В современных условиях изменений экономико-политической сферы продолжают возрастать требования жизни к предприимчивости и инициативности человека, способностям в самореализации и активном воздействии на окружающую среду. Такая ситуация диктует необходимость преобразования систем социального развития, в частности, создания адекватной системы образования. В равной, если не в большей, степени необходимость модернизации относится к системе физического воспитания учащейся молодежи: формирование у них профессиональных компетенций; укрепление здоровья до уровня, как минимум, достаточного для сдачи норм ГТО; воспитание потребности в здоровом образе жизни; прогрессивное развитие личной физической культуры.
Сегодня проблемы, связанные со здоровьем юношей и девушек, с их профессиональной пригодностью, уровнем адаптации к новым социально-жизненным условиям продолжают занимать одно из первых мест среди прочих социальных проблем. Ещё до поступления в высшее учебное заведение молодёжь имеет ослабленное здоровье, причём, по данным Института социологии РАН, 60-70 % абитуриентов имеют хронические заболевания [3].
В высших учебных заведениях закрепилась тенденция ухудшения здоровья студентов от курса к курсу. Одной из причин такого положения является неуклонное снижение объема двигательной активности студентов. Так собственные исследования показывают, что среднесуточная двигательная активность студентов составляет 8-9,5 тыс. локомоций, а в выходные дни зачастую не доходит и до 1 тыс. движений. Студенты младших курсов больше занимаются физическими упражнениями, чем студенты 3-5 курсов. По данным Ивановой Л.Ю., на 1-2 курсах «ежедневно» используют ценности физической культуры 60,2 % юношей, а на 5-6 курсах – 43,7 %; девушки соответственно 44,2% и 29,1%. Низкая физическая активность констатируется у 76% студентов [3].
В дополнение к этому, ситуацию осложняет отсутствие в обществе традиций здорового образа жизни и пренебрежительное отношение к использованию оздоровительного потенциала физической культуры.
Вполне понятно, что в настоящее время цели и задачи физической культуры, как учебной дисциплины не решаются в полной мере, в какой это было бы необходимо. К сожалению, система физического воспитания в образовательных учреждениях, по-прежнему, направлена на решение задач, отражаемых показателями физической подготовленности. А самое главное, не решаются такие задачи, как формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре и потребности в регулярном использовании целого арсенала средств физической культуры. Важно также отметить, что в большинстве случаев физическое воспитание осуществляется без учета индивидуальных особенностей учащейся молодежи, без опоры на теорию развивающего обучения.
Очевидно, что взятые физическая подготовка, как основа физического воспитания и его оценочный критерий – зачет, не обладают долговременным стимулирующим фактором к физическому самосовершенствованию и самовоспитанию студентов, и, следовательно, не формируют потребности в физической культуре, в основе которых должны лежать личностные интересы и потребности. Вследствие этого у студентов наблюдается резкое снижение уровня потребности в занятиях физической культурой, небрежное отношение к своему здоровью. Данная тенденция отражена исследователями уже давно, в частности, ещё профессором М.Я. Виленским в 1994 году (табл. 1) [1]. И сегодня положение продолжает ухудшаться. Исходя из данных таблицы 1, в которой отражены результаты исследования М.Я. Виленского (1994) и значения аналогичных показателей, полученных нами в исследованиях 2015 года, мы можем говорить о не потерявших актуальности первопричинах невысоких показателей физического развития студентов, их функционального состояния, физической подготовленности, здоровья.
Таблица 1
Данные опроса студентов о мотивах, побуждающих с самостоятельным занятиям физической культурой (%).
