Стремительно меняющиеся социально-экономические потребности общества, вставшего на путь вхождения РФ в систему мировой культуры, диктуют необходимость формирования поликультурной компетентности студентов технического ВУЗа. Среди причин, способствующих возникновению педагогической целесообразности разработки и обоснования методологии формирования культуры толерантности студентов, можно выделить следующие: 1) значительные социально-экономические изменения в стране и в мире в целом; 2) стремительное реконструирование информационной базы содержания образования; 3) повышение внимания общества к культуре как феномену человеческого бытия; 4) усиление этнических конфликтов, агрессивного национализма, геополитических противоречий государств, идеологической конфронтации народов и религий, где способом стабилизации межэтнического общения и сотрудничества предполагается познание всех национальных культур, это становится особенно актуально, ввиду того, что в современном мире большинство стран имеет разнородный состав населения.
Федеральный закон определяет, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [8]. Ценностная ориентация содержания высшего профессионального образования, обозначенная в данном нормативно-правовом документе, объясняется в первую очередь поликультурным составом населения на всей территории Российской Федерации, в связи с этим каждый гражданин должен цивилизованно решать проблемы взаимоотношений людей в межкультурном пространстве.
Необходимость
формирования культуры толерантности определена, с одной стороны, потребностью в
новом качестве образования, соответствующего современным потребностям развития
общества, с другой - пониманием бесперспективности прежних подходов в
просвещении и осознанием возможных негативных последствий недостаточной
эффективности образования: возможны проявления этнической нетерпимости, этноцентризма, ксенофобии, национализма,
этнического насилия, а также перспектива развития одного из крайних проявлений интолерантности
- геноцида.
Современные исследователи рассматривают обучение студентов толерантности
как составной части общей культуры и гражданственности, которая развивает их «социальный критицизм и способность к
интерпретации и пониманию, формирует
политическую культуру, препятствует изоляции и способствует интеграции
интеллектуальных и социальных умений и навыков»[4, 530].
Философский
энциклопедический словарь определяет толерантность как «терпимость к
иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к
особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком
уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком
открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими
точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [9]. Кроме того, толерантность означает уважение,
принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и
проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается
уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не
означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений
или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям [1,182].
Однако прежде чем приступить к формулировке термина «культура толерантности»,
следует рассмотреть современное понятие
культуры в общем. Так как именно культура является средой, в которой протекает человеческая
жизнь и жизнь всего общества. Культура
как уникальное жизненное пространство была создана человеком как существом разумным. Жизненной средой человека стало это пространство. Именно Культура - тот
самый ключевой компонент, позволяющий
некой совокупности индивидов создавать общество как некоторую социальную целостность. Общие способы
коммуникации, общие цели и ценности, общие представления о долге, морали
позволяют обществу сохранять
стабильность и преемственность не только на протяжении
длительных промежутков времени.
Слово культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.
В основном под культурой подразумевают человеческую деятельность в различных её проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культуру также можно рассматривать как проявление человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.
Культура - это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него тем самым управленческое воздействие. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.
Существует множество различных определений понятия культуры. Культура понимается как:
- «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей» [2, 66];
- «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (Большая советская энциклопедия. http://www.big-soviet.ru/396/42071);
- «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. М. Лотман);
- «система всеобщих принципов смыслообразования и самих феноменологических продуктов этого смыслообразования, в совокупности определяющих иноприродный характер человеческого бытия» [6, 10];
-
«Культуру, в том числе наиболее блистательные и
впечатляющие её проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно
интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания
параметров среды» (Э.О.Уилсон).
Философия определяет культуру как систему исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сферы свободной самореализации личности.
А.Г. Спиркин [7, 762] утверждает, что деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделялась, в конечном счете, сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Но эти сферы деятельности различны по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. По его мнению, культуру составляют совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. Принято различать материальную и духовную культуру.
К материальной культуре обычно относят искусственно созданные предметы, позволяющие людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни. Ввиду того, что предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека, они рассматриваются в качестве ценностей. К предметам материальной культуры относят средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Уровень и характер развития материальной культуры тесно связаны и определяются производственными отношениями, господствующими в данном обществе. Под материальной культурой подразумевается обширный круг вещей и процессов, служащих человеку.
