классификация упомянутых общественных организаций, исходя из направленности их воздействия наподростков, позволяет разделить их на четыре группы.

В первую группу - подростково-молодежные организации - входилив: движение октябрят, пионерская организация, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи. Основной задачей таких организаций и движений являлось формирование у подрастающего поколения морально-нравственных качеств, которые, в свою очередь, должны были соответствовать требованиям Морального кодекса строителя коммунизма, идеологии государственной власти.

В пионерской организации осуществлялась индивидуальная воспитательная работа.

Комсомол же являлся координатором деятельности всех субъектов, работающих с несовершеннолетними.

Но в работе комсомола отмечался и недостаток, который заключался в в отчужденности идеологической доктрины от реальных молодежных проблем и отрыв комсомольских «функционеров» от рядовых членов организации, а также наблюдался и формализм в проводимой работе. Все вопросы, касающиеся подростков, должны были подтверждать заранее выдвинутые идеологические тезисы.

Вторую группу составляли патерналистские  (от латинского «pater» -отец) организации, то есть родительские комитеты, родительские патрули, женсоветы и советы ветеранов, членами которых являлись родители и люди старшего возраста. Данные общественные организации выполняли воспитательно-правовые, воспитательно-нравственные и воспитательно-патриотические функции.

К третьей группе относились, так называемые, специализированные общественные организации, которые составляли добровольные народные дружины, оперативные комсомольские отряды и опорные пункты охраны порядка. В своей деятельности данные организации взаимодействовали как с армией, так и с милицией и обладали при этом определенными властными полномочиями. Кроме того, к данной группе также относились спортивные общества и организации, добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, общество «Знание».

Таким образом, можно констатировать, что создание указанных выше общественных организаций повлекло за собой формирование единой системы профилактики правонарушений в СССР.

Необходимо отметить, что в90-е годы XX века престиж науки, научных знаний и ученого, к сожалению, значительно снизился, что, в свою очередь, сказалось и на деятельности вышеупомянутого общества «Знание». В тот период заказа со стороны государства на просветительские услуги не поступало. Но, несмотря на это, общество смогло все же сохранить свои филиалы в семидесяти регионах страны. Оно продолжало уже в новых условиях образовательную работу, а также смогло наладить сотрудничество с родственными организациями за границей. Свою деятельность такое общество осуществляло и в Белгородской области, которая была в дальнейшем, к сожалению, прекращена.

Четвертую (так называемую смешанную) группу составляли: профсоюз, совет профилактики, совет общественности, женсоветы.

При этом профсоюз в своей деятельности отличался некоторыми особенностями работы. Так, деятельность такого профсоюза была направлена на:

а)защиту законных прав и интересов подростков в возрасте до 18 лет подростков в процессе их трудовой деятельности и оплаты труда;

б)повышение профессионального роста ростанесовершеннолетнего;

в)закрепление за работающими несовершеннолетнимилицами шефа-наставника или же общественного воспитателя из числа наиболее опытных и морально устойчивых работников;

г)проведение индивидуальной воспитательной работыподростками, которые являются или нарушающими трудовую дисциплину, или склонными к совершению противоправной деятельности, а также состоящими на профилактическом учете в органах внутренних дел;

д)оказание материальной помощи нуждающимся подросткам.

Подчеркнем, что деятельность общественных организаций по профилактике правонарушений несовершеннолетних в годы существования СССР была идеологизирована и хорошо финансировалась государством.

Таким образом, одной из причин распада добровольных народных дружин, системы общественных воспитателей, шефов и наставничества, советов профилактики трудовых коллективов, а также комиссии по борьбе с пьянством можно определить отсутствие финансирования их деятельности государством. Прекратили свое существование и оперативные комсомольские отряды.

В связи с этим, образовался своего рода «вакуум», который заполнен не был, что и явилось причиной резкого «сужения» социальной базы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Отметим, что в советские времена не было ни скинхедов, ни бритоголовых, ни националистов. Подростки (дети) были заняты как в свободное время, так и в учебное. Действенно работала система, при которой ребенок не только учился, но и воспитывался, а государство при этом несло ответственность за это. В то время как многие зарубежные государства строят государственную молодежную политику с использованием советского опыта, Россия от него полностью отказалась. В наше время нашим детям навязываются чуждая культура, неуважение к национальным обычаям, этническим корням. Например, полное игнорирование норм морали и этики, помноженное на демонстративно агрессивное поведение футбольных и музыкальных фанатов, вынуждает таким образом создавать в силовых ведомствах специальные структуры для надзора за молодежными группировками.

