Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ANALYSIS OF PROBLEMS OF FORMATION OF STUDENTS ´ NEEDS IN THE VALUES OF PHYSICAL CULTURE

Sheenko E.I. 1 Bodyukov E.V. 2 Yurov V.V. 2
1 Altai Institute of financial management
2 Altai State Technical University named after I.I. Polzunov
Проведен анализ физкультурной работы со студентами вузов в части решения основной задачи дисциплины «Физическая культура» – формирования потребности в ценностях физической культуры. Акцентируется внимание на небрежном отношении учащейся молодежи к своему здоровью, на пассивном от-ношении студентов к ценностям физической культуры. Выявлены и проанализированы социально-педагогические проблемы в формировании мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре и потребности в регулярном использовании богатого арсенала средств физической куль-туры: отсутствие в обществе традиций здорового образа жизни; осуществление физическое воспитание без опоры на теорию развивающего обучения и без учета индивидуальных особенностей занимающихся; смещение задач физического воспитания в сторону высокого уровня физической подготовленности; дефицит теоретических и практических знаний в области физической культуры; слабая образовательная направленность практических занятий физической культурой. Предложен ряд практических рекомендаций по решению проблем формирования у студентов потребности в ценностях физической культуры.
The analysis of sports work with students of universities in the solution of the main tasks of the discipline "Physical culture" – the formation needs in the values of physical culture. Focuses on the careless attitude of students to their health, to the passive relation of students to the values of physical culture. Identified and analyzed social-pedagogical problems in the formation of motivationalvalue attitude of students to physical culture and the need for regular use of a rich Arsenal of means of physical culture: the absence of traditions of a healthy lifestyle; implementation of physical education without the support of a theory of developmental education and without taking into account the individual involved; the offset problems of physical education towards high level of physical fitness; lack of theoretical and practical knowledge in the field of physical culture; weak practical educational orientation of physical culture lessons. Proposed a number of practical recommendations for solution of problems of formation of students ´ needs in the values of physical culture.
physical training
values of physical culture
needs
The quality of education

В современных условиях изменений экономико-политической сферы продолжают возрастать требования жизни к предприимчивости и инициативности человека, способностям в самореализации и активном воздействии на окружающую среду. Такая ситуация диктует необходимость преобразования систем социального развития, в частности, создания адекватной системы образования. В равной, если не в большей, степени необходимость модернизации относится к системе физического воспитания учащейся молодежи: формирование у них профессиональных компетенций; укрепление здоровья до уровня, как минимум, достаточного для сдачи норм ГТО; воспитание потребности в здоровом образе жизни; прогрессивное развитие личной физической культуры.

Сегодня проблемы, связанные со здоровьем юношей и девушек, с их профессиональной пригодностью, уровнем адаптации к новым социально-жизненным условиям продолжают занимать одно из первых мест среди прочих социальных проблем. Ещё до поступления в высшее учебное заведение молодёжь имеет ослабленное здоровье, причём, по данным Института социологии РАН, 60-70 % абитуриентов имеют хронические заболевания [3].

В высших учебных заведениях закрепилась тенденция ухудшения здоровья студентов от курса к курсу. Одной из причин такого положения является неуклонное снижение объема двигательной активности студентов. Так собственные исследования показывают, что среднесуточная двигательная активность студентов составляет 8-9,5 тыс. локомоций, а в выходные дни зачастую не доходит и до 1 тыс. движений. Студенты младших курсов больше занимаются физическими упражнениями, чем студенты 3-5 курсов. По данным Ивановой Л.Ю., на 1-2 курсах «ежедневно» используют ценности физической культуры 60,2 % юношей, а на 5-6 курсах – 43,7 %; девушки соответственно 44,2% и 29,1%. Низкая физическая активность констатируется у 76% студентов [3].

В дополнение к этому, ситуацию осложняет отсутствие в обществе традиций здорового образа жизни и пренебрежительное отношение к использованию оздоровительного потенциала физической культуры.

Вполне понятно, что в настоящее время цели и задачи физической культуры, как учебной дисциплины не решаются в полной мере, в какой это было бы необходимо. К сожалению, система физического воспитания в образовательных учреждениях, по-прежнему, направлена на решение задач, отражаемых показателями физической подготовленности. А самое главное, не решаются такие задачи, как формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре и потребности в регулярном использовании целого арсенала средств физической культуры. Важно также отметить, что в большинстве случаев физическое воспитание осуществляется без учета индивидуальных особенностей учащейся молодежи, без опоры на теорию развивающего обучения.

