Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

PERSON-CENTERED APPROACH TO ORGANIZATION PSYCHO-PEDAGOGICAL PRACTICE PERIOD OF STUDENTS WITH DISABILITIES

Kozin A.M. 1 Keyler A.V. 1
1 Chelyabinsk State University
В статье обосновывается понятие «летняя психолого-педагогическая практика» с учетом системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу, рассматриваемому как стратегия целенаправленного вовлечении в процесс профессионального становления будущего педагога-психолога потенциальных возможностей студента-практиканта с ограниченными возможностями здоровья как субъекта, личности, индивидуальности с последовательным приращением профессиональных психолого-педагогических компетенций. Отмечаются знания, умения, навыки, которыми должны обладать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в результате освоения программы летней психолого-педагогической практики. Рассматриваются основания, на которых должен строиться подход к организации психолого-педагогической практики. Раскрываются особенности психолого-педагогических технологий подготовки, организации и проведения практики, а также основные критерии оценки совокупности компетенций, которые характеризуют деятельность студентов-практикантов с ограниченными возможностями здоровья.
The article explains the concept of «summer psycho-pedagogical practice period» with the consideration of the systematic, the activity and person-centered approaches. Particular attention is paid to person -oriented approach is viewed as a strategy of purposeful involvement to the professional formation process of the future educational psychologist students with disabilities as a subject, personality, individuality and of incrementally development of professional psychological and pedagogical competences. The article describe knowledge, skills which students with disabilities will have as a result of the practice period program. There are described the foundation of the approach to organization of psycho-pedagogical practice period. There are revealed psycho-pedagogical technologies of preparation, organization and conduct of the practice period, as well as the main criterion for assessing the totality of the competencies that characterize the activities of students with disabilities during the practice period.
technology
person-centered approach
summer psycho-pedagogical practice period
students with disabilities
practice period
Практика - важнейший этап в получении профессионального образования, профессиональной подготовки будущего специалиста, средство профессионального самоопределения студентов, основная база при построении профессиональной карьеры, дальнейшего трудоустройства. Одним из видов практики является летняя психолого-педагогическая практика, которая трактуется нами как подсистема,  обеспечивающая интегрирование профессиональных знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения в вузе и практической деятельности в условиях временного детского коллектива в летний период и отличающаяся характером деятельности, продолжительностью, необходимостью постоянного взаимодействия с детьми в рамках временного детского объединения, возможностями для творческой самостоятельной педагогической деятельности, формирующей мировоззрение педагога-психолога, стиль поведения, профессиональную этику и пр. [1;3;5;6].

Актуальность и выбор проблемы нашего исследования определяется недостаточной разработанностью в теоретических исследованиях идеи работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) непосредственно в детских оздоровительных лагерях различного типа с учетом прохождения ими летней психолого-педагогической практики. Необходимость приведения содержания и форм организации психолого-педагогической практики в соответствие с современными требованиями обусловлена тем, что сохраняется рассогласование в логике предъявления студентам данного профиля инструктивно-методического материала и набирающей силу индивидуализацией процесса обучения лиц с ОВЗ [4; 8].  Учитывая специфику предмета исследования, мы предполагаем, что для эффективного решения поставленной проблемы необходима опора на идеи системного, деятельностного, личностно-ориентированного подхода в подготовке педагогов-психологов и развитии их профессиональных способностей (П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, М.М. Бахтин, Т.А. Ильин, А.Н. Леонтьев, В.Н. Сагатовский, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.).

Значительное влияние на нашу работу оказали исследования, раскрывающие теории профессионального становления личности (Р.М. Асадуллин, М.Я. Виленский, Е.П. Каргаполов, Б.Ф. Скиннер и др.); проблемы педагогической практики и деятельности загородных лагерей (О.А. Абдуллина, К.Н. Волков, С.Д. Дерябо, И.П. Иванов,  О.М. Матвеева, С.И. Панченко, М.Е. Сысоева, З.И. Тюмасева, В.А. Ясвин и др.); идеи педагогики здоровья (И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, В.П. Петленко и др.).

Использование системного подхода связано с тем, что технология осуществления летней психолого-педагогической практики обладает системными свойствами, направленными на выбор содержания, приоритетных целей, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукции заданного качества. Опора на деятельностный подход предполагает, что овладение деятельностью является условием формирования активной личности; эффективный характер профессиональной подготовки может быть обеспечен только при наличии признаков деятельности-предметности, целенаправленности, структурности, технологичности (Л.С. Выготский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина и др.).  С другой стороны, деятельностная составляющая  позволяет предварительно спроектировать процесс психолого-педагогической практики, реализовать соответствующие умения и слагаемые их компонентов, создать определенные условия. Личностно-ориентированный подход ставит в центр всей воспитательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее свободного развития, реализация ее природных и личностных потенциалов, утверждает принципы педагогического сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занков, Г.К., М.В. Кларин, В.С. Кукушкин, Б.Т. Лихачев, Г.К. Селевко, Г.Н. Сериков, В.М. Шепель и др.). Одновременно, этот подход предусматривает учет возрастных, физиологических, психических особенностей студентов с ОВЗ и инвалидов, что предполагает большую субъективную значимость используемого ими материала и стимулирует к самоценной воспитательной деятельности и саморазвитию. Уточняя наши подходы, мы исходим из понимания того, что личностно-ориентированная практика является системообразующим компонентом профессиональной подготовки студентов с ОВЗ.

