Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TOLERANCE CULTURE OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

Bulatova A.A. 1 Dolinina I.G. 1
1 Perm National Research Polytechnic University, Lysva, Russia
The demand of modern society in preparing competitive high school graduate, having a sufficient measure of civic consciousness has resulted in renewable teaching approaches. The article deals with the modern concepts of tolerance and culture in general, in terms of philosophy, and has formulated the concept of "tolerance culture" as a component of citizenship. It reveals the urgency of forming tolerance culture of technical university students. Further research plan aimed at establishing the methodological basis of students’ tolerance culture formation. The practical focus of the suggested study in the development of materials contributing to the optimization process of tolerant interaction development in high school.
formation of tolerance culture.
tolerance culture
culture
tolerance
civic consciousness

Стремительно меняющиеся социально-экономические потребности общества,  вставшего на путь вхождения РФ в систему мировой культуры, диктуют  необходимость формирования поликультурной компетентности  студентов технического ВУЗа. Среди причин, способствующих возникновению педагогической целесообразности разработки и обоснования методологии формирования культуры толерантности  студентов, можно выделить следующие: 1) значительные социально-экономические изменения в стране и в мире в целом; 2) стремительное реконструирование информационной базы содержания образования; 3) повышение вни­мания общества к культуре как феномену человеческого бытия; 4) усиление  этниче­ских конфликтов, агрессивного национализма, геополитических противоре­чий государств, идеологической конфронтации народов и религий, где способом  стабилизации межэтниче­ского общения и сотрудничества предполагается познание всех национальных куль­тур, это становится особенно   актуально, ввиду того, что в современном мире большинство стран имеет разнородный состав населения.

Федеральный закон определяет, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [8]. Ценностная ориентация содержания высшего  профессионального образования, обозначенная  в данном нормативно-правовом документе, объясняется в первую очередь  поли­культурным составом населения на всей территории Российской Федерации, в связи с этим  каждый  гражданин должен  цивилизованно решать проблемы взаимо­отношений людей в межкультурном пространстве.

Необходимость формирования культуры толерантности определена, с одной стороны, потребностью в новом качестве образования, соответствующего современным потребностям развития общества, с другой - пониманием бесперспективности прежних подходов в просвещении и осознанием возможных негативных последствий недостаточной эффективности образования: возможны проявления этнической нетерпимости, этноцентризма, ксенофобии, национализма, этнического насилия, а также перспектива развития  одного из крайних проявлений интолерантности - геноцида.
            Современные исследователи  рассматривают обучение студентов толерантности как составной части общей культуры и гражданственности, которая развивает  их «социальный критицизм и способность к интерпретации и пониманию, формирует  политическую культуру, препятствует изоляции и способствует интеграции интеллектуальных и социальных умений и навыков»[4, 530].

Философский энциклопедический словарь определяет толерантность  как «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [9].  Кроме того, толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям [1,182].
Однако прежде чем приступить к формулировке термина «культура толерантности», следует рассмотреть современное  понятие культуры в общем. Так как именно культура является  средой, в которой протекает человеческая жизнь и жизнь всего общества. Культура   как уникальное жизненное пространство была создана  человеком как существом  разумным. Жизненной средой человека стало  это пространство. Именно Культура - тот самый  ключевой компонент, позволяющий некой совокупности индивидов создавать общество как некоторую  социальную целостность. Общие способы коммуникации, общие цели и ценности, общие представления о долге, морали позволяют обществу сохранять стабильность и преемственность не только на протяжении длительных   промежутков времени.

Слово культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

 В основном  под культурой подразумевают  человеческую деятельность в различных её проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культуру также можно рассматривать  как проявление человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.

Культура  - это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него тем самым  управленческое воздействие. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.

Существует множество различных определений понятия культуры. Культура понимается как:

  • «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей» [2, 66];
  • «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (Большая советская энциклопедия. http://www.big-soviet.ru/396/42071);
  • «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. М. Лотман);
  • «система всеобщих принципов смыслообразования и самих феноменологических продуктов этого смыслообразования, в совокупности определяющих иноприродный характер человеческого бытия» [6, 10];
  • «Культуру, в том числе наиболее блистательные и впечатляющие её проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды» (Э.О.Уилсон).
    Философия определяет культуру как систему исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сферы свободной самореализации личности.

А.Г. Спиркин [7, 762] утверждает, что  деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделя­лась, в  конечном счете, сводится к производству либо материаль­ных, либо духовных ценностей. Но эти  сферы деятельности различны  по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. По его мнению, куль­туру составляют совокупность материальных и  духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. Принято различать материальную и духовную культуру.

К материальной культуре обычно относят искусственно созданные предметы, позволяющие  людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни. Ввиду того, что предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека, они рассматриваются в качестве ценностей. К предметам материальной культуры относят средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общест­венного бытия. Уровень и характер раз­вития материальной  культуры  тесно связаны и определяются производственными отноше­ниями, господствующими в данном обществе. Под материаль­ной культурой подразумевается  обширный  круг вещей и процессов, служащих  человеку.