Субъективные факторы |
Курс |
|||||||
1 курс |
2 курс |
3 курс |
4 курс |
|||||
1994 г |
2015 г |
1994 г |
2015 г |
1994 г |
2015 г |
1994 г |
2015 г |
|
Удовлетворение |
57,8 |
50,4 |
50,1 |
45,9 |
43,5 |
42,3 |
16,8 |
14,0 |
Соответствие эстетическим вкусам |
51,7 |
54,1 |
42,3 |
40,0 |
30,4 |
30,4 |
21,9 |
19,3 |
Понимание личностной значимости занятий |
37,6 |
28,7 |
24,0 |
27,1 |
17,5 |
18,0 |
8,3 |
7,0 |
Понимание значимости занятий для коллектива |
34,0 |
32,6 |
22,8 |
30,4 |
14,1 |
13,7 |
9,6 |
4,8 |
Понимание общественной значимости занятий |
30,9 |
27,4 |
21,3 |
27,2 |
12,6 |
11,8 |
7,4 |
5,2 |
Духовное обогащение |
13,2 |
15,1 |
10,4 |
13,2 |
5,6 |
4,4 |
3,1 |
2,0 |
Развитие познавательных способностей |
12,9 |
17,0 |
9,8 |
13,4 |
7,1 |
7,2 |
6,2 |
3,3 |
Ту же картину мы можем наблюдать, анализируя динамику рейтинга компонентов физической культуры студентов на основе 100-балльной модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности студентов в течение изучения в вузе дисциплины «Физическая культура» (табл. 2). Нами были исследованы данные около 4000 студентов дневного отделения двух вузов г. Барнаула Алтайского края. Очевидно, что за время обучения в вузе какая-либо динамика в компонентах физической культуры студентов отсутствует. То же наблюдается и с потребностью в ценностях физической культуры. За три года изучения физической культуры потребность у студентов не формируется и даже снижается. Так, у студентов-первокурсников уровень потребности оценивается 43,9 баллами, что по нашей классификации характерно для случайного уровня потребности. На третьем курсе у этих же студентов уровень потребности остается все на том же «случайном» уровне – 42,7.
Таблица 2
Динамика рейтинга компонентов модуля оценки качества учебной деятельности студентов по дисциплине «Физическая культура»
Показатели физической культуры |
Исходные показатели (баллы) Х±m |
Конечные показатели (баллы) Х±m |
Знания |
39,3±0,63 |
42,6±3,97 |
Умения и навыки |
43,7±1,25 |
45,9±0,95 |
Физическая подготовленность |
31,3±1,1 |
33,6±1,05 |
Функциональная подготовленность |
47,2±1,26 |
46,8±1,05 |
Заболеваемость |
72,4±3,35 |
73,2±3,35 |
Прилежание |
38,7±1,02 |
36,5±1,1 |
Умение самостоятельно использовать средства ФК |
39,7±1,21 |
36,7±0,98 |
Пропуски занятий |
3,3±0,29 |
2,9±0,22 |
Успеваемость |
44,6±2,00 |
45,0±2,96 |
Количественная оценка потребности студентов в ценностях физической культуры |
43,9±0,95 |
42,7±1,11 |
Итак, как выясняется, сегодня весьма нелегко привлечь студентов к регулярным занятиям физической культурой, спортом, соблюдению норм здорового образа жизни. А принуждение, как способ решения сложившейся проблемы в настоящее время выглядит неуместным. Таким образом, поиск путей формирования устойчивой потребности в ценностях физической культуры является приоритетным направлением в процессе образования человека в физкультурно-спортивной сфере.
Безусловно, интерес студенческой молодёжи к различным видам спорта существует, что было в очередной раз констатировано исследованиями методом анкетирования [2, 8]. Особенно высокий уровень интереса проявляется к таким формам занятий физическим воспитанием как спортивная и атлетическая гимнастика, пауэрлифтинг, спортивные игры. Однако целенаправленная трансформация интереса в устойчивую потребность в регулярных занятиях оздоровительными и спортивными формами физической культуры является довольно сложным процессом взаимодействия педагога и студентов [5].
Вполне очевидно, что для формирования устойчивой потребности в ценностях физической культуры необходимо способствовать переориентации целевых установок физического воспитания с необходимого, характеризуемого педагогическими концепциями как «норма», на максимально возможное удовлетворение индивидуального уровня потребности каждого занимающегося. Другими словами, нужно ориентироваться не только на нормативы, но и на индивидуальный оптимальный уровень потребности личности. В практике физического воспитания очень часто наблюдается стремление подвести уровень подготовленности к определенной «норме». То есть происходит ориентирование не на индивидуальные возможности и способности индивида, его состояние и особенности жизнедеятельности, а на некий среднестатистический показатель – «статистическую норму» [5]. Отсюда напрашивается вывод о необходимости различать норму статистическую и норму индивидуальную или оптимальный уровень (режим) физической активности.
Говоря о потребностях в ценностях физической культуры, важно ещё раз отметить, что существует некоторый оптимальный уровень для каждого индивида [4]. И реализация этого уровня или нормы оказывает максимально благоприятный эффект на организм. Оптимальный, или индивидуальный уровень потребности – категория динамичная, во многом зависящая от условий жизнедеятельности человека. На основе результатов исследований уровней потребности в ценностях физической культуры и двигательной активности значительной группы студентов ряда вузов Алтайского края нами была разработана классификация этих уровней и дана их количественная и качественная характеристика (табл. 3) [4, 5, 7].
