Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

REFERENCE POINTS OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE FIELD OF NATURAL-SCIENCE EDUCATION

Ivanischeva N.A. 1
1 Orenburgskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet
Статья посвящена инновационной деятельности педагогического университета, центрированного на стратегии непрерывного развития, накоплении и трансформации разнообразных нововведений. Раскрыта инновационная деятельность в сфере высшего образования как целенаправленное совершенствование педагогической деятельности, содержания образования, предметно-пространственной среды образо-вательной организации. Обобщены результаты нововведений в едином многоуровневом образователь-ном пространстве и образовательном процессе педагогического университета как подтверждение высоких достижений, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. Обоснована необходимость изменения направлений образовательного процесса в связи с потребностью в педагогах нового поколения, способных не только квалифицированно выполнять свои функции, но и заниматься инновационной деятельностью, принимать ответственные решения в нестандартных ситуациях, идти на риск, постоянно самосовершенствоваться и саморазвиваться. Доказано, что инновационная деятельность в области естественнонаучного образования обеспечивает повышение качества педагогического образования.
Article is devoted to innovative activity of the pedagogical university aligned on strategy of continuous develop-ment, accumulation and transformation of various innovations. Innovative activity in the sphere of the higher education as purposeful improvement of pedagogical activity, the content of education, the subject and spatial environment of the educational organization is opened. Results of innovations in uniform multilevel educational space and educational process of pedagogical university as confirmation of high achievements, receiving new knowledge, qualitatively other student teaching are generalized. The necessity of changing the directions of the educational process in connection with the need for a new generation of educators who can not only qualified to perform their functions, but also the innovative, make responsible decisions in unusual situations, to take risks, to constantly improve and self-development. It is proved that innovative activity in the field of natural-science education provides improvement of quality of pedagogical education.
innovative activity
pedagogical University
educational space
innovations of the contents and organization of educational process
professional competence
personal development of the student.

Инновационная деятельность в сфере образования со второй половины ХХ века во всем мире начала приобретать все большие масштабы и значение.  Это, как известно, было обусловлено объективной необходимостью поиска путей преодоления кризисных явлений в образовании, которые в условиях трансформации индустриального общества, технологической революции,  вызванного ее кризиса техногенной цивилизации и обусловленной им угрозы глобальной экологической катастрофы перестало удовлетворять образовательные потребности и общества, и человека. В этой ситуации отчетливо обозначились исключительная значимость образования как инструмента и фактора управления общественным развитием, его важнейшая роль в формировании инновационной экономики и человеческого капитала. Столь сложная ситуация породила многообразие направлений инновационных поисков в сфере образования, которые тем не менее сущностно объединяются единой метацелью - выработкой новой образовательной парадигмы, в полной мере отвечающей требованиям устойчивого развития общества.

На федеральном уровне инновации в системе образования связаны со стандартизацией, обновлением содержания образовательных программ, переходом на четырехлетнее обучение в начальной школе, освоением новых форм аттестации обучающихся, введением многоуровневой системы профессионального образования, созданием гибких форм образования и т.д. Все эти  нововведения означают, что государство и общество  нуждается в специалистах, обладающих фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем.

Высшему профессиональному образованию отводится роль подготовки специалистов высокого уровня, способных к профессиональному росту и академической мобильности.

Инновационная деятельность в университете, отмечает Л.Н. Харченко, представляет собой «целенаправленное внедрение новшеств в педагогическую систему для повышения качества образования» [7, с. 26]. Данная деятельность основана на рефлексии своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики [8]. Цель инновационной деятельности в сфере высшего образования - целенаправленное совершенствование педагогической деятельности, содержания естественнонаучного образования, предметно-пространственной среды образовательных организаций.

Единое многоуровневое образовательное пространство педагогического университета.

Профессиональная подготовка педагога естественнонаучного образования осуществляется в образовательном пространстве педагогического университета, который в современных условиях становится генератором идей, базой апробации моделей педагогической деятельности, инициатором и гарантом инновационных процессов.

Требования профессионального стандарта «Педагог» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 18.10.2013 г. № 544н) предполагают выход за рамки традиционных академических структур с монофункциональной направленностью образовательного процесса и построение образовательного пространства педагогического университета, интегрирующего ресурсные потенциалы социально-педагогических систем. Благодаря этому актуализируется широкий спектр возможностей профессионализации специалиста и «определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития» [5, с. 14].

