В соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» общественные объединения, помимо других субъектов системы профилактики, также принимают активное участие в осуществлении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В современный период к одной из актуальных задач органов государственной власти относится стимулирование роста институтов гражданского общества, в число которых входят и общественные объединения, используя при этом весь потенциал с целью эффективного решения социально -значимых проблем.
Анализируя роль, которую играют общественные организации в осуществлении профилактики правонарушений несовершеннолетних, считаем уместным напомнитьопыт общественных организаций, которые действовали в период существования СССР. Поэтому проведенная классификация упомянутых общественных организаций, исходя из направленности их воздействия наподростков, позволяет разделить их на четыре группы.
В первую группу - подростково-молодежные организации - входилив: движение октябрят, пионерская организация, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи. Основной задачей таких организаций и движений являлось формирование у подрастающего поколения морально-нравственных качеств, которые, в свою очередь, должны были соответствовать требованиям Морального кодекса строителя коммунизма, идеологии государственной власти.
В пионерской организации осуществлялась индивидуальная воспитательная работа.
Комсомол же являлся координатором деятельности всех субъектов, работающих с несовершеннолетними.
Но в работе комсомола отмечался и недостаток, который заключался в в отчужденности идеологической доктрины от реальных молодежных проблем и отрыв комсомольских «функционеров» от рядовых членов организации, а также наблюдался и формализм в проводимой работе. Все вопросы, касающиеся подростков, должны были подтверждать заранее выдвинутые идеологические тезисы.
Вторую группу составляли патерналистские (от латинского «pater» -отец) организации, то есть родительские комитеты, родительские патрули, женсоветы и советы ветеранов, членами которых являлись родители и люди старшего возраста. Данные общественные организации выполняли воспитательно-правовые, воспитательно-нравственные и воспитательно-патриотические функции.
К третьей группе относились, так называемые, специализированные общественные организации, которые составляли добровольные народные дружины, оперативные комсомольские отряды и опорные пункты охраны порядка. В своей деятельности данные организации взаимодействовали как с армией, так и с милицией и обладали при этом определенными властными полномочиями. Кроме того, к данной группе также относились спортивные общества и организации, добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, общество «Знание».
Таким образом, можно констатировать, что создание указанных выше общественных организаций повлекло за собой формирование единой системы профилактики правонарушений в СССР.
Необходимо отметить, что в90-е годы XX века престиж науки, научных знаний и ученого, к сожалению, значительно снизился, что, в свою очередь, сказалось и на деятельности вышеупомянутого общества «Знание». В тот период заказа со стороны государства на просветительские услуги не поступало. Но, несмотря на это, общество смогло все же сохранить свои филиалы в семидесяти регионах страны. Оно продолжало уже в новых условиях образовательную работу, а также смогло наладить сотрудничество с родственными организациями за границей. Свою деятельность такое общество осуществляло и в Белгородской области, которая была в дальнейшем, к сожалению, прекращена.
Четвертую (так называемую смешанную) группу составляли: профсоюз, совет профилактики, совет общественности, женсоветы.
При этом профсоюз в своей деятельности отличался некоторыми особенностями работы. Так, деятельность такого профсоюза была направлена на:
а)защиту законных прав и интересов подростков в возрасте до 18 лет подростков в процессе их трудовой деятельности и оплаты труда;
б)повышение профессионального роста ростанесовершеннолетнего;
в)закрепление за работающими несовершеннолетнимилицами шефа-наставника или же общественного воспитателя из числа наиболее опытных и морально устойчивых работников;
г)проведение индивидуальной воспитательной работыподростками, которые являются или нарушающими трудовую дисциплину, или склонными к совершению противоправной деятельности, а также состоящими на профилактическом учете в органах внутренних дел;
д)оказание материальной помощи нуждающимся подросткам.
Подчеркнем, что деятельность общественных организаций по профилактике правонарушений несовершеннолетних в годы существования СССР была идеологизирована и хорошо финансировалась государством.
Таким образом, одной из причин распада добровольных народных дружин, системы общественных воспитателей, шефов и наставничества, советов профилактики трудовых коллективов, а также комиссии по борьбе с пьянством можно определить отсутствие финансирования их деятельности государством. Прекратили свое существование и оперативные комсомольские отряды.
В связи с этим, образовался своего рода «вакуум», который заполнен не был, что и явилось причиной резкого «сужения» социальной базы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Отметим, что в советские времена не было ни скинхедов, ни бритоголовых, ни националистов. Подростки (дети) были заняты как в свободное время, так и в учебное. Действенно работала система, при которой ребенок не только учился, но и воспитывался, а государство при этом несло ответственность за это. В то время как многие зарубежные государства строят государственную молодежную политику с использованием советского опыта, Россия от него полностью отказалась. В наше время нашим детям навязываются чуждая культура, неуважение к национальным обычаям, этническим корням. Например, полное игнорирование норм морали и этики, помноженное на демонстративно агрессивное поведение футбольных и музыкальных фанатов, вынуждает таким образом создавать в силовых ведомствах специальные структуры для надзора за молодежными группировками.