Вместе с тем, изучение современных общественных организаций показало, что их костяк составляют, как правило, общественные организации советского периода. Об этом свидетельствует и наличие в современном обществе некоторыхгрупп общественных организаций.

К первой такой группе относятся пионерские и детские организации, которые занимаются идейно-нравственным воспитанием детей и подростков.

Вторую (патерналистскую) группу составляют родительские комитеты, родительские патрули, организации патриотического правового воспитания и женские объединения. Все они выполняют воспитательно-нравственные, воспитательно-правовые и воспитательно-патриотические функции, а также занимаются вопросами защиты прав семьи и детей. Третья (специализированная) группа общественных организаций, являющаяся группой, к которой относятся спортивные общества и организации, выполняет спортивно-оздоровительные функции. К четвертой, смешанной группе, относятся профсоюзы и советы профилактики. В основу их деятельности входит профессионально-трудовое и морально-правовое воздействие.

Кроме вышеназванных общественных организаций, которые действовали в советское время и имеющихся в настоящее время, в современный период можно выделить еще пятую группу, в состав которой входят международные общественные организации- ассоциации, объединения и фонды. Их задачей является защита прав и интересов несовершеннолетних в соответствии с международными нормами права.

Отметим, что немалую помощь органам внутренних дел в работе профилактического направления могут оказать общественные формирования по охране общественного порядка. На уровне некоторых субъектов Российской Федерации (например, Белгородской, Кемеровской, Вологодской областях) разрабатываются и принимаются законодательные акты, которые регулируют данные общественные отношения. Так, необходимость содействия возрождению деятельности добровольных народных дружин, а также созданию молодежных оперативных отрядов, привлечения к работе по профилактике преступлений сотрудников частных охранных предприятий, общественных объединений и гражданских союзов из числа бывших сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, включения представителей общественных объединений и гражданских союзов, формируемых правоохранительными органами и спецслужбами, ототметили участники выездного заседания Национального гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами, независимой организации «Гражданское общество» и Национального фонда «Общественное признание» с руководством правоохранительных ведомств, а также законодательных и судебных органов власти, которое состоялось в Министерстве внутренних дел России 26 ноября 2004 года.[4]

В Белгородской области накоплен положительныйопыт работы общественных организаций по различным направлениям, в том числе и по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

На территории Белгородскойобласти зарегистрировано более 30 общественных организаций, участвующих в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Среди данных организаций особенно данных организацийвыделяетсядеятельность таких организаций, как:

- Белгородская областная общественная организация «Российский союз молодежи»;

- Белгородская областная молодежная общественная    организация «Ассоциация учащейся молодежи»;

- Белгородское отделение Общероссийской общественной организации содействия развитию суверенной демократии «Наши»;

- Белгородская региональная организация общероссийской общественной организации «Российский союзюристов»;

- Белгородская региональная общественная организация «Будущее без наркотиков». Выше упомянутые общественные организации активно реализуют социально значимые программы и проекты по актуальным проблемам семьи и детства. Оказывается широкий спектр социальных услуг семьям с детьми; ведется профилактическая работа с детьми и подростками, так называемой «группы риска» (наркоманами, детьми из асоциальных семей, безнадзорными, беспризорными, правонарушителями); принимается активное участие в просветительской деятельности по формированию правовой культуры, здорового образа жизни населения.

Так, в Белгородской области активно и систематически проходит акция «Скажи наркотикам нет!». Такая акция продолжает собой осуществление ряда мероприятий в областипрофилактики наркомании в молодежной среде. Она организовывается при содействии управления по делам молодежи Белгородской области, правоохранительных органов и общественных организаций области.

Одной из главных целей организаторы акции обозначилиформирование в сознании молодежи действенной установки на неприятие наркотических средств и психотропных веществ, а также на ведение здорового образа жизни.

А такая Белгородская областная общественная организация, как, например, «Наши» при взаимодействиисовместнос Управлением по делам молодежи Правительства Белгородской области проводит такие социально значимые акции, как: «Однодневный мораторий на употребление спиртного, табака и наркотиков», «Задумайся!», «Мы - за здоровую нацию!», «Родной земле- заботу!», «Подарок солдату» и другие.

18 октября 2013г. в Доме правительства Белгородской области было проведенопервое заседание детского общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Белгородской области. Заседание прямо было посвящено проблемам информационной безопасности подростков.