Образовательное пространство педагогического университета - это  новый тип педагогической реальности и, соответственно, профессиональной деятельности НПР. Смысловая характеристика понятия «образовательное пространство», отмечает Л.А. Филимонюк, акцентирована на том, что «оно всегда открыто, «разомкнуто» в жизнь, определяется объемом образовательных услуг вуза, многомерностью и интенсивностью образовательной информации, обеспечивающей создание многообразных условий для определения траектории личностного развития субъектов» [6, с. 158].

Образовательное пространство обладает такими свойствами, как:

  • - гибкость - предусматривает различные варианты построения индивидуальной образовательной стратегии на основе спланированного осознанного управления познавательной деятельностью студента;
  • - вариативность - предоставляет обучающемуся возможность самому выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию и при ее реализации достигать запланированных образовательных результатов;
  • - полифункциональность - обеспечивает взаимодействие участников образовательного процесса, поиск новых педагогических позиций (тьютер, модератор, фасилитатор, преподаватель-навигатор) и механизмов продвижения инновационных образовательных программ;
  • - непрерывность - предполагает создание таких систем образования, которые открыты человеку любого возраста и способствуют постоянному его развитию, вовлекают в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения (общения), повышения квалификации и переподготовки, постоянное самообразование;
  • - интегрированность - создает открытость университета как социальной системы, осуществляющего активное партнерское взаимодействие с другими социальными институтами и многообразие взаимоотношений субъектов образования [1; 2].

В психолого-педагогической литературе исследователи образовательное пространство структурируют в совокупности следующих компонентов:

  • - образовательный компонент (методы, формы, средства и технологии обучения);
  • - исследовательский компонент (поисковая работа, экспериментальная деятельность);
  • - финансово-экономический компонент (материальная база, использование внебюджетных средств);
  • - кадрово-управленческий компонент (руководящий состав образовательной организации, наличие высококвалифицированного кадрового состава);
  • - практический компонент (наличие учебных центров, исследовательских лабораторий, эффективных баз практик);
  • - профессиональный компонент (взаимодействие с другими организациями, академическая мобильность НПР и студентов, привлечение в образовательный процесс и ГИА представителей работодателей для создания системы партнерского сотрудничества).

Современная сетевая модель организации образовательного пространства порождает множество отношений и связей в сфере педагогической деятельности. ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» решением Координационного совета (от 17.11.2015 г.) включен в состав сетевого объединения вузов «Педагогические кадры России». Присоединение к сети создаст новый импульс инновационного развития университета, обеспечит повышение качества педагогического образования на всех уровнях за счет консолидации интеллектуальных, материальных, кадровых, технологических и управленческих ресурсов, эффективного использования академического и профессионального опыта всех входящих в сеть более 50 университетов-участников. Моделирование сетевого образовательного пространства позволит внедрить в практику естественнонаучного образования современные формы, методы и технологии обучения, будет способствовать повышению территориальной доступности и качества предоставляемых образовательных услуг.

Одной из новаторских идей, которая должна способствовать повороту высшей школы к требованиям российской экономики считается включение работодателей в выработку образовательной политики, стандартов качества педагогического образования, т.е. очевидно расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.

Важной мерой выступает также создание условий для территориальной, социальной и академической мобильности студентов и преподавателей в едином образовательном пространстве страны.  Необходимы интегрированные инновационные  программы профессиональной подготовки и повышения квалификации НПР в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области, в том числе с использованием опыта международного сотрудничества.

Образовательный процесс педагогического университета.

Инновационность педагогического процесса заключается в развитии нового в его содержании и организации с учетом требований ФГОС ВПО. В последнее время все острее проявляет себя противоречие между необходимостью обеспечить современное качество педагогического образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации. Ведущим путем разрешения этого противоречия является ориентация образовательного процесса в обеспечении требований к уровню подготовки выпускников естественнонаучного образования на достижение компетентности. Ориентация на достижение компетентностей задает принципиально иную логику организации образовательного процесса, а именно логику решения задач и проблемных ситуаций. Сколько и конкретно каких компетентностей должно быть у выпускника педагогического университета, определяется социальным заказом общества, зависит от запросов работодателей, от требований, предъявляемых к конкурентоспособности выпускника на рынке труда, от социокультурной ситуации в обществе.

В этой связи новые задачи педагогического образования формулируются в соответствии с традиционными ценностями российского образования, ориентацией на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность.