Следовательно, личностно - ориентированный подход предусматривает, с нашей точки зрения, рассмотрение предмета исследования с позиции целостности человека, для которого овладение психолого-педагогической профессией в контексте его индивидуальной жизнедеятельности приобретает конкретный личностный смысл (Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, Б.Б. Коссов, А.К. Маркова, А.В. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), а осуществление личностно - ориентированного подхода к организации психолого-педагогической практики лиц с ОВЗ заключается в целенаправленном вовлечении в процесс профессионального становления будущего педагога-психолога потенциальных возможностей студента-практиканта как субъекта, личности, индивидуальности с последовательным приращением профессиональных психолого-педагогических  компетенций.

Необходимо также  отметить, что личностно - ориентированный характер воспитательного процесса повышает мотивацию и обеспечивает в определенной мере самореализацию студентов с ОВЗ при выполнении индивидуальной программы психолого-педагогической деятельности, влияет на формирование индивидуального стиля его профессиональной деятельности. В ходе анализа мы выяснили, что психолого-педагогическая практика для лиц с ОВЗ рассматривается как часть личностно - ориентированной системы профессионального образования классического вуза (факультет психологии и педагогики), предоставляющая возможность студенту стать его субъектом, осознать ее личную смыслообразующую и культурообразующую ценность, видеть в ней путь к самореализации, саморазвитию, рефлексии и смыслотворчеству, при соблюдении основных принципов ее организации - принципа доступности и непрерывности, которые распространяются на весь период вузовского обучения студентов с ОВЗ [1; 4; 8; 10].  

Летняя психолого-педагогическая практика направлена на формирование следующих компетенций согласно ФГОС ВПО [9]:

- готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);

- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6).

В результате освоения программы практики обучающийся инвалид или обучающийся с ОВЗ должен знать: закономерности развития человека в разные возрастные периоды; основные этапы развития детского коллектива; основные характеристики психологического климата, комфортного, безопасного и благоприятного для активного оздоровления и отдыха детей в соответствии с их индивидуальными особенностями; приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний, способы адаптации.

Программа обеспечивает формирование следующих умений: правильно оценивать детей, включая их индивидуальные характерологические особенности, мотивы, намерения, состояния; планировать различные виды воспитательной работы во временном детском коллективе; использовать методики изучения личностных качеств ребенка и коллектива в целом; исследовать особенности психологического климата в реальной ситуации развития коллектива; находить пути преодоления конфликтных ситуаций;- правильно оценивать сложившуюся ситуацию, действовать с ее учетом; осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности.

В процессе освоения программы студент с ограниченными возможностями здоровья овладеют: методикой разнообразных коллективных творческих дел и проведением коллективной организаторской деятельности; методикой психологического и педагогического изучения детей и подростков; диагностикой индивидуально - психологических особенностей детей, методами наблюдения и анализа воспитательного процесса в условиях временного детского коллектива; такими методами, способами, средствами, приемами эффективного общения, которые бы с минимальными затратами приводили к намеченной цели общения.

Таким образом, в ходе практики обучающийся с ОВЗ имеет множество разнообразных социальных взаимодействий, что создает и расширяет базу для адаптации; развиваются общественные навыки, коллективизм, организаторские способности, умение налаживать контакты и сотрудничать с разными людьми; формируется мировоззрение и гражданская позиция и т.д. В этой связи важно подчеркнуть, что общей целью организации психолого-педагогической практики является формирование у будущего педагога - психолога профессиональной компетенции как совокупности профессионально значимых качеств личности, а также  профессионально значимых знаний, умений и навыков. В качестве значимых качеств личности педагога-психолога необходимо выделить инициативность, ответственность, общительность, наблюдательность, умение слушать, эмпатия, рефлексия и т.п. Особое внимание необходимо уделять стимулированию активности и самостоятельности студентов - инвалидов, студентов с ограниченными возможностями здоровья, укреплению положительной мотивации в преодолении трудностей, связанных со здоровьем, способности к объективной самооценке.

Как органическая часть учебного процесса, она организуется в летний период и проводится в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков, независимо от их организационно - правовых форм: загородных оздоровительных лагерях, лагерях санаторного типа, труда и отдыха, профильных лагерях, спортивно-оздоровительных, туристических лагерях, лагерях с дневным пребыванием детей, эколого-биологических, технического творчества, краеведческих и других типах и видах учреждений, детских оздоровительных площадках, оздоровительно-воспитательных центрах, базах и комплексах, отвечающих задачам подготовки бакалавров данного профиля. Эти учреждения очень разные по назначению, условиям работы, контингенту детей, но в то же время в их деятельности много общего.

