В современной педагогике существуют следующие направления научно-исследовательских поисков в решении вышеназванной проблемы: управление качеством образования (Ю.К. Бабанский, В.И. Байденко, А.Е. Капто, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, Н.А. Лукина, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, М.И. Худоминский, Т.И. Шамова и др.); критериальные подходы к оценке качества общего образования и эффективности деятельности школы (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, С.А. Гильманов, В.И. Загвязинский, В.И. Зверева, Н.А. Менчинская, В.П. Панасюк, П.И. Третьяков и др.); проектирование качества образования (Ю.К. Бабанский, Г.Л. Ильин, Э.М. Никитин, П.И. Третьяков, Д.В. Татьянченко, И.Д. Чечель); мониторинг качества образования (С.Г. Вершловский, В.А. Кальней, А.Н. Майоров, Д.Ш. Матрос, С.Е. Шишов).
Современная образовательная система обнаруживает сегодня следующие противоречия: между необходимостью повышения качества жизни всех субъектов образовательной организации и постоянным скачкообразным непоследовательным и необоснованным изменением системы управления качеством образовательной организации на уровне среднего звена (региональное и муниципальное управление образованием); между традиционной системой оценки качества обученности и необходимостью ее обновления с учетом новых критериев, подходов, принципов измерения качественных показателей образования, обусловленных системно-деятельностным подходом и др.
Данные противоречия подчеркивают актуальность проблемы исследования -определение педагогических условий совершенствования системы управления качеством образовательной организации посредством создания конкурентной среды образовательной организации. Объект исследования - процесс управления качеством образования в образовательной организации. Предмет исследования - комплекс педагогических условий повышения эффективности управления качеством в образовательной организации посредством использования герменевтико-ориентированного управления.
Целью исследования было разработать и теоретически обосновать эффективность герменевтико-ориентированной модели управления качеством школьного образования, обеспечивающей создание условий для позитивного взросления школьника, обеспечение опережающего характера образования, творческого развития и нравственного воспитания, успешной социализации в жизни. Методической целью было создание конкурентной образовательной среды как фактора социализации и качества жизни современной личности.
Цель исследования обусловила следующие задачи: анализ теоретико-методологических и нормативно-правовых основ проблемы исследования; выявление теоретико-методологических и организационно-педагогических основ категории общеобразовательной школы; определение организационно-педагогических условий, повышающих эффективность образовательной организации; установление места и роли герменевтико-ориентированной модели управления образовательной организацией.
Набор условий и характеристик жизни человека, основанных на степени удовлетворенности условиями, характеризующими качество жизни: состояние здоровья (физическое и психическое); продолжительность жизни; условия окружающей среды; питание; бытовой комфорт; социальное окружение; удовлетворение культурных и духовных потребностей.
Соответствие образовательного пространства требованиям времени, учет региональных особенностей, использование проектно-целевого метода - вот основные ключевые точки педагогического менеджмента. Сегодня профессиональный стандарт является основным фактором управления качеством образования, что обуславливает следующие направления: обучающиеся и образовательный процесс (развитие учащихся, дифференциация в обучении, создание особой образовательной среды); содержание обучения (знание учебного предмета, прикладное значение углубленного предмета); практика преподавания (оценка достижений, планирование образовательной деятельности, образовательные технологии); профессиональная ответственность (повышение квалификации и этика педагога, лидерство и сотрудничество).
Региональным стандартом педагогических технологий в Тюменской области является реализация подходов и техник эффективного управления образовательным процессом; применение продуктивных педагогических методов и технологий; организация развивающей образовательной среды.
В соответствии с требованиями времени была определена миссия образовательного учреждения, на базе которого происходило исследование, - это формирование и развитие компетенций, способствующих успешному становлению и функционированию личности ученика в гражданском обществе. Следовательно, видение образовательного учреждения, обусловленное миссией, будет следующим: социокультурная, развивающая, интеллектуально-информационная, психологически комфортная, безопасная образовательная среда.
Наиболее значимыми методами в процессе исследования были: теоретические - анализ теоретико-методологической и нормативно-правовой литературы; диагностические - беседа, анкетирование; экспериментальные - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент; методы математической обработки и интерпретации данных.
Базой экспериментального исследования являлась средняя общеобразовательная школа города Тюмени. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа в период с 2010 по 2015 гг.
Понятие «процесс» в материалах стандартов международной системы менеджмента качества (ИСО) [6] определяется как совокупность взаимосвязанных ресурсов (кадровых, технических, технологических, временных и др.) и деятельности, которая преобразует продукт (индивида) на входе и на выходе. Роль поставщика в системе образования играет образовательная организация, предоставляющая образовательные услуги, потребители - родители или законные представители обучающихся.
Происходящие в условиях модернизации системы образования изменения обуславливают демократический характер управления качеством образования, который раскрывается в принципах партисипативности, субсидиарности, рефлексивности и дуальности [5].
Содержание герменевтико-ориентированного управления предполагает аналитико-синтетическую деятельность по глубоко личностному творческому осмыслению (постижению) значимости преобразований в образовательном процессе с целью повышения его качества; интерпретацию образовательной реальности, рефлексирующее проектирование предстоящего процесса с учетом объективных и субъективных факторов и условий, обретение личностных смыслов и на этой основе деятельность по внедрению модели управления качеством образования [3]. Герменевтико-ориентированный подход к процессу управления качеством образования предполагает поливариантность подходов, уход от логической однозначности, жесткой детерминированности. Это способствует осмыслению и пониманию значимости внешних и внутренних преобразований, рефлексивному осмыслению эмоционально-духовного витагенного опыта, так как при использовании понятий «объяснение» и «понимание» фиксируется некий субъективно-психологический оттенок, связанный с восприятием мыслей, чувств и духовного мира других людей и самих себя.