Компетентностный подход в образовании является сегодня важнейшей инновацией, соответствующей задачам подготовки педагога нового поколения. Современной школе нужен педагог, обладающий высоким уровнем профессиональных знаний и умений, основными компонентами которых являются знания основ науки преподаваемого предмета и методики его преподавания [3]. Внедрение компетентностного подхода в высшее педагогическое образование не только меняет результативно-целевую основу образования, в соответствии с которой можно задавать его цели, критерии и процедуры диагностики уровня их реального достижения [4]. Меняется тип обучения с иными, адекватными этим целям, критериям и процедурам, содержанием, формами, методами, средствами, организацией соответствующей образовательной среды и деятельности в ней обучающих и обучающихся. С этой позиции обучение в педагогическом университете следует рассматривать как процесс формирования основ профессиональной компетентности.

Качество современного педагогического образования зависит от многих компонентов, составляющих образовательную систему: от цели и стратегии образования, от его содержания, материально-технического обеспечения и т. д. Однако в первую очередь оно зависит от качества профессиональной подготовки будущего педагога, его способности осуществлять инновационную деятельность. В связи с этим одним из главных условий развития высшего педагогического образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Это позволит не только сохранить научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации.  

Потребность в педагогах нового поколения, способных не только квалифицированно выполнять свои функции, но и заниматься инновационной деятельностью, связанной с необходимостью принимать ответственные решения в нестандартных ситуациях, идти на риск, постоянно самосовершенствоваться и саморазвиваться определили неизбежность изменения направлений образовательного процесса.

Подготовка студентов становится все более индивидуально ориентированной, а профессиональные задачи и задания, предлагаемые для решения студентам, носят вариативный характер. Обучающийся имеет возможность выбора тех  задач и заданий, которые в большей степени соответствуют его способностям и возможностям. В процессе профессиональной подготовки по мере продвижения студента по индивидуальному образовательному маршруту происходит интеграция знаний (учебных дисциплин циклов ГСЭ, ОПД, методики предмета направленности подготовки, дисциплин по выбору), общекультурной и общепрофессиональной компетентности с профессиональной компетентностью. Студенты приобретают наиболее полные представления о будущей профессиональной деятельности, опыт практической и исследовательской деятельности в процессе учебной (полевой) и производственной (педагогической, преддипломной) практик, написании курсовой и выпускной квалификационной работы.     

При этом главным становится не усвоение готовых знаний, а формирование когнитивной компетентности будущего выпускника как способности самостоятельно добывать знания, творчески использовать их на основе известных или вновь созданных способов и средств деятельности. Объективной необходимостью в системе подготовки педагога нового поколения становится увеличение самостоятельной работы студента, его активное участие в научно-исследовательской работе, научных проектах при финансовой поддержке гранта, научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах разного уровня для успешного формирования профессиональной компетентности и личностного развития.

Появилась потребность в инновационных изменениях самого процесса обучения в опоре на новые ИКТ, переход к электронным способам предъявления учебной информации, обеспечение изучаемых предметов в университете учебно-методическими комплексами.

Обучение специалистов осуществляется в ФГБОУ ВПО «ОГПУ» по 17 укрупненным группам направлений и специальностей 52 направлений подготовки в различных областях науки, образования, культуры, социальной сферы, информатики и т.д. Всего в университете реализуется 138 образовательных программ. Большая часть ОПОП реализуется в Институте естествознания и экономики - 33 ОПОП (21 программа по ФГОС ВПО, 8 программ по ГОС ВПО, 4 программы послевузовского образования в соответствии с ФГТ). Подготовку кадров высшей квалификации обеспечивает аспирантура и докторантура и 3 докторских диссертационных совета. Мощный фундамент научных школ позволяет вести экспериментальную деятельность по разработке и апробации нового содержания и передовых образовательных технологий на базе учреждений дошкольного, общего среднего, специального (коррекционного) образования.

Ученые ОГПУ задействованы в разработке обновленного регионального содержания общего образования и независимой системы оценки его качества. Результаты деятельности коллектива университета, воплощенные в учебниках, комплексах программ дисциплин и специализаций, магистратуры и аспирантуры, в материалах научных конференций и семинаров повышения квалификации, доступны всем учреждениям, ведущим подготовку педагогов.

ОГПУ постоянно находится в профессиональном контакте с другими вузами. Обобщение и распространение положительного опыта, координация усилий образовательных организаций, занятых обучением педагогов, - это также одно из условий подготовки нового поколения педагогов, способных осуществлять инновационную деятельность.