Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРИЕНТИРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Иванищева Н.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Статья посвящена инновационной деятельности педагогического университета, центрированного на стратегии непрерывного развития, накоплении и трансформации разнообразных нововведений. Раскрыта инновационная деятельность в сфере высшего образования как целенаправленное совершенствование педагогической деятельности, содержания образования, предметно-пространственной среды образо-вательной организации. Обобщены результаты нововведений в едином многоуровневом образователь-ном пространстве и образовательном процессе педагогического университета как подтверждение высоких достижений, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. Обоснована необходимость изменения направлений образовательного процесса в связи с потребностью в педагогах нового поколения, способных не только квалифицированно выполнять свои функции, но и заниматься инновационной деятельностью, принимать ответственные решения в нестандартных ситуациях, идти на риск, постоянно самосовершенствоваться и саморазвиваться. Доказано, что инновационная деятельность в области естественнонаучного образования обеспечивает повышение качества педагогического образования.
инновационная деятельность
педагогический университет
образовательное пространство
новшества содержания и организации образовательного процесса
профессиональная компетентность
личностное развитие студента
1. Давыдова Н.Н. Развитие инновационного потенциала образовательных учреждений Уральского региона в условиях сетевого взаимодействия / Н.Н. Давыдова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2014. — № 1. — С. 15-18.
2. Демьяненко Н.Н. Моделирование образовательного пространства педагогического университета / Н.Н. Демьяненко // Вестник ОГУ. — 2013. —№ 2(151). — С. 56-60.
3. Иванищева Н.А. Фундаментализация географического образования в контексте парадигмы современной культуры знаний бакалавра / Н.А. Иванищева // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2(22). — С. 4992-4996.
4. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпициной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. — 268 с.
5. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru
6. Филимонюк Л.А. Проектирование интегративного образовательного пространства вуза / Л.А. Филимонюк // Альманах современной науки и образования. — 2010. — № 12(43). — С. 158-160.
7. Харченко Л.А. Инновационная деятельность в современном университете: монография / Л.А. Харченко. — М.: ЛитРес, 2014. — 280 с.
8. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Хуторской. — М.: Академия, 2008. — 256 с.

Инновационная деятельность в сфере образования со второй половины ХХ века во всем мире начала приобретать все большие масштабы и значение.  Это, как известно, было обусловлено объективной необходимостью поиска путей преодоления кризисных явлений в образовании, которые в условиях трансформации индустриального общества, технологической революции,  вызванного ее кризиса техногенной цивилизации и обусловленной им угрозы глобальной экологической катастрофы перестало удовлетворять образовательные потребности и общества, и человека. В этой ситуации отчетливо обозначились исключительная значимость образования как инструмента и фактора управления общественным развитием, его важнейшая роль в формировании инновационной экономики и человеческого капитала. Столь сложная ситуация породила многообразие направлений инновационных поисков в сфере образования, которые тем не менее сущностно объединяются единой метацелью - выработкой новой образовательной парадигмы, в полной мере отвечающей требованиям устойчивого развития общества.

На федеральном уровне инновации в системе образования связаны со стандартизацией, обновлением содержания образовательных программ, переходом на четырехлетнее обучение в начальной школе, освоением новых форм аттестации обучающихся, введением многоуровневой системы профессионального образования, созданием гибких форм образования и т.д. Все эти  нововведения означают, что государство и общество  нуждается в специалистах, обладающих фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем.

Высшему профессиональному образованию отводится роль подготовки специалистов высокого уровня, способных к профессиональному росту и академической мобильности.

Инновационная деятельность в университете, отмечает Л.Н. Харченко, представляет собой «целенаправленное внедрение новшеств в педагогическую систему для повышения качества образования» [7, с. 26]. Данная деятельность основана на рефлексии своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики [8]. Цель инновационной деятельности в сфере высшего образования - целенаправленное совершенствование педагогической деятельности, содержания естественнонаучного образования, предметно-пространственной среды образовательных организаций.

Единое многоуровневое образовательное пространство педагогического университета.

Профессиональная подготовка педагога естественнонаучного образования осуществляется в образовательном пространстве педагогического университета, который в современных условиях становится генератором идей, базой апробации моделей педагогической деятельности, инициатором и гарантом инновационных процессов.

Требования профессионального стандарта «Педагог» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 18.10.2013 г. № 544н) предполагают выход за рамки традиционных академических структур с монофункциональной направленностью образовательного процесса и построение образовательного пространства педагогического университета, интегрирующего ресурсные потенциалы социально-педагогических систем. Благодаря этому актуализируется широкий спектр возможностей профессионализации специалиста и «определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития» [5, с. 14].