Очевидно, что взятые физическая подготовка, как основа физического воспитания и его оценочный критерий – зачет, не обладают долговременным стимулирующим фактором к физическому самосовершенствованию и самовоспитанию студентов, и, следовательно, не формируют потребности в физической культуре, в основе которых должны лежать личностные интересы и потребности. Вследствие этого у студентов наблюдается резкое снижение уровня потребности в занятиях физической культурой, небрежное отношение к своему здоровью. Данная тенденция отражена исследователями уже давно, в частности, ещё профессором М.Я. Виленским в 1994 году (табл. 1) [1]. И сегодня положение продолжает ухудшаться. Исходя из данных таблицы 1, в которой отражены результаты исследования М.Я. Виленского (1994) и значения аналогичных показателей, полученных нами в исследованиях 2015 года, мы можем говорить о не потерявших актуальности первопричинах невысоких показателей физического развития студентов, их функционального состояния, физической подготовленности, здоровья.

Таблица 1

Данные опроса студентов о мотивах, побуждающих с самостоятельным занятиям физической культурой (%).

 

Субъективные факторы

Курс

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

1994 г

2015 г

1994 г

2015 г

1994 г

2015 г

1994 г

2015 г

Удовлетворение

57,8

50,4

50,1

45,9

43,5

42,3

16,8

14,0

Соответствие эстетическим вкусам

51,7

54,1

42,3

40,0

30,4

30,4

21,9

19,3

Понимание личностной значимости занятий

37,6

28,7

24,0

27,1

17,5

18,0

8,3

7,0

Понимание значимости занятий для коллектива

34,0

32,6

22,8

30,4

14,1

13,7

9,6

4,8

Понимание общественной значимости занятий

30,9

27,4

21,3

27,2

12,6

11,8

7,4

5,2

Духовное обогащение

13,2

15,1

10,4

13,2

5,6

4,4

3,1

2,0

Развитие познавательных способностей

12,9

17,0

9,8

13,4

7,1

7,2

6,2

3,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ту же картину мы можем наблюдать, анализируя динамику рейтинга компонентов физической культуры студентов на основе 100-балльной модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности студентов в течение изучения в вузе дисциплины «Физическая культура» (табл. 2). Нами были исследованы данные около 4000 студентов дневного отделения двух вузов г. Барнаула Алтайского края. Очевидно, что за время обучения в вузе какая-либо динамика в компонентах физической культуры студентов отсутствует. То же наблюдается и с потребностью в ценностях физической культуры. За три года изучения физической культуры потребность у студентов не формируется и даже снижается. Так, у студентов-первокурсников уровень потребности оценивается 43,9 баллами, что по нашей классификации характерно для случайного уровня потребности. На третьем курсе у этих же студентов уровень потребности остается все на том же «случайном» уровне – 42,7.

Таблица 2

Динамика рейтинга компонентов модуля оценки качества учебной деятельности студентов по дисциплине «Физическая культура»

Показатели физической культуры

Исходные показатели (баллы) Х±m

Конечные показатели (баллы) Х±m

Знания

39,3±0,63

42,6±3,97

Умения и навыки

43,7±1,25

45,9±0,95

Физическая подготовленность

31,3±1,1

33,6±1,05

Функциональная подготовленность

47,2±1,26

46,8±1,05

Заболеваемость

72,4±3,35

73,2±3,35

Прилежание

38,7±1,02

36,5±1,1

Умение самостоятельно использовать средства ФК

39,7±1,21

36,7±0,98

Пропуски занятий

3,3±0,29

2,9±0,22

Успеваемость

44,6±2,00

45,0±2,96

Количественная оценка потребности студентов в ценностях физической культуры

43,9±0,95

42,7±1,11

 

Итак, как выясняется, сегодня весьма нелегко привлечь студентов к регулярным занятиям физической культурой, спортом, соблюдению норм здорового образа жизни. А принуждение, как способ решения сложившейся проблемы в настоящее время выглядит неуместным. Таким образом, поиск путей формирования устойчивой потребности в ценностях физической культуры является приоритетным направлением в процессе образования человека в физкультурно-спортивной сфере.

Безусловно, интерес студенческой молодёжи к различным видам спорта существует, что было в очередной раз констатировано исследованиями методом анкетирования [2, 8]. Особенно высокий уровень интереса проявляется к таким формам занятий физическим воспитанием как спортивная и атлетическая гимнастика, пауэрлифтинг, спортивные игры. Однако целенаправленная трансформация интереса в устойчивую потребность в регулярных занятиях оздоровительными и спортивными формами физической культуры является довольно сложным процессом взаимодействия педагога и студентов [5].

Вполне очевидно, что для формирования устойчивой потребности в ценностях физической культуры необходимо способствовать переориентации целевых установок физического воспитания с необходимого, характеризуемого педагогическими концепциями как «норма», на максимально возможное удовлетворение индивидуального уровня потребности каждого занимающегося. Другими словами, нужно ориентироваться не только на нормативы, но и на индивидуальный оптимальный уровень потребности личности. В практике физического воспитания очень часто наблюдается стремление подвести уровень подготовленности к определенной «норме». То есть происходит ориентирование не на индивидуальные возможности и способности индивида, его состояние и особенности жизнедеятельности, а на некий среднестатистический показатель – «статистическую норму» [5]. Отсюда напрашивается вывод о необходимости различать норму статистическую и норму индивидуальную или оптимальный уровень (режим) физической активности.