С учетом требований соответствия профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования психолого-педагогическая практика может проводиться в форме участия студентов - практикантов в роли педагога - воспитателя, помощника воспитателя, вожатого, социального педагога, руководителя детского коллектива, инструктора, руководителя кружка, руководителя досуга в учреждениях образования, специалиста по реабилитационной работе, занимающихся организацией летнего отдыха и оздоровления детей.

Индивидуальная программа практики включает в себя ряд мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности и может быть разработана в отношении обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья (нарушения слуха (глухие, слабослышащие), нарушения зрения (слепые, слабовидящие), нарушения опорно-двигательного аппарата и пр.). При определении мест прохождения производственной практики необходимо учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. Предварительно такое лицо должно предъявить заключение психолого-педагогической комиссии с рекомендациями об обучении по данной профессии, содержащее информацию о необходимых специальных условиях обучения [3].   

Рассматривая конкретную технологию осуществления летней психолого-педагогической практики, опираясь на работы С.П. Афанасьева, В.В. Воронова, С.Д. Полякова, Л.Д. Столяренко, Г.К. Селевко, Н.Е. Щурковой и др., в нашем исследовании мы используем следующую трактовку понятия «технология осуществления психолого-педагогической практики» - целенаправленный комплексный процесс воздействия педагога на воспитанников с использованием личностных, психологических, инструментальных и методических средств для эффективного достижения заданных результатов и психолого-педагогических целей.

На наш взгляд, данная деятельность должна быть сконцентрирована на психолого-педагогическом обеспечении вокруг основных личностных образований: о здоровом самоуважении (Я-концепция); о сотрудничестве; законопослушании (сила сверх-Я), наполняемых более частными личностными качествами. В этой связи цель практики студентов с ОВЗ может состоять в присвоении студентами феномена педагогической воспитательной культуры, потенциально приближающейся к технологии (коллективные, творческие дела, тренинги общения, шоу-технологии, групповые проблемные работы и пр.) и подразумевающей формирование готовности к творческой воспитательной работе.

Подход к организации психолого-педагогической практики, на наш взгляд, должен строиться на следующих основаниях: ведущей задачей практики является формирование основ психолого-педагогической культуры будущего специалиста, способствующих их профессиональному самоопределению; воспитательная деятельность студентов в период практики помогает развитию индивидуальных творческих способностей, формированию индивидуального стиля деятельности; психолого-педагогическая практика способствует выработке у студентов гуманистической педагогической позиции, принятию личности ребенка как высшей ценности, утверждая тем самым личностно - ориентированный подход к детям в современном образовании; в период практики студенты выступают как носители общечеловеческой и национальной культуры, используя опыт народной педагогики и научной психологии; в организации практики предусматривается опора на самостоятельность и ответственность студентов и др.

Все это связано с формированием умений конструировать, выполнять и контролировать различные виды и формы воспитательных ситуаций продуктивного взаимодействия, обеспечивающие развитие психолого-педагогического мышления, педагогическую умелость, профессиональную компетентность будущих специалистов [1; 7; 8; 10]. Для успешной деятельности будущего педагога - психолога в детском оздоровительном учреждении недостаточно имеющихся у него знаний, полученных при изучении теоретических дисциплин, вследствие чего студента необходимо  ознакомить с особенностями работы с временным детским объединением, системой воспитательной деятельности детского лагеря, логикой развития лагерной смены, способами планирования смены, дня, собственной педагогической деятельности, методикой проведения отрядных и массовых дел, методикой работы с микрогруппами и лидерами в условиях детского лагеря. Важно, чтобы данные знания послужили основой для формирования соответствующих умений, которые потребуются при работе в оздоровительном лагере. В качестве основных критериев оценки совокупности компетенций, которые характеризуют деятельность студентов-практикантов мы включили такие, как: мотивация деятельности, способность к педагогическому прогнозированию, организаторские способности, установка на сотрудничество, самостоятельность мышления, эмоциональная зрелость, трудолюбие, ответственность и др.

Таким образом, на результативность летней психолого-педагогической практики студентов с ОВЗ оказывают влияние: качественное планирование и правильная организация самостоятельной работы студентов, целенаправленная их подготовка к самостоятельной работе, учет личностно-временных аспектов самоорганизации деятельности студентов в ходе педагогического проектирования работы, разработка и применение технологий самостоятельной воспитательной деятельности, представляющие целостную систему и взаимосвязь общекультурной, психолого-педагогической, методической, творчески-практической подготовки.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-06- 00884.

Рецензенты:

Сериков С.Г., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск;

Котлярова И.О., д.п.н., профессор, директор Научно-образовательного центра «Педагогика непрерывного образования» ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), профессор кафедры безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), г. Челябинск.