Образовательное пространство педагогического университета - это  новый тип педагогической реальности и, соответственно, профессиональной деятельности НПР. Смысловая характеристика понятия «образовательное пространство», отмечает Л.А. Филимонюк, акцентирована на том, что «оно всегда открыто, «разомкнуто» в жизнь, определяется объемом образовательных услуг вуза, многомерностью и интенсивностью образовательной информации, обеспечивающей создание многообразных условий для определения траектории личностного развития субъектов» [6, с. 158].

Образовательное пространство обладает такими свойствами, как:

  • - гибкость - предусматривает различные варианты построения индивидуальной образовательной стратегии на основе спланированного осознанного управления познавательной деятельностью студента;
  • - вариативность - предоставляет обучающемуся возможность самому выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию и при ее реализации достигать запланированных образовательных результатов;
  • - полифункциональность - обеспечивает взаимодействие участников образовательного процесса, поиск новых педагогических позиций (тьютер, модератор, фасилитатор, преподаватель-навигатор) и механизмов продвижения инновационных образовательных программ;
  • - непрерывность - предполагает создание таких систем образования, которые открыты человеку любого возраста и способствуют постоянному его развитию, вовлекают в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения (общения), повышения квалификации и переподготовки, постоянное самообразование;
  • - интегрированность - создает открытость университета как социальной системы, осуществляющего активное партнерское взаимодействие с другими социальными институтами и многообразие взаимоотношений субъектов образования [1; 2].

В психолого-педагогической литературе исследователи образовательное пространство структурируют в совокупности следующих компонентов:

  • - образовательный компонент (методы, формы, средства и технологии обучения);
  • - исследовательский компонент (поисковая работа, экспериментальная деятельность);
  • - финансово-экономический компонент (материальная база, использование внебюджетных средств);
  • - кадрово-управленческий компонент (руководящий состав образовательной организации, наличие высококвалифицированного кадрового состава);
  • - практический компонент (наличие учебных центров, исследовательских лабораторий, эффективных баз практик);
  • - профессиональный компонент (взаимодействие с другими организациями, академическая мобильность НПР и студентов, привлечение в образовательный процесс и ГИА представителей работодателей для создания системы партнерского сотрудничества).

Современная сетевая модель организации образовательного пространства порождает множество отношений и связей в сфере педагогической деятельности. ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» решением Координационного совета (от 17.11.2015 г.) включен в состав сетевого объединения вузов «Педагогические кадры России». Присоединение к сети создаст новый импульс инновационного развития университета, обеспечит повышение качества педагогического образования на всех уровнях за счет консолидации интеллектуальных, материальных, кадровых, технологических и управленческих ресурсов, эффективного использования академического и профессионального опыта всех входящих в сеть более 50 университетов-участников. Моделирование сетевого образовательного пространства позволит внедрить в практику естественнонаучного образования современные формы, методы и технологии обучения, будет способствовать повышению территориальной доступности и качества предоставляемых образовательных услуг.

Одной из новаторских идей, которая должна способствовать повороту высшей школы к требованиям российской экономики считается включение работодателей в выработку образовательной политики, стандартов качества педагогического образования, т.е. очевидно расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.

Важной мерой выступает также создание условий для территориальной, социальной и академической мобильности студентов и преподавателей в едином образовательном пространстве страны.  Необходимы интегрированные инновационные  программы профессиональной подготовки и повышения квалификации НПР в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области, в том числе с использованием опыта международного сотрудничества.

Образовательный процесс педагогического университета.

Инновационность педагогического процесса заключается в развитии нового в его содержании и организации с учетом требований ФГОС ВПО. В последнее время все острее проявляет себя противоречие между необходимостью обеспечить современное качество педагогического образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации. Ведущим путем разрешения этого противоречия является ориентация образовательного процесса в обеспечении требований к уровню подготовки выпускников естественнонаучного образования на достижение компетентности. Ориентация на достижение компетентностей задает принципиально иную логику организации образовательного процесса, а именно логику решения задач и проблемных ситуаций. Сколько и конкретно каких компетентностей должно быть у выпускника педагогического университета, определяется социальным заказом общества, зависит от запросов работодателей, от требований, предъявляемых к конкурентоспособности выпускника на рынке труда, от социокультурной ситуации в обществе.

В этой связи новые задачи педагогического образования формулируются в соответствии с традиционными ценностями российского образования, ориентацией на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность.