В состав детского общественного совета на сегодняшний день входят более сорока инициативных школьников и воспитанников детских домов; активистов, которые проявляют себя не только в учебе и спорте, но и в творческой и общественной жизни района, в котором проживают. И такие организации планируется создать в будущем в каждом районе. А подобные заседания будут проводиться четыре раза в год. В случае возникновения незапланированных вопросов совет будет собираться дополнительно.

«Белгородские школьники занимают очень активную жизненную позицию. На территории области функционирует 634 детских общественных организации и объединения, в деятельности которых принимают участие 99 тысяч детей и подростков. Это - огромная гвардия. И, конечно же, мы очень заинтересованы в том, чтобы услышать мнение детей по целому ряду вопросов. Без их мнения мы не справимся» [5]- отметила заместитель начальника департамента образования Белгородской области Елена Тишина.

Стоит отметитьподчеркнуть, что предложения членов совета носят исключительно рекомендательный характер, но они при этом учитываются в принятии молодежных программ и региональных законов, которые, в свою очередь, затрагивают интересы молодежи данного региона.

Деятельность совета осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН по правам ребенка [2], Конституцией Российской Федерации [3], Законодательством Российской Федерации, Законодательством Белгородской области и Положением о детском общественном совете по правам ребенка в Белгородской области.

Учитывая и принимая во внимание важность участия общественных объединений в решении социальных задач, органы государственной власти Белгородской области осуществляют меры по поддержке общественных организаций и привлечению их к совместной деятельности.

Также важно отметить, что в Белгородской областиБелгородской области, например, принят Закон Белгородской области от 31 января 2005 г. № 167 «Об ответственности родителей за воспитание детей» [6], который конкретно очерчивает круг обязанностей родителей по вопросам воспитания и образования, всестороннего развития, защиты прав и интересов их несовершеннолетних детей, а также определяет способы профилактики неисполнения или ненадлежащего исполнения указанных выше родительских обязанностей.

Данный закон разрабатывался при активном участии родительских объединений и иных общественных организаций.

Таким образом, в современный период в Белгородской области активно используются различные организационные формы сотрудничества государственной власти и общественных организаций, которые занимаются проблемами детства. Помимо этого отрабатываются новые технологии их совместной деятельности. Вместе с тем, процесс формирования механизма взаимодействия государственной власти и общественных объединений еще не находится в стадии завершения, но он, по-прежнему, требует совершенствования.

На основании изложенного, мы приходим к выводу о том, что: во-первых, общественные объединения и организации представляют Тсобой один из элементов гражданского общества и играют важную роль в решении проблем и подростков, и детей. Общественные организации активно принимают участие не только в разработке, но и в реализации как государственных федеральных программ, так и программ на региональном и местном уровнях. А работа профилактической направленности видится в сочетании различных форм и методов правового регулирования [1]. Помимо этого, общественные организации разрабатывают, а в дальнейшем, и выступают с собственными программами, реализуя их, уделяя при этом особое внимание детям, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в число которых входят безнадзорные и несовершеннолетние-правонарушители.

Во-вторых, видится необходимым консолидация усилий органов не только законодательной и исполнительной власти, но и общественных организаций в целях успешных решений проблем в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в целом, а также защите их прав.

И, в-третьих, ввиду того, что в последнее десятилетие в России активно используются различные организационные формы сотрудничества органов государственной власти и общественных организаций, занимающихся проблемами детства, то отрабатываются, естественно, и новые технологии совместной деятельности. ТесноеТесное взаимодействие государственных и общественных структур осуществляется на региональном и муниципальных уровнях. Вместе с тем, имеются и недостатки в работе. Неотлаженный в полной мере механизм их взаимодействия снижает эффективность совместной деятельности в интересах детей.

Таким образом, на наш взгляд, необходимо болееболее привлекать общественные организации к решению социальных задач в борьбе с беспризорностью, безнадзорностью, наркоманией и правонарушениями несовершеннолетних. С этой целью считаем целесообразным заключать договоры о социальном партнерстве государственного и негосударственного секторов; способствовать повсеместно созданию координационных советов по взаимодействию органов власти и общественных организаций; рекомендовать органам местного самоуправления разработку положения о конкурсах социального заказа, через участие в которых некоммерческие организации могут быть подрядчиками в выполнении данных программ; предусмотреть возможность участия специалистов общественных организаций в независимой оценке результатов и эффективности реализации целевых программ на этапе их завершения; организовать информирование населения о возможности получения услуг в социальных службах; а также использовать возможности средств массовой информации в целях освещения деятельности общественных организаций по предоставлению социальных услуг в выше рассмотренной сфере.