Вместе с тем, изучение современных общественных организаций показало, что их костяк составляют, как правило, общественные организации советского периода. Об этом свидетельствует и наличие в современном обществе некоторыхгрупп общественных организаций.
К первой такой группе относятся пионерские и детские организации, которые занимаются идейно-нравственным воспитанием детей и подростков.
Вторую (патерналистскую) группу составляют родительские комитеты, родительские патрули, организации патриотического правового воспитания и женские объединения. Все они выполняют воспитательно-нравственные, воспитательно-правовые и воспитательно-патриотические функции, а также занимаются вопросами защиты прав семьи и детей. Третья (специализированная) группа общественных организаций, являющаяся группой, к которой относятся спортивные общества и организации, выполняет спортивно-оздоровительные функции. К четвертой, смешанной группе, относятся профсоюзы и советы профилактики. В основу их деятельности входит профессионально-трудовое и морально-правовое воздействие.
Кроме вышеназванных общественных организаций, которые действовали в советское время и имеющихся в настоящее время, в современный период можно выделить еще пятую группу, в состав которой входят международные общественные организации- ассоциации, объединения и фонды. Их задачей является защита прав и интересов несовершеннолетних в соответствии с международными нормами права.
Отметим, что немалую помощь органам внутренних дел в работе профилактического направления могут оказать общественные формирования по охране общественного порядка. На уровне некоторых субъектов Российской Федерации (например, Белгородской, Кемеровской, Вологодской областях) разрабатываются и принимаются законодательные акты, которые регулируют данные общественные отношения. Так, необходимость содействия возрождению деятельности добровольных народных дружин, а также созданию молодежных оперативных отрядов, привлечения к работе по профилактике преступлений сотрудников частных охранных предприятий, общественных объединений и гражданских союзов из числа бывших сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, включения представителей общественных объединений и гражданских союзов, формируемых правоохранительными органами и спецслужбами, ототметили участники выездного заседания Национального гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами, независимой организации «Гражданское общество» и Национального фонда «Общественное признание» с руководством правоохранительных ведомств, а также законодательных и судебных органов власти, которое состоялось в Министерстве внутренних дел России 26 ноября 2004 года.[4]
В Белгородской области накоплен положительныйопыт работы общественных организаций по различным направлениям, в том числе и по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
На территории Белгородскойобласти зарегистрировано более 30 общественных организаций, участвующих в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Среди данных организаций особенно данных организацийвыделяетсядеятельность таких организаций, как:
- Белгородская областная общественная организация «Российский союз молодежи»;
- Белгородская областная молодежная общественная организация «Ассоциация учащейся молодежи»;
- Белгородское отделение Общероссийской общественной организации содействия развитию суверенной демократии «Наши»;
- Белгородская региональная организация общероссийской общественной организации «Российский союзюристов»;
- Белгородская региональная общественная организация «Будущее без наркотиков». Выше упомянутые общественные организации активно реализуют социально значимые программы и проекты по актуальным проблемам семьи и детства. Оказывается широкий спектр социальных услуг семьям с детьми; ведется профилактическая работа с детьми и подростками, так называемой «группы риска» (наркоманами, детьми из асоциальных семей, безнадзорными, беспризорными, правонарушителями); принимается активное участие в просветительской деятельности по формированию правовой культуры, здорового образа жизни населения.
Так, в Белгородской области активно и систематически проходит акция «Скажи наркотикам нет!». Такая акция продолжает собой осуществление ряда мероприятий в областипрофилактики наркомании в молодежной среде. Она организовывается при содействии управления по делам молодежи Белгородской области, правоохранительных органов и общественных организаций области.
Одной из главных целей организаторы акции обозначилиформирование в сознании молодежи действенной установки на неприятие наркотических средств и психотропных веществ, а также на ведение здорового образа жизни.
А такая Белгородская областная общественная организация, как, например, «Наши» при взаимодействиисовместнос Управлением по делам молодежи Правительства Белгородской области проводит такие социально значимые акции, как: «Однодневный мораторий на употребление спиртного, табака и наркотиков», «Задумайся!», «Мы - за здоровую нацию!», «Родной земле- заботу!», «Подарок солдату» и другие.
18 октября 2013г. в Доме правительства Белгородской области было проведенопервое заседание детского общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Белгородской области. Заседание прямо было посвящено проблемам информационной безопасности подростков.