Под качеством образования нами понимается, с одной стороны, соответствие сформированных компетенций обучающихся государственным стандартам, а с другой, - успешное функционирование самой образовательной организации, включающее деятельность всех субъектов образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, администрация, родители, социальные партнеры и др.), направленную на обеспечение качества образовательных услуг; соотношение цели и результата, выражающееся в совокупности характеристик, которые отражают уровень достигнутых количественных и качественных показателей деятельности образовательной организации; уровень реаклизации учебно-воспитательного процесса, условия, в которых он протекает; конкурентоспособность образовательной организации на рынке образовательных услуг.
Под управлением качеством образования в образовательной организации нами понимается комплекс средств, условий, способов организации деятельности; мотивация всех участников образовательного процесса на качественный конечный результат; контроль как процесса выявления отклонений от целей; мониторинг (системы отслеживания изменений в развитии); регулирование и анализ результатов образовательной деятельности [2]. Данное определение позволяет выделить ряд условий, необходимых для эффективной реализации процесса управления: наличие цели управления качеством образования и средств для ее достижения; наличие информации о состоянии, цели, средствах, условиях функционирования элементов образовательной системы; возможность рефлексии и мониторинга качества образовательного процесса и его результатов на каждом этапе управления.
Задачами деятельности образовательной организации в соответствии с миссией, методической целью, видением исследуемого образовательного учреждения становится: реализация единой линии развития ребенка на этапах начального и среднего школьного образования, придание педагогическому процессу целостного, последовательного и перспективного характера; разработка ряда мероприятий для эффективной реализации требований ФГОС к формированию УУД (предметных, метапредметных, личностных); усиление научно - методического сопровождения одарённых детей; разработка мероприятий по организации работы с одаренными детьми; совершенствование работы по преемственности при переходе с одной ступени на другую; совершенствование организации работы по подготовке к ГИА; внедрение профильного обучения, создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования; создание системы дополнительных образовательных услуг на базе школы, в том числе на бесплатной основе; активизация взаимодействия с учреждениями системы профилактики; разработка системы мероприятий, направленных на информирование родителей (законных представителей) о деятельности школы.
Вышеназванные задачи обуславливают следующие направления деятельности школы: обеспечение жизни и здоровья обучающихся, формирование здорового образа жизни; формирование позитивных межличностных отношений; содействие обучающимся в освоении общего и дополнительного образования; воспитание компетентного гражданина России.
Анализ результатов функционирования образовательной организации позволяет сделать вывод о том, что исследуемое нами общеобразовательное учреждение стабильно развивается, это находит свое отражение в динамике таких показателей, как удовлетворение социального заказа к общеобразовательной школе (рост рейтинга школы, по мнению родительской общественности, стабильные результаты Г(и)А, призовые места и дипломы на олимпиадах и научно-практических конференциях); позитивные изменения в конструктивной активности педагогического коллектива; рост профессионального мастерства (подтверждение и/или повышение квалификационных категорий педагогами).
Анализ структурных компонентов модели герменевтико-ориентированного управления качеством образования показал, что герменевтический акт (постижение, приращение и превращение в собственно-смысл) можно рассматривать как процесс постижения смысла преобразований образовательного процесса всеми его субъектами в процессе активного коммуникативного действования (направленной рефлексии), инициированного средствами объясняющего понимания в деятельностной (со-деятельность и со-управление) парадигме. Результатом преобразований выступает: создание собственного типа управления (интерпретации); моделирование отношения к изменениям в образовательном процессе с последующей коррекцией собственного отношения к происходящему. Личностное приобщение к процессам изменений в образовательной парадигме школы не сводится к осведомленности или знанию, а носит смысловой, экзистенциональный характер. Знание, полученное в процессе командного со-управления субъектами образовательного процесса, применяется в практике интерпретации (педагогический полилог), а понимание реализуется в качестве приобретенного опыта в личной деятельности (компетентностный рост, формирование адекватной самооценки, социальной и гражданской активности) [4].
В процессе реализации модели герменевтико-ориентированного управления качеством образования нами были выделены следующие этапы: аналитический (анализ педагогической ситуации образовательного учреждения); постановочный (выделение проблемы); прогностический (прогноз развития образовательного учреждения); моделирующий (создание комплексной прогностической модели, направленной на управление); практический (реализация программы по внедрению модели управления качеством образования); оценочный (мониторинг результатов деятельности ОУ, отслеживание пути продвижения); корректировочный (внесение поправок в деятельность ОУ по внедрению модели управления качеством образования).
Эффективность деятельности образовательной организации и качество образования зависят от системы управления ее персоналом на основе модели управления, учитывающей педагогические условия. Основными критериями эффективного управления педагогическим персоналом являются: качество школьного менеджмента, эффективность работы педагогического персонала, качество образовательного процесса [1].
Рецензенты:
Гаврилюк В.В., д.соц.н., профессор, зав. кафедрой социологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;
Игнатова В.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры моделирования физических процессов и систем Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Аквазба Е.О., Аквазба С.О. ГЕРМЕНЕВТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23534 (дата обращения: 19.04.2025).