Говоря о потребностях в ценностях физической культуры, важно ещё раз отметить, что существует некоторый оптимальный уровень для каждого индивида [4]. И реализация этого уровня или нормы оказывает максимально благоприятный эффект на организм. Оптимальный, или индивидуальный уровень потребности – категория динамичная, во многом зависящая от условий жизнедеятельности человека. На основе результатов исследований уровней потребности в ценностях физической культуры и двигательной активности значительной группы студентов ряда вузов Алтайского края нами была разработана классификация этих уровней и дана их количественная и качественная характеристика (табл. 3) [4, 5, 7].

Таблица 3

Классификация уровней потребности в ценностях физической культуры

Количественная оценка потребности в баллах

Уровень потребности

0

Нулевая

1-10 баллов

Зачаточная

11-20 баллов

Сослагательная (условная)

21-30 баллов

Очень слабая

31-40 баллов

Слабая

41-50 баллов

Случайная

51-60 баллов

Неустойчивая

61-70 баллов

Умеренная

71-80 баллов

Сильная

81-90 баллов

Устойчивая

91-100 баллов

Органическая

 

Несмотря на имеющиеся наработки и достижения в методике формирования потребности в ценностях физической культуры и в определении достигнутого уровня этой потребности, в настоящее время, по разным причинам, они все же не получают должного распространения в системе физкультурного образования. Можно констатировать, что кажущаяся многим простота задач формирования потребности в ценностях физической культуры (множество исследований и защищенных диссертаций по данной проблеме) оказалась не такой уж и вполне достижимой. Отсутствие заметных позитивных перемен в отношении студенческой молодежи к здоровью и оздоровительной деятельности позволяет говорить о необходимости решения в данном направлении значительного количества проблем.

Одной из таких проблем является ориентация занимающихся на успешную сдачу нормативных требований, оценивающих физическую подготовленность. Такой подход приводит к явной односторонности учебно-воспитательного процесса и слабо соотносится с оздоровительными задачами физического воспитания [4].

Подтверждением тому могут являться результаты наших наблюдений, предложенные ниже. В таблице 4 представлены коэффициенты корреляции, отражающие взаимосвязь потребности в физической культуре с другими блоками модуля оценки качества учебной деятельности студентов по дисциплине «Физическая культура».

Таблица 4

Коэффициенты корреляций потребности в физической культуре с другими блоками модуля

Компоненты

Потребность в физической культуре

Знания

0,779

Умения и навыки

0,491

Функциональная подготовленность

0,711

Физическая подготовленность

0,450

Заболеваемость

0,365

Прилежание

0,782

Умение самостоятельно использовать средства ФК

0,899

Пропуски занятий (по болезни)

0,205

 

Отсюда очевидны сильные связи потребности в физической культуре с умением самостоятельного использования средств физической культуры, с функциональной готовностью и со знаниями.

Что касается знаний в области физической культуры, то анализ содержания программ по физической культуре показал, что учебные знания, являющиеся, как известно, фундаментом формирования навыков и умений, в самостоятельных и самодеятельных занятиях имеют преимущественно агитационную, гигиеническую и просветительскую направленность, плохо сочетающуюся с методическим и содержательным оснащением процесса физического самовоспитания. Теоретические сведения на занятиях зачастую сводятся к механической передаче и без того известной информации.

Объем учебного времени, специально отводимого на освоение знаний, постоянно снижается, и во многих ныне существующих программах практически сведен к нулю. В результате мы не наблюдаем у студентов реализации на поведенческом уровне самостоятельного использования средств физической культуры. Ведь именно осознание на собственном опыте эффективности использования не только физических упражнений, но и гигиенических, природных факторов и других средств физической культуры в качестве механизма формирования потребности в ценностях физической культуры может и должно стать побудительной силой к физическому самосовершенствованию.

Очевидно, что дефицит теоретических и практических знаний в области физической культуры не позволяет занимающимся осознать здоровье как жизненно важное психическое и функциональное состояние, на которое можно воздействовать средствами физической культуры. Образованного же в области физической культуры человека отличает не только достаточный уровень знаний, двигательных умений и навыков, но главное – устойчивая потребность в ценностях физической культуры, т.е. организация рационального режима труда и отдыха и образа жизни в целом.

Так, исходя из результатов проведенного анализа сложившейся ситуации и практических исследований, можно высказать ряд практических рекомендаций по решению проблем формирования у студентов потребности в ценностях физической культуры:

  • обеспечить студентам реальную свободу выбора индивидуально приемлемых форм и средств физической культуры;
  • нивелировать нормативные критерии оценки физкультурной деятельности или осуществлять индивидуальный подход к оцениванию деятельности студентов на занятиях физической культурой;
  • повысить образовательную направленность учебных занятий физической культурой;
  • целенаправленно формировать устойчивую потребность в ценностях физической культуры и здорового образа жизни.