В состав детского общественного совета на сегодняшний день входят более сорока инициативных школьников и воспитанников детских домов; активистов, которые проявляют себя не только в учебе и спорте, но и в творческой и общественной жизни района, в котором проживают. И такие организации планируется создать в будущем в каждом районе. А подобные заседания будут проводиться четыре раза в год. В случае возникновения незапланированных вопросов совет будет собираться дополнительно.
«Белгородские школьники занимают очень активную жизненную позицию. На территории области функционирует 634 детских общественных организации и объединения, в деятельности которых принимают участие 99 тысяч детей и подростков. Это - огромная гвардия. И, конечно же, мы очень заинтересованы в том, чтобы услышать мнение детей по целому ряду вопросов. Без их мнения мы не справимся» [5]- отметила заместитель начальника департамента образования Белгородской области Елена Тишина.
Стоит отметитьподчеркнуть, что предложения членов совета носят исключительно рекомендательный характер, но они при этом учитываются в принятии молодежных программ и региональных законов, которые, в свою очередь, затрагивают интересы молодежи данного региона.
Деятельность совета осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН по правам ребенка [2], Конституцией Российской Федерации [3], Законодательством Российской Федерации, Законодательством Белгородской области и Положением о детском общественном совете по правам ребенка в Белгородской области.
Учитывая и принимая во внимание важность участия общественных объединений в решении социальных задач, органы государственной власти Белгородской области осуществляют меры по поддержке общественных организаций и привлечению их к совместной деятельности.
Также важно отметить, что в Белгородской областиБелгородской области, например, принят Закон Белгородской области от 31 января 2005 г. № 167 «Об ответственности родителей за воспитание детей» [6], который конкретно очерчивает круг обязанностей родителей по вопросам воспитания и образования, всестороннего развития, защиты прав и интересов их несовершеннолетних детей, а также определяет способы профилактики неисполнения или ненадлежащего исполнения указанных выше родительских обязанностей.
Данный закон разрабатывался при активном участии родительских объединений и иных общественных организаций.
Таким образом, в современный период в Белгородской области активно используются различные организационные формы сотрудничества государственной власти и общественных организаций, которые занимаются проблемами детства. Помимо этого отрабатываются новые технологии их совместной деятельности. Вместе с тем, процесс формирования механизма взаимодействия государственной власти и общественных объединений еще не находится в стадии завершения, но он, по-прежнему, требует совершенствования.
На основании изложенного, мы приходим к выводу о том, что: во-первых, общественные объединения и организации представляют Тсобой один из элементов гражданского общества и играют важную роль в решении проблем и подростков, и детей. Общественные организации активно принимают участие не только в разработке, но и в реализации как государственных федеральных программ, так и программ на региональном и местном уровнях. А работа профилактической направленности видится в сочетании различных форм и методов правового регулирования [1]. Помимо этого, общественные организации разрабатывают, а в дальнейшем, и выступают с собственными программами, реализуя их, уделяя при этом особое внимание детям, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в число которых входят безнадзорные и несовершеннолетние-правонарушители.
Во-вторых, видится необходимым консолидация усилий органов не только законодательной и исполнительной власти, но и общественных организаций в целях успешных решений проблем в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в целом, а также защите их прав.
И, в-третьих, ввиду того, что в последнее десятилетие в России активно используются различные организационные формы сотрудничества органов государственной власти и общественных организаций, занимающихся проблемами детства, то отрабатываются, естественно, и новые технологии совместной деятельности. ТесноеТесное взаимодействие государственных и общественных структур осуществляется на региональном и муниципальных уровнях. Вместе с тем, имеются и недостатки в работе. Неотлаженный в полной мере механизм их взаимодействия снижает эффективность совместной деятельности в интересах детей.
Таким образом, на наш взгляд, необходимо болееболее привлекать общественные организации к решению социальных задач в борьбе с беспризорностью, безнадзорностью, наркоманией и правонарушениями несовершеннолетних. С этой целью считаем целесообразным заключать договоры о социальном партнерстве государственного и негосударственного секторов; способствовать повсеместно созданию координационных советов по взаимодействию органов власти и общественных организаций; рекомендовать органам местного самоуправления разработку положения о конкурсах социального заказа, через участие в которых некоммерческие организации могут быть подрядчиками в выполнении данных программ; предусмотреть возможность участия специалистов общественных организаций в независимой оценке результатов и эффективности реализации целевых программ на этапе их завершения; организовать информирование населения о возможности получения услуг в социальных службах; а также использовать возможности средств массовой информации в целях освещения деятельности общественных организаций по предоставлению социальных услуг в выше рассмотренной сфере.
Библиографическая ссылка
Карагодин А.В., Степкин Р.М., Переверзева Е.С., Капустина И.Ю. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23825 (дата обращения: 19.04.2025).