Компетентностный подход в образовании является сегодня важнейшей инновацией, соответствующей задачам подготовки педагога нового поколения. Современной школе нужен педагог, обладающий высоким уровнем профессиональных знаний и умений, основными компонентами которых являются знания основ науки преподаваемого предмета и методики его преподавания [3]. Внедрение компетентностного подхода в высшее педагогическое образование не только меняет результативно-целевую основу образования, в соответствии с которой можно задавать его цели, критерии и процедуры диагностики уровня их реального достижения [4]. Меняется тип обучения с иными, адекватными этим целям, критериям и процедурам, содержанием, формами, методами, средствами, организацией соответствующей образовательной среды и деятельности в ней обучающих и обучающихся. С этой позиции обучение в педагогическом университете следует рассматривать как процесс формирования основ профессиональной компетентности.

Качество современного педагогического образования зависит от многих компонентов, составляющих образовательную систему: от цели и стратегии образования, от его содержания, материально-технического обеспечения и т. д. Однако в первую очередь оно зависит от качества профессиональной подготовки будущего педагога, его способности осуществлять инновационную деятельность. В связи с этим одним из главных условий развития высшего педагогического образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Это позволит не только сохранить научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации.  

Потребность в педагогах нового поколения, способных не только квалифицированно выполнять свои функции, но и заниматься инновационной деятельностью, связанной с необходимостью принимать ответственные решения в нестандартных ситуациях, идти на риск, постоянно самосовершенствоваться и саморазвиваться определили неизбежность изменения направлений образовательного процесса.

Подготовка студентов становится все более индивидуально ориентированной, а профессиональные задачи и задания, предлагаемые для решения студентам, носят вариативный характер. Обучающийся имеет возможность выбора тех  задач и заданий, которые в большей степени соответствуют его способностям и возможностям. В процессе профессиональной подготовки по мере продвижения студента по индивидуальному образовательному маршруту происходит интеграция знаний (учебных дисциплин циклов ГСЭ, ОПД, методики предмета направленности подготовки, дисциплин по выбору), общекультурной и общепрофессиональной компетентности с профессиональной компетентностью. Студенты приобретают наиболее полные представления о будущей профессиональной деятельности, опыт практической и исследовательской деятельности в процессе учебной (полевой) и производственной (педагогической, преддипломной) практик, написании курсовой и выпускной квалификационной работы.     

При этом главным становится не усвоение готовых знаний, а формирование когнитивной компетентности будущего выпускника как способности самостоятельно добывать знания, творчески использовать их на основе известных или вновь созданных способов и средств деятельности. Объективной необходимостью в системе подготовки педагога нового поколения становится увеличение самостоятельной работы студента, его активное участие в научно-исследовательской работе, научных проектах при финансовой поддержке гранта, научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах разного уровня для успешного формирования профессиональной компетентности и личностного развития.

Появилась потребность в инновационных изменениях самого процесса обучения в опоре на новые ИКТ, переход к электронным способам предъявления учебной информации, обеспечение изучаемых предметов в университете учебно-методическими комплексами.

Обучение специалистов осуществляется в ФГБОУ ВПО «ОГПУ» по 17 укрупненным группам направлений и специальностей 52 направлений подготовки в различных областях науки, образования, культуры, социальной сферы, информатики и т.д. Всего в университете реализуется 138 образовательных программ. Большая часть ОПОП реализуется в Институте естествознания и экономики - 33 ОПОП (21 программа по ФГОС ВПО, 8 программ по ГОС ВПО, 4 программы послевузовского образования в соответствии с ФГТ). Подготовку кадров высшей квалификации обеспечивает аспирантура и докторантура и 3 докторских диссертационных совета. Мощный фундамент научных школ позволяет вести экспериментальную деятельность по разработке и апробации нового содержания и передовых образовательных технологий на базе учреждений дошкольного, общего среднего, специального (коррекционного) образования.

Ученые ОГПУ задействованы в разработке обновленного регионального содержания общего образования и независимой системы оценки его качества. Результаты деятельности коллектива университета, воплощенные в учебниках, комплексах программ дисциплин и специализаций, магистратуры и аспирантуры, в материалах научных конференций и семинаров повышения квалификации, доступны всем учреждениям, ведущим подготовку педагогов.

ОГПУ постоянно находится в профессиональном контакте с другими вузами. Обобщение и распространение положительного опыта, координация усилий образовательных организаций, занятых обучением педагогов, - это также одно из условий подготовки нового поколения педагогов, способных осуществлять инновационную деятельность.


Библиографическая ссылка

Иванищева Н.А. ОРИЕНТИРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23814 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674