Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

HERMENEUTICA-ORIENTED MANAGEMENT OF EDUCATION COMPETITIVE ENVIRONMENT AT THE MODERN SCHOOL

Akvazba E.O. 1 Akvazba S.O. 2
1 Tyumen State Oil and Gas University
2 MAEC sch. № 59 Tyumen
Hermeneutica-oriented approach to the problem of formation of competitive educational environment as a factor of management efficiency by quality of education in educational organization today particularly relevant, since the problem of management of pedagogical systems in the conditions of modernization of Russian educational system is solved mainly through the study of phenomenon of leadership of the head and does not always contain focuses on disclosing and taking into account the nature of the educational organization. The object of study – the process of education quality management in educational organization. Subject of research – the complex of pedagogical conditions of increase of efficiency of quality management in the educational organization through the use of hermeneutic-oriented management. The aim of the study was to develop and theoretically justify the effectiveness of hermeneutic-oriented model of quality management of school education, ensuring the creation of conditions for positive Mature student, ensure the advanced nature education, creative development and moral education, successful socialization in life. The methodological goal was to create a competitive educational environment as a factor of socialization and quality of life of the modern person. The most important methods in the research process: theoretical analysis the theoretical-methodological and normative-legal literature; the diagnostic interview, questionnaires; experimental ascertaining, forming and control experiment; methods of mathematical processing and interpretation of data. Regional standard of educational technology today has to be the approaches and techniques of effective management of educational process; the use of efficient pedagogical methods and techniques; organization developing educational environment. In accordance with the requirements of the mission educational institutions on the basis of which was the study, was defined as the formation and development of competencies contributing to successful establishment and functioning of the pupil´s personality in civil society. Therefore, the vision of an educational institution due to a mission, it should be: socio-cultural, educational, intellectual and information, psychologically comfortable and safe educational environment. The creation of a competitive educational environment in the educational institution, in this case, when using hermeneutic-oriented approach, ensured the effectiveness of the educational organization and the quality of education.
quality of hermenevtika-orientated management.
quality of life
system-activity approach
process-oriented management
model of management of educational organizations
human resources
human resources management
technology management
quality management system
organizational structure of management of an educational institution
Социокультурные изменения, происходившие в жизни общества за последние десятилетия, модернизация государственной образовательной политики обуславливают актуальность проблемы управления качеством образования современной образовательной организации, основной задачей которой становится достижение такого уровня обучения и воспитания, который позволил бы поднять качество жизни субъектов воспитательно-образовательной среды. Развитие системы школьного образования РФ последнее время  было связано с существенными переменами: создание новых типов образовательных организаций, разработка и внедрение новых федеральных образовательных стандартов, усиление практической направленности учебных предметов, рост внимания к этнокультурным образовательным проблемам, качественной стороне образовательного процесса.

В современной педагогике существуют следующие направления научно-исследовательских поисков в решении вышеназванной проблемы: управление качеством образования (Ю.К. Бабанский, В.И. Байденко, А.Е. Капто, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, Н.А. Лукина, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, М.И. Худоминский, Т.И. Шамова и др.); критериальные подходы к оценке качества общего образования и эффективности деятельности школы (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, С.А. Гильманов, В.И. Загвязинский, В.И. Зверева, Н.А. Менчинская, В.П. Панасюк, П.И. Третьяков и др.); проектирование качества образования (Ю.К. Бабанский, Г.Л. Ильин, Э.М. Никитин, П.И. Третьяков, Д.В. Татьянченко, И.Д. Чечель); мониторинг качества образования (С.Г. Вершловский, В.А. Кальней, А.Н. Майоров, Д.Ш. Матрос, С.Е. Шишов).

Современная образовательная система обнаруживает сегодня следующие противоречия: между необходимостью повышения качества жизни всех субъектов образовательной организации и постоянным скачкообразным непоследовательным и необоснованным изменением системы управления качеством образовательной организации на уровне среднего звена (региональное и муниципальное управление образованием); между традиционной системой оценки качества обученности и необходимостью ее обновления с учетом новых критериев, подходов, принципов измерения качественных показателей образования, обусловленных системно-деятельностным подходом и др.

Данные противоречия подчеркивают актуальность проблемы исследования -определение педагогических условий совершенствования системы управления качеством образовательной организации посредством создания конкурентной среды образовательной организации. Объект исследования - процесс управления качеством образования в образовательной организации. Предмет исследования - комплекс педагогических условий повышения эффективности управления качеством в образовательной организации посредством использования герменевтико-ориентированного управления.