Духовная культура, в отличие от материальной, не воплощена в предметах. Сфера ее бытия - не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами. К духовной культуре относят всю совокупность продуктов духовной и интеллектуальной деятельности человека, не имеющих предметного, вещного характера: религиозные системы, мифы, философские концепции, научные теории, нравы и обычаи, системы социальной организации и т. д. Сюда же часто относят исторически формирующийся духовный склад человеческих групп (школа "психологии народов").

К ней также   относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство, и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логи­кой мышления и богатством языка, уровень развития материаль­ных и духовных потребностей и интересов людей. Все это живет и сотруд­ничает с современным поколением и является культурой, сокрови­щами всех богатств человеческого духа только в соотношении с живым разумом.

Так заключаясь  в содержании труда и  его продуктах, в знании и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами, культура охватывает все достижения человече­ства в области как материального, так и духовного производства. Однако при этом исходной формой и первоисточником развития культуры являются человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Мир культуры  пребывает вне сознания отдельных людей как реализо­ванные мышление, воля и чувства предшествующих поколений че­ловечества.

Человечество не просто пассивно  хранит культуру, созданных предшествующими поколениями, но  активно и  творчески  использует ее для социального про­гресса. Самовоспроизведение  и самосовершенствование  общества происходит путём наследования  и творческой переработки  накопленных богатств культуры.

При этом культура является  не только результатом человеческой деятельнос­ти, исторически сложившимися  способами  труда, общепризнанными нормами поведенческих актов человека, манерами  общения, приемы, но и уровнем  мышления.

На основе исследования различных представлений науки о понятиях «культура» и «толерантность» нами разработано базовое методологическое определение «культура толерантности».

«Культура толерантности» - часть общей культуры индивида, характеризующаяся знаниями, ценностями, опыта взаимопонимания, способность к диалогу, признание и уважение права на отличие.

«Культура толерантности студента» - совокупный результат воспитания и обучения, на основе самоидентификации и поликультурности, выработанной системы гражданских ценностей, сформированной коммуникативности, способности к диалогу, признание и уважение права на отличие, способность переносить возможное неблагоприятное влияние, готовность к взаимопониманию и взаимодействию.

Из определения «культуры толерантности» очевидна ее чрезвычайная важность в современном многонациональном обществе. Формирование «культуры толерантности» должно стать неотъемлемой частью процесса обучения актуальной для всей России и для технического ВУЗа в частности. Пермский Национальный исследовательский политехнический университет имеет прочные межкультурные связи со странами Европы и Ближнего Востока, на базе ПНИПУ ежегодно проводятся международные практические конференции, студентами ПНИПУ наряду с гражданами России  являются представители стран Африки, Арабских Эмиратов и ближнего зарубежья.

Однако анализ работ, посвященных формированию толерантности студентов, позволяет сделать вывод об отсутствии  достаточно законченной методологической основы формирования культуры толерантности студентов и выявляет необходимость дальнейшей работы в этой области с целью:

  • уточнения понятийного аппарата современных педагогических исследований толерантности, в частности таких терминов, как «культура толерантности», «формирование культуры толерантности», «развивающееся толерантное взаимодействие субъектов образовательного процесса в техническом вузе»;
  • раскрытия сущностных характеристик совместной деятельности субъектов педагогического процесса в вузе по формированию культуры толерантности; выявления общих черт и специфики деятельности субъектов педагогического процесса по повышению уровня культуры толерантности у студентов;
  • разработки и обоснования педагогической модели процесса формирования культуры толерантности у студентов в техническом вузе, включающей систему взаимосвязанных характеристик, объединённых в целевой, содержательный, технологический и аналитико-результативный блоки;
  • выявления и теоретического обоснования комплекса педагогических условий, способствующих формированию культуры толерантности студентов в вузе;
  • определения критериев сформированности культуры толерантности у студентов вуза.

Дальнейшее развитие темы мы видим в исследовании, направленном на совершенствование научно-методического обеспечения совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса в вузе в сфере развития гражданственности  студентов, разработку научно-обоснованных рекомендаций по формированию культуры толерантности у студентов. На основании проведенного исследования предполагается разработать и экспериментально проверить программу совместной деятельности участников образовательного процесса по формированию культуры толерантности у студентов, провести диагностику с целью выявления динамики сформированности  культуры толерантности. Разработанные материалы позволят оптимизировать процесс развития толерантного взаимодействия в вузе.

Рецензенты:

Вилесов Ю. Ф., д.ф.н., к.т.н., профессор кафедры технических дисциплин, Лысьвенский  филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета,         г. Лысьва;

Трефилов В. А., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой безопасности  жизнедеятельности, Пермский  национальный исследовательский  политехнический  университет, г. Пермь.