Духовная культура, в отличие от материальной, не воплощена в предметах. Сфера ее бытия - не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами. К духовной культуре относят всю совокупность продуктов духовной и интеллектуальной деятельности человека, не имеющих предметного, вещного характера: религиозные системы, мифы, философские концепции, научные теории, нравы и обычаи, системы социальной организации и т. д. Сюда же часто относят исторически формирующийся духовный склад человеческих групп (школа "психологии народов").
К ней также относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство, и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой, сокровищами всех богатств человеческого духа только в соотношении с живым разумом.
Так заключаясь в содержании труда и его продуктах, в знании и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами, культура охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Однако при этом исходной формой и первоисточником развития культуры являются человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Мир культуры пребывает вне сознания отдельных людей как реализованные мышление, воля и чувства предшествующих поколений человечества.
Человечество не просто пассивно хранит культуру, созданных предшествующими поколениями, но активно и творчески использует ее для социального прогресса. Самовоспроизведение и самосовершенствование общества происходит путём наследования и творческой переработки накопленных богатств культуры.
При этом культура является не только результатом человеческой деятельности, исторически сложившимися способами труда, общепризнанными нормами поведенческих актов человека, манерами общения, приемы, но и уровнем мышления.
На основе исследования различных представлений науки о понятиях «культура» и «толерантность» нами разработано базовое методологическое определение «культура толерантности».
«Культура толерантности» - часть общей культуры индивида, характеризующаяся знаниями, ценностями, опыта взаимопонимания, способность к диалогу, признание и уважение права на отличие.
«Культура толерантности студента» - совокупный результат воспитания и обучения, на основе самоидентификации и поликультурности, выработанной системы гражданских ценностей, сформированной коммуникативности, способности к диалогу, признание и уважение права на отличие, способность переносить возможное неблагоприятное влияние, готовность к взаимопониманию и взаимодействию.
Из определения «культуры толерантности» очевидна ее чрезвычайная важность в современном многонациональном обществе. Формирование «культуры толерантности» должно стать неотъемлемой частью процесса обучения актуальной для всей России и для технического ВУЗа в частности. Пермский Национальный исследовательский политехнический университет имеет прочные межкультурные связи со странами Европы и Ближнего Востока, на базе ПНИПУ ежегодно проводятся международные практические конференции, студентами ПНИПУ наряду с гражданами России являются представители стран Африки, Арабских Эмиратов и ближнего зарубежья.
Однако анализ работ, посвященных формированию толерантности студентов, позволяет сделать вывод об отсутствии достаточно законченной методологической основы формирования культуры толерантности студентов и выявляет необходимость дальнейшей работы в этой области с целью:
- уточнения понятийного аппарата современных педагогических исследований толерантности, в частности таких терминов, как «культура толерантности», «формирование культуры толерантности», «развивающееся толерантное взаимодействие субъектов образовательного процесса в техническом вузе»;
- раскрытия сущностных характеристик совместной деятельности субъектов педагогического процесса в вузе по формированию культуры толерантности; выявления общих черт и специфики деятельности субъектов педагогического процесса по повышению уровня культуры толерантности у студентов;
- разработки и обоснования педагогической модели процесса формирования культуры толерантности у студентов в техническом вузе, включающей систему взаимосвязанных характеристик, объединённых в целевой, содержательный, технологический и аналитико-результативный блоки;
- выявления и теоретического обоснования комплекса педагогических условий, способствующих формированию культуры толерантности студентов в вузе;
- определения критериев сформированности культуры толерантности у студентов вуза.
Дальнейшее развитие темы мы видим в исследовании, направленном на совершенствование научно-методического обеспечения совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса в вузе в сфере развития гражданственности студентов, разработку научно-обоснованных рекомендаций по формированию культуры толерантности у студентов. На основании проведенного исследования предполагается разработать и экспериментально проверить программу совместной деятельности участников образовательного процесса по формированию культуры толерантности у студентов, провести диагностику с целью выявления динамики сформированности культуры толерантности. Разработанные материалы позволят оптимизировать процесс развития толерантного взаимодействия в вузе.
Рецензенты:Вилесов Ю. Ф., д.ф.н., к.т.н., профессор кафедры технических дисциплин, Лысьвенский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета, г. Лысьва;
Трефилов В. А., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь.
Библиографическая ссылка
Булатова А.А., Долинина И.Г. КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23466 (дата обращения: 02.04.2025).