Целью исследования было разработать и теоретически обосновать эффективность герменевтико-ориентированной модели управления качеством школьного образования, обеспечивающей создание условий для позитивного взросления школьника, обеспечение опережающего характера образования, творческого развития и нравственного воспитания, успешной социализации в жизни. Методической целью было создание конкурентной образовательной среды как фактора социализации и качества жизни современной личности.

Цель исследования обусловила следующие задачи: анализ теоретико-методологических и нормативно-правовых основ проблемы исследования; выявление теоретико-методологических и организационно-педагогических основ категории общеобразовательной школы; определение организационно-педагогических условий, повышающих эффективность образовательной организации; установление места и роли герменевтико-ориентированной модели управления образовательной организацией.

Набор условий и характеристик жизни человека, основанных на степени удовлетворенности условиями, характеризующими качество жизни: состояние здоровья (физическое и психическое); продолжительность жизни; условия окружающей среды; питание; бытовой комфорт; социальное окружение; удовлетворение культурных и духовных потребностей.

Соответствие образовательного пространства требованиям времени, учет региональных особенностей, использование проектно-целевого метода - вот основные ключевые точки педагогического менеджмента. Сегодня профессиональный стандарт является основным фактором управления качеством образования, что обуславливает следующие направления: обучающиеся и образовательный процесс (развитие учащихся, дифференциация в обучении, создание особой образовательной среды); содержание обучения (знание учебного предмета, прикладное значение углубленного предмета); практика преподавания (оценка достижений, планирование образовательной деятельности, образовательные технологии); профессиональная ответственность (повышение квалификации и этика педагога, лидерство и сотрудничество).

Региональным стандартом педагогических технологий в Тюменской области является  реализация подходов и техник эффективного управления образовательным процессом;  применение продуктивных педагогических методов и технологий; организация развивающей образовательной среды.

В соответствии с требованиями времени была определена миссия образовательного учреждения, на базе которого происходило исследование, - это формирование и развитие компетенций, способствующих успешному становлению  и  функционированию личности ученика в гражданском обществе. Следовательно, видение образовательного учреждения, обусловленное миссией, будет следующим: социокультурная, развивающая, интеллектуально-информационная, психологически комфортная, безопасная образовательная среда.

Наиболее значимыми методами в процессе исследования были: теоретические - анализ теоретико-методологической и нормативно-правовой литературы; диагностические - беседа, анкетирование; экспериментальные - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент; методы математической обработки и интерпретации данных.

Базой экспериментального исследования являлась средняя общеобразовательная школа города Тюмени. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа в период с 2010 по 2015 гг.

Понятие «процесс» в материалах стандартов международной системы менеджмента качества (ИСО) [6] определяется как совокупность взаимосвязанных ресурсов (кадровых, технических, технологических, временных и др.) и деятельности, которая преобразует продукт (индивида) на входе и на выходе. Роль поставщика в системе образования играет образовательная организация, предоставляющая образовательные услуги, потребители - родители или законные представители обучающихся.

Происходящие в условиях модернизации системы образования изменения обуславливают демократический характер управления качеством образования, который раскрывается в принципах партисипативности, субсидиарности, рефлексивности и дуальности [5].

Содержание герменевтико-ориентированного управления предполагает аналитико-синтетическую деятельность по глубоко личностному творческому осмыслению (постижению) значимости преобразований в образовательном процессе с целью повышения его качества; интерпретацию образовательной реальности, рефлексирующее проектирование предстоящего процесса с учетом объективных и субъективных факторов и условий, обретение личностных смыслов и на этой основе деятельность по внедрению модели управления качеством образования [3]. Герменевтико-ориентированный подход к процессу управления качеством образования предполагает поливариантность подходов, уход от логической однозначности, жесткой детерминированности. Это способствует осмыслению и пониманию значимости внешних и внутренних преобразований, рефлексивному осмыслению эмоционально-духовного витагенного опыта, так как при использовании понятий «объяснение» и «понимание» фиксируется некий субъективно-психологический оттенок, связанный с восприятием мыслей, чувств и духовного мира других людей и самих себя.

Под качеством образования нами понимается, с одной стороны, соответствие сформированных компетенций обучающихся государственным стандартам, а с другой, - успешное функционирование самой образовательной организации, включающее деятельность всех субъектов образовательного процесса (обучающиеся,  педагоги, администрация, родители, социальные партнеры и др.), направленную на обеспечение качества образовательных услуг; соотношение цели и результата, выражающееся в совокупности характеристик, которые отражают уровень достигнутых количественных и качественных показателей деятельности образовательной организации; уровень реаклизации учебно-воспитательного процесса, условия, в которых он протекает; конкурентоспособность образовательной организации на рынке образовательных услуг. 