Таблица 3
Классификация уровней потребности в ценностях физической культуры
Количественная оценка потребности в баллах |
Уровень потребности |
0 |
Нулевая |
1-10 баллов |
Зачаточная |
11-20 баллов |
Сослагательная (условная) |
21-30 баллов |
Очень слабая |
31-40 баллов |
Слабая |
41-50 баллов |
Случайная |
51-60 баллов |
Неустойчивая |
61-70 баллов |
Умеренная |
71-80 баллов |
Сильная |
81-90 баллов |
Устойчивая |
91-100 баллов |
Органическая |
Несмотря на имеющиеся наработки и достижения в методике формирования потребности в ценностях физической культуры и в определении достигнутого уровня этой потребности, в настоящее время, по разным причинам, они все же не получают должного распространения в системе физкультурного образования. Можно констатировать, что кажущаяся многим простота задач формирования потребности в ценностях физической культуры (множество исследований и защищенных диссертаций по данной проблеме) оказалась не такой уж и вполне достижимой. Отсутствие заметных позитивных перемен в отношении студенческой молодежи к здоровью и оздоровительной деятельности позволяет говорить о необходимости решения в данном направлении значительного количества проблем.
Одной из таких проблем является ориентация занимающихся на успешную сдачу нормативных требований, оценивающих физическую подготовленность. Такой подход приводит к явной односторонности учебно-воспитательного процесса и слабо соотносится с оздоровительными задачами физического воспитания [4].
Подтверждением тому могут являться результаты наших наблюдений, предложенные ниже. В таблице 4 представлены коэффициенты корреляции, отражающие взаимосвязь потребности в физической культуре с другими блоками модуля оценки качества учебной деятельности студентов по дисциплине «Физическая культура».
Таблица 4
Коэффициенты корреляций потребности в физической культуре с другими блоками модуля
Компоненты |
Потребность в физической культуре |
Знания |
0,779 |
Умения и навыки |
0,491 |
Функциональная подготовленность |
0,711 |
Физическая подготовленность |
0,450 |
Заболеваемость |
0,365 |
Прилежание |
0,782 |
Умение самостоятельно использовать средства ФК |
0,899 |
Пропуски занятий (по болезни) |
0,205 |
Отсюда очевидны сильные связи потребности в физической культуре с умением самостоятельного использования средств физической культуры, с функциональной готовностью и со знаниями.
Что касается знаний в области физической культуры, то анализ содержания программ по физической культуре показал, что учебные знания, являющиеся, как известно, фундаментом формирования навыков и умений, в самостоятельных и самодеятельных занятиях имеют преимущественно агитационную, гигиеническую и просветительскую направленность, плохо сочетающуюся с методическим и содержательным оснащением процесса физического самовоспитания. Теоретические сведения на занятиях зачастую сводятся к механической передаче и без того известной информации.
Объем учебного времени, специально отводимого на освоение знаний, постоянно снижается, и во многих ныне существующих программах практически сведен к нулю. В результате мы не наблюдаем у студентов реализации на поведенческом уровне самостоятельного использования средств физической культуры. Ведь именно осознание на собственном опыте эффективности использования не только физических упражнений, но и гигиенических, природных факторов и других средств физической культуры в качестве механизма формирования потребности в ценностях физической культуры может и должно стать побудительной силой к физическому самосовершенствованию.
Очевидно, что дефицит теоретических и практических знаний в области физической культуры не позволяет занимающимся осознать здоровье как жизненно важное психическое и функциональное состояние, на которое можно воздействовать средствами физической культуры. Образованного же в области физической культуры человека отличает не только достаточный уровень знаний, двигательных умений и навыков, но главное – устойчивая потребность в ценностях физической культуры, т.е. организация рационального режима труда и отдыха и образа жизни в целом.
Так, исходя из результатов проведенного анализа сложившейся ситуации и практических исследований, можно высказать ряд практических рекомендаций по решению проблем формирования у студентов потребности в ценностях физической культуры:
- обеспечить студентам реальную свободу выбора индивидуально приемлемых форм и средств физической культуры;
- нивелировать нормативные критерии оценки физкультурной деятельности или осуществлять индивидуальный подход к оцениванию деятельности студентов на занятиях физической культурой;
- повысить образовательную направленность учебных занятий физической культурой;
- целенаправленно формировать устойчивую потребность в ценностях физической культуры и здорового образа жизни.
Библиографическая ссылка
Шеенко Е.И., Бодюков Е.В., Юров В.В. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЦЕННОСТЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23602 (дата обращения: 13.02.2025).