Под управлением качеством образования в образовательной организации нами понимается комплекс средств, условий, способов организации деятельности; мотивация всех участников образовательного процесса на качественный конечный результат; контроль как процесса выявления отклонений от целей; мониторинг (системы отслеживания изменений в развитии); регулирование и анализ результатов образовательной деятельности [2]. Данное определение позволяет выделить ряд условий, необходимых для эффективной реализации процесса управления: наличие цели управления качеством образования и средств для ее достижения; наличие информации о состоянии, цели, средствах, условиях функционирования элементов образовательной системы; возможность рефлексии и мониторинга качества образовательного процесса и его результатов на каждом этапе управления.

Задачами деятельности образовательной организации в соответствии с миссией, методической целью, видением исследуемого образовательного учреждения становится: реализация единой линии развития ребенка на этапах начального и среднего школьного образования, придание педагогическому процессу целостного, последовательного и перспективного характера; разработка ряда мероприятий для эффективной реализации требований ФГОС к формированию УУД (предметных, метапредметных, личностных); усиление научно - методического сопровождения одарённых детей; разработка мероприятий по организации работы с одаренными детьми; совершенствование работы по преемственности при переходе с одной ступени на другую; совершенствование организации работы по подготовке к ГИА; внедрение профильного обучения, создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования; создание системы дополнительных образовательных услуг на базе школы, в том числе на бесплатной основе; активизация взаимодействия с учреждениями системы профилактики; разработка системы мероприятий, направленных на информирование родителей (законных представителей) о деятельности школы.

Вышеназванные задачи обуславливают следующие направления деятельности школы: обеспечение жизни и здоровья обучающихся, формирование здорового образа жизни; формирование позитивных межличностных отношений; содействие обучающимся в освоении общего и дополнительного образования; воспитание компетентного гражданина России.

Анализ результатов функционирования образовательной организации позволяет сделать вывод о том, что исследуемое нами общеобразовательное учреждение стабильно развивается, это находит свое отражение в динамике таких показателей, как удовлетворение социального заказа к общеобразовательной школе (рост рейтинга школы, по мнению родительской общественности, стабильные результаты Г(и)А, призовые места и дипломы на олимпиадах и научно-практических конференциях); позитивные изменения в конструктивной активности педагогического коллектива; рост профессионального мастерства (подтверждение и/или повышение квалификационных категорий педагогами).

Анализ структурных компонентов модели герменевтико-ориентированного управления качеством образования показал, что герменевтический акт (постижение, приращение и превращение в собственно-смысл) можно рассматривать как процесс постижения смысла преобразований образовательного процесса всеми его субъектами в процессе активного коммуникативного действования (направленной рефлексии), инициированного средствами объясняющего понимания в деятельностной (со-деятельность и со-управление) парадигме. Результатом преобразований выступает: создание собственного типа управления (интерпретации); моделирование отношения к изменениям в образовательном процессе с последующей коррекцией собственного отношения к происходящему. Личностное приобщение к процессам изменений в образовательной парадигме школы не сводится к осведомленности или знанию, а носит смысловой, экзистенциональный характер. Знание, полученное в процессе командного со-управления субъектами образовательного процесса, применяется в практике интерпретации (педагогический полилог), а понимание реализуется в качестве приобретенного опыта в личной деятельности (компетентностный рост, формирование адекватной самооценки, социальной и гражданской активности) [4].

В процессе реализации модели герменевтико-ориентированного управления качеством образования нами были выделены следующие этапы: аналитический (анализ педагогической ситуации образовательного учреждения); постановочный (выделение проблемы); прогностический (прогноз развития образовательного учреждения); моделирующий (создание комплексной прогностической модели, направленной на управление); практический (реализация программы по внедрению модели управления качеством образования); оценочный (мониторинг результатов деятельности ОУ, отслеживание пути продвижения); корректировочный (внесение поправок в деятельность ОУ по внедрению модели управления качеством образования).

Эффективность деятельности образовательной организации и качество образования зависят от системы управления ее персоналом на основе модели управления, учитывающей педагогические условия. Основными критериями эффективного управления педагогическим персоналом являются: качество школьного менеджмента, эффективность работы педагогического персонала, качество образовательного процесса [1].


Рецензенты:

Гаврилюк В.В., д.соц.н., профессор, зав. кафедрой социологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;

Игнатова В.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры моделирования физических процессов и систем Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», г. Тюмень.